на правах рекламы
20:40
0 $ 63.72
70.76

Сергей РОЖКОВ: «Опасно доверять газораспределительные сети непрофессионалам»

от 07.05.19 в 13:32 версия для печати
Сергей РОЖКОВ: «Опасно доверять газораспределительные сети непрофессионалам»

Заместитель главного инженера АО «Омскгазстройэксплуатация» Сергей Рожков поднимает проблему безопасной эксплуатации газопроводов, подающих газ в дома жителей региона.

Газификация давно и прочно вошла в жизнь Омска и Омской области, и, наверное, каждому омичу приходилось сталкиваться с уличными газопроводами, обеспечивающими подачу газа в дома.

Но наличие газа сегодня не означает отсутствие проблем у его потребителей в будущем.

Пользователь газа часто не задумывается: а чьи же сети, по которым мне поступает газ, и кто отвечает за их безопасную эксплуатацию?

Казалось бы, за газ я плачу, а по каким газопроводам он мне подается, не должно меня беспокоить.

Все не так просто. На территории Омска и Омской области есть немало бесхозных, неоформленных и брошенных газопроводов. Газ по таким сетям подается, но это до первого ЧП.

Почему появились бесхозные сети? Среди причин: банкротство компании-застройщика, длительность процедуры оформления газопровода, отсутствие интереса после подачи газа оформлять сети у инициативных групп граждан, ранее совместно вкладывавших деньги в строительство таких газопроводов. К тому же законодательство не ограничивает сроками процедуру оформления построенного газопровода.

Важно, что после получения права собственности на газопровод как на объект недвижимого имущества наступает ответственность за его содержание, именуемая законом как «бремя содержания».

Действующее законодательство предусматривает возможность оформления бесхозных сетей только в муниципальную собственность. Но муниципалитеты данным вопросом в большинстве случаев занимаются «неспешно», поскольку требуется понести затраты из скудного бюджета на оформление газопроводов, а после их оформления для чиновников наступает вся полнота ответственности.

При этом даже оформление бесхозных газопроводов в муниципальную собственность не гарантирует бесперебойное газоснабжение для потребителей газа в последующем. Прежде всего потому, что газопровод является опасным производственным объектом, для эксплуатации которого требуется квалифицированный и обученный персонал, круглосуточная аварийно-диспетчерская служба и соответствующая лицензия на эксплуатацию.

Поскольку у органа местного самоуправления нет ни специалистов, ни лицензии, эксплуатацией сетей занимаются специализированные коммерческие организации.

То есть орган местного самоуправления, став собственником бесхозных сетей, вынужден выстраивать взаимодействие со специализированными организациями для надлежащей эксплуатации газопроводов и бесперебойного газоснабжения потребителей.

Сегодня в Омской области есть несколько специализированных компаний, осуществляющих эксплуатацию сетей газораспределения. И органы местного самоуправления после регистрации права муниципальной собственности на газопровод должны принять решение, кому из них доверить эксплуатацию муниципальных газопроводов, по которым газ подается населению.

Закон допускает два способа такого выбора.

Первый – это торги на право аренды газовых сетей. И кто больше пообещает платить за такую аренду, тот и будет заниматься их эксплуатацией. Здесь во главу ставится не безопасность, надежность и безаварийность подачи газа по газопроводу, а коммерческая направленность в пользовании имущества, которое может приносить доход.

А что делать, если муниципальный газопровод старый, требует ремонта и никто не заинтересован платить за него аренду? И что будет, если в конкурсе победит фирма-однодневка, у которой нет ни возможности, ни намерения в длительной перспективе обеспечивать безопасную эксплуатацию стареющих и требующих серьезных капитальных вложений газопроводов? И если такая компания после победы в конкурсе начнет процедуру банкротства, кто будет выезжать на аварийные заявки и устранять повреждения на газовых сетях?

Подобные вопросы обязательно возникнут, если главным фактором при выборе муниципалитетом эксплуатирующей организации является только обещание в будущем платить большую аренду. Самый главный вопрос в этой схеме: откуда выигравшая торги коммерческая организация возьмет эту самую арендную плату? Ведь надо будет платить муниципалитету, нести затраты на содержание газопровода и пытаться еще что-то себе заработать? Очевидно, что арендную плату в доход муниципального бюджета в данном случае можно платить только за счет конечных потребителей газа, в тарифах для которых будут учитываться данные расходы.

Поэтому муниципалитет, организовав торги для выбора эксплуатирующей организации, по сути, пытается пополнить бюджет за счет конечных потребителей газа в ущерб безопасной эксплуатации и содержанию сетей.

Второй вариант выбора организации, эксплуатирующей газопровод, – это передача его предприятию, осуществляющему эксплуатацию всей сети, от которой газопровод подключен. Федеральный закон «О защите конкуренции» специально допускает возможность такой передачи без конкурса, как для организации, владеющей технологически связанными сетями.

Даже закон, призванный развивать конкуренцию, в данном случае признает целесообразность ее отсутствия. Причина – специфика линейных объектов, к которым относятся газовые сети, предназначенные прежде всего выполнять социальную функцию по обеспечению населения жилищно-коммунальными услугами.

Представьте, что газ транспортируется вам по 10 технологически связанным между собой газопроводам, каждый из которых находится в ведении различных специализированных организаций, выигравших организованные муниципалитетом торги на право их эксплуатации. Каждая организация должна содержать свою круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу, чтобы в случае ЧП на подведомственном ей участке газопровода максимально быстро возобновить газоснабжение. Расходы каждой из 10 организаций на содержание персонала таких аварийно-диспетчерских служб для эксплуатации своей части газопровода объективно необходимы и должны быть компенсированы через тарифы на газ, однако такие расходы были бы куда меньше, если бы все газопроводы по пути транспортировки газа конкретным потребителям эксплуатировала одна компания, у которой была бы одна аварийно-диспетчерская служба. В данном случае это своеобразный положительный «эффект масштаба».

Кроме того, организация, у которой уже есть газопровод, заинтересована в надлежащем техническом обслуживании подключенных от него сетей, поскольку аварийная ситуация негативно отразится на всех технологически связанных газопроводах. И если у потребителя возникнут перебои с газом, в какую из 10 компаний, обслуживающих отдельные газопроводы по пути транспортировки, ему обращаться? Как угадать, на каком газопроводе возникли проблемы? В любом случае сроки устранения аварий с учетом необходимости координации действий сотрудников различных газовых компаний будут дольше, чем при наличии единой службы.

Проблема эксплуатации газораспределительных сетей с каждым днем приобретает все большую актуальность, поскольку газовые сети изнашиваются, стареют, а значит, требуют все больших капитальных затрат. Муниципалитеты при «поддержке» прокуратуры все активнее начинают заниматься бесхозными сетями, все больше газопроводов оформляют в муниципальную собственность, однако ясности, что дальше с ними делать, пока нет. Можно сказать, что по данному вопросу нет единой четко выработанной стратегии и плана действий не только на муниципальном, но и на региональном уровне. Иногда сталкиваешься с тем, что чиновник не видит особой разницы между коммерческим муниципальным нежилым помещением, которое сдается в аренду для очередного магазина, и муниципальным газопроводом, по которому газ транспортируется населению. А ведь основное предназначение газовых сетей – обеспечить надежное и безопасное газоснабжение потребителей по доступным ценам.

Ситуация с эксплуатацией газораспределительных сетей в Омской области достигла максимальной остроты. Чтобы избежать массовых ЧП, ее нужно решать быстро и комплексно. При этом решение должно быть взвешенным и рассчитанным на долгосрочную перспективу.

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
8
Омск Информ как всегда в своём репертуаре. Статья чистая заказуха...
6
ну просто умничка! мало того что работая на областном предприянии, сами сети не хотят развивать, над техусловиями как колдун над златом чахнут, так ещё и построенные сети нужно прибрать за даром, а затем просто качать бабки за транспотритровку газа!
-1
Уральские пельмени ?
-1
Рожок, Рожок, на чужой не зарься пирожок
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх