Поиск

Эксперт Общественного совета при РЭК полагает, что рынок пассажироперевозок в Омске уже скоро может полностью перейти к частникам.

Директор ООО «Коминформ», член Общественного совета при РЭК Омской области Сергей Мизя искренне недоумевает, для чего мэрия города решила сделать подарок частным перевозчикам, значительно повышая цену на проезд в муниципальном транспорте с 1 января 2019 года.  

– Во время обсуждения экономически обоснованных тарифов на пассажироперевозки в Омске на заседании Общественного совета при Региональной энергетической комиссии прозвучало много странного и непонятного с точки зрения основ рыночной экономики, – говорит Сергей Мизя. – Директор департамента транспорта администрации Омска Александр Вялков так и не дал внятных объяснений, что же происходит на самом деле.

ПП-8 предложило предельный тариф на пассажироперевозки в 2019 году в размере 53,29 рубля, а «Электрический транспорт» – 45,96 рубля. Частные перевозчики запросили повышение тарифов в диапазоне от 25 до 28 рублей.

В результате цифры были «подрезаны» до 40,94 рубля для ПП-8 и до 40,67 рубля для электротранспортного предприятия. А депутаты горсовета приняли решение о повышении цен на проезд в муниципальном транспорте до 30 рублей за наличный расчет и 25 рублей по безналу с 1 января 2019 года. То есть фактически цена на проезд для граждан вырастет на 36 % при наличном расчете.

И хотя для пенсионеров, студентов и школьников сохранены льготы при расчете по безналу, трудно представить, как ими смогут воспользоваться малообеспеченные старики, не часто пользующиеся транспортом. Да и отличаться столь существенно наличный от безналичного расчета не должен. Не говоря уж о том, что Омск оказался городом с наиболее высокими ценами на проезд в общественном транспорте в Сибири при почти самых низких зарплатах в СФО. 

Для того чтобы разобраться в ситуации на рынке пассажироперевозок в Омске, нужно вначале немного поговорить о статистике и конкретных цифрах. Несколько лет тому назад, еще при прежнем руководителе комиссии Константине Марченко, на Общественном совете при РЭК начали обсуждать накопившиеся проблемы в оказании услуг по перевозке пассажиров в Омске, и тогда выяснилась одна занятная особенность. В Красноярске, городе, сопоставимом с Омском по количеству пассажиров, в основном их возили на пазиках («газелей» не было), все транспортные предприятия платили 4,5 млрд рублей налогов в год. У нас, в Омске, в то время муниципалы платили 500 миллионов в год, а частники – 20 млн.

В 2017 году, как заявил Вялков, все муниципальные предприятия заплатили 700 млн рублей налогов, а частники – 58 млн рублей. При этом муниципальный транспорт перевез 60 млн пассажиров, а частный – 120 млн. То есть доля рынка пассажироперевозок, контролируемая муниципалами, снизилась до трети.

А теперь посмотрим, с какими экономическими показателями сработало ПП-8 в прошлом году? Баланс: 188 млн рублей, выручка – 371 млн рублей, чистый убыток – 18 млн рублей. Если посмотреть на эти же показатели за последние четыре года, то у МП «ПП-8» выручка системно снижалась с 437,196 млн рублей в 2014 году до 370,849 млн рублей, а убыток в 2014 году был 26,834 млн рублей, в 2015 году – 45,986 млн рублей, в 2017 году – 16,457 млн рублей и лишь 2016 год был завершен с прибылью 4,163 млн рублей. Таким образом, годовая выручка предприятия снизилась на 66 млн рублей, и оно было практически системно убыточным.

При этом предприятие в 2017 году как-то умудрилось заключить несколько сделок с государственными предприятиями: два госконтракта на 1 млрд и 9 контрактов на сумму 1,8 млрд рублей. Это просто фантастика! К тому же, как следует из прессы, МП «ПП-8» арендовало весь подвижной состав других МП, которые, в свою очередь, имеют задолженности по налогам и перед поставщиками моторного топлива. Муниципальные предприятия накопили десятки миллионов долгов, а затем вдруг все разом передали свои средства производства и источники доходов в аренду – это, по-моему, чистейшей воды преднамеренное банкротство.   

Удивительно, но, имея такой баланс, чистый убыток и деловую репутацию, МП «ПП-8» смогло совершить госзакупки на столь крупную сумму. Так кто же решился стать поставщиком для омичей? «Безрассудным смельчаком» оказалось ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» из Салехарда. Думаю, что государственная компания могла совершить подобную сделку с таким клиентом, как МП «ПП-8», только под финансовую гарантию мэрии Омска.

Как следует из публичных заявлений Вялкова, МП «ПП-8» получило в лизинг 220 автобусов. Часть из них будет работать на компримированном газе (метане). В Омске нет ни одной заправки для такого транспорта. Правда, есть две передвижные компрессорные станции, которые, по словам Вялкова, якобы легко справятся с заправкой муниципальных автобусов, но требования разрешительных органов к организации подобных заправок на порядок выше, чем к стандартным битопливным заправкам. Само по себе странновато, не правда ли?           

Но вновь обратимся к цифрам, чтобы понять, что взяли в лизинг Вялков и К. Как следует из официального отчета: по договору № 542 получено  100 автобусов ЛУИДОР 2250 DS, по договору № 454 – 20 автобусов НефАЗ 5299-30-56 и по договору № 415 100 автобусов ПАЗ 3204350-04.  По данным официальных дилеров, максимальные цены на перечисленные выше марки автобусов: ЛУИДОР 2250 – 1 млн 650 тыс. рублей, ПАЗ 3204350-04 – 1 млн 795 тыс. рублей (битопливный) и НефАЗ 5299-30-56 – около 7 млн 200 тыс. рублей на компримированном газе.

Стоимость автобусов ЛУИДОР должна была составить около 165 млн рублей, марки ПАЗ – около 179,5 млн рублей и НефАЗ – около 144 млн рублей. В сумме сделка около 488,5 млн рублей. Возникает вопрос: что еще закуплено или получено в лизинг МП «ПП-8» на сумму 1 млрд 300 млн рублей? Если это просто завышена общая контрактная стоимость автобусов, то на этот вопрос должны дать ответ сотрудники правоохранительных органов.

Таким образом, бизнес системно убыточного МП «ПП-8» дополнительно обременен огромными арендными платежами. Вероятность того, что оно как-то сможет выбраться из финансовой ямы, крайне низка. Отсюда аппетиты – поднять тариф до 30 рублей, чтобы заработать дополнительный миллиард рублей. Но те, кто провернул всю эту дурно пахнущую комбинацию, видимо, не понимают, что делает частникам поистине царский подарок, давая возможность увеличить стоимость проезда до 28 рублей.

При этом муниципалы обирают население дважды. Люди платят живые деньги МП «ПП-8» за проезд, и оно получит доплату из бюджета, еще от 10 до 15 рублей за каждого пассажира. Но эти доплаты также собираются с омичей в виде налогов. Фактически это многолетняя оплата нами «разрухи в головах муниципальных чиновников». Как не вспомнить и то, что ПП-8 недавно заключило договор о поставках дизельного топлива по 60 рублей/литр, что на 15–20 % выше рынка. Характерно, что обе сделки совершены с единственным поставщиком.

Что мы имеем на сегодня? ПП-8 намерено существенно обновить автобусный парк, заключив, видимо, кабальные договора с лизинговой компанией. Но лизинг – это всего лишь долгосрочная аренда. При пропуске даже одного ежемесячного лизингового платежа владелец транспорта сразу же поднимет арендную ставку.  А если арендатор платить не сможет дольше, транспорт возвращается лизингодателю.

При таком сценарии Омск рискует остаться без муниципального транспорта и с огромной дырой в бюджете. Произойти подобное может уже в 2019 году.           

Тут нужно разбираться и прокуратуре, и депутатам горсовета, соответствует ли действующему законодательству, указаниям правительства и президента РФ о сдерживании тарифов на уровне инфляции одномоментное повышение стоимости проезда в Омске на 36 %? На последних, впрочем, надежды мало. Ведь это именно народные избранники проголосовали за новые цены за проезд в городском транспорте. Это их руками мэрия сделала царский подарок частным перевозчикам, которые могут получить рынок пассажироперевозок практически целиком уже в ближайшем будущем. 

1735

Эксперт Общественного совета при РЭК полагает, что рынок пассажироперевозок в Омске уже скоро может полностью перейти к частникам.

Директор ООО «Коминформ», член Общественного совета при РЭК Омской области Сергей Мизя искренне недоумевает, для чего мэрия города решила сделать подарок частным перевозчикам, значительно повышая цену на проезд в муниципальном транспорте с 1 января 2019 года.  

– Во время обсуждения экономически обоснованных тарифов на пассажироперевозки в Омске на заседании Общественного совета при Региональной энергетической комиссии прозвучало много странного и непонятного с точки зрения основ рыночной экономики, – говорит Сергей Мизя. – Директор департамента транспорта администрации Омска Александр Вялков так и не дал внятных объяснений, что же происходит на самом деле.

ПП-8 предложило предельный тариф на пассажироперевозки в 2019 году в размере 53,29 рубля, а «Электрический транспорт» – 45,96 рубля. Частные перевозчики запросили повышение тарифов в диапазоне от 25 до 28 рублей.

В результате цифры были «подрезаны» до 40,94 рубля для ПП-8 и до 40,67 рубля для электротранспортного предприятия. А депутаты горсовета приняли решение о повышении цен на проезд в муниципальном транспорте до 30 рублей за наличный расчет и 25 рублей по безналу с 1 января 2019 года. То есть фактически цена на проезд для граждан вырастет на 36 % при наличном расчете.

И хотя для пенсионеров, студентов и школьников сохранены льготы при расчете по безналу, трудно представить, как ими смогут воспользоваться малообеспеченные старики, не часто пользующиеся транспортом. Да и отличаться столь существенно наличный от безналичного расчета не должен. Не говоря уж о том, что Омск оказался городом с наиболее высокими ценами на проезд в общественном транспорте в Сибири при почти самых низких зарплатах в СФО. 

Для того чтобы разобраться в ситуации на рынке пассажироперевозок в Омске, нужно вначале немного поговорить о статистике и конкретных цифрах. Несколько лет тому назад, еще при прежнем руководителе комиссии Константине Марченко, на Общественном совете при РЭК начали обсуждать накопившиеся проблемы в оказании услуг по перевозке пассажиров в Омске, и тогда выяснилась одна занятная особенность. В Красноярске, городе, сопоставимом с Омском по количеству пассажиров, в основном их возили на пазиках («газелей» не было), все транспортные предприятия платили 4,5 млрд рублей налогов в год. У нас, в Омске, в то время муниципалы платили 500 миллионов в год, а частники – 20 млн.

В 2017 году, как заявил Вялков, все муниципальные предприятия заплатили 700 млн рублей налогов, а частники – 58 млн рублей. При этом муниципальный транспорт перевез 60 млн пассажиров, а частный – 120 млн. То есть доля рынка пассажироперевозок, контролируемая муниципалами, снизилась до трети.

А теперь посмотрим, с какими экономическими показателями сработало ПП-8 в прошлом году? Баланс: 188 млн рублей, выручка – 371 млн рублей, чистый убыток – 18 млн рублей. Если посмотреть на эти же показатели за последние четыре года, то у МП «ПП-8» выручка системно снижалась с 437,196 млн рублей в 2014 году до 370,849 млн рублей, а убыток в 2014 году был 26,834 млн рублей, в 2015 году – 45,986 млн рублей, в 2017 году – 16,457 млн рублей и лишь 2016 год был завершен с прибылью 4,163 млн рублей. Таким образом, годовая выручка предприятия снизилась на 66 млн рублей, и оно было практически системно убыточным.

При этом предприятие в 2017 году как-то умудрилось заключить несколько сделок с государственными предприятиями: два госконтракта на 1 млрд и 9 контрактов на сумму 1,8 млрд рублей. Это просто фантастика! К тому же, как следует из прессы, МП «ПП-8» арендовало весь подвижной состав других МП, которые, в свою очередь, имеют задолженности по налогам и перед поставщиками моторного топлива. Муниципальные предприятия накопили десятки миллионов долгов, а затем вдруг все разом передали свои средства производства и источники доходов в аренду – это, по-моему, чистейшей воды преднамеренное банкротство.   

Удивительно, но, имея такой баланс, чистый убыток и деловую репутацию, МП «ПП-8» смогло совершить госзакупки на столь крупную сумму. Так кто же решился стать поставщиком для омичей? «Безрассудным смельчаком» оказалось ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» из Салехарда. Думаю, что государственная компания могла совершить подобную сделку с таким клиентом, как МП «ПП-8», только под финансовую гарантию мэрии Омска.

Как следует из публичных заявлений Вялкова, МП «ПП-8» получило в лизинг 220 автобусов. Часть из них будет работать на компримированном газе (метане). В Омске нет ни одной заправки для такого транспорта. Правда, есть две передвижные компрессорные станции, которые, по словам Вялкова, якобы легко справятся с заправкой муниципальных автобусов, но требования разрешительных органов к организации подобных заправок на порядок выше, чем к стандартным битопливным заправкам. Само по себе странновато, не правда ли?           

Но вновь обратимся к цифрам, чтобы понять, что взяли в лизинг Вялков и К. Как следует из официального отчета: по договору № 542 получено  100 автобусов ЛУИДОР 2250 DS, по договору № 454 – 20 автобусов НефАЗ 5299-30-56 и по договору № 415 100 автобусов ПАЗ 3204350-04.  По данным официальных дилеров, максимальные цены на перечисленные выше марки автобусов: ЛУИДОР 2250 – 1 млн 650 тыс. рублей, ПАЗ 3204350-04 – 1 млн 795 тыс. рублей (битопливный) и НефАЗ 5299-30-56 – около 7 млн 200 тыс. рублей на компримированном газе.

Стоимость автобусов ЛУИДОР должна была составить около 165 млн рублей, марки ПАЗ – около 179,5 млн рублей и НефАЗ – около 144 млн рублей. В сумме сделка около 488,5 млн рублей. Возникает вопрос: что еще закуплено или получено в лизинг МП «ПП-8» на сумму 1 млрд 300 млн рублей? Если это просто завышена общая контрактная стоимость автобусов, то на этот вопрос должны дать ответ сотрудники правоохранительных органов.

Таким образом, бизнес системно убыточного МП «ПП-8» дополнительно обременен огромными арендными платежами. Вероятность того, что оно как-то сможет выбраться из финансовой ямы, крайне низка. Отсюда аппетиты – поднять тариф до 30 рублей, чтобы заработать дополнительный миллиард рублей. Но те, кто провернул всю эту дурно пахнущую комбинацию, видимо, не понимают, что делает частникам поистине царский подарок, давая возможность увеличить стоимость проезда до 28 рублей.

При этом муниципалы обирают население дважды. Люди платят живые деньги МП «ПП-8» за проезд, и оно получит доплату из бюджета, еще от 10 до 15 рублей за каждого пассажира. Но эти доплаты также собираются с омичей в виде налогов. Фактически это многолетняя оплата нами «разрухи в головах муниципальных чиновников». Как не вспомнить и то, что ПП-8 недавно заключило договор о поставках дизельного топлива по 60 рублей/литр, что на 15–20 % выше рынка. Характерно, что обе сделки совершены с единственным поставщиком.

Что мы имеем на сегодня? ПП-8 намерено существенно обновить автобусный парк, заключив, видимо, кабальные договора с лизинговой компанией. Но лизинг – это всего лишь долгосрочная аренда. При пропуске даже одного ежемесячного лизингового платежа владелец транспорта сразу же поднимет арендную ставку.  А если арендатор платить не сможет дольше, транспорт возвращается лизингодателю.

При таком сценарии Омск рискует остаться без муниципального транспорта и с огромной дырой в бюджете. Произойти подобное может уже в 2019 году.           

Тут нужно разбираться и прокуратуре, и депутатам горсовета, соответствует ли действующему законодательству, указаниям правительства и президента РФ о сдерживании тарифов на уровне инфляции одномоментное повышение стоимости проезда в Омске на 36 %? На последних, впрочем, надежды мало. Ведь это именно народные избранники проголосовали за новые цены за проезд в городском транспорте. Это их руками мэрия сделала царский подарок частным перевозчикам, которые могут получить рынок пассажироперевозок практически целиком уже в ближайшем будущем. 

1735