Поиск

Барабинский острог, достроенный в Советском парке на грант ОНПЗ, стал центральной площадкой исторического фестиваля «Сибирское царство».

В дни празднования трехсотлетия Омска в Советском парке состоялся молодежный межрегиональный военно-исторический фестиваль «Сибирское царство».  В нем участвовали более 80 представителей военно-исторических клубов из Томска, Екатеринбурга, Экибастуза, Павлодара, Новосибирска, Омска и районов Омской области.

Организатором проекта выступил клуб реконструкции «Кованая рать – служилые люди Сибири». Партнер клуба – Омский НПЗ, на грант которого в прошлом году был достроен Барабинский острог, соответствующий реальным острогам (небольшим крепостям), которые возводили сибирские казаки.

За два дня фестиваля гости узнали много нового о процессе присоединения Сибири к Московскому царству, традициях и образе жизни людей того времени, познакомились с материальной культурой XVI-XVII веков, увидели лучный турнир, пушкарские и стрелецкие состязания и ладейный бой. 

Кроме того, участники фестиваля показали батальную сцену времен взятия Сибири. Сражение представляло собой реконструкцию отражения русскими атаки калмыков на Барабинский острог. Все эти события действительно происходили на территории региона в XVI веке.

В бою сошлись около 50 человек, которые стреляли из лука, сражались на мечах, палили из пушек, а потом сошлись в рукопашном бою. В результате русским удалось отстоять острог и захватить в плен троих калмыков. Под возгласы толпы их подвели к плахе и «казнили». Сражение длилось около 15 минут.

Участники фестиваля жили в палаточном городке, разбитом у Барабинского острога. В первый день фестиваля состоялся турнир по стрельбе из лука.

– Разбиваемся на три группы, встаем на рубежи. Всем стрел хватает? - командует «разогревом» перед началом соревнований руководитель военно-исторического клуба «Кованая рать – служилые люди Сибири» Василий Минин. - Предлагаю просто попробовать постоять на чурбаках. А теперь берем луки и стреляем по цели, стоя на чурбаках... встаем к стенду спиной и стреляем с разворота.

Пока лучники, стоя на коротких поленцах разной высоты, то есть ноги ребят находятся на разных уровнях, демонстрируют чудеса эквилибристики, выясняем, что за костюмы на них надеты. Рубахи с длинными рукавами из грубого натурального полотна, шаровары также из плотной ткани, на поясе – шерстяные кушаки, головные уборы далеко не летние, на ногах сапоги. Это костюм калмыков, облачение сибирского воина чуть полегче, но ноги также обуты в высокие сапоги. Несмотря на пекло, никто даже не думает переодеваться. Костюм для исторической реконструкции, пожалуй, один из самых важных элементов. Шьется одежда как можно ближе к аутентичной, эскизы снимаются с музейных экспонатов или художественных полотен соответствующей эпохи.

Сегодня происходит погружение в атмосферу Сибири 16-17 веков.

- Мы приехали из Петропавловска (Казахстан), - рассказывает капитан петропавловской команды Роман Гостренко. - Занимаемся лучной стрельбой, конной стрельбой из лука, историческим фехтованием и исторической реконструкцией как таковой. Бывали в Москве, Новосибирске, в Крыму, других городах России и Казахстана.  В Омск приезжаем регулярно, с каждым разом нравится все больше. Особенно хотелось бы отметить сам Барабинский острог. В нем изюминка и фишка. Его наличие позволяет работать в формате живой истории. Ты видишь людей в одежде той эпохи, они держат в руках соответствующее оружие. И ты один из них. Это стоит испытать!

Подтягиваются зрители, особенно много родителей с детьми, бабушек и дедушек с внуками. Многие раньше что-то подобное видели только в фильмах про Робин Гуда. Луки и стрелы, другое оружие также изготавливаются клубными мастерами вручную. Важно, что стрелами, которые используются во время турниров, нельзя серьезно кого-то повредить, все меры безопасности соблюдены. К рубежам встают стрельцы из Омска, Томска, Павлодара, Петропавловска, Экибастуза. 

В первый день фестиваля, кроме турнира лучников, состоялись пушкарские и стрелецкие состязания.  Во второй день в остроге открылись интерактивные площадки, на которых гости могли ознакомиться с огнестрельным и холодным оружием XVI-начала XVII веков, с одеждой, бытовой утварью казаков и служивых людей того времени.

Кульминацией праздника стала реконструкция сражения с оружием времен Ермака Тимофеевича. Громко грохнули пушечные выстрелы, давая сигнал к обороне острога от набега кочевников-джунгар (кочевой и воинственной народности, жившей на территории северо-запада современного Китая и совершавшей набеги даже на территорию юга Сибири).  На защиту острога поднялись казаки, вооруженные мечами и луками. Несмотря на то, что защитников было меньше, чем нападавших, через пятнадцать минут все было кончено – набег кочевников был отбит, а тех, кто не успел ретироваться и не был «убит», показательно «казнили» на специальном эшафоте, сделанном по средневековым образцам. Приспособление для казней, кстати, пользовалось популярностью у гостей. Многие с удовольствием фотографировались в роли «приговоренного» с табличкой на шее, напоминавшей о различных провинностях. 

Интерес к действу был столь великим, что в конце дня сражение прошло повторно.

Всего за два дня фестиваль посетили несколько тысяч человек. И они увидели не только эффектное зрелищное действо, но и смогли узнать многое о жизни наших предков, осваивавших Сибирь более 400 лет назад, узнать о ратном деле и быте той эпохи.

- Исторической реконструкцией занимаюсь с начала 2000-х годов, - рассказывает Василий Минин. - Девять лет в клубе, последние три года нас очень хорошо поддерживает Омский НПЗ. Когда начали строить Барабинский острог, нас заметили, поддержали сначала морально, затем уже дважды мы выиграли гранты «Газпромнефть-ОНПЗ». На эти деньги приобрели строительные материалы, стены, мостовые, все это возводили наши волонтеры. Внешний облик острога воссоздан по историческим источникам, которые сохранились в архивах.

Василий Минин также рассказал, что с омским нефтезаводом сложилось плодотворное сотрудничество. Клуб «Кованая рать – служилые люди Сибири» проводит для детей нефтепереработчиков экскурсии по Барабинскому острогу, который представляет собой музей. В помещениях по стенам развешано средневековое оружие, металлические кольчуги воинов, шкуры диких зверей.

Своими впечатлениями поделился отец Игорь, настоятель одного из храмов Казахстана и лидер клуба исторической реконструкции «Тавроскиф». Он приехал в Омск с женой и четырьмя детьми. Все участвовали в фестивале:

– Историческая память, восстановление своей истории и культуры напрямую связано с самосознанием народа. Нет культуры – нет народа! Я по-хорошему завидую коллегам из Омска, что им уделяется такое внимание, оказывается содействие в работе, признается их важность.

Добавим, что клуб «Кованая рать – служилые люди Сибири» регулярно проводит в Советском парке мероприятия исторической направленности. Такое действительно стоит увидеть!

2321

Барабинский острог, достроенный в Советском парке на грант ОНПЗ, стал центральной площадкой исторического фестиваля «Сибирское царство».

В дни празднования трехсотлетия Омска в Советском парке состоялся молодежный межрегиональный военно-исторический фестиваль «Сибирское царство».  В нем участвовали более 80 представителей военно-исторических клубов из Томска, Екатеринбурга, Экибастуза, Павлодара, Новосибирска, Омска и районов Омской области.

Организатором проекта выступил клуб реконструкции «Кованая рать – служилые люди Сибири». Партнер клуба – Омский НПЗ, на грант которого в прошлом году был достроен Барабинский острог, соответствующий реальным острогам (небольшим крепостям), которые возводили сибирские казаки.

За два дня фестиваля гости узнали много нового о процессе присоединения Сибири к Московскому царству, традициях и образе жизни людей того времени, познакомились с материальной культурой XVI-XVII веков, увидели лучный турнир, пушкарские и стрелецкие состязания и ладейный бой. 

Кроме того, участники фестиваля показали батальную сцену времен взятия Сибири. Сражение представляло собой реконструкцию отражения русскими атаки калмыков на Барабинский острог. Все эти события действительно происходили на территории региона в XVI веке.

В бою сошлись около 50 человек, которые стреляли из лука, сражались на мечах, палили из пушек, а потом сошлись в рукопашном бою. В результате русским удалось отстоять острог и захватить в плен троих калмыков. Под возгласы толпы их подвели к плахе и «казнили». Сражение длилось около 15 минут.

Участники фестиваля жили в палаточном городке, разбитом у Барабинского острога. В первый день фестиваля состоялся турнир по стрельбе из лука.

– Разбиваемся на три группы, встаем на рубежи. Всем стрел хватает? - командует «разогревом» перед началом соревнований руководитель военно-исторического клуба «Кованая рать – служилые люди Сибири» Василий Минин. - Предлагаю просто попробовать постоять на чурбаках. А теперь берем луки и стреляем по цели, стоя на чурбаках... встаем к стенду спиной и стреляем с разворота.

Пока лучники, стоя на коротких поленцах разной высоты, то есть ноги ребят находятся на разных уровнях, демонстрируют чудеса эквилибристики, выясняем, что за костюмы на них надеты. Рубахи с длинными рукавами из грубого натурального полотна, шаровары также из плотной ткани, на поясе – шерстяные кушаки, головные уборы далеко не летние, на ногах сапоги. Это костюм калмыков, облачение сибирского воина чуть полегче, но ноги также обуты в высокие сапоги. Несмотря на пекло, никто даже не думает переодеваться. Костюм для исторической реконструкции, пожалуй, один из самых важных элементов. Шьется одежда как можно ближе к аутентичной, эскизы снимаются с музейных экспонатов или художественных полотен соответствующей эпохи.

Сегодня происходит погружение в атмосферу Сибири 16-17 веков.

- Мы приехали из Петропавловска (Казахстан), - рассказывает капитан петропавловской команды Роман Гостренко. - Занимаемся лучной стрельбой, конной стрельбой из лука, историческим фехтованием и исторической реконструкцией как таковой. Бывали в Москве, Новосибирске, в Крыму, других городах России и Казахстана.  В Омск приезжаем регулярно, с каждым разом нравится все больше. Особенно хотелось бы отметить сам Барабинский острог. В нем изюминка и фишка. Его наличие позволяет работать в формате живой истории. Ты видишь людей в одежде той эпохи, они держат в руках соответствующее оружие. И ты один из них. Это стоит испытать!

Подтягиваются зрители, особенно много родителей с детьми, бабушек и дедушек с внуками. Многие раньше что-то подобное видели только в фильмах про Робин Гуда. Луки и стрелы, другое оружие также изготавливаются клубными мастерами вручную. Важно, что стрелами, которые используются во время турниров, нельзя серьезно кого-то повредить, все меры безопасности соблюдены. К рубежам встают стрельцы из Омска, Томска, Павлодара, Петропавловска, Экибастуза. 

В первый день фестиваля, кроме турнира лучников, состоялись пушкарские и стрелецкие состязания.  Во второй день в остроге открылись интерактивные площадки, на которых гости могли ознакомиться с огнестрельным и холодным оружием XVI-начала XVII веков, с одеждой, бытовой утварью казаков и служивых людей того времени.

Кульминацией праздника стала реконструкция сражения с оружием времен Ермака Тимофеевича. Громко грохнули пушечные выстрелы, давая сигнал к обороне острога от набега кочевников-джунгар (кочевой и воинственной народности, жившей на территории северо-запада современного Китая и совершавшей набеги даже на территорию юга Сибири).  На защиту острога поднялись казаки, вооруженные мечами и луками. Несмотря на то, что защитников было меньше, чем нападавших, через пятнадцать минут все было кончено – набег кочевников был отбит, а тех, кто не успел ретироваться и не был «убит», показательно «казнили» на специальном эшафоте, сделанном по средневековым образцам. Приспособление для казней, кстати, пользовалось популярностью у гостей. Многие с удовольствием фотографировались в роли «приговоренного» с табличкой на шее, напоминавшей о различных провинностях. 

Интерес к действу был столь великим, что в конце дня сражение прошло повторно.

Всего за два дня фестиваль посетили несколько тысяч человек. И они увидели не только эффектное зрелищное действо, но и смогли узнать многое о жизни наших предков, осваивавших Сибирь более 400 лет назад, узнать о ратном деле и быте той эпохи.

- Исторической реконструкцией занимаюсь с начала 2000-х годов, - рассказывает Василий Минин. - Девять лет в клубе, последние три года нас очень хорошо поддерживает Омский НПЗ. Когда начали строить Барабинский острог, нас заметили, поддержали сначала морально, затем уже дважды мы выиграли гранты «Газпромнефть-ОНПЗ». На эти деньги приобрели строительные материалы, стены, мостовые, все это возводили наши волонтеры. Внешний облик острога воссоздан по историческим источникам, которые сохранились в архивах.

Василий Минин также рассказал, что с омским нефтезаводом сложилось плодотворное сотрудничество. Клуб «Кованая рать – служилые люди Сибири» проводит для детей нефтепереработчиков экскурсии по Барабинскому острогу, который представляет собой музей. В помещениях по стенам развешано средневековое оружие, металлические кольчуги воинов, шкуры диких зверей.

Своими впечатлениями поделился отец Игорь, настоятель одного из храмов Казахстана и лидер клуба исторической реконструкции «Тавроскиф». Он приехал в Омск с женой и четырьмя детьми. Все участвовали в фестивале:

– Историческая память, восстановление своей истории и культуры напрямую связано с самосознанием народа. Нет культуры – нет народа! Я по-хорошему завидую коллегам из Омска, что им уделяется такое внимание, оказывается содействие в работе, признается их важность.

Добавим, что клуб «Кованая рать – служилые люди Сибири» регулярно проводит в Советском парке мероприятия исторической направленности. Такое действительно стоит увидеть!

2321