на правах рекламы
23:37
-2 $ 66.33
75.58

Валерий КАПЛУНАТ: «Если бы Бурков не сменил команду, мы бы увидели повторение пройденного»

от 24.12.18 в 17:12 версия для печати
Валерий КАПЛУНАТ: «Если бы Бурков не сменил команду, мы бы увидели повторение пройденного»

Председатель совета директоров компании «Омсктехуглерод» прокомментировал итоги формирования регионального правительства нового созыва.

Переформатирование регионального правительства, в одночасье произведенное губернатором Александром Бурковым, вызвало весьма противоречивую общественную реакцию. Разброс комментариев чрезвычайно широк – от положительных до резко негативных.  Понятно, что это все сугубо эмоциональные оценки, поскольку в управленческой науке вообще не существует категорий «хорошо – плохо».

Конечно же, сегодня нельзя утверждать, что все назначения главы региона оптимальны, и точно так же нет оснований говорить, что он все сделал неправильно. Хотя бы потому, что кадровая селекция не является неким одномоментным актом – это всегда процесс, требующий постоянных корректировок, видоизменения места и роли людей на основе анализа их способностей и возможностей. На данный момент никто не знает, каким образом в регионе будет трансформироваться управленческая система в дальнейшем. И уж точно Александр Бурков имеет полное право выстраивать ту модель, которую он считает наиболее эффективной.

А если вести речь о каких-то оценках, могу просто предположить, что глава региона избежал бы некоторых нежелательных моментов, если бы произвел перестановки в правительстве сразу после своего назначения в область. Ведь он пришел в команду, которая потерпела поражение. Причем менять нужно было даже не людей, а саму порочную модель управления. Тем более что ее не принял федеральный центр, который, по сути, выставил «двойку» ключевым руководителям региона. Тогда и слова бы никто не сказал – таковы требования Москвы. Точка. И обид бы никаких не было. А сейчас людям, которые рассчитывали работать дальше и неожиданно оказались за бортом, конечно же, обидно. Вроде как губернатор поступил с ними несправедливо.

Понятно, что за год Александр Бурков имел возможность оценить все риски сохранения прежней команды. Есть основания полагать, что предпринимались попытки оказать на него давление, причем весьма серьезное. С демонстрацией механизмов, с помощью которых можно подвести под монастырь любого чиновника.

Судя по кадровым перестановкам, губернатор это давление выдержал, хотя, учитывая длительную временную паузу, вряд ли принятые решения дались ему легко. Очевидно, были определенные опасения, что существующая властная конструкция в регионе имела признаки мафиозности. Похоже, что отставка каких-то фигур в той или иной форме согласовывалась с Москвой. А практика показывает, что алгоритм взаимодействия федерального центра с региональными лидерами сегодня простой: считаешь, например, что генерал  в правительстве области лишний – пожалуйста, увольняй. Это твое право и твоя зона ответственности.

В принципе, Александр Бурков мог вообще полностью сохранить старую команду – никто его перестановки делать наверняка не заставлял. Но проблема-то, повторю, не в каких-то конкретных чиновниках – проблема именно в модели управления. Приняли бы оставшиеся на своих постах люди новые правила игры, предложенные губернатором? Видимо, глава региона убедился, что нет.

К слову, мы столкнулись с подобной ситуацией после покупки Волгоградского завода технического углерода. Тогда я собрал топ-менеджеров и совершенно искренне объяснил, что будут другие правила игры, другая модель, другая ответственность. Теневых доходов мы не потерпим, поскольку это двойная игра, которая никогда не бывает эффективной. Из-за таких игр, завод, в общем-то, и захирел, что заставило собственников выставить его на продажу.

Сказать, что моя речь вызвала энтузиазм, было бы сильным преувеличением. Почти сразу против нас были сфабрикованы два уголовных дела, поскольку основными бенефициарами криминальных схем, опутавших предприятие, являлись влиятельные силовики. Какое-то время заводские управленцы хладнокровно наблюдали, чем все закончится, а когда увидели, что принципы управления не меняются, стали дружно писать заявления на увольнение. Они попросту поняли, что от менеджеров теперь требуются совсем другие качества и что в выстраиваемой модели для них места не будет. Мокрица на ярком солнце существовать не может. Нам даже выгонять почти никого не пришлось – они сами двинулись на выход.

Герой замечательного советского фильма высказал своему оппоненту убийственное пожелание: «Чтоб ты жил на одну зарплату!» До сих пор зрители смеются. И сегодня фраза не менее актуальна, чем полвека назад. Ведь без реализации данного принципа по определению невозможно построить нормальную управленческую модель. Именно он является тем фундаментом, который обеспечивает устойчивость любой организационной структуры.

Казалось бы, ничего тут сложного нет. Нужно просто подобрать соответствующие кадры, дать им мотивацию, создать механизмы контроля, систему делегирования полномочий и так далее. Вещи общеизвестные. Но в том-то и дело, что здоровая система несовместима с откатами, двойной бухгалтерией, какими-то левыми схемами. Тогда у людей возникает уже совсем другая мотивация, устанавливаются другие отношения, автоматически запускается механизм отрицательной кадровой селекции и, в конечном счете, начинает рушиться вся управленческая конструкция.

Почему, к примеру, сегодня оказалась в столь тяжелом положении одна алкогольная фирма? Именно потому. По сути, на предприятии было организовано подпольное производство нелегальной водки и пива. К созданию криминальной схемы, видимо, приложили руку коррумпированные покровители, но ведь реализовывали ее топ-менеджеры самой компании. Понятно, в какой стороне лежали их личные интересы. Увы, результат закономерный: компания получила финансовую пробоину в сотни миллионов рублей, потеряла позиции на рынке, понесла огромный репутационный ущерб.

На «Омсктехуглероде» нет покровительства репрессивных структур – потому нет и теневой модели. Соответственно, у менеджеров нет иных источников доходов, кроме зарплаты. Между тем, обороты предприятия значительны, и этими огромными деньгами управляют наемные работники. И, как ни странно, не воруют. Значит, можно создать нормальную модель? Мы же живем в одной стране, в одном городе, по одним законам. И с управленческой точки зрения, нет никакой разницы между коммерческой организацией и государственной структурой.

Скажем, чиновник, который не живет на одну зарплату, всегда будет уязвимым звеном управленческой системы. Хотя бы потому, что на него заведомо есть компромат. Следовательно, им можно манипулировать, принуждать выполнять задачи, которые диаметрально противоположны интересам государства и общества. К сожалению, вынужден признать, что предыдущему губернатору Виктору Назарову не удалось реализовать прогрессивный вариант развития региона.

Кстати, при губернаторе тогда функционировала комиссия по борьбе с коррупцией. Назначили туда руководителем условного Тяпкина-Ляпкина и начали притворяться, что с порочным явлением мы вроде как боремся. Ну, и напритворялись – почти весь кабинет министров оказался под уголовными делами.

Понятно, что отсутствие левых доходов и, соответственно, компромата не является гарантией эффективности работы управленцев. Отсечение патологии – это просто условие, без которого в принципе невозможно никакое развитие. Вот есть здоровый организм, а есть организм, отравленный хроническим употреблением нарзана и прочими излишествами. Криминальная система управления – это как человек, выпивающий  бутылку водки в день. Какая может быть эффективность при таком образе жизни?

Причем выбор алгоритмов поведения при столкновении с подобной моделью невелик: либо вы смиряетесь с ней, либо выкорчевываете под корень. Невозможно сделать так, чтобы были и овцы целы, и волки сыты. Я опять же не говорю, что Александр Бурков кого-то конкретно должен был уволить, а кого-то оставить, но если бы он сохранил без изменений прежнюю команду, то, скорее всего, повторил бы путь предыдущего губернатора.

А сейчас у главы региона есть шансы построить принципиально иную управленческую модель, и лично я, например, оцениваю эти шансы достаточно высоко. Совершенно очевидно, что серьезную поддержку ему оказывает Москва – наш регион уже явно не находится на задворках ее интересов. И то, что удалось выстроить системный диалог с федеральным центром, безусловно, является заслугой Александра Буркова.

Вполне конструктивные отношения складываются у него и с правоохранительными органами. Не хочу делать никому реверансов, но, с моей точки зрения, первые лица региональных силовых структур решают сегодня именно те задачи, которые четко сопрягаются с задачами, поставленными руководством страны. Все они достойные люди, и нет никакой информации, позволяющей утверждать обратное.

Кстати, почему-то считается, что губернатор не имеет эффективных рычагов влияния на силовиков. Это далеко не так, на самом деле, в его распоряжении достаточно механизмов контроля. К примеру, если глава региона видит, что правоохранители крышуют какие-то проекты, подрывая тем самым налогооблагаемую базу региона, он может направить соответствующую информацию в федеральный центр и потребовать наведения порядка. Уверяю вас, поддержка будет предоставлена.

Более того, точка зрения губернатора очень дорого стоит. В конце концов, в стране не так много людей, которые имеют возможность лично общаться с президентом. Таковых максимум 150 человек. Александр Бурков входит в их число и спокойно может обратиться к главе государства по поводу каких-то криминальных аспектов деятельности силовиков. Можно не сомневаться в том, что реакция последует мгновенная и ошеломляющая. Да и вообще, если федеральные правоохранительные органы оперативно реагируют на наши заявления, что говорить о губернаторе, который находится совсем в другой весовой категории.

А что касается пессимистичных прогнозов относительно перспектив экономического развития региона, то все они тоже из области эмоций. К примеру, с точки зрения предпринимательского климата, опять-таки нет понятия хорошие или плохие условия. Бизнес оценивает ситуацию в другой системе координат. Ему нужны не какие-то особые преференции, а стабильность и четкие правила игры. Причем установленные правила должны одинаково соблюдаться с обеих сторон – как со стороны государства, так и со стороны самих субъектов предпринимательства. Вот и все. Это и есть тот фундамент, на котором можно строить эффективную модель бизнеса, четко интегрированную в модель всей системы государственного управления.

И по отношению к нашему проекту я могу судить, что позитивные изменения происходят. По крайней мере, стремление соблюдать правила игры налицо. Как со стороны федерального центра, так и на региональном уровне. На мой взгляд, эта тенденция дает основания для сдержанного оптимизма.





Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому Федеральному Округу 21 июня 2006 года.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ИА №ФС12-0883 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх