Поиск

БОРИС РОТБЕРГ, директор Омского государственного музыкального театра О проекте федерального закона об автономных учреждениях, который ставит под угрозу существование многих учреждений культуры России и, в том числе, Омского музыкального театра. - В конце сентября прошло третье чтение федерального закона об автономных учреждениях, который предусматривает переход на самоокупаемость большинства учреждений культуры. Как собирается выживать музыкальный театр, если этот закон вступит в силу в том виде, в котором есть? С какими проблемами вам придется столкнуться? - Это проблема не только музыкального театра, но и всех театров России. Пока переход в автономные учреждения не обязателен. Но все равно это очень прискорбно, и я категорически против закона в такой редакции, и я ни раз об этом уже говорил. Переход в автономные учреждения приведет к тому, что масса российских театров закроется, все идет к этому. Иногда у меня складывается ощущение, что ЦРУ платит деньги российским депутатам, чтобы Россия была бездуховной, к бездуховности все идет. Заставить театры зарабатывать деньги – что они будут показывать, голых женщин? Легковесный репертуар? Запустят свои здания казино и бордели, чтобы добывать деньги? Одно дело Москва, театр МХАТ, совсем другое дело - Омский музыкальный театр. Я вам точно скажу, что музыкальный театр не может быть самоокупаемым. Нас толкают на западную модель – там нет государственных театров. Но у нас и нет тех зарплат, что на Западе. Если я, чтобы заработать деньги, сделаю билеты по 500-600 рублей, то кто придет, скажите мне? Наши бюджетники? Театры в маленьких городах никогда в жизни не смогут себя окупить. - Какие сейчас расходы у театра? Предположим, бюджет нашего театра составляет 50 миллионов рублей, из них 4 миллиона – это только зарплата работникам театра. Если не будет госфинансирования, то для того чтобы нам отработать хотя бы одну зарплату, театру нужно работать каждый день без выходных с аншлагами. Если и государство даст помощь, например, оплатит только зарплату, то это тоже мало. Государство оплатит по тем расценкам, что у них есть, а это значит, что ведущие актеры моего театра получат по 18-му разряду 4950 рублей. Пока я живой, я не поймаюсь на эту удочку. Наш театр каждый год заканчивает с убытком, но это закономерно – театр не может жить вне государства. Эстрада, шоу-бизнес – могут прожить, а театр - нет. Пока наш театр жив только благодаря бюджету области. -В ближайшем будущем в музыкальном театре откроется филиал Башкирского хореографического училища имени Рудольфа Нуриева. Как возникла эта идея, и чем это поможет театру? - Мы давно к этому шли, давно собирались открыть филиал, но этот вопрос всегда стоял в далеких планах. Но после того как на фестиваль музыкальных театров, который проходил у нас этим летом, к нам приехали дети из башкирского училища – 60 человек, показали свое творчество, было решено, что филиал именно этого училища откроется в Омске. Леонид Константинович обратился к президенту Башкортостана, который является председателем попечительского совета училища, с этим предложением, и тот согласился. Мы долго выбирали: Питер далеко, Пермь очень гордая, и вот мы остановились на башкирском училище. Это солидное заведение, оно входит в тройку лучших училищ стран СНГ. Подготовительная работа уже началась – я уже разговаривал с руководством училища, с министерством культуры Омской области, и мы подписали протокол о намерениях. Подготовка идет, но это очень сложное дело, надо менять училищу устав, получать лицензии, найти общежитие. Как правило, в хореографическое училище поступают с семи лет, должно быть общежитие, и прямо в училище должна даваться общеобразовательная программа. Мы пока идем на филиал, то есть не будем звать сюда иногородних. У нас в театре есть хореографическая студия, но по окончании ее мы не имеем права выдавать диплом – мы выдаем справку, и нашим выпускникам приходится доучиваться в других училищах. Мы теряем кадры. Чтобы их не терять, мы и открываем филиал. Сейчас я вынужден приглашать артистов балета из других городов, а это и квартиры, и масса других затрат. После открытия филиала мы начнем выдавать дипломы хореографического училища имени Рудольфа Нуриева, и нашим ученикам не придется продолжать образование в других городах - они смогут остаться в театре. Филиал начнет работу с нового учебного года. - В театре сейчас идет реконструкция. Когда она закончится и как изменится театр после нее? - Нам уже выделили деньги на реконструкцию, и она идет с середины лета. Но здание театра такое большое, что враз все не сделаешь. Мы не можем остановить работу театра, и поэтому капитальный ремонт у нас идет поэтапно. Основные работы будут выполняться в следующем году, ну а в этом мы хотим закончить реконструкцию крыши.

БОРИС РОТБЕРГ, директор Омского государственного музыкального театра О проекте федерального закона об автономных учреждениях, который ставит под угрозу существование многих учреждений культуры России и, в том числе, Омского музыкального театра. - В конце сентября прошло третье чтение федерального закона об автономных учреждениях, который предусматривает переход на самоокупаемость большинства учреждений культуры. Как собирается выживать музыкальный театр, если этот закон вступит в силу в том виде, в котором есть? С какими проблемами вам придется столкнуться? - Это проблема не только музыкального театра, но и всех театров России. Пока переход в автономные учреждения не обязателен. Но все равно это очень прискорбно, и я категорически против закона в такой редакции, и я ни раз об этом уже говорил. Переход в автономные учреждения приведет к тому, что масса российских театров закроется, все идет к этому. Иногда у меня складывается ощущение, что ЦРУ платит деньги российским депутатам, чтобы Россия была бездуховной, к бездуховности все идет. Заставить театры зарабатывать деньги – что они будут показывать, голых женщин? Легковесный репертуар? Запустят свои здания казино и бордели, чтобы добывать деньги? Одно дело Москва, театр МХАТ, совсем другое дело - Омский музыкальный театр. Я вам точно скажу, что музыкальный театр не может быть самоокупаемым. Нас толкают на западную модель – там нет государственных театров. Но у нас и нет тех зарплат, что на Западе. Если я, чтобы заработать деньги, сделаю билеты по 500-600 рублей, то кто придет, скажите мне? Наши бюджетники? Театры в маленьких городах никогда в жизни не смогут себя окупить. - Какие сейчас расходы у театра? Предположим, бюджет нашего театра составляет 50 миллионов рублей, из них 4 миллиона – это только зарплата работникам театра. Если не будет госфинансирования, то для того чтобы нам отработать хотя бы одну зарплату, театру нужно работать каждый день без выходных с аншлагами. Если и государство даст помощь, например, оплатит только зарплату, то это тоже мало. Государство оплатит по тем расценкам, что у них есть, а это значит, что ведущие актеры моего театра получат по 18-му разряду 4950 рублей. Пока я живой, я не поймаюсь на эту удочку. Наш театр каждый год заканчивает с убытком, но это закономерно – театр не может жить вне государства. Эстрада, шоу-бизнес – могут прожить, а театр - нет. Пока наш театр жив только благодаря бюджету области. -В ближайшем будущем в музыкальном театре откроется филиал Башкирского хореографического училища имени Рудольфа Нуриева. Как возникла эта идея, и чем это поможет театру? - Мы давно к этому шли, давно собирались открыть филиал, но этот вопрос всегда стоял в далеких планах. Но после того как на фестиваль музыкальных театров, который проходил у нас этим летом, к нам приехали дети из башкирского училища – 60 человек, показали свое творчество, было решено, что филиал именно этого училища откроется в Омске. Леонид Константинович обратился к президенту Башкортостана, который является председателем попечительского совета училища, с этим предложением, и тот согласился. Мы долго выбирали: Питер далеко, Пермь очень гордая, и вот мы остановились на башкирском училище. Это солидное заведение, оно входит в тройку лучших училищ стран СНГ. Подготовительная работа уже началась – я уже разговаривал с руководством училища, с министерством культуры Омской области, и мы подписали протокол о намерениях. Подготовка идет, но это очень сложное дело, надо менять училищу устав, получать лицензии, найти общежитие. Как правило, в хореографическое училище поступают с семи лет, должно быть общежитие, и прямо в училище должна даваться общеобразовательная программа. Мы пока идем на филиал, то есть не будем звать сюда иногородних. У нас в театре есть хореографическая студия, но по окончании ее мы не имеем права выдавать диплом – мы выдаем справку, и нашим выпускникам приходится доучиваться в других училищах. Мы теряем кадры. Чтобы их не терять, мы и открываем филиал. Сейчас я вынужден приглашать артистов балета из других городов, а это и квартиры, и масса других затрат. После открытия филиала мы начнем выдавать дипломы хореографического училища имени Рудольфа Нуриева, и нашим ученикам не придется продолжать образование в других городах - они смогут остаться в театре. Филиал начнет работу с нового учебного года. - В театре сейчас идет реконструкция. Когда она закончится и как изменится театр после нее? - Нам уже выделили деньги на реконструкцию, и она идет с середины лета. Но здание театра такое большое, что враз все не сделаешь. Мы не можем остановить работу театра, и поэтому капитальный ремонт у нас идет поэтапно. Основные работы будут выполняться в следующем году, ну а в этом мы хотим закончить реконструкцию крыши.