Поиск

Во введении всеобщей платы за вывоз мусора кроется настоящая золотая жила, которая позволит кому-то хорошо обогатиться.

На этой неделе Конституционный суд РФ счел соответствующими Основному закону страны взносы на капремонт в так называемый «общий котел». Теперь все омичи без зазрения совести должны платить за капремонт и не жаловаться. Между тем аналогичная выходящая из ряда вон плата ждет жителей региона уже в следующем году, и касается она того, о чем говорят не очень часто – мусора.

Ранее в Жилищный кодекс были внесены изменения, согласно которым вывоз мусора перестал быть жилищной услугой и стал коммунальной. Также теперь твердые бытовые отходы (ТБО) стали именоваться твердыми коммунальными отходами – ТКО. Простому обывателю, конечно, безразличны эти формулировки. Тем не менее за законодательными изменениями скрыта настоящая «мусорная революция». В основном она затронет жителей сельских районов региона.

Для горожан изменения по большей части будут выражаться лишь в том, что появится отдельная квитанция за вывоз мусора, а также изменятся нормативы (в большую или меньшую сторону – пока неизвестно). Кроме того, плату за новую коммунальную услугу будут взимать не с площади квартиры, а с числа проживающих в ней людей.

 А вот жителей омских сел и поселков (коих порядка 700 тысяч) ждут по-настоящему глобальные изменения. Согласно новым нормам во всех населенных пунктах (даже в самых отдаленных деревнях) будет организован сбор мусора, а их жители получат квитанции за новую коммунальную услугу. Что касается почти 800 омских свалок, то планы по ним также грандиозные – все помойки должны быть рекультивированы и запрещены. В Омской области должно остаться всего несколько законных мусорных полигонов, которые будут обустроены и оформлены с соблюдением всех необходимых требований. В общем, на бумаге получается все гладко, почти по-европейски. Только вот если окунуться в российскую действительность, то картина предстанет безрадостная.

Итак, чем на деле может обернуться «мусорная революция»? Первое, что вызывает большие вопросы, – это рекультивация действующих свалок. Не так давно глава областного минприроды Александр Винокуров признал, что даже Кировский полигон невозможно полностью рекультивировать из-за мусорных газов. А как рекультивировать свалки в Таре или Тевризе? Куда везти мусор оттуда, если в регионе до сих пор нет ни одного крупного мусороперерабатывающего завода, да и тот, что будет построен, будет перерабатывать лишь свежий мусор? Одним словом, на рекультивацию свалок нужны десятки миллиардов рублей, которых катастрофически не хватает на дороги, не говоря уже о других насущных социальных проблемах.

По плану в Омской области должно остаться 5-6 законных свалок. То есть мусор, например, из Усть-Ишима и Тевриза должны будут везти в Тару. В некоторых отдаленных северных поселениях мусор будет копиться весь год, а затем один раз вывозиться. Можно только представить, сколько это будет стоить и какие суммы появятся в платежках.

Теперь – что касается платежек. Будучи на заседании одной из рабочих групп, я лично был свидетелем жалоб представителей районов на то, что местные жители не понимают, зачем они должны будут платить за вывоз мусора. Им проще вывезти его на местную незаконную свалку или куда-нибудь в овраг. Не секрет, что помимо официальных 800 нелегальных свалок в регионе есть еще тысячи неучтенных помоек, куда омичи как возили, так и будут возить отходы.

Да, возить мусор в ближайший овраг – практика порочная и крайне негативная. Но и после получения новых квитанций 99% омичей ее продолжат, даже если появятся мусорные контейнеры. Учитывая состояние дорог в области и отдаленность новых свалок, мусор из контейнеров будут вывозить явно не раз в неделю, а возле контейнерных площадок явно образуются новые помойки – они есть и в Омске, что уж тут говорить о небольших поселках.

В результате все закончится тем, что свалки как были, так и останутся. У сотен тысяч омичей появятся многотысячные долги за непонятную новую коммунальную услугу, а региональный оператор, который и будет заниматься вывозом и утилизацией мусора, станет фондом капремонта № 2, где аккумулируются огромные средства, к прозрачности расходования которых будет много вопросов. Региональным оператором может быть и коммерческая структура, которая, в принципе, не обязана отчитываться о своей деятельности.

Стимулировать омичей свозить мусор к санкционированным местам можно только одним способом – материальным. То есть когда в Омской области будут полностью перерабатываться пластик, бумага и стекло, когда за них жители смогут получить живые деньги. В таком случае им останется заплатить лишь за вывоз неперерабатываемых отходов – как в Европе.

Что касается последней, то меня сильно удивило, когда узнал, что в Германии за пластиковую бутылку из-под воды можно получить 25 евроцентов, а вода, которая в ней продается, стоит всего 20. Можно ли представить, чтобы у нас минералка продавалась за 15 рублей, а бутылку из-под нее принимали за 20 рублей?  Конечно, нет. Так вот, запускать новый механизм платы за вывоз и утилизацию мусора нужно лишь в том случае, когда каждый житель региона сможет сдать в пункты вторсырья пластик, бумагу и стекло и 100% этих отходов в Омской области будут перерабатываться.

Кроме того, ни в коем случае нельзя закрывать действующие свалки – если это сделать, то они разрастутся до гигантских размеров. Необходимо вновь наделить муниципальные образования полномочиями по содержанию мусорных полигонов, сопроводив их соответствующими субсидиями. В прошлом году все свалки стали региональными, в итоге за их состоянием теперь никто не следит. И наконец, нужно определить пилотную территорию, на которой в пробной версии запускать новую схему сбора и вывоза ТКО. Только так можно не допустить тех ошибок, которые неминуемы. Ведь взносы на капремонт тоже сначала выглядели гладко. А как вышло на деле – всем известно.

Во введении всеобщей платы за вывоз мусора кроется настоящая золотая жила, которая позволит кому-то хорошо обогатиться.

На этой неделе Конституционный суд РФ счел соответствующими Основному закону страны взносы на капремонт в так называемый «общий котел». Теперь все омичи без зазрения совести должны платить за капремонт и не жаловаться. Между тем аналогичная выходящая из ряда вон плата ждет жителей региона уже в следующем году, и касается она того, о чем говорят не очень часто – мусора.

Ранее в Жилищный кодекс были внесены изменения, согласно которым вывоз мусора перестал быть жилищной услугой и стал коммунальной. Также теперь твердые бытовые отходы (ТБО) стали именоваться твердыми коммунальными отходами – ТКО. Простому обывателю, конечно, безразличны эти формулировки. Тем не менее за законодательными изменениями скрыта настоящая «мусорная революция». В основном она затронет жителей сельских районов региона.

Для горожан изменения по большей части будут выражаться лишь в том, что появится отдельная квитанция за вывоз мусора, а также изменятся нормативы (в большую или меньшую сторону – пока неизвестно). Кроме того, плату за новую коммунальную услугу будут взимать не с площади квартиры, а с числа проживающих в ней людей.

 А вот жителей омских сел и поселков (коих порядка 700 тысяч) ждут по-настоящему глобальные изменения. Согласно новым нормам во всех населенных пунктах (даже в самых отдаленных деревнях) будет организован сбор мусора, а их жители получат квитанции за новую коммунальную услугу. Что касается почти 800 омских свалок, то планы по ним также грандиозные – все помойки должны быть рекультивированы и запрещены. В Омской области должно остаться всего несколько законных мусорных полигонов, которые будут обустроены и оформлены с соблюдением всех необходимых требований. В общем, на бумаге получается все гладко, почти по-европейски. Только вот если окунуться в российскую действительность, то картина предстанет безрадостная.

Итак, чем на деле может обернуться «мусорная революция»? Первое, что вызывает большие вопросы, – это рекультивация действующих свалок. Не так давно глава областного минприроды Александр Винокуров признал, что даже Кировский полигон невозможно полностью рекультивировать из-за мусорных газов. А как рекультивировать свалки в Таре или Тевризе? Куда везти мусор оттуда, если в регионе до сих пор нет ни одного крупного мусороперерабатывающего завода, да и тот, что будет построен, будет перерабатывать лишь свежий мусор? Одним словом, на рекультивацию свалок нужны десятки миллиардов рублей, которых катастрофически не хватает на дороги, не говоря уже о других насущных социальных проблемах.

По плану в Омской области должно остаться 5-6 законных свалок. То есть мусор, например, из Усть-Ишима и Тевриза должны будут везти в Тару. В некоторых отдаленных северных поселениях мусор будет копиться весь год, а затем один раз вывозиться. Можно только представить, сколько это будет стоить и какие суммы появятся в платежках.

Теперь – что касается платежек. Будучи на заседании одной из рабочих групп, я лично был свидетелем жалоб представителей районов на то, что местные жители не понимают, зачем они должны будут платить за вывоз мусора. Им проще вывезти его на местную незаконную свалку или куда-нибудь в овраг. Не секрет, что помимо официальных 800 нелегальных свалок в регионе есть еще тысячи неучтенных помоек, куда омичи как возили, так и будут возить отходы.

Да, возить мусор в ближайший овраг – практика порочная и крайне негативная. Но и после получения новых квитанций 99% омичей ее продолжат, даже если появятся мусорные контейнеры. Учитывая состояние дорог в области и отдаленность новых свалок, мусор из контейнеров будут вывозить явно не раз в неделю, а возле контейнерных площадок явно образуются новые помойки – они есть и в Омске, что уж тут говорить о небольших поселках.

В результате все закончится тем, что свалки как были, так и останутся. У сотен тысяч омичей появятся многотысячные долги за непонятную новую коммунальную услугу, а региональный оператор, который и будет заниматься вывозом и утилизацией мусора, станет фондом капремонта № 2, где аккумулируются огромные средства, к прозрачности расходования которых будет много вопросов. Региональным оператором может быть и коммерческая структура, которая, в принципе, не обязана отчитываться о своей деятельности.

Стимулировать омичей свозить мусор к санкционированным местам можно только одним способом – материальным. То есть когда в Омской области будут полностью перерабатываться пластик, бумага и стекло, когда за них жители смогут получить живые деньги. В таком случае им останется заплатить лишь за вывоз неперерабатываемых отходов – как в Европе.

Что касается последней, то меня сильно удивило, когда узнал, что в Германии за пластиковую бутылку из-под воды можно получить 25 евроцентов, а вода, которая в ней продается, стоит всего 20. Можно ли представить, чтобы у нас минералка продавалась за 15 рублей, а бутылку из-под нее принимали за 20 рублей?  Конечно, нет. Так вот, запускать новый механизм платы за вывоз и утилизацию мусора нужно лишь в том случае, когда каждый житель региона сможет сдать в пункты вторсырья пластик, бумагу и стекло и 100% этих отходов в Омской области будут перерабатываться.

Кроме того, ни в коем случае нельзя закрывать действующие свалки – если это сделать, то они разрастутся до гигантских размеров. Необходимо вновь наделить муниципальные образования полномочиями по содержанию мусорных полигонов, сопроводив их соответствующими субсидиями. В прошлом году все свалки стали региональными, в итоге за их состоянием теперь никто не следит. И наконец, нужно определить пилотную территорию, на которой в пробной версии запускать новую схему сбора и вывоза ТКО. Только так можно не допустить тех ошибок, которые неминуемы. Ведь взносы на капремонт тоже сначала выглядели гладко. А как вышло на деле – всем известно.