Поиск

Омский нефтеперерабатывающий завод «Газпром нефти» по итогам первого квартала 2016 года признан лучшим в России по объемам переработки и выходу светлых нефтепродуктов. А по технологическим показателям предприятие теперь на равных соревнуется с нефтезаводами США, оставив позади европейских и японских переработчиков нефти. Все это стало возможным благодаря масштабной модернизации завода.

Нефть с выходом

Важнейший вопрос развития любого нефтеперерабатывающего предприятия – увеличение выхода светлых нефтепродуктов. Речь идет вот о чем. Если взять, к примеру, нефть Urals (такая марка на международной бирже присваивается российской нефти) и поэтапно нагревать до определенной температуры, то из нее можно получить примерно 20% бензина и 30% дизельного топлива – это и есть светлые нефтепродукты. Оставшиеся 50% – мазут, который мало где сейчас применяется и очень дешево ценится на рынке. Из оставшегося мазута также можно получить дополнительные объемы светлых нефтепродуктов (бензины, дизтопливо, автомасла), но для этого необходимо модернизировать производство и применять современные технологические решения.

Технологии, позволяющие увеличивать выход светлых нефтепродуктов, позволяют обеспечить и более высокую очистку, до минимума снизить содержание серы в моторном топливе. А современная нефтепереработка становится процессом практически закрытого типа, с минимальным воздействием на окружающую среду.


Модернизация Омского НПЗ рассчитана до 2020 года.

Общие инвестиции в развитие предприятия к тому времени составят 200 млрд рублей.


Заслуженное лидерство

Омский НПЗ уже традиционно держит пальму первенства в отрасли, сохраняя темпы производства 2015 года, когда было переработано около 21 млн тонн нефти, а на рынок было поставлено 6,3 млн тонн дизельного топлива и 4,4 млн тонн бензина.

И только «Киришинефтеоргсинтез», дочернее предприятие «Сургутнефтегаза», смогло подобраться ближе всего к омичам, переработав 18,5 млн тонн углеводородного сырья.

Согласно отчету за первый квартал 2016 года, опубликованному центральным диспетчерским управлением топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) Министерства энергетики России, выход светлых нефтепродуктов на Омском НПЗ уже превысил 71%, что тоже наглядно демонстрирует его лидерство в стране. Второй в этом рейтинге российский завод – «Пермнефтеоргсинтез» – достиг пока 67,4%, а следующий за ним и тоже принадлежащий «Лукойлу» «Нижегороднефтеоргсинтез» – 66,8%.

Один из самых важных показателей в отрасли – глубина переработки нефти. Он позволяет судить, насколько эффективно используется углеводородное сырье, какие технологии применяются, как организован производственный процесс на предприятии.

– Глубина переработки нефти на Омском НПЗ сейчас составляет без малого 92%. Перед нами стоит задача стать лидером не только российской, но и мировой нефтеперерабатывающей индустрии. К 2020 году мы планируем достичь 97% глубины переработки, в то время как в США этот показатель равен 94%, в Японии – 91%, а в Европе – 88%, – рассказал заместитель генерального директора Омского НПЗ по производству Александр Глазов.

Чудес не бывает. Чтобы получить такие результаты и ставить перед собой еще более амбициозные цели, потребовалось не только выйти на новый организационный уровень, но и направить колоссальные инвестиции в развитие предприятия. Во многом это стало возможным благодаря переводу ОНПЗ на процессинговую схему работы. Именно процессинг позволил приступить к масштабной модернизации завода – только в период с 2008 по 2015 год «Газпром нефть» инвестировала свыше 100 млрд рублей. Насколько эффективны были эти вложения, говорит тот факт, что завод сохранил крупнейшие в стране объемы переработки нефти, увеличил глубину и качество переработки и превратился в технологического лидера отрасли, использующего только самые передовые технологии.

Эксперты уверены, что столь масштабной модернизации могло и не быть, если бы не инвестиционная программа «Газпром нефти». Маловероятно, что в текущей сложной экономической ситуации при возросшей стоимости кредитов и постоянном изменении налоговых условий завод самостоятельно мог перестроиться и по-прежнему оставаться конкурентоспособным.

Инвестиции в экологию

Программа модернизации Омского НПЗ – это, по сути, строительство практически нового завода, соответствующего самым современным экологическим требованиям. Реализация программы модернизации позволила за последние годы при росте переработки снизить на 36% воздействие производства на окружающую среду. Планируется и в дальнейшем сохранить динамику снижения выбросов в атмосферу при существенном приросте технологических мощностей. Цель – снижение воздействия ОНПЗ на окружающую среду на 28% к 2020 году.

–По моим данным, Омский НПЗ – лидер среди российских заводов не только по внедрению новых технологий, но и по инвестициям в экологию производства. На эти цели выделяются миллиарды рублей. Такова современная лидерская философия, – считает доцент кафедры химмотологии Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина Леонид Багдасаров.

Кроме того, Омский НПЗ намного раньше, чем того требовали нормативы, полностью перешел на выпуск топлива экологического класса «Евро-5», которым заправляется свыше 90% омского транспорта.

– Содержание серы в бензине и дизельном топливе «Евро-5» в пять раз меньше даже по сравнению с «Евро-4». А переход автопарка на более высокий класс топлива, безусловно, положительно повлиял на состояние воздуха в Омске и в других регионах, где используют омский бензин, – обратил внимание Леонид Багдасаров.

2356

Омский нефтеперерабатывающий завод «Газпром нефти» по итогам первого квартала 2016 года признан лучшим в России по объемам переработки и выходу светлых нефтепродуктов. А по технологическим показателям предприятие теперь на равных соревнуется с нефтезаводами США, оставив позади европейских и японских переработчиков нефти. Все это стало возможным благодаря масштабной модернизации завода.

Нефть с выходом

Важнейший вопрос развития любого нефтеперерабатывающего предприятия – увеличение выхода светлых нефтепродуктов. Речь идет вот о чем. Если взять, к примеру, нефть Urals (такая марка на международной бирже присваивается российской нефти) и поэтапно нагревать до определенной температуры, то из нее можно получить примерно 20% бензина и 30% дизельного топлива – это и есть светлые нефтепродукты. Оставшиеся 50% – мазут, который мало где сейчас применяется и очень дешево ценится на рынке. Из оставшегося мазута также можно получить дополнительные объемы светлых нефтепродуктов (бензины, дизтопливо, автомасла), но для этого необходимо модернизировать производство и применять современные технологические решения.

Технологии, позволяющие увеличивать выход светлых нефтепродуктов, позволяют обеспечить и более высокую очистку, до минимума снизить содержание серы в моторном топливе. А современная нефтепереработка становится процессом практически закрытого типа, с минимальным воздействием на окружающую среду.


Модернизация Омского НПЗ рассчитана до 2020 года.

Общие инвестиции в развитие предприятия к тому времени составят 200 млрд рублей.


Заслуженное лидерство

Омский НПЗ уже традиционно держит пальму первенства в отрасли, сохраняя темпы производства 2015 года, когда было переработано около 21 млн тонн нефти, а на рынок было поставлено 6,3 млн тонн дизельного топлива и 4,4 млн тонн бензина.

И только «Киришинефтеоргсинтез», дочернее предприятие «Сургутнефтегаза», смогло подобраться ближе всего к омичам, переработав 18,5 млн тонн углеводородного сырья.

Согласно отчету за первый квартал 2016 года, опубликованному центральным диспетчерским управлением топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) Министерства энергетики России, выход светлых нефтепродуктов на Омском НПЗ уже превысил 71%, что тоже наглядно демонстрирует его лидерство в стране. Второй в этом рейтинге российский завод – «Пермнефтеоргсинтез» – достиг пока 67,4%, а следующий за ним и тоже принадлежащий «Лукойлу» «Нижегороднефтеоргсинтез» – 66,8%.

Один из самых важных показателей в отрасли – глубина переработки нефти. Он позволяет судить, насколько эффективно используется углеводородное сырье, какие технологии применяются, как организован производственный процесс на предприятии.

– Глубина переработки нефти на Омском НПЗ сейчас составляет без малого 92%. Перед нами стоит задача стать лидером не только российской, но и мировой нефтеперерабатывающей индустрии. К 2020 году мы планируем достичь 97% глубины переработки, в то время как в США этот показатель равен 94%, в Японии – 91%, а в Европе – 88%, – рассказал заместитель генерального директора Омского НПЗ по производству Александр Глазов.

Чудес не бывает. Чтобы получить такие результаты и ставить перед собой еще более амбициозные цели, потребовалось не только выйти на новый организационный уровень, но и направить колоссальные инвестиции в развитие предприятия. Во многом это стало возможным благодаря переводу ОНПЗ на процессинговую схему работы. Именно процессинг позволил приступить к масштабной модернизации завода – только в период с 2008 по 2015 год «Газпром нефть» инвестировала свыше 100 млрд рублей. Насколько эффективны были эти вложения, говорит тот факт, что завод сохранил крупнейшие в стране объемы переработки нефти, увеличил глубину и качество переработки и превратился в технологического лидера отрасли, использующего только самые передовые технологии.

Эксперты уверены, что столь масштабной модернизации могло и не быть, если бы не инвестиционная программа «Газпром нефти». Маловероятно, что в текущей сложной экономической ситуации при возросшей стоимости кредитов и постоянном изменении налоговых условий завод самостоятельно мог перестроиться и по-прежнему оставаться конкурентоспособным.

Инвестиции в экологию

Программа модернизации Омского НПЗ – это, по сути, строительство практически нового завода, соответствующего самым современным экологическим требованиям. Реализация программы модернизации позволила за последние годы при росте переработки снизить на 36% воздействие производства на окружающую среду. Планируется и в дальнейшем сохранить динамику снижения выбросов в атмосферу при существенном приросте технологических мощностей. Цель – снижение воздействия ОНПЗ на окружающую среду на 28% к 2020 году.

–По моим данным, Омский НПЗ – лидер среди российских заводов не только по внедрению новых технологий, но и по инвестициям в экологию производства. На эти цели выделяются миллиарды рублей. Такова современная лидерская философия, – считает доцент кафедры химмотологии Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина Леонид Багдасаров.

Кроме того, Омский НПЗ намного раньше, чем того требовали нормативы, полностью перешел на выпуск топлива экологического класса «Евро-5», которым заправляется свыше 90% омского транспорта.

– Содержание серы в бензине и дизельном топливе «Евро-5» в пять раз меньше даже по сравнению с «Евро-4». А переход автопарка на более высокий класс топлива, безусловно, положительно повлиял на состояние воздуха в Омске и в других регионах, где используют омский бензин, – обратил внимание Леонид Багдасаров.

2356