Фонд «Петербургская политика» представил обзор «100 бывших губернаторов: карьерные траектории после отставки». Как выяснилось, лишь 26 % экс-руководителей регионов получили назначения во властных структурах. Для новой волны губернаторов-технократов это крайне тревожный сигнал.
Политолог Александр Пожалов отмечает, что большинство глав регионов, уходивших на формальное повышение в министры, полпреды, в администрацию президента или на сопоставимые позиции замминистра и замполпреда, уходили все-таки в почетную отставку.
– Это, как правило, было связано с ростом их антирейтинга у населения, плохими результатами «Единой России» на выборах или с предстоящими антикоррупционными зачистками местных элит, – цитирует эксперта газета «Ведомости».
В отношении «молодых технократов» формируются ожидания, что они отправлены в регионы на один срок и в случае успеха вернутся в новое правительство, но за два года таких примеров еще не было. Кроме того, конкуренция за право вернуться на федеральные позиции только растет.
– На федеральном уровне нет такого количества вакантных управленческих позиций. Если речь идет о крупных промышленно значимых регионах, то технократы могут рассматриваться как региональные менеджеры от ведущих ФПГ, «отвечающих» за регион, тем более что система регионального управления и региональная политика приобретают все более корпоративный характер, – подчеркнул Пожалов.
Другой политолог Александр Кынев напомнил, что большая федеральная карьера для экс-губернаторов – редкость: за последние 15 лет было всего несколько таких случаев, в том числе самый известный – назначение бывшего главы Тюменской области мэром Москвы.
– Назначение полпредами вряд ли можно считать повышением, поскольку эти фигуры – обычная номенклатура. Остальное скорее утешительные призы вроде постов аудиторов Счетной палаты или глав ведомств второго эшелона, – говорит Кынев.
Что касается новых губернаторов-технократов, то большинство из них – выходцы из федеральной номенклатуры, карьерные чиновники из министерств и корпораций.
– Учитывая возраст, вряд ли они рассчитывали, что делают карьеру, чтобы быть губернатором где-нибудь в Ивановской области или Республике Алтай. Многие из них рассматривают губернаторство как командировку. Но вернутся ли они из нее – большой вопрос: их много, а мест, на которые они рассчитывают, мало, – подчеркнул политолог. – Из периферийного региона шансы сделать карьеру малы.

Поэтому далеко не случайно Бурков пропадает в командировках в Москве, где, по официальным данным, «выбывает каждую копейку» для бюджета Омской области, а по неофициальным – пытается найти союзников, с помощью которых рассчитывает как можно скорее вернуться в Москву. Не случайно он до сих пор снимает квартиру в Омске. А все кадровые назначения губернатора из числа его знакомых и однопартийцев подчеркивают временный характер работы в регионе. С такой командой вряд ли можно рассчитывать на серьезное повышение по итогам 5-летней работы.