Поиск

Материалы на чиновников копятся годами, и, как только они начинают претендовать на высокий пост, это «ружье» неожиданно «стреляет».

История с возбуждением уголовного дела в отношении вице-губернатора Станислава Гребенщикова в очередной раз показала порочность той системы власти, которая сейчас сложилась в Омской области в частности и в России в целом. Назвать ее можно так – «политика уголовных дел».

Суть ее заключается в том, что на более-менее перспективных и «поднимающихся» чиновников правоохранители годами копят материалы, но уголовное дело, как правило, возбуждается в двух случаях: либо чиновник претендует на статусный пост, либо уходит из системы власти. В первом случае его «сбивают на взлете», во втором – «добивают на выходе». Пока же человек находится в системе, складывается впечатление, что он годами может нарушать закон, брать взятки, отчуждать имущество направо и налево и т. д. И никто ему ничего не предъявит.

Впервые это было наглядно продемонстрировано в истории с «посадкой» первого вице-губернатора Юрия Гамбурга. Еще в 2011 году областные власти прямо заявляли, что департамент имущественных отношений мэрии, которым тогда руководил этот чиновник, активно «химичит» с огородами в Чукреевке. Но уголовное дело было возбуждено только осенью 2013-го, а Гамбурга «схватили» летом следующего года, когда он, по данным ряда СМИ, пошел на открытый конфликт с силовиками. Почему они молчали, когда этот человек становился вторым лицом в регионе – вопрос, ответа на который никто так и не дал. Получается, что ему дали занять этот пост, что называется, «подняться», а затем «подстрелили» в рамках борьбы с коррупцией?

Были и другие примеры. Тот же бывший министр экономики региона Александр Третьяков. До своего назначения известный предприниматель якобы тщательно проверялся правоохранителями, а затем «вдруг» выяснилось, что к нему есть претензии по прошлому месту работы. Или бывшие министры имущественных отношений Вадим Меренков и Виктор Соболев, «накосячившие» еще во времена работы в мэрии, но получившие статусные назначения в область. Тот же экс-глава министерства образования региона Сергей Алексеев до прихода на эту должность незаконно продал участок земли в бытность главой Омского района. Про это тоже не знали? 

Александр Третьяков

Сергей Алексеев

Вадим Меренков

Виктор Соболев

Противоположная ситуация была с бывшим первым вице-мэром Омска Владимиром Потаповым. Уголовное дело на него завели, когда чиновник уже покинул стены городской администрации, хотя преступление, инкриминируемое ему и Соболеву, было совершено в 2009–2011 годах. Про незаконную передачу муниципальных сетей тогда не писал разве что ленивый журналист, но уголовное преследование началось спустя годы.

Правоохранительные и следственные органы, безусловно, выполняют значительную, серьезную работу, большая часть которой вообще остается «в тени». Но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что борьба с коррупцией должна вестись планомерно, каждый день, а не по «большим праздникам», предшествующим серьезным назначениям или, наоборот, уходу чиновников с должностей. Ведь получается, что, не заявись тот же Гребенщиков на конкурс по выборам мэра Омска, силовикам он был бы неинтересен до поры до времени? Или про историю с незаконным получением питерской фирмой ООО «СтройИнвестКомплект» более 14 млн рублей бюджетных средств стало известно только этой весной?

Дело ведь не в конкретных Гребенщикове, Гамбурге, Меренкове, Алексееве и прочих (кстати, кто следующий?) Вопросы вызывает сам подход к борьбе с коррупцией. По большому счету, этот точечный «отстрел» чиновников очень сильно дискредитирует всю вертикаль власти – и федералов, и областников, и силовиков, разбалансирует всю систему. У населения создается впечатление, что во власти одни «жулики и воры». Особенно, когда чиновника сначала громко садят, а потом через полгода выпускают по УДО, несмотря на 200-миллионный ущерб казне. 

Стоит ли в этой ситуации удивляться тому, что местную власть трясет уже 5 лет, а молодежь в буквальном смысле бежит из Омской области? И кто за это ответит? 

Материалы на чиновников копятся годами, и, как только они начинают претендовать на высокий пост, это «ружье» неожиданно «стреляет».

История с возбуждением уголовного дела в отношении вице-губернатора Станислава Гребенщикова в очередной раз показала порочность той системы власти, которая сейчас сложилась в Омской области в частности и в России в целом. Назвать ее можно так – «политика уголовных дел».

Суть ее заключается в том, что на более-менее перспективных и «поднимающихся» чиновников правоохранители годами копят материалы, но уголовное дело, как правило, возбуждается в двух случаях: либо чиновник претендует на статусный пост, либо уходит из системы власти. В первом случае его «сбивают на взлете», во втором – «добивают на выходе». Пока же человек находится в системе, складывается впечатление, что он годами может нарушать закон, брать взятки, отчуждать имущество направо и налево и т. д. И никто ему ничего не предъявит.

Впервые это было наглядно продемонстрировано в истории с «посадкой» первого вице-губернатора Юрия Гамбурга. Еще в 2011 году областные власти прямо заявляли, что департамент имущественных отношений мэрии, которым тогда руководил этот чиновник, активно «химичит» с огородами в Чукреевке. Но уголовное дело было возбуждено только осенью 2013-го, а Гамбурга «схватили» летом следующего года, когда он, по данным ряда СМИ, пошел на открытый конфликт с силовиками. Почему они молчали, когда этот человек становился вторым лицом в регионе – вопрос, ответа на который никто так и не дал. Получается, что ему дали занять этот пост, что называется, «подняться», а затем «подстрелили» в рамках борьбы с коррупцией?

Были и другие примеры. Тот же бывший министр экономики региона Александр Третьяков. До своего назначения известный предприниматель якобы тщательно проверялся правоохранителями, а затем «вдруг» выяснилось, что к нему есть претензии по прошлому месту работы. Или бывшие министры имущественных отношений Вадим Меренков и Виктор Соболев, «накосячившие» еще во времена работы в мэрии, но получившие статусные назначения в область. Тот же экс-глава министерства образования региона Сергей Алексеев до прихода на эту должность незаконно продал участок земли в бытность главой Омского района. Про это тоже не знали? 

Александр Третьяков

Сергей Алексеев

Вадим Меренков

Виктор Соболев

Противоположная ситуация была с бывшим первым вице-мэром Омска Владимиром Потаповым. Уголовное дело на него завели, когда чиновник уже покинул стены городской администрации, хотя преступление, инкриминируемое ему и Соболеву, было совершено в 2009–2011 годах. Про незаконную передачу муниципальных сетей тогда не писал разве что ленивый журналист, но уголовное преследование началось спустя годы.

Правоохранительные и следственные органы, безусловно, выполняют значительную, серьезную работу, большая часть которой вообще остается «в тени». Но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что борьба с коррупцией должна вестись планомерно, каждый день, а не по «большим праздникам», предшествующим серьезным назначениям или, наоборот, уходу чиновников с должностей. Ведь получается, что, не заявись тот же Гребенщиков на конкурс по выборам мэра Омска, силовикам он был бы неинтересен до поры до времени? Или про историю с незаконным получением питерской фирмой ООО «СтройИнвестКомплект» более 14 млн рублей бюджетных средств стало известно только этой весной?

Дело ведь не в конкретных Гребенщикове, Гамбурге, Меренкове, Алексееве и прочих (кстати, кто следующий?) Вопросы вызывает сам подход к борьбе с коррупцией. По большому счету, этот точечный «отстрел» чиновников очень сильно дискредитирует всю вертикаль власти – и федералов, и областников, и силовиков, разбалансирует всю систему. У населения создается впечатление, что во власти одни «жулики и воры». Особенно, когда чиновника сначала громко садят, а потом через полгода выпускают по УДО, несмотря на 200-миллионный ущерб казне. 

Стоит ли в этой ситуации удивляться тому, что местную власть трясет уже 5 лет, а молодежь в буквальном смысле бежит из Омской области? И кто за это ответит?