Поиск

На площадке технопарка «Газпром нефти» прошла экспертная сессия «Возможен ли цифровой Омск? Роль IT-сообщества, власти и бизнеса».

В России реализуется «Стратегия развития информационного общества РФ на 2017–2030 годы», однако четко сформулировать, что есть цифровая экономика, как она выглядит, какие выгоды может принести, способны пока немногие.

Поэтому актуальным остается обсуждение этой проблематики среди представителей IТ-сообщества, бизнеса и власти.

По словам генерального директора центра социального проектирования «Платформа» Алексея Фирсова, тема эта сложна не только в силу своей новизны, но и хайповости.

Омск глокальный

Встрече в Технопарке промышленной автоматизации «Газпром нефти» предшествовала серьезная работа, результатом которой стало исследование центра «Платформа» «Цифровой Омск: будущее IT-отрасли региона», которое было презентовано на сессии.

Целью исследования, проведенного с апреля по июль текущего года, было определение оптимальной модели развития IT-отрасли в Омске.

В телефонном опросе участвовало 200 айтишников различного уровня, было взято 20 интервью у руководителей, как IТ-сферы, так и промпредприятий и некоммерческих структур.

Выяснилось, что миграционные настроения омских айтишников приблизительно такие же, как и у представителей других сфер деятельности. Только чуть больше половины опрошенных связывают свое будущее с Омском.

Где же сегодня в основном заняты местные программисты?

Омск имеет достаточно четкую специализацию – программирование на заказ.

34 % опрошенных специализируются на низкомаржинальных сервисных услугах (аутсорсинг простых решений); 28 % – на высокомаржинальных сервисных услугах (аутсорсинг сложных решений). Строку «Создание средне- и низкомаржинальных продуктов» отметил 21 % опрошенных, «Создание высокомаржинальных b2b-продуктов» – 18 %, «Создание высокомаржинальных продуктов массового спроса, b2с» – всего 7 %. «Нет четкой специализации» – эту строку выбрали 28 % респондентов. (Отмечать можно было до 3 ответов.)

По словам руководителя направления по работе с экспертами центра «Платформа» Дмитрия Лисицина, многие омские компании пытались делать свой собственный продукт, но ничего масштабного не получилось. Чаще всего называются следующие проблемы развития данной сферы: нехватка средств, низкие зарплаты (36 %), недостаточный спрос на IТ-услуги (24 %), отток кадров, нехватка специалистов (19 %); бюрократия, отсутствие поддержки со стороны государства (17 %), нехватка/низкая квалификация IТ-специалистов (13 %).

В ответах оказалось много противоречий. К примеру, в Омске бытует мнение, что айтишник – это богатый человек, но в то же время его доходы сильно проигрывают по сравнению с Москвой и заграницей.

Любопытно, что чуть более половины опрошенных хотели бы свой будущий бизнес связать с Россией, а ровно треть нацелена на международный рынок. Проблема заключается в том, что для омских программистов нет достаточного внутреннего заказа.

Кто же является лидерами промышленного заказа для омских айтишников?

21 % респондентов назвали «Газпром нефть»/ОНПЗ, а также с большим отставанием еще ряд предприятий. Причем на этот вопрос не смогли определенно ответить 70 % опрошенных. Это говорит о том, что у омских айтишников пока небольшой опыт работы с местными промпредприятиями.

Также исследователи пришли к выводу, что нефтегазовый сектор воспринимается как основной источник будущего спроса на цифровые решения. 38 % опрошенных предпочли бы в качестве работодателя компанию нефтегазовой сферы, если бы у них был выбор.

Какой же видят модель развития IT-сферы сами айтишники?

Программирование на заказ – не единственный и не главный сценарий развития. Почти треть опрошенных выбирают Центр решений по цифровизации производств, логистических объектов и объектов городской инфраструктуры. А каждый пятый предпочел бы аналог Кремниевой долины – инкубатор высококонкурентных IТ-бизнесов.

Исследование выявило целый ряд ресурсов. К примеру, неудовлетворенность омичей качеством городской среды – актив для новой администрации. Стартовые позитивные изменения сформируют основу будущего роста.

Включение промышленности в контур цифровизации города позволит оживить внутренние экономические потоки. Переламывать экспортную ориентацию нецелесообразно. Идеал – операционные центры в Омске, работающие на весь мир.

Исходя из этого стало возможным сформулировать ряд целей.

Это. Умный Омск. Современный, комфортно организованный город с развитой цифровой инфраструктурой городского хозяйства.

Эффективный Омск. Город с конкурентоспособной продукцией.

Глокальный Омск. Город с локальным ресурсом и глобальной его реализацией.

Воронка цифровизации затянет всех?

На экспертной сессии был также презентован доклад «Цифровая промышленная компания». Как пояснил Алексей Фирсов, мир оказался в цифровой воронке, в эпицентр которой попали компании, чей бизнес построен вокруг цифровых товаров и услуг. Например, финансы, телеком, ретейл, туризм, развлечения и СМИ. Чем раньше отрасль вступила в новую эпоху, тем ближе она к эпицентру. В целом сырьевая отрасль в этом процессе запаздывает. Однако компания «Газпром нефть» здесь стоит особняком.

– Компании будут очень сильно меняться. Это уже хорошо заметно на примере таких известных брендов, как Google, Yandex и так далее. Но меньше заметно на примере тяжелых индустрий: нефтяной, металлургии. Мне кажется, процесс неизбежен для всех. Вопрос в том, кто будет задавать тон, служить образцом именно в больших индустриях, – считает Алексей Фирсов. – «Газпром нефть» имеет замечательную основу. Нам понравилось, как компания вовлеклась в этот процесс с самого первого уровня. Топ-менеджмент пошел по пути создания центров (как омский Технопарк промышленной автоматизации), в которые можно зайти и увидеть, например, цифровые двойники буровых установок, систем нефтеперерабатывающего завода, кажущегося громадным и разобранным, а тут (на большом экране) можно увидеть все, включая региональные рынки, заправки и так далее. И понимаешь, насколько это меняет процесс и отношение людей к нему.

По сути, технопарк является единым окном компании «Газпром нефть» для всего, что касается промышленной автоматизации.

– Любой желающий, который относится к нашей целевой аудитории, может подать заявку на разработку какого-то продукта, тестирование готового решения или адаптацию под наши реалии, – говорит руководитель Технопарка промышленной автоматизации «Газпром нефти» Владимир Клевакин. – Цифровизация всего лишь инструмент, который позволяет выстроить заново бизнес-процесс для повышения уровня эффективности, надежности, безопасности и экологичности производства. Цель – не информатизация и цифровизация сами по себе, а именно решение тех актуальных вопросов, которые стоят перед производством. Внедрение передовых технологий –это интенсивный, качественный путь развития, и это надо правильно понимать.

Конечно, всех интересует вопрос, как скоро к нам придет цифровая экономика? По мнению экспертов, это произойдет в ближайшие 5 лет, причем многие это воспримут как данность и даже не заметят перемен.

А пока Омск можно сравнить с неким полигоном, где отрабатываются самые передовые не только для России, но и для всего мира технологии. Инновационные модели будущего можно увидеть уже сегодня в технопарке «Газпром нефти».

На площадке технопарка «Газпром нефти» прошла экспертная сессия «Возможен ли цифровой Омск? Роль IT-сообщества, власти и бизнеса».

В России реализуется «Стратегия развития информационного общества РФ на 2017–2030 годы», однако четко сформулировать, что есть цифровая экономика, как она выглядит, какие выгоды может принести, способны пока немногие.

Поэтому актуальным остается обсуждение этой проблематики среди представителей IТ-сообщества, бизнеса и власти.

По словам генерального директора центра социального проектирования «Платформа» Алексея Фирсова, тема эта сложна не только в силу своей новизны, но и хайповости.

Омск глокальный

Встрече в Технопарке промышленной автоматизации «Газпром нефти» предшествовала серьезная работа, результатом которой стало исследование центра «Платформа» «Цифровой Омск: будущее IT-отрасли региона», которое было презентовано на сессии.

Целью исследования, проведенного с апреля по июль текущего года, было определение оптимальной модели развития IT-отрасли в Омске.

В телефонном опросе участвовало 200 айтишников различного уровня, было взято 20 интервью у руководителей, как IТ-сферы, так и промпредприятий и некоммерческих структур.

Выяснилось, что миграционные настроения омских айтишников приблизительно такие же, как и у представителей других сфер деятельности. Только чуть больше половины опрошенных связывают свое будущее с Омском.

Где же сегодня в основном заняты местные программисты?

Омск имеет достаточно четкую специализацию – программирование на заказ.

34 % опрошенных специализируются на низкомаржинальных сервисных услугах (аутсорсинг простых решений); 28 % – на высокомаржинальных сервисных услугах (аутсорсинг сложных решений). Строку «Создание средне- и низкомаржинальных продуктов» отметил 21 % опрошенных, «Создание высокомаржинальных b2b-продуктов» – 18 %, «Создание высокомаржинальных продуктов массового спроса, b2с» – всего 7 %. «Нет четкой специализации» – эту строку выбрали 28 % респондентов. (Отмечать можно было до 3 ответов.)

По словам руководителя направления по работе с экспертами центра «Платформа» Дмитрия Лисицина, многие омские компании пытались делать свой собственный продукт, но ничего масштабного не получилось. Чаще всего называются следующие проблемы развития данной сферы: нехватка средств, низкие зарплаты (36 %), недостаточный спрос на IТ-услуги (24 %), отток кадров, нехватка специалистов (19 %); бюрократия, отсутствие поддержки со стороны государства (17 %), нехватка/низкая квалификация IТ-специалистов (13 %).

В ответах оказалось много противоречий. К примеру, в Омске бытует мнение, что айтишник – это богатый человек, но в то же время его доходы сильно проигрывают по сравнению с Москвой и заграницей.

Любопытно, что чуть более половины опрошенных хотели бы свой будущий бизнес связать с Россией, а ровно треть нацелена на международный рынок. Проблема заключается в том, что для омских программистов нет достаточного внутреннего заказа.

Кто же является лидерами промышленного заказа для омских айтишников?

21 % респондентов назвали «Газпром нефть»/ОНПЗ, а также с большим отставанием еще ряд предприятий. Причем на этот вопрос не смогли определенно ответить 70 % опрошенных. Это говорит о том, что у омских айтишников пока небольшой опыт работы с местными промпредприятиями.

Также исследователи пришли к выводу, что нефтегазовый сектор воспринимается как основной источник будущего спроса на цифровые решения. 38 % опрошенных предпочли бы в качестве работодателя компанию нефтегазовой сферы, если бы у них был выбор.

Какой же видят модель развития IT-сферы сами айтишники?

Программирование на заказ – не единственный и не главный сценарий развития. Почти треть опрошенных выбирают Центр решений по цифровизации производств, логистических объектов и объектов городской инфраструктуры. А каждый пятый предпочел бы аналог Кремниевой долины – инкубатор высококонкурентных IТ-бизнесов.

Исследование выявило целый ряд ресурсов. К примеру, неудовлетворенность омичей качеством городской среды – актив для новой администрации. Стартовые позитивные изменения сформируют основу будущего роста.

Включение промышленности в контур цифровизации города позволит оживить внутренние экономические потоки. Переламывать экспортную ориентацию нецелесообразно. Идеал – операционные центры в Омске, работающие на весь мир.

Исходя из этого стало возможным сформулировать ряд целей.

Это. Умный Омск. Современный, комфортно организованный город с развитой цифровой инфраструктурой городского хозяйства.

Эффективный Омск. Город с конкурентоспособной продукцией.

Глокальный Омск. Город с локальным ресурсом и глобальной его реализацией.

Воронка цифровизации затянет всех?

На экспертной сессии был также презентован доклад «Цифровая промышленная компания». Как пояснил Алексей Фирсов, мир оказался в цифровой воронке, в эпицентр которой попали компании, чей бизнес построен вокруг цифровых товаров и услуг. Например, финансы, телеком, ретейл, туризм, развлечения и СМИ. Чем раньше отрасль вступила в новую эпоху, тем ближе она к эпицентру. В целом сырьевая отрасль в этом процессе запаздывает. Однако компания «Газпром нефть» здесь стоит особняком.

– Компании будут очень сильно меняться. Это уже хорошо заметно на примере таких известных брендов, как Google, Yandex и так далее. Но меньше заметно на примере тяжелых индустрий: нефтяной, металлургии. Мне кажется, процесс неизбежен для всех. Вопрос в том, кто будет задавать тон, служить образцом именно в больших индустриях, – считает Алексей Фирсов. – «Газпром нефть» имеет замечательную основу. Нам понравилось, как компания вовлеклась в этот процесс с самого первого уровня. Топ-менеджмент пошел по пути создания центров (как омский Технопарк промышленной автоматизации), в которые можно зайти и увидеть, например, цифровые двойники буровых установок, систем нефтеперерабатывающего завода, кажущегося громадным и разобранным, а тут (на большом экране) можно увидеть все, включая региональные рынки, заправки и так далее. И понимаешь, насколько это меняет процесс и отношение людей к нему.

По сути, технопарк является единым окном компании «Газпром нефть» для всего, что касается промышленной автоматизации.

– Любой желающий, который относится к нашей целевой аудитории, может подать заявку на разработку какого-то продукта, тестирование готового решения или адаптацию под наши реалии, – говорит руководитель Технопарка промышленной автоматизации «Газпром нефти» Владимир Клевакин. – Цифровизация всего лишь инструмент, который позволяет выстроить заново бизнес-процесс для повышения уровня эффективности, надежности, безопасности и экологичности производства. Цель – не информатизация и цифровизация сами по себе, а именно решение тех актуальных вопросов, которые стоят перед производством. Внедрение передовых технологий –это интенсивный, качественный путь развития, и это надо правильно понимать.

Конечно, всех интересует вопрос, как скоро к нам придет цифровая экономика? По мнению экспертов, это произойдет в ближайшие 5 лет, причем многие это воспримут как данность и даже не заметят перемен.

А пока Омск можно сравнить с неким полигоном, где отрабатываются самые передовые не только для России, но и для всего мира технологии. Инновационные модели будущего можно увидеть уже сегодня в технопарке «Газпром нефти».