Поиск

Впервые публикуемые результаты исследований об Омске и омичах могут помочь власти и бизнесу принять правильные решения для развития региона.

В ходе опроса омичей, проведенного маркетинговым агентством «Делфи» в июне текущего года, было опрошено 400 омичей, проживающих в городе более одного года. Результаты исследования ранее нигде не публиковались.

 Омичи молоды, хорошо образованны, много работают и ценят семью

Исследования показывают, что 71 % опрошенных работает 40 и более часов в неделю. 33 % имеют высшее и незаконченное высшее образование, 47 % – среднее специальное образование. Почти у каждого сотого омича за спиной 2 высших образования, аспирантура или научная степень. Большая часть опрошенных (64 %) имеют семью, 26 % опрошенных имеют одного ребенка, 17 % – двух детей, 3 % – 3 и более детей. У 53 % опрошенных детей нет.

► В Омске крайне низкие зарплаты

Исследование показало, что подавляющая часть опрошенных (67 %) имеет доход до 20 тыс. рублей на одного члена семьи, доход 20-35 тыс. рублей на члена семьи имеет около 15% омичей, а доход от 35 тыс. рублей и выше на каждого члена семьи имеет лишь около 4 % омичей.

Это не случайно, ведь среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам Омской области за январь – май 2017 года, составляла 28 669,3 рубля. В прошлом году по показателю среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций Омская область среди 12 регионов СФО заняла 11-е место – ниже заработная плата только в Республике Алтай.

Для сравнения: среднемесячная номинальная начисленная зарплата по России в марте 2017 года – 38 483 руб.

Индекс стоимости жизни в Омске в 2016 году был на 15 % ниже, чем в среднем по РФ. При всей образованности населения Омск, еще 20 лет назад один из самых богатых городов страны, сегодня находится в аутсайдерах.

► Поэтому люди голосуют ногами

Миграционная убыль в регионе растет. За полгода население Омской области уменьшилось на 5215 человек. В другие регионы страны уехали 12 025 омичей, еще 4176 отправились искать счастье за рубеж. Общий отток составил 16 201 человек.

Численность рабочей силы за апрель – июнь 2017 года составляла 1 млн 32,1 тыс. человек, уменьшившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 23,5 тыс. человек. Численность занятого населения в апреле – июне 2017 года уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 20,8 тыс. человек.

► Бедность заставляет омичей глобально экономить и гоняться за бонусами

Всего за год больше экономить на продуктах питания стали 35 % жителей города, на непродовольственных товарах – 34,5 %. Среди экономящих на еде 53 % сократили траты на мясо и птицу, 49 % умерили потребление сыра и колбасы, значительно (30 %) пострадала категория рыбы и морепродуктов. Омичи также сократили затраты на одежду и обувь (51 %), на парфюмерно-косметические товары (41 %), на услуги – развлечения и досуг (38 %).

В 2017 году большинство респондентов (42 %) тратили на продукты питания и коммунальные платежи 40–60 % семейного дохода.

Омичи уже не ходят в магазины бездумно. На 9 % по сравнению с 2016 годом возросла доля тех, кто ходит в магазин со списком покупок. 33 % омичей используют при покупке дисконтные карты. 31 % опрошенных указали, что не покупают товар, если не имеют дисконтной карты магазина. В 2016 году таких омичей было всего 14 %.

12 % омичей в 2017 году перед покупкой пристально изучали товар через интернет-сайт магазина.

► Что раздражает омичей, кроме отсутствия денег?

14 % опрошенных указали на нехватку детских садов, 12 % – на дефицит развивающих секций для дошкольников. Среди городов-миллионников Омск имеет самый низкий коэффициент соотношения числа детсадов к численности населения.

На недостаток центров детского отдыха указали 10 % опрошенных. На 5 % по сравнению с 2016 годом выросла доля тех, кто ощущает на себе недостаток фитнес-клубов.

Около 9 % опрошенных отметили дефицит фермерских рынков. Также в качестве дефицитного направления омичи выделили дома престарелых и геронтологические центры (около 9 %). Кроме того, жителей Омска раздражает неухоженность города и неразвитость городской инфраструктуры.

► Омск: вместо уныния рационализм

Парадокс, но за год доля омичей, уверенных в будущем, возросла: с 34 % в 2016 году до 53 % в 2017 году. Достаточно оптимистично омичи оценивают и ситуацию в экономике страны в целом. При этом отношение омичей к банковским кредитам остается остро негативным, также омичи стали чаще отказываться от крупных покупок.

Жители Омска и Омской области воспринимают существующую ситуацию как новую норму и подстраиваются под нее, меняя привычки. Теперь житель Омского региона – новый рациональный потребитель, который ждет четкого решения своих проблем от бизнеса и власти.

Понятно, что сохранить социальный характер региона при стагнирующей экономике невозможно. Поэтому Омской области необходимо срочно вырываться из нулевых темпов роста. Нашему региону необходим широкий маневр в экономической политике, позволяющий создать нормальные условия для решения прежде всего социальных задач.

Анализ бизнес-ситуации в Омской области читайте в нашем следующем материале.

1976

Впервые публикуемые результаты исследований об Омске и омичах могут помочь власти и бизнесу принять правильные решения для развития региона.

В ходе опроса омичей, проведенного маркетинговым агентством «Делфи» в июне текущего года, было опрошено 400 омичей, проживающих в городе более одного года. Результаты исследования ранее нигде не публиковались.

 Омичи молоды, хорошо образованны, много работают и ценят семью

Исследования показывают, что 71 % опрошенных работает 40 и более часов в неделю. 33 % имеют высшее и незаконченное высшее образование, 47 % – среднее специальное образование. Почти у каждого сотого омича за спиной 2 высших образования, аспирантура или научная степень. Большая часть опрошенных (64 %) имеют семью, 26 % опрошенных имеют одного ребенка, 17 % – двух детей, 3 % – 3 и более детей. У 53 % опрошенных детей нет.

► В Омске крайне низкие зарплаты

Исследование показало, что подавляющая часть опрошенных (67 %) имеет доход до 20 тыс. рублей на одного члена семьи, доход 20-35 тыс. рублей на члена семьи имеет около 15% омичей, а доход от 35 тыс. рублей и выше на каждого члена семьи имеет лишь около 4 % омичей.

Это не случайно, ведь среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам Омской области за январь – май 2017 года, составляла 28 669,3 рубля. В прошлом году по показателю среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций Омская область среди 12 регионов СФО заняла 11-е место – ниже заработная плата только в Республике Алтай.

Для сравнения: среднемесячная номинальная начисленная зарплата по России в марте 2017 года – 38 483 руб.

Индекс стоимости жизни в Омске в 2016 году был на 15 % ниже, чем в среднем по РФ. При всей образованности населения Омск, еще 20 лет назад один из самых богатых городов страны, сегодня находится в аутсайдерах.

► Поэтому люди голосуют ногами

Миграционная убыль в регионе растет. За полгода население Омской области уменьшилось на 5215 человек. В другие регионы страны уехали 12 025 омичей, еще 4176 отправились искать счастье за рубеж. Общий отток составил 16 201 человек.

Численность рабочей силы за апрель – июнь 2017 года составляла 1 млн 32,1 тыс. человек, уменьшившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 23,5 тыс. человек. Численность занятого населения в апреле – июне 2017 года уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 20,8 тыс. человек.

► Бедность заставляет омичей глобально экономить и гоняться за бонусами

Всего за год больше экономить на продуктах питания стали 35 % жителей города, на непродовольственных товарах – 34,5 %. Среди экономящих на еде 53 % сократили траты на мясо и птицу, 49 % умерили потребление сыра и колбасы, значительно (30 %) пострадала категория рыбы и морепродуктов. Омичи также сократили затраты на одежду и обувь (51 %), на парфюмерно-косметические товары (41 %), на услуги – развлечения и досуг (38 %).

В 2017 году большинство респондентов (42 %) тратили на продукты питания и коммунальные платежи 40–60 % семейного дохода.

Омичи уже не ходят в магазины бездумно. На 9 % по сравнению с 2016 годом возросла доля тех, кто ходит в магазин со списком покупок. 33 % омичей используют при покупке дисконтные карты. 31 % опрошенных указали, что не покупают товар, если не имеют дисконтной карты магазина. В 2016 году таких омичей было всего 14 %.

12 % омичей в 2017 году перед покупкой пристально изучали товар через интернет-сайт магазина.

► Что раздражает омичей, кроме отсутствия денег?

14 % опрошенных указали на нехватку детских садов, 12 % – на дефицит развивающих секций для дошкольников. Среди городов-миллионников Омск имеет самый низкий коэффициент соотношения числа детсадов к численности населения.

На недостаток центров детского отдыха указали 10 % опрошенных. На 5 % по сравнению с 2016 годом выросла доля тех, кто ощущает на себе недостаток фитнес-клубов.

Около 9 % опрошенных отметили дефицит фермерских рынков. Также в качестве дефицитного направления омичи выделили дома престарелых и геронтологические центры (около 9 %). Кроме того, жителей Омска раздражает неухоженность города и неразвитость городской инфраструктуры.

► Омск: вместо уныния рационализм

Парадокс, но за год доля омичей, уверенных в будущем, возросла: с 34 % в 2016 году до 53 % в 2017 году. Достаточно оптимистично омичи оценивают и ситуацию в экономике страны в целом. При этом отношение омичей к банковским кредитам остается остро негативным, также омичи стали чаще отказываться от крупных покупок.

Жители Омска и Омской области воспринимают существующую ситуацию как новую норму и подстраиваются под нее, меняя привычки. Теперь житель Омского региона – новый рациональный потребитель, который ждет четкого решения своих проблем от бизнеса и власти.

Понятно, что сохранить социальный характер региона при стагнирующей экономике невозможно. Поэтому Омской области необходимо срочно вырываться из нулевых темпов роста. Нашему региону необходим широкий маневр в экономической политике, позволяющий создать нормальные условия для решения прежде всего социальных задач.

Анализ бизнес-ситуации в Омской области читайте в нашем следующем материале.

1976