Поиск

Эксперты считают, что предложение Заксобрания об ограничении процессинга в хозяйственной деятельности на территории России связано с предстоящими выборами.

Омским политикам скоро потребуется отчитаться перед избирателями. Близятся выборы в Законодательное собрание Омской области и Государственную думу России, а местная казна между тем пуста, как никогда. Все территории в этом году оказались примерно в одинаковых экономических условиях, однако в соседних Кемеровской и Новосибирской областях региональная власть показала большую эффективность.

Жителям Омской области такое положение нужно чем-то объяснять, и уж точно не ошибками и просчетами местных властей. На этот случай у политиков, общественных деятелей и чиновников есть любимая отвлекающая карта – налоги. Ее всегда с удовольствием разыгрывают, особенно в предвыборный период. Поэтому депутаты регионального Заксобрания отправили на рассмотрение в Госдуму законопроект, ограничивающий процессинг для нефтеперерабатывающих предприятий в стране.

Ход, надо сказать, не оригинальный. В ноябре 2013 года такая инициатива уже рассматривалась в Государственной думе. Однако номер решено повторить. Ведь стоит задача не столько изменить работу отечественных НПЗ, сколько заработать такие нужные в предвыборной гонке политические очки. Как в пословице: главное – прокукарекать, а там хоть не рассветай.

А проблема, однако, серьезная и требует серьезного разговора. Поэтому экс-заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, заслуженный экономист Российской Федерации Сергей Евсеенко называет очередную законодательную инициативу омских депутатов не чем иным, как популизмом.

– Вертикально интегрированные компании придумали не у нас, и тем более не в нашей нефтяной отрасли. Они пришли к нам оттуда, где давно существуют транснациональные корпорации, с которыми отдельно взятый завод, даже такой, как Омский НПЗ, конкурировать точно не сможет. Поэтому и сформировались крупные отечественные компании, – напомнил Евсеенко.

Кроме того, юридического понятия «процессинг» не существует. Процессинговая схема переработки сырья на нефтеперерабатывающих заводах – сложившаяся внутренняя хозяйственная практика большинства вертикально интегрированных компаний, оптимальная для них форма работы. Свыше 80% нефтеперерабатывающих заводов России работают на давальческом сырье, то есть оказывают услуги по переработке нефти, не покупая саму нефть. Исключением является «Лукойл», который перевел свои заводы на договоры купли-продажи сырья по внутрикорпоративным ценам. Но такой подход мало что меняет, потому что расчеты, и это следует подчеркнуть, ведутся не по рыночным, а именно по внутрикорпоративным ценам.

Кстати, использование на Омском НПЗ именно процессинговой схемы переработки нефти позволило сформировать стабильную налогооблагаемую базу, которая не подвержена резким колебаниям в зависимости от цен на нефть и налоговых изменений. Около половины отчислений предприятия в региональный бюджет составляют платежи, которые не зависят от результата хозяйственной деятельности – налог на имущество, НДФЛ, акцизы. Это обеспечивает гарантируемую наполняемость бюджета Омской области, а значит, позволяет областным властям исполнять социальные обязательства.

Примечательно и другое: даже в условиях резкого падения цен на нефть масштабная модернизация Омского НПЗ продолжается. В период с 2007 года уже инвестировано 100 млрд рублей, а к 2020 году общая сумма инвестиций в модернизацию превысит 336 млрд рублей.

– Это целиком и полностью результат того, что предприятие входит в вертикально интегрированную нефтяную компанию, – говорит доцент кафедры химмотологии РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина Леонид Багдасаров. – Завод, находясь на процессинге, сам не зарабатывает на продаже нефтепродуктов. Зарабатывает «Газпром нефть» и при всех ценовых колебаниях принимает решение о дальнейшей модернизации НПЗ. В этом как раз и есть устойчивость вертикально интегрированных компаний.


С 2007 года поступления налогов от предприятий «Газпром нефти» в бюджет Омской области росли. Пик в объеме 7,1 млрд рублей был достигнут в 2014 году. В условиях стремительного падения цен на нефть и доходности переработки процессинговая схема позволила компании не допустить в 2015 году резкого снижения выплат налогов в региональный бюджет.


Не разделяет мнения о необходимости борьбы с процессингом и экс-министр экономики Омской области Александр Триппель. Тем более, что в бюджет региона поступают еще и платежи от предприятий «Газпром нефти», входящих в так называемую консолидированную группу налогоплательщиков (КГН). Принцип деятельности КГН следующий: где бы ни находилась головная компания, налог на прибыль распределяется между регионами, в которых ведется хозяйственная деятельность, пропорционально производственным мощностям и численности персонала.

– Думаю, что нужно не с законодательными инициативами выходить, а вести переговоры с руководством «Газпром нефти». Находить общие интересы, договариваться. Сейчас это единственно правильный путь, – уверен Триппель.

Иными словами, экс-министр считает, что разговаривать с налогоплательщиками нужно в тиши кабинетов, а не с высоких трибун. Кроме того, он убежден, что местным властям нужно заниматься в первую очередь условиями для привлечения инвестиций, развития новых производств и создания рабочих мест. Только тогда экономику региона можно будет считать по-настоящему устойчивой и не зависящей от нескольких стратегических налогоплательщиков.

Впрочем, инициатива омских законодателей нисколько не удивляет генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова. По его наблюдениям, аналогичные всполохи периодически возникают на всех российских территориях, где присутствуют активы крупных компаний. И обычно это связано как раз с предвыборным процессом.

– Разыграв популярную карту, депутаты занимают свои места, тут же обо всем забывают и начинают заниматься совсем другими делами. Потому что по-настоящему в налоговой системе и ее особенностях мало кто разбирается. Это очень тонкая работа на уровне правительства, – заметил Константин Симонов.

По его словам, Минфин и Минэнерго РФ сейчас как раз и занимаются совершенствованием системы налогообложения консолидированных групп. Обсуждаются разные предложения, и процесс должен завершиться к осени. В этой рутинной и кропотливой работе принимают активное участие и представители крупных компаний, но ни одного депутата там пока не замечено.

2233

Эксперты считают, что предложение Заксобрания об ограничении процессинга в хозяйственной деятельности на территории России связано с предстоящими выборами.

Омским политикам скоро потребуется отчитаться перед избирателями. Близятся выборы в Законодательное собрание Омской области и Государственную думу России, а местная казна между тем пуста, как никогда. Все территории в этом году оказались примерно в одинаковых экономических условиях, однако в соседних Кемеровской и Новосибирской областях региональная власть показала большую эффективность.

Жителям Омской области такое положение нужно чем-то объяснять, и уж точно не ошибками и просчетами местных властей. На этот случай у политиков, общественных деятелей и чиновников есть любимая отвлекающая карта – налоги. Ее всегда с удовольствием разыгрывают, особенно в предвыборный период. Поэтому депутаты регионального Заксобрания отправили на рассмотрение в Госдуму законопроект, ограничивающий процессинг для нефтеперерабатывающих предприятий в стране.

Ход, надо сказать, не оригинальный. В ноябре 2013 года такая инициатива уже рассматривалась в Государственной думе. Однако номер решено повторить. Ведь стоит задача не столько изменить работу отечественных НПЗ, сколько заработать такие нужные в предвыборной гонке политические очки. Как в пословице: главное – прокукарекать, а там хоть не рассветай.

А проблема, однако, серьезная и требует серьезного разговора. Поэтому экс-заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, заслуженный экономист Российской Федерации Сергей Евсеенко называет очередную законодательную инициативу омских депутатов не чем иным, как популизмом.

– Вертикально интегрированные компании придумали не у нас, и тем более не в нашей нефтяной отрасли. Они пришли к нам оттуда, где давно существуют транснациональные корпорации, с которыми отдельно взятый завод, даже такой, как Омский НПЗ, конкурировать точно не сможет. Поэтому и сформировались крупные отечественные компании, – напомнил Евсеенко.

Кроме того, юридического понятия «процессинг» не существует. Процессинговая схема переработки сырья на нефтеперерабатывающих заводах – сложившаяся внутренняя хозяйственная практика большинства вертикально интегрированных компаний, оптимальная для них форма работы. Свыше 80% нефтеперерабатывающих заводов России работают на давальческом сырье, то есть оказывают услуги по переработке нефти, не покупая саму нефть. Исключением является «Лукойл», который перевел свои заводы на договоры купли-продажи сырья по внутрикорпоративным ценам. Но такой подход мало что меняет, потому что расчеты, и это следует подчеркнуть, ведутся не по рыночным, а именно по внутрикорпоративным ценам.

Кстати, использование на Омском НПЗ именно процессинговой схемы переработки нефти позволило сформировать стабильную налогооблагаемую базу, которая не подвержена резким колебаниям в зависимости от цен на нефть и налоговых изменений. Около половины отчислений предприятия в региональный бюджет составляют платежи, которые не зависят от результата хозяйственной деятельности – налог на имущество, НДФЛ, акцизы. Это обеспечивает гарантируемую наполняемость бюджета Омской области, а значит, позволяет областным властям исполнять социальные обязательства.

Примечательно и другое: даже в условиях резкого падения цен на нефть масштабная модернизация Омского НПЗ продолжается. В период с 2007 года уже инвестировано 100 млрд рублей, а к 2020 году общая сумма инвестиций в модернизацию превысит 336 млрд рублей.

– Это целиком и полностью результат того, что предприятие входит в вертикально интегрированную нефтяную компанию, – говорит доцент кафедры химмотологии РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина Леонид Багдасаров. – Завод, находясь на процессинге, сам не зарабатывает на продаже нефтепродуктов. Зарабатывает «Газпром нефть» и при всех ценовых колебаниях принимает решение о дальнейшей модернизации НПЗ. В этом как раз и есть устойчивость вертикально интегрированных компаний.


С 2007 года поступления налогов от предприятий «Газпром нефти» в бюджет Омской области росли. Пик в объеме 7,1 млрд рублей был достигнут в 2014 году. В условиях стремительного падения цен на нефть и доходности переработки процессинговая схема позволила компании не допустить в 2015 году резкого снижения выплат налогов в региональный бюджет.


Не разделяет мнения о необходимости борьбы с процессингом и экс-министр экономики Омской области Александр Триппель. Тем более, что в бюджет региона поступают еще и платежи от предприятий «Газпром нефти», входящих в так называемую консолидированную группу налогоплательщиков (КГН). Принцип деятельности КГН следующий: где бы ни находилась головная компания, налог на прибыль распределяется между регионами, в которых ведется хозяйственная деятельность, пропорционально производственным мощностям и численности персонала.

– Думаю, что нужно не с законодательными инициативами выходить, а вести переговоры с руководством «Газпром нефти». Находить общие интересы, договариваться. Сейчас это единственно правильный путь, – уверен Триппель.

Иными словами, экс-министр считает, что разговаривать с налогоплательщиками нужно в тиши кабинетов, а не с высоких трибун. Кроме того, он убежден, что местным властям нужно заниматься в первую очередь условиями для привлечения инвестиций, развития новых производств и создания рабочих мест. Только тогда экономику региона можно будет считать по-настоящему устойчивой и не зависящей от нескольких стратегических налогоплательщиков.

Впрочем, инициатива омских законодателей нисколько не удивляет генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова. По его наблюдениям, аналогичные всполохи периодически возникают на всех российских территориях, где присутствуют активы крупных компаний. И обычно это связано как раз с предвыборным процессом.

– Разыграв популярную карту, депутаты занимают свои места, тут же обо всем забывают и начинают заниматься совсем другими делами. Потому что по-настоящему в налоговой системе и ее особенностях мало кто разбирается. Это очень тонкая работа на уровне правительства, – заметил Константин Симонов.

По его словам, Минфин и Минэнерго РФ сейчас как раз и занимаются совершенствованием системы налогообложения консолидированных групп. Обсуждаются разные предложения, и процесс должен завершиться к осени. В этой рутинной и кропотливой работе принимают активное участие и представители крупных компаний, но ни одного депутата там пока не замечено.

2233