на правах рекламы
17:55
-3 $ 63.39 -0.48
68.25 -0.44

А давайте ликвидируем в Омске муниципальный транспорт?

от 20.10.16 в 12:19 версия для печати

«Развитие» муниципального транспорта в Омске в последние годы напоминает конвульсии умирающего человека. Давно пора это прекратить.

На минувшей неделе муниципальные ПАТП Омска и МП «Электрический транспорт» подали в Региональную энергетическую комиссию новые заявки на увеличение тарифов. Предприятия вновь попросили тариф в размере от 30 до 38 рублей за одного перевезенного пассажира.

При этом в прошлом году им все та же РЭК установила тариф в размере от 26,7 до 29,1 рублей за одного пассажира. Ездят же омичи в автобусах, троллейбусах, трамваях пока по 22 рубля. В городском и областном бюжетах еле-еле находятся средства на то, чтобы погасить ПАТП межтарифную разницу. Если РЭК установит перевозчикам тариф в размере 30-35 рублей, то неизбежным станет новое увеличение провозной платы. Проще говоря, омичи наверняка будут платить за поездку не 22 рубля, а больше. Насколько – неизвестно.

Перевозчики, объясняя столь высокие тарифы, сетуют на необходимость обновления подвижного состава, низкий пассажирооборот и инфляцию. И здесь хотелось бы рассмотреть каждый из этих аспектов в отдельности.

Начнем с подвижного состава. Как известно, почти все троллейбусы, трамваи и автобусы в Омске «убиты». На некоторых и ездить-то страшно – вот-вот развалятся. Трамваи в городе и вовсе не обновляли с 2005 года. Автобусы в больших количествах не закупали с 2013-го. В общем, ездят пассажиры на том, что есть. И, судя по экономическому положению предприятий, денег на новый транспорт у них не будет, если эти затраты не включить в тариф.

Что касается пассажирооборота, то он сокращается. Во-первых, из-за того, что в городе все больше маршрутов отдают частникам, а во-вторых, потому что омичи все чаще выбирают маршрутки – на них ездят 70 % горожан. За последние годы в Омске частным перевозчикам были отданы такие выгодные маршруты, как 73-й, 20-й, даже такие «людные», как 69-й и 110-й теперь частично в руках частных перевозчиков.

В скором времени в городе исчезнет еще ряд маршрутов, которые обслуживали муниципалы – их передадут частникам. То есть идет постоянный и при этом латентный процесс экспансии рынка муниципальных перевозок частными компаниями. Больше всех здесь преуспела компания «АвтоСила-55», которая весьма эффективно обслуживает уже около десятка маршрутов. На 73-м, 69-м, 110-м, 66-м, 95-м, 94-м и другим маршрутам работает еще ряд ООО. И если бизнес идет в сферу пассажирских перевозок, значит, они рентабельны для бизнеса. И почему-то «АвтоСиле-55» выгодно возить пассажиров по 20 рублей (по карте «Наш пассажир»), а ПАТП и за 22 рубля терпят убытки.

Объясняется это просто – как я уже неоднократно писал, у муниципалов совершенно иная структура затрат, иная схема налогообложения. Вот поэтому для бизнесменов выгодны пассажирские перевозки, а для муниципальных перевозчиков – нет. И автобусы частных перевозчиков ездят полные, а муниципалы возят воздух на своих сочлененниках-длинномерах.

В связи со всем этим возникает крайне противоречивое предложение: а может, просто взять и отдать все маршруты небольшим компаниям а-ля «АвтоСила-55»? Раз они и так забирают себе все больше и больше маршрутов. В отличие от муниципалов, они постоянно покупают себе новые автобусы, возят людей и не плачут, что им не хватает денег. Наоборот, скорее всего, владельцы компаний, наподобие «АвтоСилы», получают неплохие прибыли, иначе они не стали бы расширять бизнес. Да, этим компаниям также компенсируется межтарифная разница, но они развиваются, а не приходят в упадок, как муниципальные ПАТП, получающие деньги из бюджета. 

Что касается этих самых ПАТП, которые постоянно «сжирают» сотни миллионов бюджетных рублей, то предлагаю их просто распустить. Представляю, сколько здесь будет противников этой идеи, ну а почему бы и нет? Ведь примерно 70 % автобусного парка ПАТП, отслужившего свой срок, подлежит списанию на металлолом, а остальные автобусы с аукционов с радостью выкупят частные перевозчики, которые также поделят все маршруты между собой. Высвободившиеся сотрудники ПАТП перейдут на работу в частные компании.

Всех без исключения частных перевозчиков нужно обязать возить как льготных пассажиров, так и тех, кто купил электронные проездные. Их нужно обязать пользоваться системой ГЛОНАСС и обслуживать пассажиров точно по расписанию. Также в придачу маршрутам с большим пассажиропотоком они должны получить и низкорентабельные, которые обслуживают окраины города. Учитывая текущее положение, основным автобусом в городе станет ПАЗ, который, в отличие от ЛиАЗов и НефАЗов, рентабелен.

В сфере муниципальных перевозок должно сохраниться лишь единственное предприятие – МП «Электрический транспорт», поскольку ни одного бизнесмена не заинтересует столь большое и хлопотное троллейбусно-трамвайное хозяйство. И вот здесь-то администрации города нужно по-настоящему вложиться. Ведь если через 10 лет в городе останутся все те же троллейбусы и трамваи, то они просто не выйдут в рейсы. Кроме того, часть трамвайных маршрутов просто не имеет аналогов и является для десятков тысяч омичей основным видом общественного транспорта.

И хотя на недавней пресс-конференции глава департамента транспорта Виталий Маслик сказал, что частники всех омичей не перевезут, но все идет к тому, что в городе останутся только частные перевозчики. Могу с уверенностью сказать, что это наверняка произойдет через 3-4 года.

Прошу читателей РИА «Омск-информ» поделиться своим мнением по поводу изложенной выше идеи в комментариях к этой колонке.

Сергей Энквист
ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
20
Во всем мире, во всех крупных городах существует муниципальный транспорт, но организация перевозок пассажиров организованна с включением интеллекта и научного подхода. Отсутствие этих компонентов у чиновников Омска главная причина и проблема нашего муниципального транспорта
2
Эти "чиновники" забыли (а может даже и не знали никогда), что основная функция общественного транспорта, это перевозка пассажиров, а не зарабатывание денег.
18
А освободить муниципальные ПАТП от налогов никому мысль не приходила в голову? Почему до сих пор прибыль от частных перевозок не облагается налогом и не поступает в бюджет города? Почему до сих пор молчат общественники? Департамент транспорта повяз в коррупции, в воровстве, его давно пора распустить! Автор этой статьи явно геворгяновский прихвостень!
Здесь был Вася гость 22.10.2016 12:20 Ответить с цитатой Пожаловаться
1
А освободить муниципальные ПАТП от налогов никому мысль не приходила в голову? Почему до сих пор прибыль от частных перевозок не облагается налогом и не поступает в бюджет города? Почему до сих пор молчат общественники? Департамент транспорта повяз в коррупции, в воровстве, его давно пора распустить! Автор этой статьи явно геворгяновский прихвостень! Согласен с вами на 100%
12
Омск-информ, а нельзя ли этот текст показать для начала грамотному специалисту- экономисту-транспортнику? нашим горожанам по большому счету все равно , кому платить за проезд. Но кто даст больше гарантий: безопасность, расписание движения, комфорт, доступность поездок и т.д.
0
Омск-информ, а нельзя ли этот текст показать для начала грамотному специалисту- экономисту-транспортнику? нашим горожанам по большому счету все равно , кому платить за проезд. Но кто даст больше гарантий: безопасность, расписание движения, комфорт, доступность поездок и т.д. А у нас такие есть? СИБАДИ таких не готовит....
9
Решение очень простое, нужно властям активнее привлекать в регион бизнес, увеличивать налоговые поступления, тогда и появятся средства для компенсации межтарифной разницы. Возможно следует подумать осокращении количества МУПов, что повлечёт сокращения аппаратов управления и как следствие издержек. А вообще-то был недавно в Хабаровске, проезд 20руб.(цены там в 1,5раза больше), в Барнауле 18руб.(сопоставим с Омском), может причина в аппетитах местных чиновников?
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому Федеральному Округу 21 июня 2006 года.
 
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ИА №ФС12-0883 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет
         Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх