Поиск

Ректор педуниверситета рассказал о проблемах объединения с ОмГУ и риске утратить статусный вуз, поставляющий высокопрофессиональные кадры для региона.

– Олег Владимирович, в 2013 году слухи об объединении трех университетов – ОмГУ, ОмГПУ и ОГИСа – выдавали за ближайшую перспективу. С ОГИСом ситуация прояснилась – он входит в состав политеха. А что у вас с ОмГУ?

– Я 17 лет работаю в педагогическом университете в разных должностях, и все эти 17 лет нас объединяют с классическим университетом. На прошлой неделе был координационный совет при губернаторе, собирались и ректоры, и министры. Мы рассматривали плюсы и минусы объединения ОмГУ и ОмГПУ и решили, что по этой проблеме будет создана рабочая группа, которая даст оценку объединению.

Нужно понять, для чего это делается. Классический, и педагогический университеты – это крупнейшие вузы, где концентрируется и обучается большое количество молодежи. Потеря приоритетов этих университетов может привести к тому, что абитуриенты могут поехать в другие регионы, другие вузы. У нас и так наблюдается отток молодежи из Омска – это статистика.

– Какие еще минусы вы видите в возможном объединении?

– Коллектив педагогического должен знать свои преференции при объединении. Существует большой риск сокращения управленческого персонала и дублирующих кафедр. И боюсь, что в период, когда в городе Омске воспитателей уже не хватает – демографическая ситуация увеличила приток ребятишек в детские сады, – мы вообще оставим детей без воспитателей. Как раз в период, пока мы будем объединяться и в течение трех лет выяснять, кто главный, кто подчиненный, мы не сможем выполнять основную задачу – подготовку педагогических кадров.

Возглавляет координационный совет губернатор – решать ему. Пока неизвестна дальнейшая позиция Министерства образования и науки РФ. По его заявлению, в стране создаются 45 опорных университетов. У нас уже создается один – технический. Может статься, что мы не получим права создать в регионе еще один опорный университет.

По рейтингам у нас хорошие позиции, и за Уралом наш педагогический университет – один из сильнейших, мы конкурируем с новосибирским. Считаю, что сейчас больше рисков на местном уровне. Понятно, стихийных выступлений ни студентов, ни преподавателей не будет. Но сокращение будет большим. А сокращение – это выплеск высококвалифицированных кадров на рынок труда или отъезд их в те университеты, которые в них нуждаются – в томский или новосибирский.

Во-вторых, при объединении мы не получим больше бюджетных мест на гуманитарное обучение. В то время как сейчас, по данным Минобразования, их количество на педагогические направления увеличивается, потому что в стране уже ощущается нехватка учителей и воспитателей, педагогов.

Еще необходимо четко понимать одну вещь – есть ли вообще возможность создания второго опорного университета в нашем субъекте? Ведь без дополнительного финансирования нам эти процедуры с классическим университетом не провести. Сегодня у нас и у классического практически одинаковые бюджеты, у нас и там работают по 1000 преподавателей и сотрудников, у нас по 10 тысяч студентов. Мы обеспечиваем рабочими местами, выплачиваем налоги, своевременно – зарплату, что очень важно. Даем возможность молодежи, проживая в своем регионе, получать качественное, хорошее образование.

А чтобы объединиться, нужны огромные деньги. Это десятки, сотни миллионов рублей только на переоформление документов по имуществу. Это неминуемые сокращения и выплаты компенсаций – это еще десятки миллионов. Это затраты на программы новых образовательных технологий. Думаю, чтобы провести реорганизацию до 2020 года, потребуется порядка 1 млрд рублей. При этом мы все прекрасно знаем – у нас дефицитный бюджет.

– Есть ли примеры, где отказались от реформирования по западному образцу?

– Самый близкий нам пример – Казахстан. Там в 90-е годы педагогические вузы превратили в классические. И через 5 лет нехватка учителей была такая, что президент Назарбаев взял под личный контроль создание педуниверситетов. Мы сейчас контактируем с павлодарскими университетами. Они начинали создание с нуля – вся материальная база была приватизирована, кадры разбежались.

Из Казахстана у нас учатся 500-600 студентов. Общее число выпускников доходит до 10 тысяч. Приезжают на стажировки, с удовольствием учатся, повышают квалификацию. Проходят переподготовку учителя.

– Многие студенты после окончания вуза, не найдя достойно оплачиваемой работы, покидают Омск в поисках лучшей доли. Ваши находят себя на малой родине?

– Около трех лет мы смотрим за выпускниками. У нас есть специальный центр трудоустройства и адаптации выпускников. Есть кадровое агентство, которое помогает трудоустраивать ребят. Статистика такова, что сегодня 67 процентов выпускников вуза идут в профессию, 27 процентов остаются продолжать обучение в магистратурах, получать второй уровень образования, а 10-12 процентов или уезжают в другой регион, или же, выйдя замуж, уходят в декрет. Грубо говоря, 20 процентов наших выпускников могут уехать в другой регион.

Зарплата учителя в регионе (с дополнительными ставками) – 25-30 тысяч. Но на первом месте как раз не зарплата. Это бытовые условия – ребята из села не хотят возвращаться обратно. Смена места жительства связана и с замужеством – много девчат выходят замуж за военных. Учительница и военнослужащий, как водится, находят друг друга.

– Куда идет работать ваш выпускник?

– Вся социальная сфера – наша: соцработники, сфера услуг, центры развития детей, востребованы репетиторы и гувернантки с педобразованием. Нам рады в детских центрах и в правоохранительных органах по работе с несовершеннолетними. Выпускники иняза востребованы как переводчики и в бизнес-структурах, и в туризме.

– В ОмГПУ есть собственный центр трудоустройства. Куда трудоустраиваете?

– Центру более 6 лет, занимаемся трудоустройством, предлагаем целевую подготовку. Когда район направляет для обучения абитуриента, мы его готовим и обратно направляем в район. Как правило, это учителя. Большая потребность в воспитателях детских садов – в городе порядка 150-200 мест, куда можно устроить выпускника воспитателем дошкольников. Требуются учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, иностранных языков, физики. У нас разбирают этих выпускников, словно горячие пирожки на морозе. Проводим ярмарку вакансий в марте, апреле. На нее приезжают представители районов, города, кадровые службы и предлагают работу студентам, которые даже еще не закончили обучение.

– На самом деле профессия учителя в этом нестабильном мире – сегодня самая стабильная с точки зрения гарантированного рабочего места и уровня зарплаты.

– Сегодня учительская профессия выходит на новый уровень, на новый статус. Это и стабильная зарплата, и уважение учеников и родителей, и возможность совершенствования. Гуманитарное образование позволяет в дальнейшем выбрать свой вектор дальнейшего карьерного роста. У нас хорошая материальная база, есть три крупных общежития для иногородних, приглашаем всех желающих.

У нас прекрасные физические и химические лаборатории. Вообще надо отметить, что педуниверситет находится на таком этапе развития, когда, используя наши ресурсы, наших преподавателей, мы можем предложить региону новых качественно подготовленных специалистов-педагогов. Мы понимаем, что денег не так много, но поддержка региона, помощь по работе с федеральными властями ощущается.

Записал Владимир Преображенский

1197

Ректор педуниверситета рассказал о проблемах объединения с ОмГУ и риске утратить статусный вуз, поставляющий высокопрофессиональные кадры для региона.

– Олег Владимирович, в 2013 году слухи об объединении трех университетов – ОмГУ, ОмГПУ и ОГИСа – выдавали за ближайшую перспективу. С ОГИСом ситуация прояснилась – он входит в состав политеха. А что у вас с ОмГУ?

– Я 17 лет работаю в педагогическом университете в разных должностях, и все эти 17 лет нас объединяют с классическим университетом. На прошлой неделе был координационный совет при губернаторе, собирались и ректоры, и министры. Мы рассматривали плюсы и минусы объединения ОмГУ и ОмГПУ и решили, что по этой проблеме будет создана рабочая группа, которая даст оценку объединению.

Нужно понять, для чего это делается. Классический, и педагогический университеты – это крупнейшие вузы, где концентрируется и обучается большое количество молодежи. Потеря приоритетов этих университетов может привести к тому, что абитуриенты могут поехать в другие регионы, другие вузы. У нас и так наблюдается отток молодежи из Омска – это статистика.

– Какие еще минусы вы видите в возможном объединении?

– Коллектив педагогического должен знать свои преференции при объединении. Существует большой риск сокращения управленческого персонала и дублирующих кафедр. И боюсь, что в период, когда в городе Омске воспитателей уже не хватает – демографическая ситуация увеличила приток ребятишек в детские сады, – мы вообще оставим детей без воспитателей. Как раз в период, пока мы будем объединяться и в течение трех лет выяснять, кто главный, кто подчиненный, мы не сможем выполнять основную задачу – подготовку педагогических кадров.

Возглавляет координационный совет губернатор – решать ему. Пока неизвестна дальнейшая позиция Министерства образования и науки РФ. По его заявлению, в стране создаются 45 опорных университетов. У нас уже создается один – технический. Может статься, что мы не получим права создать в регионе еще один опорный университет.

По рейтингам у нас хорошие позиции, и за Уралом наш педагогический университет – один из сильнейших, мы конкурируем с новосибирским. Считаю, что сейчас больше рисков на местном уровне. Понятно, стихийных выступлений ни студентов, ни преподавателей не будет. Но сокращение будет большим. А сокращение – это выплеск высококвалифицированных кадров на рынок труда или отъезд их в те университеты, которые в них нуждаются – в томский или новосибирский.

Во-вторых, при объединении мы не получим больше бюджетных мест на гуманитарное обучение. В то время как сейчас, по данным Минобразования, их количество на педагогические направления увеличивается, потому что в стране уже ощущается нехватка учителей и воспитателей, педагогов.

Еще необходимо четко понимать одну вещь – есть ли вообще возможность создания второго опорного университета в нашем субъекте? Ведь без дополнительного финансирования нам эти процедуры с классическим университетом не провести. Сегодня у нас и у классического практически одинаковые бюджеты, у нас и там работают по 1000 преподавателей и сотрудников, у нас по 10 тысяч студентов. Мы обеспечиваем рабочими местами, выплачиваем налоги, своевременно – зарплату, что очень важно. Даем возможность молодежи, проживая в своем регионе, получать качественное, хорошее образование.

А чтобы объединиться, нужны огромные деньги. Это десятки, сотни миллионов рублей только на переоформление документов по имуществу. Это неминуемые сокращения и выплаты компенсаций – это еще десятки миллионов. Это затраты на программы новых образовательных технологий. Думаю, чтобы провести реорганизацию до 2020 года, потребуется порядка 1 млрд рублей. При этом мы все прекрасно знаем – у нас дефицитный бюджет.

– Есть ли примеры, где отказались от реформирования по западному образцу?

– Самый близкий нам пример – Казахстан. Там в 90-е годы педагогические вузы превратили в классические. И через 5 лет нехватка учителей была такая, что президент Назарбаев взял под личный контроль создание педуниверситетов. Мы сейчас контактируем с павлодарскими университетами. Они начинали создание с нуля – вся материальная база была приватизирована, кадры разбежались.

Из Казахстана у нас учатся 500-600 студентов. Общее число выпускников доходит до 10 тысяч. Приезжают на стажировки, с удовольствием учатся, повышают квалификацию. Проходят переподготовку учителя.

– Многие студенты после окончания вуза, не найдя достойно оплачиваемой работы, покидают Омск в поисках лучшей доли. Ваши находят себя на малой родине?

– Около трех лет мы смотрим за выпускниками. У нас есть специальный центр трудоустройства и адаптации выпускников. Есть кадровое агентство, которое помогает трудоустраивать ребят. Статистика такова, что сегодня 67 процентов выпускников вуза идут в профессию, 27 процентов остаются продолжать обучение в магистратурах, получать второй уровень образования, а 10-12 процентов или уезжают в другой регион, или же, выйдя замуж, уходят в декрет. Грубо говоря, 20 процентов наших выпускников могут уехать в другой регион.

Зарплата учителя в регионе (с дополнительными ставками) – 25-30 тысяч. Но на первом месте как раз не зарплата. Это бытовые условия – ребята из села не хотят возвращаться обратно. Смена места жительства связана и с замужеством – много девчат выходят замуж за военных. Учительница и военнослужащий, как водится, находят друг друга.

– Куда идет работать ваш выпускник?

– Вся социальная сфера – наша: соцработники, сфера услуг, центры развития детей, востребованы репетиторы и гувернантки с педобразованием. Нам рады в детских центрах и в правоохранительных органах по работе с несовершеннолетними. Выпускники иняза востребованы как переводчики и в бизнес-структурах, и в туризме.

– В ОмГПУ есть собственный центр трудоустройства. Куда трудоустраиваете?

– Центру более 6 лет, занимаемся трудоустройством, предлагаем целевую подготовку. Когда район направляет для обучения абитуриента, мы его готовим и обратно направляем в район. Как правило, это учителя. Большая потребность в воспитателях детских садов – в городе порядка 150-200 мест, куда можно устроить выпускника воспитателем дошкольников. Требуются учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, иностранных языков, физики. У нас разбирают этих выпускников, словно горячие пирожки на морозе. Проводим ярмарку вакансий в марте, апреле. На нее приезжают представители районов, города, кадровые службы и предлагают работу студентам, которые даже еще не закончили обучение.

– На самом деле профессия учителя в этом нестабильном мире – сегодня самая стабильная с точки зрения гарантированного рабочего места и уровня зарплаты.

– Сегодня учительская профессия выходит на новый уровень, на новый статус. Это и стабильная зарплата, и уважение учеников и родителей, и возможность совершенствования. Гуманитарное образование позволяет в дальнейшем выбрать свой вектор дальнейшего карьерного роста. У нас хорошая материальная база, есть три крупных общежития для иногородних, приглашаем всех желающих.

У нас прекрасные физические и химические лаборатории. Вообще надо отметить, что педуниверситет находится на таком этапе развития, когда, используя наши ресурсы, наших преподавателей, мы можем предложить региону новых качественно подготовленных специалистов-педагогов. Мы понимаем, что денег не так много, но поддержка региона, помощь по работе с федеральными властями ощущается.

Записал Владимир Преображенский

1197