Поиск

Директор ООО «Коминформ» Сергей Мизя считает, что действующий аэропорт Центральный еще долго сможет обеспечивать потребности Омска, если его работе не будут мешать прожектеры из околовластных структур.

РИА «Омск-Информ» продолжает следить за общественной дискуссией вокруг необходимости строительства нового омского аэропорта. История тянется еще с конца прошлого столетия. С новой силой разговоры вспыхнули после сообщения о том, что нынешний губернатор Александр Бурков представил федеральным чиновникам концепцию строительства аэропорта Омск-Федоровка и получил положительное заключение Минтранса

Как пояснили в пресс-службе облправительства, федералы готовы вложить в достройку взлетной полосы и навигационного комплекса 11,2 млрд рублей, региональный бюджет выделит 5,3 млрд рублей на прокладку сетей и коммуникаций, частные инвесторы – компании «Новапорт» и «Аэропорты регионов» – добавят еще 10,7 млрд рублей. Таким образом, общая стоимость достройки комплекса в Федоровке (15 км от городской черты) должна обойтись в 27,2 млрд рублей.

В экспертном сообществе мнения о реальности проекта разделились. Кто-то воспринял его с воодушевлением, другие аргументированно критикуют.

Бывший советник губернатора Виктора Назарова, принимавший участие в 2015 году в экспертной оценке проекта «Внешэкономбанка» (ВЭБ) по строительству аэропорта Омск-Федоровка, Сергей Мизя считает, что очередная попытка реанимации проекта провалится, поскольку опирается на старые, набившие оскомину мифы.

Миф первый, о потенциальной опасности аэропорта Омск-Центральный

– Говорят, что из-за нахождения в городской черте невозможно в полной мере обеспечить безопасность полетов. В теории любой объект транспортной инфраструктуры несет опасность. Омский аэропорт в этом плане ничем не отличается от подобных сооружений, существующих в других городах. В Нью‑Йорке, Милане, Ванкувере, Дубае, Москве и много где еще аэропорты находятся в городской черте. Согласно всем международным стандартам Омский аэропорт безопасен, о чем, кстати, прямо заявил вице-премьер Виталий Мутко во время своего последнего визита в Омск. С точки зрения экологии и шума – возможно. Но опять же, если посмотреть на трафик самолетов в полтора десятка рейсов в день, то это ничтожно малая величина.

Миф второй, о нахождении аэропорта в самом центре города

– Из-за специфического географического расположения города Омска (город растянут вдоль правого берега Иртыша на десятки километров). Левобережье – это совсем не центр Омска, скорее, окраина. Сразу за аэропортом открытое поле, в сторону которого, как правило, и производится взлет. Да, в 70-х годах прошлого столетия, рядом с аэропортом начали строить жилой массив. Но большинство московских аэропортов сейчас вообще со всех сторон застроены жилыми домами. И в Европе точно так же. На этом фоне действующий аэропорт Омска расположен чуть ли не в идеальном месте.

Миф третий, о росте пассажиропотока, в котором Омск-Центральный вот-вот захлебнется

– Наш аэропорт перевозит 1 млн пассажиров в год, и тенденция к существенному росту пассажиропотока практически нулевая. Между тем расчеты экспертов, в том числе специалистов ВЭБа, показывают, что о самоокупаемости можно говорить при пассажиропотоке в 3 млн человек. Взять их негде, Омск отнюдь не «туристская Мекка». Сделать аэропорт Омска хабом, из которого сибиряки вылетали бы в различные города мира, мы тоже уже не сможем. Бывшие менеджеры Омского аэропорта, которых туда внедрили областные чиновники, благополучно продали заправочный комплекс, и теперь у нас самый дорогой керосин относительно ближайших крупных аэропортов. Лететь из Новосибирска, Екатеринбурга, а с недавних пор и Астаны элементарно дешевле. 

Миф четвертый, о привлекательности Федоровки для инвесторов

– Принципиальная возможность привлечения федерального финансирования в объект областной собственности, а именно таковым является недострой в Федоровке, не проработана и вызывает большие сомнения. В частности, в проекте ВЭБа речь идет о том, что областной бюджет должен ежегодно выплачивать для поддержания рентабельности аэропорта Федоровка по 650 млн рублей на протяжении 5 лет. Общая сумма доплат инвестору составит минимум 5,7 млрд рублей. Выход на самоокупаемость возможен только через 39 лет. Какой частный инвестор в здравом уме решится вкладывать средства в такой объект?

К тому же инвесторы предпочитают заходить на greenfield (чистую площадку), а недостроенные здания в Федоровке последние годы варварски разрушались. Вывозилось практически все, что можно было продать: металл, трубы, дорожные плиты. Теперь же сначала надо все строения сносить под ноль, включая построенную на болоте «взлетку», а это дополнительные затраты. Фактическая цена строительства нового аэропорта, думаю, будет минимум вдвое выше суммы, озвученной пиарщиками Буркова.

Миф пятый, об отсутствии альтернативной Федоровке площадки под новый аэропорт

– Старательно замалчивается, что в Омске, в Октябрьском административном округе, есть еще один аэропорт – Северный. Он находится в ведении Минобороны и до сих пор эксплуатируется. Более того, интерес к нему в последнее время возрос. Аэропорт находится в Восточном промузле, в котором расположены несколько крупных оборонных предприятий, в том числе ПО «Полет» (филиал ФГУП ГК НПЦ им. М.В. Хруничева»). С Северного было бы удобно доставлять части ракеты «Ангара» на космодром Восточный для окончательной сборки, ведь сейчас по железной дороге ракеты едут на Дальний Восток чуть ли не месяц. На взлетно-посадочную полосу Северного длиной 3 километра уже успешно садился «Руслан» (тяжелый транспортный самолет Ан-124 грузоподъемностью 150 тонн. – РИА «Омск-информ»).

Из других плюсов этой площадки можно отметить близость автомобильных магистралей, которые в перспективе можно дополнить трамвайной линией. Также рядом все прочие необходимые коммуникации – ЛЭП, водопровод, газопровод и ливневая канализация. Само аэродромное хозяйство, правда, сейчас в запущенном состоянии, но Минобороны готово было вложить 12 млрд рублей в его модернизацию. Переговоры велись в бытность губернатора Назарова. Однако военным с местными властями договориться так и не удалось.

Затронув тему своеобразного подхода омских чиновников к привлечению инвестиций, директор «Коминформа» добавил к ней несколько пикантных подробностей:

– В свое время губернатор Назаров поручал своему заму Игорю Бондареву решить проблему трех главных омских долгостроев: метро, Федоровки и Красногорского гидроузла. Уже тогда эти долгострои были одной из главных проблем местной власти, которая пыталась найти пути, как лучше и рачительней поступить со всем этим хозяйством, не имея денег. Поскольку решение о начале строительства объектов принималось волюнтаристски, при их спешном небрежном проектировании было допущено множество ошибок. Специалисты предупредили, что достройка по экономварианту выйдет боком: метро завалится, гидроузел смоет, взлетка в Федоровке утонет. Но вдруг пошла волна с привлечением очередного инвестора в лице Виктора Вексельберга (миллиардер, президент фонда «Сколково», председатель совета директоров ГК «Ренова». – РИА «Омск-информ»). По итогам переговоров вице-губернатор Бондарев сделал одно из лучших своих публичных заявлений о том, что «хоть достраивать Федоровку будет на порядок дороже, чем реконструировать Северный, но достраивать надо именно Федоровку».

Не исключено, что секрет упорного проталкивания областными чиновниками проекта аэропорта в Федоровке заключается в желании «освоить» бюджетные деньги с выгодой для себя любимых. Плюсом может стать коррупционная рента с застройщиков земли.

– Первым активно цепляться за эту идею стал губернатор Леонид Полежаев. Он и вбухал в Федоровку огромные деньги областного бюджета, – напомнил Мизя. – Из федерального же бюджета только на закупку инертных материалов, то есть песка и щебня, было истрачено порядка 40 млн рублей. Для народа же был выдвинут аргумент о том, что городу негде развиваться, кроме как на поле Омск-Центрального.

Действительно, в бытность Полежаева ходили слухи, что за землю под действующим аэропортом успели взять задаток, пообещав площадку нужным людям из Казахстана. Тогда называлась сумма 6 млрд рублей. Впрочем, экс-советник губернатора Сергей Мизя предпочитает говорить только о том, с чем сталкивался не понаслышке:

– Лично неоднократно обсуждал с одним из апологетов проекта, который в должности омского вице-губернатор работал в Москве и должен был привлекать в Омск инвестиции. Он вполне серьезно экономику проекта представлял следующим образом: «Строительство новой полосы в Федоровке обойдется в 3 миллиарда, еще за 6 миллиардов построим инфраструктуру. А земля под аэродромом Центральный стоит 18 миллиардов. Вот 9 миллиардов мы тратим на Федоровку, а остальные 9 наши».  

Подобные схемы директор «Коминформа» считает откровенно коррупционными, а к тому же невыполнимыми:

– Недавние победные реляции для прессы – это не более чем традиция пиарщиков из окружения омских губернаторов. Таким образом населению преподносятся федеральная значимость и лоббистские возможности первого лица области, явно преувеличенные.

Кстати, самому Александру Буркову уже пришлось признать, что Федерация вовсе не торопится выделять деньги на реанимацию замороженного проекта.

Как считает Сергей Мизя, ничего катастрофического в этом нет:

– Не вижу никаких проблем в том, что Омск будет еще долго жить с аэропортом Центральный. Возможно, его нужно модернизировать, но эти затраты не идут ни в какое сравнение с «прожектом Федоровка». Был Минтрансом предложен план реконструкции Омск-Центрального стоимостью 2,2 млрд рублей, вот и надо было его реализовывать. А публичную болтовню о строительстве Федоровки пора заканчивать.

К тому же вэбовцы заложили в свой проект строительство аэропорта классом ниже, чем Омск-Центральный. Например, в существующем аэропорту 24 площадки для стоянки самолетов, а в проекте Федоровки их заложено только 12. Если бы аэропорт в Федоровке удалось построить, там ни при каких обстоятельствах не смогли бы принять самолеты Путина и Назарбаева с делегациями.

Стоит добавить, что в отличие от действительно желанного метро идея выноса аэропорта далеко за город никогда и не была востребована омичами. Да и с чего бы? Мало кого вдохновляет перспектива терять собственные время и деньги на вдруг удлинившийся путь. Власти время от времени пытаются искусственно подогревать интерес к предмету, но тут же сталкиваются с критикой в соцсетях. Больше высказываться горожанам негде, каких-либо серьезных соцопросов на тему «Нужен ли городу новый аэропорт в Федоровке?» никто не проводил и, судя по всему, не собирается.   

Директор ООО «Коминформ» Сергей Мизя считает, что действующий аэропорт Центральный еще долго сможет обеспечивать потребности Омска, если его работе не будут мешать прожектеры из околовластных структур.

РИА «Омск-Информ» продолжает следить за общественной дискуссией вокруг необходимости строительства нового омского аэропорта. История тянется еще с конца прошлого столетия. С новой силой разговоры вспыхнули после сообщения о том, что нынешний губернатор Александр Бурков представил федеральным чиновникам концепцию строительства аэропорта Омск-Федоровка и получил положительное заключение Минтранса

Как пояснили в пресс-службе облправительства, федералы готовы вложить в достройку взлетной полосы и навигационного комплекса 11,2 млрд рублей, региональный бюджет выделит 5,3 млрд рублей на прокладку сетей и коммуникаций, частные инвесторы – компании «Новапорт» и «Аэропорты регионов» – добавят еще 10,7 млрд рублей. Таким образом, общая стоимость достройки комплекса в Федоровке (15 км от городской черты) должна обойтись в 27,2 млрд рублей.

В экспертном сообществе мнения о реальности проекта разделились. Кто-то воспринял его с воодушевлением, другие аргументированно критикуют.

Бывший советник губернатора Виктора Назарова, принимавший участие в 2015 году в экспертной оценке проекта «Внешэкономбанка» (ВЭБ) по строительству аэропорта Омск-Федоровка, Сергей Мизя считает, что очередная попытка реанимации проекта провалится, поскольку опирается на старые, набившие оскомину мифы.

Миф первый, о потенциальной опасности аэропорта Омск-Центральный

– Говорят, что из-за нахождения в городской черте невозможно в полной мере обеспечить безопасность полетов. В теории любой объект транспортной инфраструктуры несет опасность. Омский аэропорт в этом плане ничем не отличается от подобных сооружений, существующих в других городах. В Нью‑Йорке, Милане, Ванкувере, Дубае, Москве и много где еще аэропорты находятся в городской черте. Согласно всем международным стандартам Омский аэропорт безопасен, о чем, кстати, прямо заявил вице-премьер Виталий Мутко во время своего последнего визита в Омск. С точки зрения экологии и шума – возможно. Но опять же, если посмотреть на трафик самолетов в полтора десятка рейсов в день, то это ничтожно малая величина.

Миф второй, о нахождении аэропорта в самом центре города

– Из-за специфического географического расположения города Омска (город растянут вдоль правого берега Иртыша на десятки километров). Левобережье – это совсем не центр Омска, скорее, окраина. Сразу за аэропортом открытое поле, в сторону которого, как правило, и производится взлет. Да, в 70-х годах прошлого столетия, рядом с аэропортом начали строить жилой массив. Но большинство московских аэропортов сейчас вообще со всех сторон застроены жилыми домами. И в Европе точно так же. На этом фоне действующий аэропорт Омска расположен чуть ли не в идеальном месте.

Миф третий, о росте пассажиропотока, в котором Омск-Центральный вот-вот захлебнется

– Наш аэропорт перевозит 1 млн пассажиров в год, и тенденция к существенному росту пассажиропотока практически нулевая. Между тем расчеты экспертов, в том числе специалистов ВЭБа, показывают, что о самоокупаемости можно говорить при пассажиропотоке в 3 млн человек. Взять их негде, Омск отнюдь не «туристская Мекка». Сделать аэропорт Омска хабом, из которого сибиряки вылетали бы в различные города мира, мы тоже уже не сможем. Бывшие менеджеры Омского аэропорта, которых туда внедрили областные чиновники, благополучно продали заправочный комплекс, и теперь у нас самый дорогой керосин относительно ближайших крупных аэропортов. Лететь из Новосибирска, Екатеринбурга, а с недавних пор и Астаны элементарно дешевле. 

Миф четвертый, о привлекательности Федоровки для инвесторов

– Принципиальная возможность привлечения федерального финансирования в объект областной собственности, а именно таковым является недострой в Федоровке, не проработана и вызывает большие сомнения. В частности, в проекте ВЭБа речь идет о том, что областной бюджет должен ежегодно выплачивать для поддержания рентабельности аэропорта Федоровка по 650 млн рублей на протяжении 5 лет. Общая сумма доплат инвестору составит минимум 5,7 млрд рублей. Выход на самоокупаемость возможен только через 39 лет. Какой частный инвестор в здравом уме решится вкладывать средства в такой объект?

К тому же инвесторы предпочитают заходить на greenfield (чистую площадку), а недостроенные здания в Федоровке последние годы варварски разрушались. Вывозилось практически все, что можно было продать: металл, трубы, дорожные плиты. Теперь же сначала надо все строения сносить под ноль, включая построенную на болоте «взлетку», а это дополнительные затраты. Фактическая цена строительства нового аэропорта, думаю, будет минимум вдвое выше суммы, озвученной пиарщиками Буркова.

Миф пятый, об отсутствии альтернативной Федоровке площадки под новый аэропорт

– Старательно замалчивается, что в Омске, в Октябрьском административном округе, есть еще один аэропорт – Северный. Он находится в ведении Минобороны и до сих пор эксплуатируется. Более того, интерес к нему в последнее время возрос. Аэропорт находится в Восточном промузле, в котором расположены несколько крупных оборонных предприятий, в том числе ПО «Полет» (филиал ФГУП ГК НПЦ им. М.В. Хруничева»). С Северного было бы удобно доставлять части ракеты «Ангара» на космодром Восточный для окончательной сборки, ведь сейчас по железной дороге ракеты едут на Дальний Восток чуть ли не месяц. На взлетно-посадочную полосу Северного длиной 3 километра уже успешно садился «Руслан» (тяжелый транспортный самолет Ан-124 грузоподъемностью 150 тонн. – РИА «Омск-информ»).

Из других плюсов этой площадки можно отметить близость автомобильных магистралей, которые в перспективе можно дополнить трамвайной линией. Также рядом все прочие необходимые коммуникации – ЛЭП, водопровод, газопровод и ливневая канализация. Само аэродромное хозяйство, правда, сейчас в запущенном состоянии, но Минобороны готово было вложить 12 млрд рублей в его модернизацию. Переговоры велись в бытность губернатора Назарова. Однако военным с местными властями договориться так и не удалось.

Затронув тему своеобразного подхода омских чиновников к привлечению инвестиций, директор «Коминформа» добавил к ней несколько пикантных подробностей:

– В свое время губернатор Назаров поручал своему заму Игорю Бондареву решить проблему трех главных омских долгостроев: метро, Федоровки и Красногорского гидроузла. Уже тогда эти долгострои были одной из главных проблем местной власти, которая пыталась найти пути, как лучше и рачительней поступить со всем этим хозяйством, не имея денег. Поскольку решение о начале строительства объектов принималось волюнтаристски, при их спешном небрежном проектировании было допущено множество ошибок. Специалисты предупредили, что достройка по экономварианту выйдет боком: метро завалится, гидроузел смоет, взлетка в Федоровке утонет. Но вдруг пошла волна с привлечением очередного инвестора в лице Виктора Вексельберга (миллиардер, президент фонда «Сколково», председатель совета директоров ГК «Ренова». – РИА «Омск-информ»). По итогам переговоров вице-губернатор Бондарев сделал одно из лучших своих публичных заявлений о том, что «хоть достраивать Федоровку будет на порядок дороже, чем реконструировать Северный, но достраивать надо именно Федоровку».

Не исключено, что секрет упорного проталкивания областными чиновниками проекта аэропорта в Федоровке заключается в желании «освоить» бюджетные деньги с выгодой для себя любимых. Плюсом может стать коррупционная рента с застройщиков земли.

– Первым активно цепляться за эту идею стал губернатор Леонид Полежаев. Он и вбухал в Федоровку огромные деньги областного бюджета, – напомнил Мизя. – Из федерального же бюджета только на закупку инертных материалов, то есть песка и щебня, было истрачено порядка 40 млн рублей. Для народа же был выдвинут аргумент о том, что городу негде развиваться, кроме как на поле Омск-Центрального.

Действительно, в бытность Полежаева ходили слухи, что за землю под действующим аэропортом успели взять задаток, пообещав площадку нужным людям из Казахстана. Тогда называлась сумма 6 млрд рублей. Впрочем, экс-советник губернатора Сергей Мизя предпочитает говорить только о том, с чем сталкивался не понаслышке:

– Лично неоднократно обсуждал с одним из апологетов проекта, который в должности омского вице-губернатор работал в Москве и должен был привлекать в Омск инвестиции. Он вполне серьезно экономику проекта представлял следующим образом: «Строительство новой полосы в Федоровке обойдется в 3 миллиарда, еще за 6 миллиардов построим инфраструктуру. А земля под аэродромом Центральный стоит 18 миллиардов. Вот 9 миллиардов мы тратим на Федоровку, а остальные 9 наши».  

Подобные схемы директор «Коминформа» считает откровенно коррупционными, а к тому же невыполнимыми:

– Недавние победные реляции для прессы – это не более чем традиция пиарщиков из окружения омских губернаторов. Таким образом населению преподносятся федеральная значимость и лоббистские возможности первого лица области, явно преувеличенные.

Кстати, самому Александру Буркову уже пришлось признать, что Федерация вовсе не торопится выделять деньги на реанимацию замороженного проекта.

Как считает Сергей Мизя, ничего катастрофического в этом нет:

– Не вижу никаких проблем в том, что Омск будет еще долго жить с аэропортом Центральный. Возможно, его нужно модернизировать, но эти затраты не идут ни в какое сравнение с «прожектом Федоровка». Был Минтрансом предложен план реконструкции Омск-Центрального стоимостью 2,2 млрд рублей, вот и надо было его реализовывать. А публичную болтовню о строительстве Федоровки пора заканчивать.

К тому же вэбовцы заложили в свой проект строительство аэропорта классом ниже, чем Омск-Центральный. Например, в существующем аэропорту 24 площадки для стоянки самолетов, а в проекте Федоровки их заложено только 12. Если бы аэропорт в Федоровке удалось построить, там ни при каких обстоятельствах не смогли бы принять самолеты Путина и Назарбаева с делегациями.

Стоит добавить, что в отличие от действительно желанного метро идея выноса аэропорта далеко за город никогда и не была востребована омичами. Да и с чего бы? Мало кого вдохновляет перспектива терять собственные время и деньги на вдруг удлинившийся путь. Власти время от времени пытаются искусственно подогревать интерес к предмету, но тут же сталкиваются с критикой в соцсетях. Больше высказываться горожанам негде, каких-либо серьезных соцопросов на тему «Нужен ли городу новый аэропорт в Федоровке?» никто не проводил и, судя по всему, не собирается.