Поиск

Сейчас у ведомства нет полномочий проверять краны до аварий с ними. Но после трагедии в Омске и других ЧП все может измениться.

Падение башенного крана в Омске в октябре этого года и другие подобные трагедии заставили федеральный Ростехнадзор выйти с предложением к правительству РФ о переводе башенных кранов из IV в более высокий, III класс опасности – тогда ведомство сможет включить такие объекты в свои плановые проверки. Всего же за осень в России произошли 4 трагедии с башенными кранами, в которых погибло не менее 10 человек.

Сейчас у Ростехнадзора нет прав проверять башенные краны до того, как с ними произошла авария. Еще одна возможность проверки – на основе чьей-либо жалобы, так как краны относятся к наименее опасному, IV классу опасности, в отношении объектов этого класса плановых проверок не ведется.

Объекты IV класса опасности являются единственными, в отношении которых не проводятся превентивные проверки, а вот объекты III класса планово посещают раз в 3 года. При этом до введения деления в 2014 году ведомство могло проводить проверки предприятий IV класса.

– Так как разделения по классам не было, то и проверок было больше, – сообщил «Известиям» глава Ростехнадзора Алексей Алешин. – Если говорить о статистике, то по сравнению с 2013 годом у нас сократилось число плановых проверок на 57%, суммарно плановых и внеплановых – на 27%. Мы тогда выступили за риск-ориентированный подход, оставив качество подъемной техники на совести собственника (при аварии собственник несет ответственность вплоть до уголовной), но мы столкнулись с тем, что они, напротив, безответственно стали к этому относиться.

Всплеск увеличения числа аварий заставил Ростехнадзор задуматься об изменении законодательства.

– Без постоянных проверок эксплуатанты башенных кранов, конечно, разбаловались. То, что произошло, особенно в октябре, нельзя списывать на погодные условия. Это на 100% человеческий фактор, – считает Алешин.

Если же повышение класса опасности правительство сочтет ненужным, Ростехнадзор предлагает альтернативу – дать возможность своим инспекторам проводить рейды на краны, находящиеся в границах населенных пунктов.

При этом сами стройки, на которых, как правило, краны работают, Ростехнадзор проверять не будет – это обязанность муниципальных управлений Стройнадзора. По своей сути рейды аналогичны внеплановым проверкам, но не привязаны к контролю за уже выявленными нарушениями. Кроме того, их число не ограничено, и о них не надо заранее извещать прокуратуру и потенциального нарушителя.

Сейчас у ведомства нет полномочий проверять краны до аварий с ними. Но после трагедии в Омске и других ЧП все может измениться.

Падение башенного крана в Омске в октябре этого года и другие подобные трагедии заставили федеральный Ростехнадзор выйти с предложением к правительству РФ о переводе башенных кранов из IV в более высокий, III класс опасности – тогда ведомство сможет включить такие объекты в свои плановые проверки. Всего же за осень в России произошли 4 трагедии с башенными кранами, в которых погибло не менее 10 человек.

Сейчас у Ростехнадзора нет прав проверять башенные краны до того, как с ними произошла авария. Еще одна возможность проверки – на основе чьей-либо жалобы, так как краны относятся к наименее опасному, IV классу опасности, в отношении объектов этого класса плановых проверок не ведется.

Объекты IV класса опасности являются единственными, в отношении которых не проводятся превентивные проверки, а вот объекты III класса планово посещают раз в 3 года. При этом до введения деления в 2014 году ведомство могло проводить проверки предприятий IV класса.

– Так как разделения по классам не было, то и проверок было больше, – сообщил «Известиям» глава Ростехнадзора Алексей Алешин. – Если говорить о статистике, то по сравнению с 2013 годом у нас сократилось число плановых проверок на 57%, суммарно плановых и внеплановых – на 27%. Мы тогда выступили за риск-ориентированный подход, оставив качество подъемной техники на совести собственника (при аварии собственник несет ответственность вплоть до уголовной), но мы столкнулись с тем, что они, напротив, безответственно стали к этому относиться.

Всплеск увеличения числа аварий заставил Ростехнадзор задуматься об изменении законодательства.

– Без постоянных проверок эксплуатанты башенных кранов, конечно, разбаловались. То, что произошло, особенно в октябре, нельзя списывать на погодные условия. Это на 100% человеческий фактор, – считает Алешин.

Если же повышение класса опасности правительство сочтет ненужным, Ростехнадзор предлагает альтернативу – дать возможность своим инспекторам проводить рейды на краны, находящиеся в границах населенных пунктов.

При этом сами стройки, на которых, как правило, краны работают, Ростехнадзор проверять не будет – это обязанность муниципальных управлений Стройнадзора. По своей сути рейды аналогичны внеплановым проверкам, но не привязаны к контролю за уже выявленными нарушениями. Кроме того, их число не ограничено, и о них не надо заранее извещать прокуратуру и потенциального нарушителя.