За все, что происходит в общественном транспорте, отвечает департамент транспорта, считает Юрий Лутков. Реформа была не подготовлена.
Индивидуальный предприниматель Юрий Лутков, являющийся организатором перевозок на коммерческих маршрутах № 97, 392, 411, 418 и 511, жестко раскритиковал транспортную реформу в Омске.
Перевозчик считает, что переход на безналичную систему оплаты проезда был не до конца продуман, а частники, которых поставили перед фактом, оказались технически не готовы к такому развитию событий. Лутков полагает, что мэрия должна была понимать: желающих приобрести электронные проездные будет в разы больше обычного, а у частных перевозчиков терминалы работали без дополнительного программного обеспечения.
– Да, муниципальный транспорт уже в январе был готов работать в новых условиях. Но организатор перевозок должен понимать, что почти 70 % рынка перевозок осуществляет частный сектор, – резонно заметил Лутков. – Это все равно что генералу заявить: «Мы завтра наступаем!», выйти красиво, выпустить красную ракету (сигнал к наступлению), а в войсках и приказа не слышали, и снаряды не завезли, часть войск и на позиции еще не вышла, а танки вообще на ремонте. Что будет в итоге? Никакого наступления не будет. А те подразделения, которые все же пойдут вперед, будут обречены.
Бизнесмен подчеркнул, что он и его коллеги не против внедрения безналичной формы оплаты, но в системе выявлены два слабых звена, которые непосредственно влияют на обслуживание пассажиров в транспорте. Это техника и программное обеспечение.
– Терминалы часто отказывают, их надо постоянно перезагружать. И совершенно непонятно, кто виноват и что делать? В каждом терминале установлена сим-карта для работы в онлайн-режиме. И если терминал не считывает информацию с транспортной карты, нужно понять: это сервер в «Пассажирсервисе» завис или перебои в сотовой связи? Наши маршруты пролегают порой в таких местах, что действительно связь может быть неустойчивой. Но вполне вероятно, что и мощности сервера не были рассчитаны на такой массовый рост операций. А в результате страдает, конечно, пассажир, который высказывает претензии водителю, – отметил Юрий Лутков.
Он считает, что за все, что происходит в общественном транспорте, отвечает департамент транспорта.
– И руководителям такого уровня надо было вначале все продумать, согласовать со всеми участниками рынка перевозок пассажиров, установить сроки подготовки и график работы с «Пассажирсервисом» и так далее. И только когда технически все было бы готово – делать заявления для граждан, – резонно полагает частный перевозчик.
Кроме того, он разделяет негодование пассажиров, которые не понимают, почему при безналичной форме оплаты стоимость проезда составляет 25 рублей, а наличкой – уже 30.
– Цена за товар, что за безналичный расчет, что за наличный, – в магазинах одна и та же, – заметил Лутков. – Все это породило массу конфликтных ситуаций, и совершенно логично и справедливо, что данной ситуацией заинтересовалась прокуратура. Может быть, это научит чиновников думать не только о муниципальных предприятиях, но и о рынке перевозок пассажиров в целом.
Прокуратура, о которой упомянул Юрий Лутков, на прошлой неделе заявила о том, что транспортная реформа в Омске привела к ограничению прав граждан при оплате проезда. Речь, в частности, шла о разной стоимости проезда при оплате транспортными картами и за наличный расчет, нехватке электронных проездных и проблемах с их пополнением, а главное – невозможности оплатить ими проезд в маршрутках.
Департамент транспорта мэрии, впрочем, доводы надзорного органа отмел, заявив, что большая часть проблем решена, а для урегулирования спорных законодательных моментов будут приняты изменения в нормативные акты.