Поиск

Великая Отечественная принесла в наши края не только горе и разорение. Омскому агрегатному заводу она открыла новые горизонты.

Враг наступал стремительно. В сводках Совинформбюро говорилось, что он напал вероломно и неожиданно. Тем не менее Советское государство так или иначе готовилось к нападениям извне. Заседание Совета народных комиссаров по эвакуации и перемещению в тыл из прифронтовой полосы оборудования и основных кадров авиационной промышленности состоялось уже 24 июня 1941 года. Был организован специальный совет и составлен график отправки эшелонов.

Совет предписывал отправить в Омск московский завод № 20. Ему предстояло влиться в здешний завод «Красный пахарь».

Первые эшелоны пошли осенью 1941-­го. Вот как вспоминал об этом Павел Степанович Кожемякин, москвич, работавший на заводе № 20 электриком:

– Ехали мы самым первым эшелоном. Люди на него были подобраны специально для того, чтобы поставить завод на ноги. Пионерная команда состояла в основном из холостяков, чтобы было меньше забот о семье. Приехали. Нас встретил парторг завода, рассказал, что и как. Мы, четыре человека, сами нашли себе квартиру на 5­-й Северной. Пришли на завод и сразу начали строить новые корпуса: между двумя старыми корпусами было еще свободное место. Я стал работать по своей специальности, монтером. Электрической работы было очень много. С этого потихоньку все и началось. Выстроили восьмой цех. Стали работать.

Авиационный завод № 20 перевозили в Омск на 13 эшелонах. Последние прибыли в ноябре, когда в Сибири уже грянули морозы. Прибывшим столичным гостям наш город поначалу показался деревней – одноэтажные частные дома, деревянные тротуары. И в этом захолустье надо налаживать самолетостроение?!

Всего в Омск из Москвы приехало 4850 человек (в том числе 1895 рабочих), перевезено 889 единиц оборудования. По воспоминаниям очевидцев, работники предприятия сами участвовали в разгрузке вагонов. Оборудование перевозили тягловой силой, в основном на лошадях: на заводе числилось всего три полуторки. Станки ставили прямо на улице. Спешно строили новые цеха и тут же приступали к запуску оборудования. Работали ночью и днем.

Трудно даже представить, откуда у людей взялось столько сил. Скорее всего, дело даже не в физических возможностях организма. Дело, видимо, было в другом – в желании сделать все, что возможно, для страны, попавшей в беду.

За несколько недель вынужденного аврала при переезде заводчане проделали такой объем работы, на который в мирное время потребовалось бы не менее года. Сибиряки на ходу учились у москвичей лучшим навыкам и высокому профессионализму.

Таким образом, вскоре в нашем городе был налажен массовый выпуск продукции оборонного назначения: донной части реактивного снаряда к легендарному гвардейскому миномету «Катюша», корпусов 82­-миллиметрового снаряда для ротных минометов, топливных насосов и гидросистем для боевых самолетов Ла-­5, Ла-­7 и По-­2.

В то время о начале рабочей смены людей извещал заводской гудок. Хотя был он скорее символическим – многие вообще не покидали своих цехов. Люди спали в подсобных помещениях и даже в туалете. Маленький отдых – и снова к станку. Сохранились воспоминания Алексея Ивановича Ларичева, одного из тех, кто прибыл в Омск с московским заводом:

– Сорок первый год, сорок второй – тяжелое время. Но самым тяжелым был сорок третий, когда кроме 800 граммов хлеба практически ничего не было. Еще давали «баламутку»: ложка муки, остальное – вода. Работать приходилось круглые сутки. У моего верстака были дверцы. Я кончу работать – лезу в верстак спать. А надо мной мой сменщик вкалывал.

Тут же в цехах слушали сводки Совинформбюро и радовались, когда в них сообщалось об освобожденных городах. Обо всем этом нынешние работники предприятия бережно собрали воспоминания. Например, Александра Тимофеевна Умнова, пришедшая в 1941-­м на завод револьверщицей, рассказывала:

– Ребята в группе были хорошие – Иван Высоколов, Василий и Николай Бурмистровы и другие. Работали по 18 часов без выходных дней и все же успевали ходить на танцы и не чувствовали усталости.

В 1942 году был объявлен комсомольский призыв в армию. Почти вся группа, в том числе и я, подала заявления, но всем было отказано. Однажды комсомольцы решили организовать сбор подарков фронтовикам. Сами шили и вышивали кисеты, носовые платки, клеили конверты… Комсомольцы организовали соревнования по бригадам и каждый день подводили итоги работы. Были красные флажки: тем, кто выполнял дневное задание, на станок устанавливали красный флажок. Потом решили немного благоустроить цех. Навели порядок, у хозяек взяли цветы и посадили их в цехе.

Понятно, что и в самые тяжелые времена людям хочется красоты и уюта. Но война дает мало шансов обустроить свой быт.

– В июле 1944 года мы, три выпускницы техникума, я, Тася Новожеева и Ахтулова, пришли на завод, – вспоминала ветеран предприятия Кима Ильинична Моршанская. – На меня он произвел страшное впечатление. В цехах грязь, люди измождены. Много было дистрофиков, и даже были случаи, когда люди умирали прямо на работе.

Вот ценой каких усилий завод становился на ноги. Он 13 раз занимал призовые места в соревновании предприятий отрасли. Умельцам ­агрегатчикам нередко приходилось решать неординарные задачи. Так, в литейном цехе был разработан высокопроизводительный технологический процесс отливки мин в кокиль вместо отливки в земляные формы, что дало возможность значительно увеличить объем выпуска. Помимо основного производства на заводе освоили сборку автоматов, хотя это и заставило изрядно поломать головы.

Совсем недавно омские СМИ сообщали о том, как какой­-то «левша» из северного селения наладил автомобиль, который работает на дровах. Так вот, стоило бы вспомнить, что этим способом пользовались и заводчане во время войны (в стране тогда было туго с горючим). Уже упомянутый Алексей Иванович Ларичев говорил когда-­то: «Завод не был приспособлен, и работать приходилось на изобретательстве и вручную. Но заказ мы выполняли».

На машинах с газогенераторными установками собственного производства заводчане добирались до своего подсобного хозяйства – им были переданы совхоз с посевной площадью 1200 гектаров и земельный участок площадью, правда, гораздо меньшей. В пригороде были построены свинооткормочная база, квашпункт и овощехранилище.

Надо сказать, что строительство стало на предприятии вторым по важности направлением. Завод подтолкнул развитие города: одновременно с производственными корпусами строилось жилье. Вырос целый поселок из двухэтажных домов.

Отдельная тема – заводчане, ушедшие на фронт. Их было более тысячи. Многие сложили головы в боях за Родину. Немало и тех, кто дошел до победы, удостоившись бо­евых наград. Четверо – Борис Иванович Лозоренко, Яков Савельевич Шакуров, Михаил Елисеевич Малиновский и Николай Иванович Рогов – стали Героями Советского Союза.

А те, кто остался в тылу, нередко выполняли задание за себя и за товарищей, ушедших на фронт.

К концу войны выпуск боеприпасов на предприятии вырос в 21 раз. За образцовое выполнение заданий правительства указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 ноября 1945 года завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

О победе заводчан известило радио. Были устроены торжественный митинг и народные гулянья. В жизни предприятия начался новый этап. Каким он будет, еще никто не знал, но всем верилось, что впереди ждут счастье и процветание.

1035

Великая Отечественная принесла в наши края не только горе и разорение. Омскому агрегатному заводу она открыла новые горизонты.

Враг наступал стремительно. В сводках Совинформбюро говорилось, что он напал вероломно и неожиданно. Тем не менее Советское государство так или иначе готовилось к нападениям извне. Заседание Совета народных комиссаров по эвакуации и перемещению в тыл из прифронтовой полосы оборудования и основных кадров авиационной промышленности состоялось уже 24 июня 1941 года. Был организован специальный совет и составлен график отправки эшелонов.

Совет предписывал отправить в Омск московский завод № 20. Ему предстояло влиться в здешний завод «Красный пахарь».

Первые эшелоны пошли осенью 1941-­го. Вот как вспоминал об этом Павел Степанович Кожемякин, москвич, работавший на заводе № 20 электриком:

– Ехали мы самым первым эшелоном. Люди на него были подобраны специально для того, чтобы поставить завод на ноги. Пионерная команда состояла в основном из холостяков, чтобы было меньше забот о семье. Приехали. Нас встретил парторг завода, рассказал, что и как. Мы, четыре человека, сами нашли себе квартиру на 5­-й Северной. Пришли на завод и сразу начали строить новые корпуса: между двумя старыми корпусами было еще свободное место. Я стал работать по своей специальности, монтером. Электрической работы было очень много. С этого потихоньку все и началось. Выстроили восьмой цех. Стали работать.

Авиационный завод № 20 перевозили в Омск на 13 эшелонах. Последние прибыли в ноябре, когда в Сибири уже грянули морозы. Прибывшим столичным гостям наш город поначалу показался деревней – одноэтажные частные дома, деревянные тротуары. И в этом захолустье надо налаживать самолетостроение?!

Всего в Омск из Москвы приехало 4850 человек (в том числе 1895 рабочих), перевезено 889 единиц оборудования. По воспоминаниям очевидцев, работники предприятия сами участвовали в разгрузке вагонов. Оборудование перевозили тягловой силой, в основном на лошадях: на заводе числилось всего три полуторки. Станки ставили прямо на улице. Спешно строили новые цеха и тут же приступали к запуску оборудования. Работали ночью и днем.

Трудно даже представить, откуда у людей взялось столько сил. Скорее всего, дело даже не в физических возможностях организма. Дело, видимо, было в другом – в желании сделать все, что возможно, для страны, попавшей в беду.

За несколько недель вынужденного аврала при переезде заводчане проделали такой объем работы, на который в мирное время потребовалось бы не менее года. Сибиряки на ходу учились у москвичей лучшим навыкам и высокому профессионализму.

Таким образом, вскоре в нашем городе был налажен массовый выпуск продукции оборонного назначения: донной части реактивного снаряда к легендарному гвардейскому миномету «Катюша», корпусов 82­-миллиметрового снаряда для ротных минометов, топливных насосов и гидросистем для боевых самолетов Ла-­5, Ла-­7 и По-­2.

В то время о начале рабочей смены людей извещал заводской гудок. Хотя был он скорее символическим – многие вообще не покидали своих цехов. Люди спали в подсобных помещениях и даже в туалете. Маленький отдых – и снова к станку. Сохранились воспоминания Алексея Ивановича Ларичева, одного из тех, кто прибыл в Омск с московским заводом:

– Сорок первый год, сорок второй – тяжелое время. Но самым тяжелым был сорок третий, когда кроме 800 граммов хлеба практически ничего не было. Еще давали «баламутку»: ложка муки, остальное – вода. Работать приходилось круглые сутки. У моего верстака были дверцы. Я кончу работать – лезу в верстак спать. А надо мной мой сменщик вкалывал.

Тут же в цехах слушали сводки Совинформбюро и радовались, когда в них сообщалось об освобожденных городах. Обо всем этом нынешние работники предприятия бережно собрали воспоминания. Например, Александра Тимофеевна Умнова, пришедшая в 1941-­м на завод револьверщицей, рассказывала:

– Ребята в группе были хорошие – Иван Высоколов, Василий и Николай Бурмистровы и другие. Работали по 18 часов без выходных дней и все же успевали ходить на танцы и не чувствовали усталости.

В 1942 году был объявлен комсомольский призыв в армию. Почти вся группа, в том числе и я, подала заявления, но всем было отказано. Однажды комсомольцы решили организовать сбор подарков фронтовикам. Сами шили и вышивали кисеты, носовые платки, клеили конверты… Комсомольцы организовали соревнования по бригадам и каждый день подводили итоги работы. Были красные флажки: тем, кто выполнял дневное задание, на станок устанавливали красный флажок. Потом решили немного благоустроить цех. Навели порядок, у хозяек взяли цветы и посадили их в цехе.

Понятно, что и в самые тяжелые времена людям хочется красоты и уюта. Но война дает мало шансов обустроить свой быт.

– В июле 1944 года мы, три выпускницы техникума, я, Тася Новожеева и Ахтулова, пришли на завод, – вспоминала ветеран предприятия Кима Ильинична Моршанская. – На меня он произвел страшное впечатление. В цехах грязь, люди измождены. Много было дистрофиков, и даже были случаи, когда люди умирали прямо на работе.

Вот ценой каких усилий завод становился на ноги. Он 13 раз занимал призовые места в соревновании предприятий отрасли. Умельцам ­агрегатчикам нередко приходилось решать неординарные задачи. Так, в литейном цехе был разработан высокопроизводительный технологический процесс отливки мин в кокиль вместо отливки в земляные формы, что дало возможность значительно увеличить объем выпуска. Помимо основного производства на заводе освоили сборку автоматов, хотя это и заставило изрядно поломать головы.

Совсем недавно омские СМИ сообщали о том, как какой­-то «левша» из северного селения наладил автомобиль, который работает на дровах. Так вот, стоило бы вспомнить, что этим способом пользовались и заводчане во время войны (в стране тогда было туго с горючим). Уже упомянутый Алексей Иванович Ларичев говорил когда-­то: «Завод не был приспособлен, и работать приходилось на изобретательстве и вручную. Но заказ мы выполняли».

На машинах с газогенераторными установками собственного производства заводчане добирались до своего подсобного хозяйства – им были переданы совхоз с посевной площадью 1200 гектаров и земельный участок площадью, правда, гораздо меньшей. В пригороде были построены свинооткормочная база, квашпункт и овощехранилище.

Надо сказать, что строительство стало на предприятии вторым по важности направлением. Завод подтолкнул развитие города: одновременно с производственными корпусами строилось жилье. Вырос целый поселок из двухэтажных домов.

Отдельная тема – заводчане, ушедшие на фронт. Их было более тысячи. Многие сложили головы в боях за Родину. Немало и тех, кто дошел до победы, удостоившись бо­евых наград. Четверо – Борис Иванович Лозоренко, Яков Савельевич Шакуров, Михаил Елисеевич Малиновский и Николай Иванович Рогов – стали Героями Советского Союза.

А те, кто остался в тылу, нередко выполняли задание за себя и за товарищей, ушедших на фронт.

К концу войны выпуск боеприпасов на предприятии вырос в 21 раз. За образцовое выполнение заданий правительства указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 ноября 1945 года завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

О победе заводчан известило радио. Были устроены торжественный митинг и народные гулянья. В жизни предприятия начался новый этап. Каким он будет, еще никто не знал, но всем верилось, что впереди ждут счастье и процветание.

1035