Поиск

Основатель и куратор уникального профориентационного проекта знает, как достичь успеха в карьере и стать гармоничной личностью.

«У меня растут года, будет и семнадцать. Кем работать мне тогда, чем заниматься?» – писал Владимир Маяковский в своем стихотворении «Кем быть». Пожалуй, эти стихи являются первым профориентационным пособием для учащихся. Однако современные школьники почти не читают советскую литературу. Стихи для них не слишком убедительны. Им нужно погрузиться в ту или иную профессию, чтобы понять: а что мне ближе?

В октябре образовательному проекту «Твой успех – Профориентация» исполняется пять лет. А значит, есть повод поговорить о том, насколько востребованным оказался уникальный для России профориентационный проект, почему школьники с большим желанием познают себя даже во время каникул и как определить профессиональные наклонности ребенка. Об этом мы беседуем с основателем и куратором проекта «Твой успех – Профориентация», депутатом Законодательного собрания Омской области, заведующим кафедрой экономики и социологии труда ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, профессором Владимиром Половинко.

– Владимир Семенович, как возникла идея создания совершенно нового образовательного профориентационного проекта?

– Все довольно просто. Преподавая в университете, я и мои коллеги стали замечать, что некоторые студенты со второго, третьего курса испытывают неудовлетворенность своим выбором вуза, факультета. С такими проблемами сталкиваются и другие учебные заведения. Это происходит из-за того, что старшеклассники часто выбирают вуз лишь потому, что он престижный, или вывеска красивая, или привлекает модная профессия, но потом разочаровываются в выборе.

Мы стали детально изучать эту проблему и обнаружили, что в регионе нет структур, которые бы комплексно занимались этими вопросами: чего хотят школьники, чего хотят работодатели и что вообще нужно на рынке труда. Наши исследования показали: в 60% случаев выбор профессии происходит спонтанно.

Именно поэтому пришла идея разработать систему раннего профессионального самоопределения и профориентационного развития. Работая над этой программой, мы поняли, что у школьников и их родителей появилась потребность не только выявить наклонность к профессии, но и определить сильные и слабые стороны в развитии. Как после выбора вуза строить карьеру? Как выбирать предприятие: какие развиваются, а какие – просто однодневки? Где интересно работать, а где нет? Получалось, что необходимо не просто предоставлять профориентационные навыки, но и помогать выстраивать вектор профессионального самоопределения.

Мы стали активно подключать разные предприятия, чтобы информация шла от профессионалов. Завязались партнерские отношения с разными вузами и предприятиями города. Большую поддержку оказал Омский агрегатный завод.

– С какими возрастными группами школьников занимается центр и как все-таки определить профессиональные наклонности школьника?

– Мы набираем группы школьников с 3-го по 7-й, с 7-го по 9-й класс, но основные проекты центра направлены на работу со школьниками 8-10-х классов. 

У школьника профессиональные наклонности размыты. Беда наших образовательных организаций в том, что иногда еще в 6-7-м классе школьнику ставят клеймо: «ты – технарь» или «ты – гуманитарий». Если такое сказано авторитетным человеком, то ученик ему верит. Он перестает уделять внимание гуманитарным дисциплинам, специализирует себя в конкретном направлении. А позднее у него проявляются другие потребности и способности.

– И как вы поступаете в таких случаях?

– Мы формируем у школьника надпрофессиональные качества, такие как лидерство, способность к аналитике, саморазвитию. Обучаем его английскому языку, который преподносим в форме профессионального общения. А главное – обязательно предоставляем школьнику возможность попробовать себя в разных профессиях.

В одну из смен приехала старшеклассница, которая очень хотела стать журналисткой. Группу, где она обучалась, с профессией знакомили представители филологического факультета нашего университета. Они представили профессию журналиста и дали определенные задания нашим курсантам: провести фотосъемку, взять интервью и так далее. После этих проб старшеклассница подошла ко мне и сказала, что ей все это неинтересно и она больше не хочет быть журналисткой.

На мой взгляд, это очень хорошо, когда осмысленно исключается профессия, к которой нет интереса. Намного сложнее, когда есть тяга к разным направлениям. Здесь уже наша работа требует высшего пилотажа.

У нас есть один парень – просто талантище! Хочет поступать в Гнесинку – хорошо поет. Он победитель олимпиад по обществознанию, призер юридических олимпиад, прекрасно знает математику, увлекается компьютерным дизайном.

Пусть пробует все. Повторюсь, в таких ситуациях очень важны надпрофессиональные компетенции. Они помогут комфортно чувствовать себя в любой специальности.

– Какие профессии вы предлагаете на пробу вашим курсантам?

– Практически все направления. У нас есть журналистика, школа управления персоналом, есть профессии, связанные со знанием иностранного языка. Есть робототехника, естественнонаучные профессии, археология, математика... За смену школьники могут попробовать себя более чем в 20 разных направлениях.

– У вас во всех программах есть лидерство. А нужно ли из всех делать лидеров?

– Каждый может быть лидером в какой-то области. К примеру, один лучше всех делает отчет, другой составляет бизнес-план, третий лучше всех проводит конкретное хирургическое вмешательство, четвертый – пишет самые яркие репортажи. Понятие успеха, куда мы относим и лидерство, – субъективно. Успешный человек – не обязательно начальник, руководитель. Успешный человек – тот, кто живет в гармонии: любит свою работу, счастлив в семье.

– Как проходит день в центре «Твой успех»?

– Смены проходят чаще всего в Чернолучье, на университетской базе отдыха «Аэлита». Программа каждого дня очень насыщена. На время пребывания в центре школьники просто забывают о своих смартфонах, айфонах. День начинается с веселой физзарядки.  Потом все отправляются на завтрак. В это время вожатые представляют программу дня. После стартует «вертушка» – три модуля обучения, запланированные на день. Ежедневно модули меняются. После занятий – хороший обед. У нас организовано пятиразовое питание, а повара следят за его правильной структурой.

Потом – подготовка к вечерним мероприятиям: конкурсам, социальным спектаклям, которые проигрываются самими курсантами, а после проигранная ситуация обсуждается. Прогулки с разными квестами. Перед сном – внутриотрядные огоньки: при приглушенном свете, в тишине каждый из курсантов подводит свои итоги дня, выстраивает себе задачу на завтра.

– Пять лет центру. Можно ли уже говорить о результатах?

– Безусловно. К нам приходят на работу вожатые – студенты вузов, которые раньше были нашими курсантами. Они – настоящие лидеры, умеющие увлечь и повести за собой. Наши вожатые – предмет нашей гордости. Они – уникальны. Готовим мы их круглогодично, начиная с сентября. И ни один центр не может похвастаться такими профессиональными вожатыми! Учащиеся после нашего курса становятся совершенно другими. Те, кто в школе прятался на задних партах, теперь проявляют активность и успешность в учебе.

– Будет ли программа центра обрастать новыми проектами?

– Обязательно. Мы уже запустили тренинг по стрессоустойчивости на ЕГЭ, будем расширять это направление, учить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях. Кроме того, мы поняли, что есть необходимость работы не только со школьником, но и с его семьей. Часто бывает, что мнения родителей и подростка по выбору профессии расходятся. Мы будем практиковать семейные консультации, чтобы у каждого был осознанный выбор. Согласитесь, правильный выбор профессии – это действительно шаг к успеху, который во многом определяет дальнейшую профессиональную и личную судьбу человека.

– Спасибо за интересную беседу. Хочется пожелать вам и коллективу центра «Твой успех – Профориентация» удачи, новых идей и свершений, а курсантам – осознанного выбора профессии и яркой карьеры.

Беседовала Евгения Ларионова

1711

Основатель и куратор уникального профориентационного проекта знает, как достичь успеха в карьере и стать гармоничной личностью.

«У меня растут года, будет и семнадцать. Кем работать мне тогда, чем заниматься?» – писал Владимир Маяковский в своем стихотворении «Кем быть». Пожалуй, эти стихи являются первым профориентационным пособием для учащихся. Однако современные школьники почти не читают советскую литературу. Стихи для них не слишком убедительны. Им нужно погрузиться в ту или иную профессию, чтобы понять: а что мне ближе?

В октябре образовательному проекту «Твой успех – Профориентация» исполняется пять лет. А значит, есть повод поговорить о том, насколько востребованным оказался уникальный для России профориентационный проект, почему школьники с большим желанием познают себя даже во время каникул и как определить профессиональные наклонности ребенка. Об этом мы беседуем с основателем и куратором проекта «Твой успех – Профориентация», депутатом Законодательного собрания Омской области, заведующим кафедрой экономики и социологии труда ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, профессором Владимиром Половинко.

– Владимир Семенович, как возникла идея создания совершенно нового образовательного профориентационного проекта?

– Все довольно просто. Преподавая в университете, я и мои коллеги стали замечать, что некоторые студенты со второго, третьего курса испытывают неудовлетворенность своим выбором вуза, факультета. С такими проблемами сталкиваются и другие учебные заведения. Это происходит из-за того, что старшеклассники часто выбирают вуз лишь потому, что он престижный, или вывеска красивая, или привлекает модная профессия, но потом разочаровываются в выборе.

Мы стали детально изучать эту проблему и обнаружили, что в регионе нет структур, которые бы комплексно занимались этими вопросами: чего хотят школьники, чего хотят работодатели и что вообще нужно на рынке труда. Наши исследования показали: в 60% случаев выбор профессии происходит спонтанно.

Именно поэтому пришла идея разработать систему раннего профессионального самоопределения и профориентационного развития. Работая над этой программой, мы поняли, что у школьников и их родителей появилась потребность не только выявить наклонность к профессии, но и определить сильные и слабые стороны в развитии. Как после выбора вуза строить карьеру? Как выбирать предприятие: какие развиваются, а какие – просто однодневки? Где интересно работать, а где нет? Получалось, что необходимо не просто предоставлять профориентационные навыки, но и помогать выстраивать вектор профессионального самоопределения.

Мы стали активно подключать разные предприятия, чтобы информация шла от профессионалов. Завязались партнерские отношения с разными вузами и предприятиями города. Большую поддержку оказал Омский агрегатный завод.

– С какими возрастными группами школьников занимается центр и как все-таки определить профессиональные наклонности школьника?

– Мы набираем группы школьников с 3-го по 7-й, с 7-го по 9-й класс, но основные проекты центра направлены на работу со школьниками 8-10-х классов. 

У школьника профессиональные наклонности размыты. Беда наших образовательных организаций в том, что иногда еще в 6-7-м классе школьнику ставят клеймо: «ты – технарь» или «ты – гуманитарий». Если такое сказано авторитетным человеком, то ученик ему верит. Он перестает уделять внимание гуманитарным дисциплинам, специализирует себя в конкретном направлении. А позднее у него проявляются другие потребности и способности.

– И как вы поступаете в таких случаях?

– Мы формируем у школьника надпрофессиональные качества, такие как лидерство, способность к аналитике, саморазвитию. Обучаем его английскому языку, который преподносим в форме профессионального общения. А главное – обязательно предоставляем школьнику возможность попробовать себя в разных профессиях.

В одну из смен приехала старшеклассница, которая очень хотела стать журналисткой. Группу, где она обучалась, с профессией знакомили представители филологического факультета нашего университета. Они представили профессию журналиста и дали определенные задания нашим курсантам: провести фотосъемку, взять интервью и так далее. После этих проб старшеклассница подошла ко мне и сказала, что ей все это неинтересно и она больше не хочет быть журналисткой.

На мой взгляд, это очень хорошо, когда осмысленно исключается профессия, к которой нет интереса. Намного сложнее, когда есть тяга к разным направлениям. Здесь уже наша работа требует высшего пилотажа.

У нас есть один парень – просто талантище! Хочет поступать в Гнесинку – хорошо поет. Он победитель олимпиад по обществознанию, призер юридических олимпиад, прекрасно знает математику, увлекается компьютерным дизайном.

Пусть пробует все. Повторюсь, в таких ситуациях очень важны надпрофессиональные компетенции. Они помогут комфортно чувствовать себя в любой специальности.

– Какие профессии вы предлагаете на пробу вашим курсантам?

– Практически все направления. У нас есть журналистика, школа управления персоналом, есть профессии, связанные со знанием иностранного языка. Есть робототехника, естественнонаучные профессии, археология, математика... За смену школьники могут попробовать себя более чем в 20 разных направлениях.

– У вас во всех программах есть лидерство. А нужно ли из всех делать лидеров?

– Каждый может быть лидером в какой-то области. К примеру, один лучше всех делает отчет, другой составляет бизнес-план, третий лучше всех проводит конкретное хирургическое вмешательство, четвертый – пишет самые яркие репортажи. Понятие успеха, куда мы относим и лидерство, – субъективно. Успешный человек – не обязательно начальник, руководитель. Успешный человек – тот, кто живет в гармонии: любит свою работу, счастлив в семье.

– Как проходит день в центре «Твой успех»?

– Смены проходят чаще всего в Чернолучье, на университетской базе отдыха «Аэлита». Программа каждого дня очень насыщена. На время пребывания в центре школьники просто забывают о своих смартфонах, айфонах. День начинается с веселой физзарядки.  Потом все отправляются на завтрак. В это время вожатые представляют программу дня. После стартует «вертушка» – три модуля обучения, запланированные на день. Ежедневно модули меняются. После занятий – хороший обед. У нас организовано пятиразовое питание, а повара следят за его правильной структурой.

Потом – подготовка к вечерним мероприятиям: конкурсам, социальным спектаклям, которые проигрываются самими курсантами, а после проигранная ситуация обсуждается. Прогулки с разными квестами. Перед сном – внутриотрядные огоньки: при приглушенном свете, в тишине каждый из курсантов подводит свои итоги дня, выстраивает себе задачу на завтра.

– Пять лет центру. Можно ли уже говорить о результатах?

– Безусловно. К нам приходят на работу вожатые – студенты вузов, которые раньше были нашими курсантами. Они – настоящие лидеры, умеющие увлечь и повести за собой. Наши вожатые – предмет нашей гордости. Они – уникальны. Готовим мы их круглогодично, начиная с сентября. И ни один центр не может похвастаться такими профессиональными вожатыми! Учащиеся после нашего курса становятся совершенно другими. Те, кто в школе прятался на задних партах, теперь проявляют активность и успешность в учебе.

– Будет ли программа центра обрастать новыми проектами?

– Обязательно. Мы уже запустили тренинг по стрессоустойчивости на ЕГЭ, будем расширять это направление, учить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях. Кроме того, мы поняли, что есть необходимость работы не только со школьником, но и с его семьей. Часто бывает, что мнения родителей и подростка по выбору профессии расходятся. Мы будем практиковать семейные консультации, чтобы у каждого был осознанный выбор. Согласитесь, правильный выбор профессии – это действительно шаг к успеху, который во многом определяет дальнейшую профессиональную и личную судьбу человека.

– Спасибо за интересную беседу. Хочется пожелать вам и коллективу центра «Твой успех – Профориентация» удачи, новых идей и свершений, а курсантам – осознанного выбора профессии и яркой карьеры.

Беседовала Евгения Ларионова

1711