Поиск

С 2012 года пассажиропоток у перевозчика упал в 2 раза, а долги достигли 250 миллионов. «Омскоблавтотранс» не может конкурировать с частниками.

Ситуация с финансовым состоянием главного омского перевозчика – АО «Омскоблавтотранс» – стала центральной темой обсуждения на сегодняшнем комитете по собственности регионального Заксобрания.

Подробно о состоянии дел на крупнейшем транспортном предприятии региона рассказал руководитель департамента транспорта, строительства транспортных объектов и гидротехнических сооружений Минпрома Омской области Алексей Лазуткин. Его доклад можно охарактеризовать двумя словами: «подсчитали – прослезились».

– На данный момент численность сотрудников АО «Омскоблавтотранс» составляет 1212 человек. С 2012 года она сократилась на 22 %. В составе организации имеются 10 транспортных колонн, технический центр в Омске, 6 автовокзалов, 25 автостанций, из которых 8 переданы в аренду. Если в 2012 году предприятием было перевезено 9 млн пассажиров, то за 2017 год – 5 миллионов. Идет отток пассажиров. За первый квартал 2018 года пассажиропоток снизился на 11,3 %, – сообщил Лазуткин.

По словам представителя Минпрома, в 2015 году 230 маршрутов «Омскоблавтотранса» вмиг стали нерегулируемыми – перевозчик был вынужден повысить стоимость проезда по ним до экономически обоснованной, что больно ударило по карманам сельчан и сыграло на руку частным перевозчикам, в том числе нелегальным.

– Если расходы на транспортные услуги у потребителя превышают 14 % от месячного дохода, то он начинает отказываться от поездки, – сказал Лазуткин. – С 2015 года существенно сократилось субсидирование – с 250 млн рублей в год до 70 миллионов.

Чиновник рассказал, что с 1990-х годов маршруты в области возникали стихийно, в том числе по «полукриминальным схемам». Все эти факторы:  сокращение субсидирования, пассажиропотока и расцвет нелегального частного бизнеса в сфере перевозок – привели к тому, что в ноябре 2017 года «Омскоблавтотранс» де-факто оказался банкротом – предприятию нечем было платить по счетам.

– В ноябре 2017 года произошла остановка предприятия из-за долгов. Принятыми мерами «Омскоблавтотранс» получил 170 млн рублей. Часть убыточных маршрутов переведены в регулируемые. Мы просчитали затраты бюджета на компенсацию межтарифной разницы в 2018 году, деньги заложены в бюджете. Но получили 3 отказа, в том числе и от Минфина. На наш взгляд, причины отказов ничтожны, – сказал Лазуткин.

Таким образом, «Омскоблавтотранс» не может получить даже те деньги, которые заложены в бюджете из-за бюрократических проволочек и несогласованности позиций Минфина и Минпрома.

– К концу года у «Омскоблавтотранса» сохранится тяжелое финансовое положение. Размер долгов составит 250 млн рублей. Наша задача – сохранить пассажиропоток, автовокзалы и автостанции. Переводим автобусы на газ, но это дает экономию всего лишь 4 %, дорожает топливо. Если не станет «Омскоблавтотранса», то не будет и автовокзалов – для бизнеса привлекателен лишь омский автовокзал. Разрушится вся система и ситуация станет неуправляемой, – предупредил депутатов Алексей Лазуткин.

Депутат Игорь Попов заявил, что ситуация на предприятии близка к тому коллапсу, который был осенью 2017 года. Он назвал ее «катастрофой».

– Спасет ли ситуацию перевод 54 маршрутов в категорию регулируемых? Знает ли о ситуации наш губернатор? – спросил депутат у чиновника.

По словам Алексея Лазуткина, о проблеме с выделением средств «Омскоблавтотрансу» знаком в том числе и врио губернатора Александр Бурков. Если говорить по-простому, то согласно 44-ФЗ нужно провести торги по этим 54-м маршрутам. Но их победитель может поступить хитро: опустить цену до 0 рублей и заявить, чтобы ему компенсировали все затраты на перевозку пассажиров. Из-за этого и не могут состояться эти торги. Есть и ряд других бюрократических причин.

Предприятие намерено сокращать сотрудников, чтобы хоть как-то уменьшить затраты. Однако, как пояснил представитель Минпрома, экономический эффект от сокращения персонала нивелируется подорожавшим топливом. К концу года «Омскоблавтотранс» намерен внедрить во всех автобусах электронные терминалы учета пассажиров. По словам Алексея Лазуткина, это позволит повысить пассажиропоток на некоторых направлениях.

– Пассажиры смогут заранее покупать билеты на проходящие автобусы. Сейчас такого невозможно сделать до приезда автобуса на автостанцию – неизвестно, сколько в нем свободных мест. С применением электронного учета пассажиров можно будет заранее купить билет на автобус. Например, житель Муромцево, который хочет уехать в Омск, сможет увидеть, есть ли места в проходящем автобусе Седельниково – Омск, – сказал Лазуткин.

Депутата Максима Михайленко заинтересовала проблема по борьбе с частными перевозчиками, которые в буквальном смысле слова отбирают пассажиров у «Омскоблавтотранса».

Алексей Лазуткин рассказал, что в Минпроме имеются всего лишь двое сотрудников, которые занимаются контролем и выдачей разрешений перевозчикам. Не хватает сотрудников и в региональном УГАДН. По словам чиновника, «Омскоблавтотрансу» конкурировать с нелегалами сложно и просто бессмысленно.

– Большинство частных перевозчиков – жители районов. Они покупают старую «газель» за 150 тысяч и возят пассажиров. Какие у него затраты? Тысячу в день на топливо, тысячу на зарплату водителю и до 3 тысяч он ежедневно с каждой машины получает. Если в Омске хотя бы частные перевозчики покупают новые автобусы, вкладываются, то в районах нет такого, – сетовал Лазуткин.

Представитель Минпрома заявил, что нелегальные перевозчики переделали свои автобусы якобы под такси и таким образом легализовались. По области насчитывается минимум 70 таких машин. По ряду направлений есть реальное дублирование, когда частник забирает всех пассажиров, а автобусы «Омскоблавтотранса» идут пустыми.

В итоге депутаты в грустном молчании приняли озвученную информацию к сведению, а депутат Игорь Попов потребовал от Минпрома конкретный перечень мероприятий, направленных на финансовое оздоровление «Омскоблавтотранса». Алексей Лазуткин пообещал предоставить этот список.

С 2012 года пассажиропоток у перевозчика упал в 2 раза, а долги достигли 250 миллионов. «Омскоблавтотранс» не может конкурировать с частниками.

Ситуация с финансовым состоянием главного омского перевозчика – АО «Омскоблавтотранс» – стала центральной темой обсуждения на сегодняшнем комитете по собственности регионального Заксобрания.

Подробно о состоянии дел на крупнейшем транспортном предприятии региона рассказал руководитель департамента транспорта, строительства транспортных объектов и гидротехнических сооружений Минпрома Омской области Алексей Лазуткин. Его доклад можно охарактеризовать двумя словами: «подсчитали – прослезились».

– На данный момент численность сотрудников АО «Омскоблавтотранс» составляет 1212 человек. С 2012 года она сократилась на 22 %. В составе организации имеются 10 транспортных колонн, технический центр в Омске, 6 автовокзалов, 25 автостанций, из которых 8 переданы в аренду. Если в 2012 году предприятием было перевезено 9 млн пассажиров, то за 2017 год – 5 миллионов. Идет отток пассажиров. За первый квартал 2018 года пассажиропоток снизился на 11,3 %, – сообщил Лазуткин.

По словам представителя Минпрома, в 2015 году 230 маршрутов «Омскоблавтотранса» вмиг стали нерегулируемыми – перевозчик был вынужден повысить стоимость проезда по ним до экономически обоснованной, что больно ударило по карманам сельчан и сыграло на руку частным перевозчикам, в том числе нелегальным.

– Если расходы на транспортные услуги у потребителя превышают 14 % от месячного дохода, то он начинает отказываться от поездки, – сказал Лазуткин. – С 2015 года существенно сократилось субсидирование – с 250 млн рублей в год до 70 миллионов.

Чиновник рассказал, что с 1990-х годов маршруты в области возникали стихийно, в том числе по «полукриминальным схемам». Все эти факторы:  сокращение субсидирования, пассажиропотока и расцвет нелегального частного бизнеса в сфере перевозок – привели к тому, что в ноябре 2017 года «Омскоблавтотранс» де-факто оказался банкротом – предприятию нечем было платить по счетам.

– В ноябре 2017 года произошла остановка предприятия из-за долгов. Принятыми мерами «Омскоблавтотранс» получил 170 млн рублей. Часть убыточных маршрутов переведены в регулируемые. Мы просчитали затраты бюджета на компенсацию межтарифной разницы в 2018 году, деньги заложены в бюджете. Но получили 3 отказа, в том числе и от Минфина. На наш взгляд, причины отказов ничтожны, – сказал Лазуткин.

Таким образом, «Омскоблавтотранс» не может получить даже те деньги, которые заложены в бюджете из-за бюрократических проволочек и несогласованности позиций Минфина и Минпрома.

– К концу года у «Омскоблавтотранса» сохранится тяжелое финансовое положение. Размер долгов составит 250 млн рублей. Наша задача – сохранить пассажиропоток, автовокзалы и автостанции. Переводим автобусы на газ, но это дает экономию всего лишь 4 %, дорожает топливо. Если не станет «Омскоблавтотранса», то не будет и автовокзалов – для бизнеса привлекателен лишь омский автовокзал. Разрушится вся система и ситуация станет неуправляемой, – предупредил депутатов Алексей Лазуткин.

Депутат Игорь Попов заявил, что ситуация на предприятии близка к тому коллапсу, который был осенью 2017 года. Он назвал ее «катастрофой».

– Спасет ли ситуацию перевод 54 маршрутов в категорию регулируемых? Знает ли о ситуации наш губернатор? – спросил депутат у чиновника.

По словам Алексея Лазуткина, о проблеме с выделением средств «Омскоблавтотрансу» знаком в том числе и врио губернатора Александр Бурков. Если говорить по-простому, то согласно 44-ФЗ нужно провести торги по этим 54-м маршрутам. Но их победитель может поступить хитро: опустить цену до 0 рублей и заявить, чтобы ему компенсировали все затраты на перевозку пассажиров. Из-за этого и не могут состояться эти торги. Есть и ряд других бюрократических причин.

Предприятие намерено сокращать сотрудников, чтобы хоть как-то уменьшить затраты. Однако, как пояснил представитель Минпрома, экономический эффект от сокращения персонала нивелируется подорожавшим топливом. К концу года «Омскоблавтотранс» намерен внедрить во всех автобусах электронные терминалы учета пассажиров. По словам Алексея Лазуткина, это позволит повысить пассажиропоток на некоторых направлениях.

– Пассажиры смогут заранее покупать билеты на проходящие автобусы. Сейчас такого невозможно сделать до приезда автобуса на автостанцию – неизвестно, сколько в нем свободных мест. С применением электронного учета пассажиров можно будет заранее купить билет на автобус. Например, житель Муромцево, который хочет уехать в Омск, сможет увидеть, есть ли места в проходящем автобусе Седельниково – Омск, – сказал Лазуткин.

Депутата Максима Михайленко заинтересовала проблема по борьбе с частными перевозчиками, которые в буквальном смысле слова отбирают пассажиров у «Омскоблавтотранса».

Алексей Лазуткин рассказал, что в Минпроме имеются всего лишь двое сотрудников, которые занимаются контролем и выдачей разрешений перевозчикам. Не хватает сотрудников и в региональном УГАДН. По словам чиновника, «Омскоблавтотрансу» конкурировать с нелегалами сложно и просто бессмысленно.

– Большинство частных перевозчиков – жители районов. Они покупают старую «газель» за 150 тысяч и возят пассажиров. Какие у него затраты? Тысячу в день на топливо, тысячу на зарплату водителю и до 3 тысяч он ежедневно с каждой машины получает. Если в Омске хотя бы частные перевозчики покупают новые автобусы, вкладываются, то в районах нет такого, – сетовал Лазуткин.

Представитель Минпрома заявил, что нелегальные перевозчики переделали свои автобусы якобы под такси и таким образом легализовались. По области насчитывается минимум 70 таких машин. По ряду направлений есть реальное дублирование, когда частник забирает всех пассажиров, а автобусы «Омскоблавтотранса» идут пустыми.

В итоге депутаты в грустном молчании приняли озвученную информацию к сведению, а депутат Игорь Попов потребовал от Минпрома конкретный перечень мероприятий, направленных на финансовое оздоровление «Омскоблавтотранса». Алексей Лазуткин пообещал предоставить этот список.