Иностранным компаниям могут запретить использовать слово Vodka при торговле алкогольными напитками, как французы сделали это в свое время с коньяком.
Интересное предложение сделал депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Дегтярев. Он направил обращение министру промышленности и торговли Денису Мантурову с просьбой поднять на уровне ВТО и международных судебных инстанций вопрос о недопустимости использования иностранными компаниями при производстве и торговле алкогольными напитками наименования «Водка» и латинского написания названия исконно русского напитка Vodka, сообщают «Известия».
Парламентарий считает, что право на использование этого бренда должно быть закреплено исключительно за Россией как страной, в которой впервые возникли это слово и технология производства современной водки, которая сейчас используется иностранными производителями.
– Европа так ревностно относится к своим национальным брендам, а мы почему-то не можем заявлять права на свое, – говорит Дегтярев. – Бренд «Водка» закреплен за Россией десятками независимых экспертных исследований, международный арбитраж в 1970-х также подтвердил наши права. Российский бренд «Водка» бессовестно используется производителями многих стран, и в сегодняшней ситуации нужно предъявить права на него. Это может пополнить бюджет страны, также при грамотном подходе мы сами можем увеличить объемы экспорта нашего продукта.
Представитель ЛДПР напомнил, что в соответствии с Мадридским договором 1891 года название «Шампанское» (Vin de Champagne) было юридически защищено и закреплено за игристым вином, произведенным в одноименной области Франции. В других странах мира до сих пор нельзя использовать это название. Игристые вина с названием «Шампанское», произведенные в России, могут называться так только на кириллице и только внутри страны, а при экспорте за рубеж вынуждены использовать наименование «Игристое вино».
Аналогичная ситуация и с коньяком. Франция обеспечила себе эксклюзивное право на название этого алкогольного напитка. Отечественный или армянский коньяк, которые продаются в России, не имеют права под этим названием экспортироваться за рубеж. В международной практике аналоги коньяка принято называть «бренди».
Что касается водки, то, по мнению депутата, получение Россией эксклюзивного права выпускать напитки под этим брендом сможет принести стране дополнительную выгоду в крупном объеме и лишит иностранные компании возможности выпускать под русским брендом алкогольную продукцию. В последние годы, по разным оценкам, мировой рынок продажи водки оценивался в $50 млрд.
Интересно, что в 1978 году Польша обращалась в международный суд с иском о признании за ней исключительного права на бренд «Водка». Тогда польские чиновники утверждали, что название «Водка» возникло на бывших территориях Польского королевства. Но тогда Советскому Союзу удалось доказать, что в Польше алкогольный напиток под названием «Водка» начал производиться в начале XVI века, тогда как в России – в первой половине XV века.
«Известия» отмечают и такой момент, что в 2014 году Франция экспортировала за рубеж 161 млн литров водки против 154 млн литров традиционного для этой страны коньяка.