Поиск

Этот распространенный сегодня прием, похоже, стал одним из главных инструментов омского медиамагната в борьбе за финансы и популярность.

Фейковая информация давно стала орудием политической борьбы, но с появлением Интернета приобрела глобальный характер. На международной арене ее широко используют спецслужбы, в частности против России, как это случилось с делом Скрипалей, во внутриполитической борьбе – партии, как поступили американские демократы, проиграв на выборах республиканцам.

В отечественной практике фейки применяют коррумпированные структуры, которые через подконтрольные или нуждающиеся в их услугах СМИ вбрасывают в общество работающую в их интересах дезинформацию. В Омске классическим примером использования фейков, пожалуй, можно считать издания Сергея Сусликова – журнал «Бизнес-курс» и сайт БК55.

Любимец Гитлера, его министр пропаганды Йозеф Геббельс, поставил производство фейков на поток. Во многом благодаря его изощренной изобретательности в оболванивании народа национал-социалисты пришли к власти. Именно Геббельсу принадлежит фраза: «Чем чудовищнее ложь, тем больше в нее верят». Сегодня под понятием «геббельсовская пропаганда» подразумевают подстрекательство, провокацию, завуалированную ложь, искажение фактов или ловкое их сочетание с ложью. Такая пропаганда не просто манипулирует общественным мнением, а создает его, превращаясь в инструмент социального контроля.

Сусликов использует, как нам кажется, те же самые методы оболванивания масс. Вот яркий пример смешения фактов и лжи. В последнем номере «Бизнес-курса» журналистка рассказывает о том, что Омский завод техуглерода в виде возврата НДС получает из бюджета огромные, существенно превышающие другие уплаченные им налоги суммы – от одного до полутора миллиардов рублей в 2015–2017 годах. И это правда, но в сочетании с резюме, которое делает на ее основе автор статьи, напоминает именно ту самую фейковую информацию с целью создания негативного фона вокруг завода.

Делая свой вывод, журналистка упирает на то, что завод техуглерода безмерно обогащается за счет бюджета, и вбивает это утверждение в головы читателей.  Возможно, она не знает российского законодательства, но главный редактор Сергей Сусликов, под пристальным вниманием, если не под диктовку которого наверняка создавалась эта статья, не может не знать, что любой экспортер сначала платит НДС, а через три месяца после поставки товара за рубеж государство ему эту сумму возвращает. То есть завод авансировал бюджет, отдав в него 18 % сверх стоимости экспортной продукции, а через квартал ему их вернули. Если этого не делать, или российская продукция станет неконкурентоспособной из-за высокой цены, или экспортер разорится, а скорее, и то, и другое, и государство это понимает.

Такая практика применяется во всем мире даже на бытовом уровне. Любой турист знает, что если он купил в загранвояже дорогие часы или украшения, при выезде на родину ему вернут всю сумму НДС, которая входит в стоимость покупки и была удержана в магазине. И никому в голову не приходит упрекать человека за то, что он, купив в Париже Rolex, получил за это деньги в кассе tax free. «Омсктехуглероду» же четкое соблюдение закона ставят в вину – он, мол, бюджет обирает.

Что это в данном случае? Расчет на маргиналов? Но они «Бизнес-курс» не читают и на БК55 не заходят. Сусликов явно изощряется, как бы «укусить», видимо, ненавистного ему бизнесмена Валерия Каплуната и его предприятие, с какой стороны подобраться. Он пытается поиграть на антисемитских инстинктах, правда, крайне боязливо, так как опасается обвинений в экстремизме. Он, наверное, с удовольствием приписал бы Каплунату участие в «жидомасонской мафии», но боится уголовной ответственности. Пара же слов о недолгом периоде жизни в Израиле да еще вкупе с миллионными доходами завода у кого-то негативный фон может и создать: да, что-то здесь не то. Так что это? Неужели мы наблюдаем очередной этап трансформации Сусликова в идеологические наследники бесноватого пропагандиста Третьего рейха?

А ведь сущность фейка – это искаженная информация, формирующая взгляды в противоположном от истины ракурсе. Кому-то, может быть, кажется, что фейки – могучая форма власти над обществом. Это заблуждение. Фейк, как ложная информация, долго не живет.

Есть прием – психологически заставить человека не осмысливать сказанное, не вникать в его суть. Таким методом пользуются цыганки, когда охмуряют людей. Они постоянно повторяют одно и то же, пока человеческий мозг не перестает критически воспринимать услышанное. Задача Сусликова, по-видимому, та же: выбить критичность из головы читателя, с помощью словесной эквилибристики запутать его, не давать вдуматься в прочитанное и отделить правду от ее подтасовки.

В этом есть нечто сатанинское. Или действительно правы те, кто относил Сусликова к приверженцам сайентологии? Но является ли он самим собой во всех этих играх? Они – игры – очень нужны коррумпированным силовикам и чиновникам для атак на бизнесменов, которые не платят им оброк. Напрямую переехать того же Каплуната у них нет возможности, так как он способен вывести «игроков» на чистую воду, и поэтому в ход идет «сусликовщина».

Сергей Сергеевич, видимо, стал инструментом воздействия на неугодных коррупционерам бизнесменов и, похоже, сам охотно на это соглашается. У него нет сегодня вчерашней успешности, положительного имиджа, конструктивного начала. Он, может, и не против превратить свой «Бизнес-курс» в подобие Völkischer Beobachter, газеты времен нацистской Германии, сделавшей себе имя на антисемитском содержании, но понимает, что в современной России это не пройдет.

Все, кто жонглирует фейками, всегда противоречивы – сегодня за красных, завтра за белых. Исключение ли здесь Сусликов? Судите сами: в сентябре 2013 года он разоблачал омскую «дочку» «Газпрома» – «Межрегионгаз Омск». После тех публикаций, кстати, бывший его замдиректора Сергей Подольный был обвинен в хищении в особо крупном размере и арестован, суд идет до сих пор. А Сусликов уже нахваливает те же структуры за его участие в городских проектах и намекает, что богатому Каплунату тоже надо поступить так же.

Подтекст, кажется, такой: если «Техуглерод» станет кормушкой для коррумпированных чиновников и силовиков, не будет скупиться на откаты и кормить того же Сусликова, все, что он делает, будет благородно и полезно для общества. Но Каплунат имеет наглость все силы концентрировать на развитии своего проекта, увеличении конкурентоспособности продукции и налогооблагаемой базы компании и вовсе не собирается платить ни Сусликову, ни чиновникам, ни высокопоставленным людям в погонах.

А раз так – фейком по нему.

Продолжение следует

Андрей Зотов [статья изменена 20 марта 2019 года]

1220

Этот распространенный сегодня прием, похоже, стал одним из главных инструментов омского медиамагната в борьбе за финансы и популярность.

Фейковая информация давно стала орудием политической борьбы, но с появлением Интернета приобрела глобальный характер. На международной арене ее широко используют спецслужбы, в частности против России, как это случилось с делом Скрипалей, во внутриполитической борьбе – партии, как поступили американские демократы, проиграв на выборах республиканцам.

В отечественной практике фейки применяют коррумпированные структуры, которые через подконтрольные или нуждающиеся в их услугах СМИ вбрасывают в общество работающую в их интересах дезинформацию. В Омске классическим примером использования фейков, пожалуй, можно считать издания Сергея Сусликова – журнал «Бизнес-курс» и сайт БК55.

Любимец Гитлера, его министр пропаганды Йозеф Геббельс, поставил производство фейков на поток. Во многом благодаря его изощренной изобретательности в оболванивании народа национал-социалисты пришли к власти. Именно Геббельсу принадлежит фраза: «Чем чудовищнее ложь, тем больше в нее верят». Сегодня под понятием «геббельсовская пропаганда» подразумевают подстрекательство, провокацию, завуалированную ложь, искажение фактов или ловкое их сочетание с ложью. Такая пропаганда не просто манипулирует общественным мнением, а создает его, превращаясь в инструмент социального контроля.

Сусликов использует, как нам кажется, те же самые методы оболванивания масс. Вот яркий пример смешения фактов и лжи. В последнем номере «Бизнес-курса» журналистка рассказывает о том, что Омский завод техуглерода в виде возврата НДС получает из бюджета огромные, существенно превышающие другие уплаченные им налоги суммы – от одного до полутора миллиардов рублей в 2015–2017 годах. И это правда, но в сочетании с резюме, которое делает на ее основе автор статьи, напоминает именно ту самую фейковую информацию с целью создания негативного фона вокруг завода.

Делая свой вывод, журналистка упирает на то, что завод техуглерода безмерно обогащается за счет бюджета, и вбивает это утверждение в головы читателей.  Возможно, она не знает российского законодательства, но главный редактор Сергей Сусликов, под пристальным вниманием, если не под диктовку которого наверняка создавалась эта статья, не может не знать, что любой экспортер сначала платит НДС, а через три месяца после поставки товара за рубеж государство ему эту сумму возвращает. То есть завод авансировал бюджет, отдав в него 18 % сверх стоимости экспортной продукции, а через квартал ему их вернули. Если этого не делать, или российская продукция станет неконкурентоспособной из-за высокой цены, или экспортер разорится, а скорее, и то, и другое, и государство это понимает.

Такая практика применяется во всем мире даже на бытовом уровне. Любой турист знает, что если он купил в загранвояже дорогие часы или украшения, при выезде на родину ему вернут всю сумму НДС, которая входит в стоимость покупки и была удержана в магазине. И никому в голову не приходит упрекать человека за то, что он, купив в Париже Rolex, получил за это деньги в кассе tax free. «Омсктехуглероду» же четкое соблюдение закона ставят в вину – он, мол, бюджет обирает.

Что это в данном случае? Расчет на маргиналов? Но они «Бизнес-курс» не читают и на БК55 не заходят. Сусликов явно изощряется, как бы «укусить», видимо, ненавистного ему бизнесмена Валерия Каплуната и его предприятие, с какой стороны подобраться. Он пытается поиграть на антисемитских инстинктах, правда, крайне боязливо, так как опасается обвинений в экстремизме. Он, наверное, с удовольствием приписал бы Каплунату участие в «жидомасонской мафии», но боится уголовной ответственности. Пара же слов о недолгом периоде жизни в Израиле да еще вкупе с миллионными доходами завода у кого-то негативный фон может и создать: да, что-то здесь не то. Так что это? Неужели мы наблюдаем очередной этап трансформации Сусликова в идеологические наследники бесноватого пропагандиста Третьего рейха?

А ведь сущность фейка – это искаженная информация, формирующая взгляды в противоположном от истины ракурсе. Кому-то, может быть, кажется, что фейки – могучая форма власти над обществом. Это заблуждение. Фейк, как ложная информация, долго не живет.

Есть прием – психологически заставить человека не осмысливать сказанное, не вникать в его суть. Таким методом пользуются цыганки, когда охмуряют людей. Они постоянно повторяют одно и то же, пока человеческий мозг не перестает критически воспринимать услышанное. Задача Сусликова, по-видимому, та же: выбить критичность из головы читателя, с помощью словесной эквилибристики запутать его, не давать вдуматься в прочитанное и отделить правду от ее подтасовки.

В этом есть нечто сатанинское. Или действительно правы те, кто относил Сусликова к приверженцам сайентологии? Но является ли он самим собой во всех этих играх? Они – игры – очень нужны коррумпированным силовикам и чиновникам для атак на бизнесменов, которые не платят им оброк. Напрямую переехать того же Каплуната у них нет возможности, так как он способен вывести «игроков» на чистую воду, и поэтому в ход идет «сусликовщина».

Сергей Сергеевич, видимо, стал инструментом воздействия на неугодных коррупционерам бизнесменов и, похоже, сам охотно на это соглашается. У него нет сегодня вчерашней успешности, положительного имиджа, конструктивного начала. Он, может, и не против превратить свой «Бизнес-курс» в подобие Völkischer Beobachter, газеты времен нацистской Германии, сделавшей себе имя на антисемитском содержании, но понимает, что в современной России это не пройдет.

Все, кто жонглирует фейками, всегда противоречивы – сегодня за красных, завтра за белых. Исключение ли здесь Сусликов? Судите сами: в сентябре 2013 года он разоблачал омскую «дочку» «Газпрома» – «Межрегионгаз Омск». После тех публикаций, кстати, бывший его замдиректора Сергей Подольный был обвинен в хищении в особо крупном размере и арестован, суд идет до сих пор. А Сусликов уже нахваливает те же структуры за его участие в городских проектах и намекает, что богатому Каплунату тоже надо поступить так же.

Подтекст, кажется, такой: если «Техуглерод» станет кормушкой для коррумпированных чиновников и силовиков, не будет скупиться на откаты и кормить того же Сусликова, все, что он делает, будет благородно и полезно для общества. Но Каплунат имеет наглость все силы концентрировать на развитии своего проекта, увеличении конкурентоспособности продукции и налогооблагаемой базы компании и вовсе не собирается платить ни Сусликову, ни чиновникам, ни высокопоставленным людям в погонах.

А раз так – фейком по нему.

Продолжение следует

Андрей Зотов [статья изменена 20 марта 2019 года]