Поиск

Экспонаты для уникальной выставки пермской скульптуры из дерева собирали в 1920-е годы, когда в стране массово расстреливали священников.

Сегодня, 3 апреля, в Музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля состоялось открытие выставки «Пермская деревянная скульптура XVIII – начала XX века», привезенной в Омск в рамках проекта «Знаменитые коллекции России».

Директор омского музея Фарида Буреева рассказала, что соглашение о сотрудничестве с Пермью было подписано еще в 2015 году и по плану выставка должна была состояться в тот же год, но обстоятельства сложились иначе. Ждать пришлось три года.

Впервые в Омск привезли часть коллекции Пермской художественной галереи, которую историк искусства, основатель галереи Николай Серебренников собрал в храмах за шесть экспедиций с 1923 по 1926 год.

– Николай Серебренников – герой без всяких преувеличений, потому что в 20-е годы велось планомерное уничтожение памятников религиозной культуры, он собрал скульптуры, иконы, утварь, прошел по всему Пермскому краю, убедил всех в необходимости показать их. Выставка открылась в 1926 году и не закрывалась ни на один год, кроме войны, – рассказала директор Пермской государственной художественной галереи, искусствовед Юлия Тавризян. – Условия были очень тяжелые: ни электричества, ни железных дорог не было – на подводах, лошадях, лодках... Но коллекция не закрывалась.

На выставке в Омске представили 34 скульптуры из 460: Распятие с предстоящими (Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, Сотник Лонгин), Сидящего Спасителя, изображения ангелов и херувимов, Святого Духа (в виде голубя) и многие другие.

При входе в зал сразу чувствуется приятный запах дерева, как стало позже известно, сосны и липы. Просто удивительно, что все это сделано с минимальным использованием инструментов. 

Искусствовед, замдиректора Пермской государственной художественной галереи  Ольга Старцева сообщила, что большинство скульптур не имеет авторства, но все же назвала два имени – Домнина и Никона Кирьянова, который был мастером-самоучкой, что не помешало ему создать более 500 скульптур для часовни в родной деревне Габово.

– Статуи Сидящего Спасителя, которые представлены здесь, были в северной, более затемненной части храма и помещались в темнице. Когда наступал период проверки со стороны епархии, то скульптуры сносили вниз, а когда начальство уезжало, возвращали в храм, – рассказала Ольга Старцева.

Впрочем, говорить о коллекции можно очень много и долго. Это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем услышать или прочитать. Тем более символично, что коллекцию привезли в Омске перед Пасхой. Пробудет она здесь до 27 мая.

Вход на выставку для взрослых стоит 70 рублей, льготный билет – 50 рублей. Студенты и дети до 10 лет могут сходить на выставку бесплатно. 

Экспонаты для уникальной выставки пермской скульптуры из дерева собирали в 1920-е годы, когда в стране массово расстреливали священников.

Сегодня, 3 апреля, в Музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля состоялось открытие выставки «Пермская деревянная скульптура XVIII – начала XX века», привезенной в Омск в рамках проекта «Знаменитые коллекции России».

Директор омского музея Фарида Буреева рассказала, что соглашение о сотрудничестве с Пермью было подписано еще в 2015 году и по плану выставка должна была состояться в тот же год, но обстоятельства сложились иначе. Ждать пришлось три года.

Впервые в Омск привезли часть коллекции Пермской художественной галереи, которую историк искусства, основатель галереи Николай Серебренников собрал в храмах за шесть экспедиций с 1923 по 1926 год.

– Николай Серебренников – герой без всяких преувеличений, потому что в 20-е годы велось планомерное уничтожение памятников религиозной культуры, он собрал скульптуры, иконы, утварь, прошел по всему Пермскому краю, убедил всех в необходимости показать их. Выставка открылась в 1926 году и не закрывалась ни на один год, кроме войны, – рассказала директор Пермской государственной художественной галереи, искусствовед Юлия Тавризян. – Условия были очень тяжелые: ни электричества, ни железных дорог не было – на подводах, лошадях, лодках... Но коллекция не закрывалась.

На выставке в Омске представили 34 скульптуры из 460: Распятие с предстоящими (Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, Сотник Лонгин), Сидящего Спасителя, изображения ангелов и херувимов, Святого Духа (в виде голубя) и многие другие.

При входе в зал сразу чувствуется приятный запах дерева, как стало позже известно, сосны и липы. Просто удивительно, что все это сделано с минимальным использованием инструментов. 

Искусствовед, замдиректора Пермской государственной художественной галереи  Ольга Старцева сообщила, что большинство скульптур не имеет авторства, но все же назвала два имени – Домнина и Никона Кирьянова, который был мастером-самоучкой, что не помешало ему создать более 500 скульптур для часовни в родной деревне Габово.

– Статуи Сидящего Спасителя, которые представлены здесь, были в северной, более затемненной части храма и помещались в темнице. Когда наступал период проверки со стороны епархии, то скульптуры сносили вниз, а когда начальство уезжало, возвращали в храм, – рассказала Ольга Старцева.

Впрочем, говорить о коллекции можно очень много и долго. Это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем услышать или прочитать. Тем более символично, что коллекцию привезли в Омске перед Пасхой. Пробудет она здесь до 27 мая.

Вход на выставку для взрослых стоит 70 рублей, льготный билет – 50 рублей. Студенты и дети до 10 лет могут сходить на выставку бесплатно.