Город для людей
Почему в Омске теперь все через «Навигатор»?
К новой информационной системе дополнительного образования присоединились уже 100 тысяч человек, но мало кто понимает, зачем все это.
Новый 2020/2021 учебный год омская система дополнительного образования начала с большой инновации. Теперь зачисление детей в кружки, секции, музыкальные и спортивные школы производится через комплексную систему «Навигатор дополнительного образования детей Омской области».

Если коротко, это платформа, которая позволяет родителям юных омичей в онлайн-режиме выбрать для своего ребенка подходящее учреждение дополнительного образования, зарегистрироваться в системе и получить сертификат на посещение занятий. Если с первым пунктом более-менее понятно (все учреждения и их программы теперь собраны на одном сайте), то относительно регистрации и сертификатов такая путаница, что и в профессиональной среде, и среди родителей нет-нет да проскользнет переиначенное название новой системы – «Нафигатор». И действительно, зачем она нужна?
– Регистрация в системе «Навигатор» позволит не только иметь полный доступ к информации обо всех имеющихся в городе учреждениях дополнительного образования, но и открыть новые возможности по выбору именно того сегмента, который наиболее оптимально подходит каждому конкретному ребенку, – говорит первый заместитель директора департамента образования омской мэрии Наталья Васильева. – Система позволяет оперативно планировать занятость ребенка и получать достоверную информацию об освоении программ.
Звучит весомо, но конкретики не добавляет. На сайте самого «Навигатора» объяснение приводится более развернутое. Авторы нововведения считают, что дополнительное образование должно быть ориентировано на интересы современных детей. Соответственно, бюджетные деньги теперь будут получать программы, которые выберут родители, а не те, что спущены сверху.
– Раньше учреждение составляло список образовательных программ и план набора детей на эти программы. В соответствии с планом учреждению выделялись бюджетные деньги. Они могли распределяться непропорционально между более и менее востребованными программами, – объясняется на сайте «Навигатора». – Теперь бюджет дает деньги за фактически привлеченных детей. Благодаря введению сертификатов родители становятся участниками распределения бюджетных денег. Программы, на которые будет направлено больше сертификатов, получат дополнительное финансирование. Остальные либо останутся за бортом, либо станут привлекательнее, чтобы родители и дети выбрали именно их.
ЧТО ТАКОЕ СЕРТИФИКАТ И СКОЛЬКО ИХ?
Краеугольный камень новой системы – это так называемый сертификат. Получить его можно, зарегистрировавшись в «Навигаторе», а потратить – на выбранную для своего ребенка программу. Для родителей это гарантия государства, что их сын или дочь сможет посещать любой лицензированный кружок или секцию за счет бюджета. Для учреждений же сертификат – это своеобразный чек об оплате их услуг государством. Если совсем грубо, то в новых реалиях задача организаций допобразования сводится к тому, чтобы привлечь на свои программы как можно больше обладателей сертификатов и получить за них деньги из бюджета. Государство намерено платить только за реально востребованные направления.
Как пояснили РИА «Омск-информ» в департаменте образования мэрии, существуют два вида сертификатов: сертификат учета и сертификат персонифицированного финансирования дополнительного образования. Первый дает возможность посещать различные кружки и секции без ограничения в рамках муниципального задания (учреждения, подведомственные департаментам образования, культуры, а также по делам молодежи, физической культуры и спорта), а второй нужен для оплаты дополнительных общеобразовательных программ, которые идут в информационной системе «Навигатор» с пометкой ПФДО. Для этого любому (муниципальному или частному) учреждению дополнительного образования с лицензией необходимо пройти трехступенчатую экспертизу.
По словам методиста-координатора муниципального опорного центра дополнительного образования детей Омска Нажгуль Бабич, на переходном этапе – до конца 2020 года – определены сертификаты номиналом по 1100 рублей на каждого ребенка, чтобы проходить короткие программы обучения по 16 часов.
– Но это только начало запуска системы. В дальнейшем планируется развитие этой системы. И пока весьма эффективно работают сертификаты учета, по которым ребенок может заниматься в муниципальных учреждениях в рамках муниципального задания бесплатно, – отметила эксперт.
ЗАЧЕМ МНЕ СЕРТИФИКАТ?
Теперь во главе системы дополнительного образования становятся родители и дети. Они, по сути, голосуют рублем (сертификатом) за то или иное учреждение и конкретную программу. Бюджетные деньги получат только интересные программы. А невостребованные либо будут вынуждены меняться, либо закроются. Такой капиталистический подход.

Но есть и «социализм». Благодаря сертификатам юные омичи смогут заниматься в платных кружках. Если раньше ребенок не имел возможности ходить на платный кружок за счет бюджета, то теперь он сможет полностью или частично оплатить свое обучение сертификатом.

При этом он открывает двери частных кружков и секций. Главное, чтобы у частной организации была лицензия на ведение образовательной деятельности, а она сама была включена в систему персонифицированного финансирования. В системе «Навигатор» такие программы помечены значком «Доступна оплата сертификатом».
КАК ПОПАСТЬ В «НАВИГАТОР»?
Чтобы зарегистрировать ребенка в системе «Навигатор», нужно пройти на официальный сайт. После прохождения регистрации в личном кабинете (подтверждение электронной почты, внесение данных о ребенке) во вкладке «ДЕТИ» нужно выбрать «ПОЛУЧИТЬ СЕРТИФИКАТ». Для активации необходимо прийти в любое образовательное учреждение (школу или любое учреждение дополнительного образования) с пакетом документов, куда входят:

- оригинал и копия свидетельства о рождении ребенка или оригинал и копия паспорта ребенка;

- оригинал и копия документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка;

- оригинал и копия СНИЛС ребенка;

- оригинал и копия документов, подтверждающих место фактического проживания ребенка (один из данных документов: паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации; выписка из домовой книги или лицевого счета, открытого на определенное жилое помещение; свидетельство о регистрации по месту жительства; судебное решение, подтверждающее право конкретного физического лица на проживание, владение, распоряжение конкретным жилым помещением; договор аренды конкретного жилого помещения на определенный срок; справка от участкового полицейского о проживании по месту жительства; акт о проживании, подписанный старшим по дому или старшим по кварталу и двумя соседями; выписка из ЕГРН о праве собственности на конкретный объект недвижимости; справка из общеобразовательной организации, подтверждающая факт обучения).
После процедуры подтверждения данных и активации сертификата можно подать заявки на выбранные программы дополнительного образования.
КАКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ УЖЕ РАБОТАЮТ В СИСТЕМЕ «НАВИГАТОР»?
Через систему «Навигатор» начали работать все муниципальные и областные учреждения дополнительного образования. В их числе, к примеру, Омская областная станция юных техников. Эта организация принимает детей максимум на два направления, занятия проводятся 2 раза в неделю, иначе ребенку трудно совместить их с основной учебой. Омичи активно используют «Навигатор», чтобы сюда записаться.
– В ходе работы с системой «Навигатор» мы столкнулись с тем, что 10 % обратившихся к нам родителей не имеют собственной электронной почты. Нередки случаи, когда наши специалисты совместно с мамами и папами проводят всю процедуру: создание e-mail, регистрация в системе и так далее. С 14 лет, с момента получения паспорта, ребенок может сам пройти всю процедуру. У нас был весьма забавный случай: ребенок уже все сделал, активировался у нас и записался на занятия, а потом пришла мама и пыталась проделать то же самое.

Римма Дудакова
Руководитель Омской областной станции юных техников
Специалист по взаимодействию с детскими школами искусств департамента культуры администрации Омска Ольга Еремина пояснила, что сертификат персонифицированного финансирования системы «Навигатор» в этом году можно использовать только для бюджетного обучения по общеразвивающим программам (c коротким сроком). То есть в муниципальных 21 школе искусств и четырех художественных школах через систему «Навигатор» смогут учиться лишь 1370 детей (при общем наборе в 2048 детей). При этом ежегодно в них получают дополнительное образование около 13 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет. Платное обучение на внебюджетной основе, размер которого устанавливает каждая школа самостоятельно, пока останется.
А ЧТО С ЧАСТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ?
Как говорилось выше, главным условием для работы в системе «Навигатор» является наличие у организации лицензии на ведение образовательной деятельности. У многих частников с этим сложности, и попасть в «Навигатор» они не могут.
– К нам недавно кто-то из родителей обращался с вопросом, а можно ли ваши услуги оплатить через систему «Навигатор», поэтому пришлось выяснять, что это такое. На самом деле нам было бы интересно войти в нее, но мне кажется, что проблема в том, что наша деятельность не лицензируется, а считается консультационной. Получить лицензию тоже непросто, – говорит управляющий столичной музыкальной школой для взрослых и детей Melody в Омске Андрей (попросил не называть свою фамилию).
Интеллектуальный центр «Перспектива», который с 2013 года занимается развитием креативного мышления у детей от 5 до 15 лет и организует турнир имени Ломоносова для 30 тыс. участников, уже зарегистрировался в «Навигаторе». Директор центра Валерий Гагарин довольно позитивно высказывается о новой системе.

– Нам, как частной организации, имеющей лицензию на образовательные услуги, довольно интересно это направление. Мы зарегистрировались как автономное некоммерческое объединение и в ближайшее время добавим туда свои программы, – рассказал Гагарин. – Для нас это дополнительная опция и некая рекламная площадка. Правда, мы понимаем, что все еще только начинается и вряд ли в этом году с этой площадки придет огромный поток детей.
Директор художественной студии «Скворечник» Ирина Зинкевич, которая работает уже 25 лет и обучает до 150 детей ежегодно, отмечает недостаток информации о системе «Навигатор».
– Я вообще пока слабо понимаю, что это такое. Я краем уха слышала, сама прочитала в СМИ, нам никто ничего не предлагал, – признается руководитель. – Понятно, что учреждение должно быть востребовано, с хорошим профессиональным коллективом. Для нас это было бы подспорье, а с другой стороны – это признак уважения города к заведению. Но насколько это будет толковый подход, непонятно.
«НАВИГАТОР» ПОКАЗЫВАЕТ ДОРОГУ
В омской мэрии уверяют, что сейчас ведется активное информирование родителей школьников о возможностях, открывающихся при пользовании новой информационной платформой, а на «Навигаторе» уже зарегистрированы около 100 тыс. омских детей.
– Сейчас не все дети задействованы в системе дополнительного образования: у родителей недостаточно финансовых средств или мотивации, чтобы найти подходящее учреждение и водить туда ребенка, – говорит методист-координатор муниципального опорного центра дополнительного образования детей Омска Нажгуль Бабич. – Сайт «Навигатор» предлагает разнообразные формы работы с детьми, насколько им хватает времени, сил и здоровья. Пока не все понимают, что это такое, потому что мы находимся на начальном этапе. Сама система заработала в январе, а муниципальные опорные центры стали создаваться в Омской области лишь в мае. Приходится все опробовать и сразу пускать в работу.
В целом внедрением системы «Навигатор» на территории региона занимается бюджетное учреждение Омской области дополнительного образования «Центр духовно-нравственного воспитания «Исток» (директор – Виктор Бургер). На его базе 1 апреля 2020 года был создан региональный модельный центр дополнительного образования детей Омской области. Цель большая – создание эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования.
Выступая с докладом на областном августовском форуме работников системы образования Омской области «Национальный проект «Образование»: шаг в будущее», Виктор Бургер заявил, что в регионе уже создано 33 муниципальных опорных центра, внедрены региональная информационная система «Навигатор дополнительного образования детей в Омской области», модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей; разработаны и внедрены программы, обеспечивающие выравнивание доступности дополнительного образования, а дополнительным образованием охвачено более 80 % от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих в регионе.

Если эти цифры и приведенные выше данные мэрии корректны, система «Навигатор» успешно внедряется на территории Омской области. Только вот информационная составляющая этого процесса, будем честны, оставляет желать лучшего. Надеемся, что этот материал помог вам разобраться, что такое «Навигатор» и зачем он все-таки нужен.

Светлана Дубченко
Made on
Tilda