Старейший омский парламентарий рассказывает, как формировалось Законодательное собрание Омской области и с чем столкнулись народные избранники.
12 апреля исполняется 25 лет региональному парламенту. Наш корреспондент встретился с депутатом первого созыва Виктором Артемьевым и попросил его вспомнить то горячее время начала 90-х.
– Депутаты начала 90-х и депутаты 2010-х – что их отличает, Виктор Николаевич?
– Сама система выборов тогда была другой. Не было никаких партийных списков, политтехнологов, фракций с партийной дисциплиной. Народ избирал депутатов исключительно по деловым качествам. Почти не было предпринимателей. Были крупные хозяйственники, директора предприятий, хозяйств, главы районов. Все они обладали колоссальным опытом общения с людьми. У каждого за плечами – годы управления большим коллективом – заводом, совхозом, районом, которые их выдвинули в законодательную власть. Сейчас среди депутатов нет ни одного главы района, они по федеральному законодательству не имеют права избираться. У нас депутатом Законодательного собрания были 4 главы районов и председатель городского Совета. Тогда можно было эти должности совмещать. Избиратели здесь только выигрывали.
– Как же вами можно было «руководить», без партийной принадлежности?
– Никак, в этом и состояла сложность. Оппозиция, конечно, тоже была, но чтобы она противопоставляла себя всем, не могу сказать. Может быть, один-два раза. Все решения принимались сообща. Кстати, во втором созыве, куда много депутатов перешло из первого, партийных списков тоже еще не было. Появились только депутатские группы.
Два или три раза предложения губернатора не получали поддержки. Механизмов давления на депутатов просто не было, потому что не было фракций, соответственно, и партийной дисциплины.
– Зато сейчас есть партийные списки?
– Считаю их недостатком то, что в них могут попасть люди, ничем себя не проявившие. Никого не хочу критиковать. Но сугубо партийный списочный состав – это определенная недоработка для депутатского состава.
– В ходе обсуждения законопроектов баталии кипели?
– Никаких баталий не было. Позиция губернатора по отношению к нам была очень осторожной: кто знает, какой они закон примут, как с ними себя вести? Депутаты старались свою гражданскую позицию выразить в законах. Законы рождались не в юридическом управлении, а в комитетах. Я был в комитете по законодательным предположениям, законности и правопорядку. Все законопроекты сначала обсуждались в комитетах, между депутатами, на встречах с населением, мы «предполагали», как они будут работать, дорабатывали законопроект в комитете, только потом выдвигали на общее обсуждение. Надо отдать должное Николаю Петровичу Ковыршину, председателю нашего комитета, – он проделал колоссальную работу, чтобы эти законы работали по сегодняшний день. Именно на их основе потом преодолевались все последующие вызовы.
– Что было главным в повестке дня?
– Конечно, бюджет. Как и сейчас, он был социально направлен. Но мы всегда уделяли внимание вопросам, которые остро касаются судеб людей. Например, отдельной строкой в бюджете была прописана поддержка в лечении детей с задержкой роста. Это карликовые дети, их в регионе немного, человек 40. Там очень дорогостоящие препараты, и если вовремя их давать, у ребенка активизируются ростковые зоны и начинается рост. Казалось бы, мелочь, но депутаты внимательно отнеслись к этому вопросу.
Или вопрос с поддержкой общественных организаций. К Варнавскому постоянно шли делегации общественников. После обсуждения в комитетах в бюджете появилась строка: «поддержка общественных организаций». С того момента начался конкурсный отбор общественных организаций на эти гранты. Именно социально направленных, которые через волонтерство помогают людям. Президент России сейчас призывает больше доверять общественным организациям, включать их поддержку в бюджет. В Омской области это делается уже давно, с первого созыва.
– Как депутаты взаимодействовали с исполнительной властью?
– На заседании каждого комитета обязательно присутствовал представитель администрации Омской области. Старались все решать в рабочем порядке. Нужно было определить, что такое комитеты Законодательного собрания, как им работать, начиная от помещения и заканчивая аппаратом. Прописывали весь алгоритм. Законодательных инициатив было много, нужно было закон сформировать, понять, как он будет работать, все это прописать, подобрать юристов.
– Почему, обсуждая закон о статусе депутата Законодательного собрания, на первом созыве вы обошли вопрос о депутатских льготах?
– Конечно, можно было и льготы себе накрутить, и проценты. Возможности предоставлялись самые широкие. Но этого никто делать не собирался, потому что понимали – спекулировать тут нельзя.
По всей стране было, по сути, ручное управление: законов нет, властной вертикали нет, зато есть звонки из Москвы и указы Ельцина. И областной Совет народных депутатов, как остаток советского периода, в 250 человек. Собрать их оперативно было просто нереально, поэтому избрали в его составе малый совет – в 30 человек. Но в него прошли совсем не те, кого бы власть там хотела видеть. Мы, как первые, начинали в условиях импровизации, опираясь исключительно на личный опыт и поддержку людей.
– Как депутаты формировали свое мнение, если не было ни фракций, ни партийной дисциплины, ни кнопок для голосования?
– В перерывах мы собирались у курилок, обсуждали самые острые вопросы. Кто-то курил, кто-то прислушивался. Кто-то оставался при своем мнении. Так формировалась общая позиция.
Подготовленные первым созывом законы – это фундамент всей законодательной базы Омской области. Это и вопрос о выборе главы администрации Омской области, и закон о местном самоуправлении, закон о референдумах, регламент ЗС, Устав Омской области.
У всех была неподдельная ответственность.
– Что бы вы хотели пожелать нынешним депутатам?
– Не было бы такой жесткой партийной привязки, работать было бы и легче, и интереснее.
Хотелось, чтобы в Законодательное собрание попадали не просто интересные личности, а люди, для которых превыше всего интересы населения. Не только своего производства, своей фирмы, а людей. Чтобы избирателям было понятно, как депутат живет, как живет его семья. Чтобы каждый депутат прежде всего был на виду у людей, а они, в свою очередь, знали, что это за человек, на что он способен и как он будет отстаивать их интересы.