Поиск

Экс-губернатор Омской области рассуждает о ситуации в стране, высказывает мнение о политических партиях и деятельности депутатов в интересах жителей.

Вряд ли кто в Омской области так хорошо знаком со спецификой выборов, как Леонид Полежаев. Он трижды избирался губернатором области, в качестве главы региона в течение 22 лет отвечал за проведение на его территории всех избирательных кампаний. Перед предстоящими 18 сентября выборами депутатов Государственной думы экс-губернатор рассуждает о ситуации в стране, высказывает свое мнение о политических партиях, о деятельности депутатов в интересах жителей, которые их избрали.

Леонид Константинович, на ваш взгляд, чем нынешняя избирательная кампания отличается от предыдущих?

– Прежде всего тем, что она проходит в совершенно иной общественно-политической и международной ситуации. Россия сделала много шагов, направленных на укрепление своего статуса, встала на принципиальные позиции и с политическими партнерами, и с оппонентами, поддержала русскоязычное население на Украине, приняла волевое решение по Крыму. Позиция России как великой державы не могла остаться без последствий, которые выразились в реакции Запада, и это создало новый внешний и внутренний политический фон.

В то же время мы видим углубление экономического кризиса. Причины разные, среди них и связанные с санкциями, и те, что носят внутренний характер. Трудно сказать, каких больше, каких меньше. Но в целом это создает не очень благоприятную ситуацию и определяет позиции политических партий, которые претендуют на места в парламенте, – как им оценивать действия правительства, какие шаги предпринимать самим. Все это должно находить объяснение в программах партий и их кандидатов. Люди ведь все равно спросят, а если не спросят, оставят в себе, это еще хуже.

Почему растут цены, заморожены зарплаты, не проводится индексация пенсий, почему скачут тарифы на коммунальные услуги? Почему нефть на мировых рынках дешевеет, а бензин в стране дорожает? Это вопросы, которые проходят через каждую семью, каждую кухню. И на них надо находить ответы. Людям надо дать направление, идею, показать, что это временное явление, связанное как с объективными обстоятельствами, так, может быть, и с какими-то неумелыми действиями правительства.

Главная задача политических партий в избирательную кампанию – вызвать интерес избирателей к самой кампании, желание людей вслушиваться в их программы. Если на выборы придет меньше 50%, встанет вопрос легитимности, не думать об этом нельзя. Да, выборы состоятся, но когда в них участвует меньше половины населения, это несколько иной расклад. Легитимность нужна власти, и не только федеральной, но и региональной, ведь впереди главные выборы – президента страны.

На мой взгляд, нынешняя избирательная кампания проводится неверно – у партий и кандидатов слишком мало времени, чтобы донести до полумиллиона избирателей на каждом округе свои программы, аргументы в их пользу. За две-три недели сделать это невозможно. Кандидаты должны иметь четкую позицию в отношении региональной политики, без тщательного анализа и критики здесь не обойтись, а времени нет. Поэтому, боюсь, кампания будет нести вялый, статичный характер.

Но нам вновь вернули выборы по одномандатным округам, а это уже борьба личностей. Правда, в Омской области из трех округов в одном победитель практически определен, так как единороссы не выставили там своего кандидата. В двух других соперничество все же намечается, особенно в 139-м, где баллотируются Горовцов от «Справедливой России», коммунист Алехин и единоросс Шрейдер. При этом удивляет кандидатура бывшего мэра, которого омичи до сих пор поминают недобрым словом…

– Это дело партии, кого выставлять на выборы. Я хорошо знаком с Дмитрием Евгеньевичем Горовцовым, мне известна его работа в комитете по безопасности и противодействию коррупции, она отличается высокой эффективностью. Чего стоит его настойчивость в выявлении преступлений в Таможенной службе, закончившаяся отставкой Бельянинова, который 10 лет руководил российской таможней. Такие люди, как Горовцов, просто необходимы в Государственной думе.

Как вы расцениваете шансы парламентских партий – правящей «Единой России», социал-демократической «Справедливой России», ЛДПР и компартии, которая, конечно, не та, что КПСС, но стать прогрессивнее ей не дает ее электорат?

– Не во всем, но во многом позиции этих партий совпадают. В том, что касается суверенитета государства, места России на международной арене, политической системы, которая отражает взгляды президента, разногласий у них нет. Но политическое лицо партии определяется не только этим. Есть вопросы национальной политики, миграционной, демографической, взаимоотношений с бывшими республиками СССР. Здесь у них собственные позиции, не разрушающие, впрочем, общую политическую систему. Это нормально, иначе партии стали бы филиалами какой-то одной из них.

«Единая Россия» – партия власти, ее деятельность зависит от многих факторов, и оценивать ее не так просто. «Справедливая Россия» еще на прошлых выборах нашла свою нишу, свою позицию, которая дополняет то, о чем не может говорить или делать «Единая Россия». Не впадая в тупую конфронтацию, а споря по вопросам государственного строительства, финансовой и экономической политики правительства. Позиции этой партии вполне могут укрепиться. Коммунисты возьмут свои около 20%, может, меньше, так как их электорат не увеличивается. ЛДПР – это политический театр одного актера, и пока Жириновский у руля партии, он будет забавлять публику, а партия брать на выборах определенный процент голосов.

Леонид Константинович, большинство единороссов в Госдуме обеспечило принятие ряда законов, которые вызвали огромное недовольство людей, ухудшили их материальное положение. В частности, закон о капремонте. Как вы относитесь к таким решениям?

– Говоря человеческим языком, это безнравственное решение, как и вся вакханалия, которая творится у нас с тарифами ЖКХ. На людей ложатся такие затраты, которые они не в состоянии вынести. Сейчас лето, коммунальные расходы не так велики, люди расслаблены, а наступит зима, и многие схватятся за голову. Избирательная кампания как раз дает возможность партиям апеллировать к обществу, донести до него свою позицию по поводу несправедливости, безнравственности подобных решений. Ставить их изменение в число первоочередных задач тем более необходимо в условиях кризиса.

Но пока изменений в ЖКХ нет, можно ведь предпринять другие меры. «Справедливая Россия», например, создала по всей стране центры защиты прав граждан, с их помощью людям уже возвращено более 20 миллиардов рублей, неоправданно с них взятых…

– Это правильное направление. Кроме пользы конкретным людям оно дает прямой контакт с обществом, с избирателями, что очень важно для всех участников этого процесса.

Вы всегда очень много внимания уделяли развитию культуры. Что, на ваш взгляд, нужно сегодня сделать в области, чтобы оно не останавливалось.

– Культура в Омской области – составная часть российской, которая сегодня в стране несколько запущена. Где-то из-за недостаточной оценки ее роли, где-то из-за нехватки денег, но мы многое потеряли. В свое время в России началась реализация национальных проектов. Замечательная была идея, и она дала результаты, но потом как-то затухла, хотя сейчас, по-моему, появляются признаки ее реинкарнации. Проблемы в здравоохранении, образовании есть, и их надо решать.

Когда эти нацпроекты появились, на одной из встреч с президентом я сказал ему: «Владимир Владимирович, ваши программы легли на душу людям, дали сильный толчок социальным сферам, которых они коснулись, но неплохо было бы принять еще один национальный проект – «Культура России». Он согласился, но не сложилось. Мы тогда в Омской области приняли свою программу развития культуры до 2011 года и немало по ней сделали.

Здесь заложен широкий спектр – межнациональные отношения, межконфессиональные. Думаю, вопросы культуры могли бы быть благодатной темой для любой партии. Если та же «Справедливая Россия» не обойдет их стороной, она получит много симпатий избирателей.

Леонид Константинович, строительство объектов культуры, как и любых других, во многом зависит от госзакупок. В Омске взялись открыть филиал Эрмитажа, компания выиграла тендер и бросила дело, украв почти 100 миллионов аванса. Что скажете будущим законодателям?

– Мы стали заложниками несовершенной системы госзакупок. Длительная процедура тендеров, долгая и дорогая экспертиза, беспомощность заказчика перед участниками тендера ни к чему хорошему не приводят. Побеждает тот, кто пообещает сделать дешевле и покажет лицензию, а у него, кроме портфеля, ничего нет, он на следующий день может перепродать подряд и ни за что не отвечать. Отсюда и воровство, и удорожание строительства. Это касается и других сфер и всех крайне раздражает. Система госзакупок требует коренных изменений.

Одна из миссий депутата Госдумы – лоббирование интересов региона, где он избран. В последнюю пятилетку эффекта от деятельности омских депутатов как-то не видно. Что в этом направлении, на ваш взгляд, следует сделать?

– Безусловно, депутаты федерального уровня должны работать в законодательных и исполнительных органах власти на повышение узнаваемости области, ее авторитета. Но такой должна быть деятельность депутатов на всех уровнях и координироваться с исполнительной властью. Здесь надо найти грамотный баланс, чтобы депутат был не коммивояжером, а инструментом отстаивания общих интересов, двигателем процессов развития региона. Возможно, в последнем созыве деятельность наших депутатов оказалась не столь выразительна, потому что не было этого баланса. В этом задача исполнительной власти. Депутат должен чувствовать свою причастность к событиям, происходящим в регионе.

Андрей Ковалев

1008

Экс-губернатор Омской области рассуждает о ситуации в стране, высказывает мнение о политических партиях и деятельности депутатов в интересах жителей.

Вряд ли кто в Омской области так хорошо знаком со спецификой выборов, как Леонид Полежаев. Он трижды избирался губернатором области, в качестве главы региона в течение 22 лет отвечал за проведение на его территории всех избирательных кампаний. Перед предстоящими 18 сентября выборами депутатов Государственной думы экс-губернатор рассуждает о ситуации в стране, высказывает свое мнение о политических партиях, о деятельности депутатов в интересах жителей, которые их избрали.

Леонид Константинович, на ваш взгляд, чем нынешняя избирательная кампания отличается от предыдущих?

– Прежде всего тем, что она проходит в совершенно иной общественно-политической и международной ситуации. Россия сделала много шагов, направленных на укрепление своего статуса, встала на принципиальные позиции и с политическими партнерами, и с оппонентами, поддержала русскоязычное население на Украине, приняла волевое решение по Крыму. Позиция России как великой державы не могла остаться без последствий, которые выразились в реакции Запада, и это создало новый внешний и внутренний политический фон.

В то же время мы видим углубление экономического кризиса. Причины разные, среди них и связанные с санкциями, и те, что носят внутренний характер. Трудно сказать, каких больше, каких меньше. Но в целом это создает не очень благоприятную ситуацию и определяет позиции политических партий, которые претендуют на места в парламенте, – как им оценивать действия правительства, какие шаги предпринимать самим. Все это должно находить объяснение в программах партий и их кандидатов. Люди ведь все равно спросят, а если не спросят, оставят в себе, это еще хуже.

Почему растут цены, заморожены зарплаты, не проводится индексация пенсий, почему скачут тарифы на коммунальные услуги? Почему нефть на мировых рынках дешевеет, а бензин в стране дорожает? Это вопросы, которые проходят через каждую семью, каждую кухню. И на них надо находить ответы. Людям надо дать направление, идею, показать, что это временное явление, связанное как с объективными обстоятельствами, так, может быть, и с какими-то неумелыми действиями правительства.

Главная задача политических партий в избирательную кампанию – вызвать интерес избирателей к самой кампании, желание людей вслушиваться в их программы. Если на выборы придет меньше 50%, встанет вопрос легитимности, не думать об этом нельзя. Да, выборы состоятся, но когда в них участвует меньше половины населения, это несколько иной расклад. Легитимность нужна власти, и не только федеральной, но и региональной, ведь впереди главные выборы – президента страны.

На мой взгляд, нынешняя избирательная кампания проводится неверно – у партий и кандидатов слишком мало времени, чтобы донести до полумиллиона избирателей на каждом округе свои программы, аргументы в их пользу. За две-три недели сделать это невозможно. Кандидаты должны иметь четкую позицию в отношении региональной политики, без тщательного анализа и критики здесь не обойтись, а времени нет. Поэтому, боюсь, кампания будет нести вялый, статичный характер.

Но нам вновь вернули выборы по одномандатным округам, а это уже борьба личностей. Правда, в Омской области из трех округов в одном победитель практически определен, так как единороссы не выставили там своего кандидата. В двух других соперничество все же намечается, особенно в 139-м, где баллотируются Горовцов от «Справедливой России», коммунист Алехин и единоросс Шрейдер. При этом удивляет кандидатура бывшего мэра, которого омичи до сих пор поминают недобрым словом…

– Это дело партии, кого выставлять на выборы. Я хорошо знаком с Дмитрием Евгеньевичем Горовцовым, мне известна его работа в комитете по безопасности и противодействию коррупции, она отличается высокой эффективностью. Чего стоит его настойчивость в выявлении преступлений в Таможенной службе, закончившаяся отставкой Бельянинова, который 10 лет руководил российской таможней. Такие люди, как Горовцов, просто необходимы в Государственной думе.

Как вы расцениваете шансы парламентских партий – правящей «Единой России», социал-демократической «Справедливой России», ЛДПР и компартии, которая, конечно, не та, что КПСС, но стать прогрессивнее ей не дает ее электорат?

– Не во всем, но во многом позиции этих партий совпадают. В том, что касается суверенитета государства, места России на международной арене, политической системы, которая отражает взгляды президента, разногласий у них нет. Но политическое лицо партии определяется не только этим. Есть вопросы национальной политики, миграционной, демографической, взаимоотношений с бывшими республиками СССР. Здесь у них собственные позиции, не разрушающие, впрочем, общую политическую систему. Это нормально, иначе партии стали бы филиалами какой-то одной из них.

«Единая Россия» – партия власти, ее деятельность зависит от многих факторов, и оценивать ее не так просто. «Справедливая Россия» еще на прошлых выборах нашла свою нишу, свою позицию, которая дополняет то, о чем не может говорить или делать «Единая Россия». Не впадая в тупую конфронтацию, а споря по вопросам государственного строительства, финансовой и экономической политики правительства. Позиции этой партии вполне могут укрепиться. Коммунисты возьмут свои около 20%, может, меньше, так как их электорат не увеличивается. ЛДПР – это политический театр одного актера, и пока Жириновский у руля партии, он будет забавлять публику, а партия брать на выборах определенный процент голосов.

Леонид Константинович, большинство единороссов в Госдуме обеспечило принятие ряда законов, которые вызвали огромное недовольство людей, ухудшили их материальное положение. В частности, закон о капремонте. Как вы относитесь к таким решениям?

– Говоря человеческим языком, это безнравственное решение, как и вся вакханалия, которая творится у нас с тарифами ЖКХ. На людей ложатся такие затраты, которые они не в состоянии вынести. Сейчас лето, коммунальные расходы не так велики, люди расслаблены, а наступит зима, и многие схватятся за голову. Избирательная кампания как раз дает возможность партиям апеллировать к обществу, донести до него свою позицию по поводу несправедливости, безнравственности подобных решений. Ставить их изменение в число первоочередных задач тем более необходимо в условиях кризиса.

Но пока изменений в ЖКХ нет, можно ведь предпринять другие меры. «Справедливая Россия», например, создала по всей стране центры защиты прав граждан, с их помощью людям уже возвращено более 20 миллиардов рублей, неоправданно с них взятых…

– Это правильное направление. Кроме пользы конкретным людям оно дает прямой контакт с обществом, с избирателями, что очень важно для всех участников этого процесса.

Вы всегда очень много внимания уделяли развитию культуры. Что, на ваш взгляд, нужно сегодня сделать в области, чтобы оно не останавливалось.

– Культура в Омской области – составная часть российской, которая сегодня в стране несколько запущена. Где-то из-за недостаточной оценки ее роли, где-то из-за нехватки денег, но мы многое потеряли. В свое время в России началась реализация национальных проектов. Замечательная была идея, и она дала результаты, но потом как-то затухла, хотя сейчас, по-моему, появляются признаки ее реинкарнации. Проблемы в здравоохранении, образовании есть, и их надо решать.

Когда эти нацпроекты появились, на одной из встреч с президентом я сказал ему: «Владимир Владимирович, ваши программы легли на душу людям, дали сильный толчок социальным сферам, которых они коснулись, но неплохо было бы принять еще один национальный проект – «Культура России». Он согласился, но не сложилось. Мы тогда в Омской области приняли свою программу развития культуры до 2011 года и немало по ней сделали.

Здесь заложен широкий спектр – межнациональные отношения, межконфессиональные. Думаю, вопросы культуры могли бы быть благодатной темой для любой партии. Если та же «Справедливая Россия» не обойдет их стороной, она получит много симпатий избирателей.

Леонид Константинович, строительство объектов культуры, как и любых других, во многом зависит от госзакупок. В Омске взялись открыть филиал Эрмитажа, компания выиграла тендер и бросила дело, украв почти 100 миллионов аванса. Что скажете будущим законодателям?

– Мы стали заложниками несовершенной системы госзакупок. Длительная процедура тендеров, долгая и дорогая экспертиза, беспомощность заказчика перед участниками тендера ни к чему хорошему не приводят. Побеждает тот, кто пообещает сделать дешевле и покажет лицензию, а у него, кроме портфеля, ничего нет, он на следующий день может перепродать подряд и ни за что не отвечать. Отсюда и воровство, и удорожание строительства. Это касается и других сфер и всех крайне раздражает. Система госзакупок требует коренных изменений.

Одна из миссий депутата Госдумы – лоббирование интересов региона, где он избран. В последнюю пятилетку эффекта от деятельности омских депутатов как-то не видно. Что в этом направлении, на ваш взгляд, следует сделать?

– Безусловно, депутаты федерального уровня должны работать в законодательных и исполнительных органах власти на повышение узнаваемости области, ее авторитета. Но такой должна быть деятельность депутатов на всех уровнях и координироваться с исполнительной властью. Здесь надо найти грамотный баланс, чтобы депутат был не коммивояжером, а инструментом отстаивания общих интересов, двигателем процессов развития региона. Возможно, в последнем созыве деятельность наших депутатов оказалась не столь выразительна, потому что не было этого баланса. В этом задача исполнительной власти. Депутат должен чувствовать свою причастность к событиям, происходящим в регионе.

Андрей Ковалев

1008