Поиск

Вооружившись видеорегистратором, он снимал нарушителей на дорогах города, а затем передал материалы в ГИБДД. Скрытый патруль пришел в Омск.

ГИБДД Москвы начала полномасштабный эксперимент, который вполне может обернуться наведением порядка на дорогах. Чтобы понять, может ли нам пригодиться столичная практика, с видеорегистратором по улицам города поездил корреспондент РИА «Омск-Информ». Он поставил себя на место инспектора ДПС, находящегося в скрытом патруле.

Почувствуй разницу

Двигаюсь в крайнем левом ряду моста имени 60-летия ВЛКСМ к телецентру. Скорость – предельная нештрафная, около 70 километров в час. Вдруг уже перед самым разделителем полос откуда-то со встречки вылетает Hyundai Solaris. Выскочив перед самым носом, через миг он оказывается уже у виадука, соединяющего Красный путь и проспект Мира. Двигайся я в этот момент чуть быстрее – быть бы беде: водитель корейской машины просто не успел бы вклиниться в ряд перед разделителем. Оттормозиться – тоже. Вот и посносил бы меня с соседями по потоку.

Естественно, радара на борту у меня нет, потому и точная скорость гонщика осталась неизвестной. Но смею заверить – цифра на его спидометре перевалила за сотню. Казалось бы, сколько таких архаровцев встречаешь на дороге – слава богу, увернулся в очередной раз, плюнул-перекрестился, да и забыл... Но в этот раз я решил посчитать гонщиков и прочих нарушителей, встретившихся за неделю, чтобы понять, придется ли нам впору опыт столичных полицейских. Тем более, возможно, что в следующем году такая практика дойдет и до нас.

Как известно, с начала ноября ГИБДД Москвы начала полномасштабный эксперимент по скрытому патрулированию улиц. Инспекторы ДПС, двигаясь на «штатских» машинах, фиксируют нарушения правил дорожного движения на видеорегистратор и по полученным записям составляют протоколы. Делясь первым опытом, с улыбками подтверждают: «нормальный» патрульный автомобиль на дороге почему-то всегда окружают вполне себе приличные люди – не подрезают, пользуются поворотниками и даже вовсе не превышают. А тут – как в другую страну попали... Почувствуй разницу, так сказать.

Хорошо забытое старое

Дорожная полиция работает «под прикрытием» во многих странах мира, в том числе в Европе и в США. Идея скрытого патрулирования не нова и для нас – она была отработана и показала свою эффективность еще в советское время. А отказаться от нее пришлось из-за многочисленных сокращений кадров. Впрочем, в начале этого года скрытое патрулирование снова стали понемногу возвращать. Практиковалось это в формате профилактической операции «Встречная полоса» в ряде регионов – в Смоленской, Пензенской, Мурманской и других областях.

Как было сказано – начинай с себя. Тут сам бог велел: коли снимаешь нарушителей, не ломай дров и сам. И если первое время мысль о постоянном невидимом глазе доставляла неудобства, то потом я попривык и просто продолжил ездить... нормально. Ведь совсем не сложно вовремя включать поворотники и не гонять быстрее 79 километров в час по городу. А на красный свет и до этого я предпочитал не ездить.

Пробовал патрулировать по-разному: и средним рядом ездил, и «приклеивался» к вызывающим сомнения машинам, водители которых демонстрировали агрессивный стиль вождения... Впрочем, процесс этот совершенно непредсказуем. Например, внимательно наблюдаешь за черным джипом, которой позволил себе пару раз резковато перестроиться. Но в тот момент, когда «подозрительный» останавливается на мигающий зеленый, перекресток неторопливо проезжает неприглядная «шестерка» – под полноценный красный. А ведь до этого ползла в крайнем правом ряду и не привлекала к себе внимания.

Однако на ловца и зверь бежит – когда стал ездить, не акцентируя ни на ком внимания, «мои» «гонщики» сами меня нашли. Такие, например, как вышеупомянутый водитель корейского Hyundai Solaris.

Машина – штатская, наряд – по форме

Сейчас на московские улицы ежедневно выезжают по тридцать «штатских» машин. Однако уже сейчас, после неполного месяца работы, стало понятно: перед тем, как выпускать скрытые патрули на всю Россию, нужно решить кое-какие спорные нормативные моменты.

Во-первых, инспекторы в штатской машине не могут вести погоню за нарушителями и останавливать их. К примеру, проскочил какой гонщик на красный, создав несколько предаварийных ситуаций, а полицейскому ничего не остается, кроме как ждать на светофоре. Да, нарушение и номера зафиксированы. Но пока горит красный, этот деятель уже куда-нибудь уедет и может еще чего-нибудь натворить. А если и догонишь его, то не остановишь без мигалки. Потому за рубежом такие псевдоштатские машины оборудованы скрытыми проблесковыми маячками и сиренами – чтобы при необходимости стать полноценными патрульными. Соответственно у наших инспекторов «под прикрытием» до конца года задачей будет только фиксация нарушений.

Во-вторых, сегодня инспекторы даже в штатском патруле не могут работать в гражданской одежде – не позволяет административный регламент ГИБДД. Вот и сверкают салатовыми жилетами, портя всю конспирацию. Потому сейчас по аналогии с Западом в МВД хотят замаскировать не только автомобили стражей порядка, но и их самих. Что, в принципе, не должно стать проблемой – работают же оперуполномоченные в штатском.

Такого счастья нам не надо?

Естественно, новая практика прогнозируемо вызвала бурю самых разных откликов. В опросе портала «Колеса.ру» из полутора тысяч респондентов 48% высказались за нововведение, 52% – против. Опрос таксистов на остановке «Городок Водников» привел практически к тем же результатам – примерно пятьдесят на пятьдесят. Занимателен тот факт, что сторонники скрытого патрулирования внятно комментируют свою позицию – потенциальные нарушители будут бояться и станут ездить аккуратнее. А вот противники объяснить толком причины своего негодование чаще всего не могут. Единственное опасение, звучащее более-менее аргументированно – боязнь того, что на дорогах появится больше провокаций и «подстав».

– Вот, например, такая ситуация: на загородной трассе с одной полосой в каждую сторону со скоростью 20 километров в час едет машина, – рассказывает свой сценарий таксист Алексей. – Терпишь, терпишь, а потом не выдерживаешь и обгоняешь через сплошную. Потом выясняется, что в тормозящей машине сидят сотрудники ДПС, которые сначала спровоцировали на нарушение, а потом сняли его на видео. И можно много таких примеров придумать – была бы фантазия...

По этому поводу я обратился к Антону Бондаренко (на фото слева), начальнику отдела пропаганды УГИБДД УМВД России по Омской области.

– Основная задача Госавтоинспекции – это обеспечение безопасного и бесперебойного движения, – прокомментировал представитель ГИБДД. – Пресечение фактов нарушения правил дорожного движения – одна из функций сотрудников ДПС, несущих службу на улицах и дорогах. В ходе ежедневного надзора за дорожным движением, а также в рамках спецмероприятий составлено более 200 тысяч протоколов и постановлений. За последние годы жалоб и обращений от граждан, о том, что сотрудники ГИБДД спровоцировали участника дорожного движения на нарушения и потом за это в отношении него возбудили административное дело, не поступало.

В свою очередь, продолжает активно обсуждаться и вопрос о том, законно ли скрытое патрулирование в принципе? Тут сомневающиеся могут не переживать – на сей момент сотрудник в форме на гражданской машине имеет полное право фиксировать обстановку на дороге.

Красноречивая статистика

Каждый вечер, добравшись домой с работы, я садился пересматривать наснятый материал и пересчитывать попавшие в камеру нарушения. Естественно, большинство – мелочи типа невключенного поворотника. Воистину со счета сбиться можно, сколько наснимал таких за неделю. Равно как и грязных номеров, которых насчитал под сотню. Справедливости ради – погода стояла такая, что мои собственные номера частенько были далеки от идеала. Может, и их тоже кто-то заснял. Попадалась рыба и посерьезнее – например, заезд за стоп-линию и непропуск пешехода на «зебре». Первых за неделю насчитал 23, вторых – 18. А еще – игнорирование разметки (которую тоже, по правде говоря, мало где было видно), подрезания... И одиннадцать проездов на «оранжевый» – когда водитель въезжал на перекресток под желтый свет, а покидал его на вовсю уже красный.

Чтобы быть совсем честным – несколько раз нарушил и сам. На моем персональном счету оказались два заезда за стоп-линию (пробки «помогли») и перестроение без поворотника, когда уходил от резко затормозившей спереди машины.

– Сегодня мы принимаем порядка 30-40 подобных заявлений в день от неравнодушных граждан, водителей такси или простых участников дорожного движения, – рассказал Антон Бондаренко. – Это серьезный поток информации, который требует значительного времени на его обработку. Для данной работы определяются отдельные сотрудники, которые проводят необходимые проверки по фактам обращений граждан и в случаях наличия составов административных правонарушений возбуждают дела. Привлечение водителей к профилактике дорожно-транспортных происшествий – это шаг в сторону улучшения порядка и культуры на дорогах.

P.S.

За неделю на дороге я стал свидетелем трех действительно опасных случаев, которые еще чуть-чуть и привели бы к серьезным авариям. И не по случайности, а по безалаберности – ну не разгонишься же по городу за сотню, не желая того! И в «пятнашки» машина тоже сама собой играть не начнет... Эти видеоматериалы передал в ГИБДД – чтобы «награды» нашли своих «героев». Жаль только, что права в нашем случае не отбирают – ведь неизвестно, кто в этот момент находился за рулем. Впрочем, лидерам моей видеохроники, тому же водителю Hyundai Solaris, например, штрафы тоже светят неслабые. И поделом.

Анатолий Сергеев

Фото пресс-службы УГИБДД по Омской области

2438

Вооружившись видеорегистратором, он снимал нарушителей на дорогах города, а затем передал материалы в ГИБДД. Скрытый патруль пришел в Омск.

ГИБДД Москвы начала полномасштабный эксперимент, который вполне может обернуться наведением порядка на дорогах. Чтобы понять, может ли нам пригодиться столичная практика, с видеорегистратором по улицам города поездил корреспондент РИА «Омск-Информ». Он поставил себя на место инспектора ДПС, находящегося в скрытом патруле.

Почувствуй разницу

Двигаюсь в крайнем левом ряду моста имени 60-летия ВЛКСМ к телецентру. Скорость – предельная нештрафная, около 70 километров в час. Вдруг уже перед самым разделителем полос откуда-то со встречки вылетает Hyundai Solaris. Выскочив перед самым носом, через миг он оказывается уже у виадука, соединяющего Красный путь и проспект Мира. Двигайся я в этот момент чуть быстрее – быть бы беде: водитель корейской машины просто не успел бы вклиниться в ряд перед разделителем. Оттормозиться – тоже. Вот и посносил бы меня с соседями по потоку.

Естественно, радара на борту у меня нет, потому и точная скорость гонщика осталась неизвестной. Но смею заверить – цифра на его спидометре перевалила за сотню. Казалось бы, сколько таких архаровцев встречаешь на дороге – слава богу, увернулся в очередной раз, плюнул-перекрестился, да и забыл... Но в этот раз я решил посчитать гонщиков и прочих нарушителей, встретившихся за неделю, чтобы понять, придется ли нам впору опыт столичных полицейских. Тем более, возможно, что в следующем году такая практика дойдет и до нас.

Как известно, с начала ноября ГИБДД Москвы начала полномасштабный эксперимент по скрытому патрулированию улиц. Инспекторы ДПС, двигаясь на «штатских» машинах, фиксируют нарушения правил дорожного движения на видеорегистратор и по полученным записям составляют протоколы. Делясь первым опытом, с улыбками подтверждают: «нормальный» патрульный автомобиль на дороге почему-то всегда окружают вполне себе приличные люди – не подрезают, пользуются поворотниками и даже вовсе не превышают. А тут – как в другую страну попали... Почувствуй разницу, так сказать.

Хорошо забытое старое

Дорожная полиция работает «под прикрытием» во многих странах мира, в том числе в Европе и в США. Идея скрытого патрулирования не нова и для нас – она была отработана и показала свою эффективность еще в советское время. А отказаться от нее пришлось из-за многочисленных сокращений кадров. Впрочем, в начале этого года скрытое патрулирование снова стали понемногу возвращать. Практиковалось это в формате профилактической операции «Встречная полоса» в ряде регионов – в Смоленской, Пензенской, Мурманской и других областях.

Как было сказано – начинай с себя. Тут сам бог велел: коли снимаешь нарушителей, не ломай дров и сам. И если первое время мысль о постоянном невидимом глазе доставляла неудобства, то потом я попривык и просто продолжил ездить... нормально. Ведь совсем не сложно вовремя включать поворотники и не гонять быстрее 79 километров в час по городу. А на красный свет и до этого я предпочитал не ездить.

Пробовал патрулировать по-разному: и средним рядом ездил, и «приклеивался» к вызывающим сомнения машинам, водители которых демонстрировали агрессивный стиль вождения... Впрочем, процесс этот совершенно непредсказуем. Например, внимательно наблюдаешь за черным джипом, которой позволил себе пару раз резковато перестроиться. Но в тот момент, когда «подозрительный» останавливается на мигающий зеленый, перекресток неторопливо проезжает неприглядная «шестерка» – под полноценный красный. А ведь до этого ползла в крайнем правом ряду и не привлекала к себе внимания.

Однако на ловца и зверь бежит – когда стал ездить, не акцентируя ни на ком внимания, «мои» «гонщики» сами меня нашли. Такие, например, как вышеупомянутый водитель корейского Hyundai Solaris.

Машина – штатская, наряд – по форме

Сейчас на московские улицы ежедневно выезжают по тридцать «штатских» машин. Однако уже сейчас, после неполного месяца работы, стало понятно: перед тем, как выпускать скрытые патрули на всю Россию, нужно решить кое-какие спорные нормативные моменты.

Во-первых, инспекторы в штатской машине не могут вести погоню за нарушителями и останавливать их. К примеру, проскочил какой гонщик на красный, создав несколько предаварийных ситуаций, а полицейскому ничего не остается, кроме как ждать на светофоре. Да, нарушение и номера зафиксированы. Но пока горит красный, этот деятель уже куда-нибудь уедет и может еще чего-нибудь натворить. А если и догонишь его, то не остановишь без мигалки. Потому за рубежом такие псевдоштатские машины оборудованы скрытыми проблесковыми маячками и сиренами – чтобы при необходимости стать полноценными патрульными. Соответственно у наших инспекторов «под прикрытием» до конца года задачей будет только фиксация нарушений.

Во-вторых, сегодня инспекторы даже в штатском патруле не могут работать в гражданской одежде – не позволяет административный регламент ГИБДД. Вот и сверкают салатовыми жилетами, портя всю конспирацию. Потому сейчас по аналогии с Западом в МВД хотят замаскировать не только автомобили стражей порядка, но и их самих. Что, в принципе, не должно стать проблемой – работают же оперуполномоченные в штатском.

Такого счастья нам не надо?

Естественно, новая практика прогнозируемо вызвала бурю самых разных откликов. В опросе портала «Колеса.ру» из полутора тысяч респондентов 48% высказались за нововведение, 52% – против. Опрос таксистов на остановке «Городок Водников» привел практически к тем же результатам – примерно пятьдесят на пятьдесят. Занимателен тот факт, что сторонники скрытого патрулирования внятно комментируют свою позицию – потенциальные нарушители будут бояться и станут ездить аккуратнее. А вот противники объяснить толком причины своего негодование чаще всего не могут. Единственное опасение, звучащее более-менее аргументированно – боязнь того, что на дорогах появится больше провокаций и «подстав».

– Вот, например, такая ситуация: на загородной трассе с одной полосой в каждую сторону со скоростью 20 километров в час едет машина, – рассказывает свой сценарий таксист Алексей. – Терпишь, терпишь, а потом не выдерживаешь и обгоняешь через сплошную. Потом выясняется, что в тормозящей машине сидят сотрудники ДПС, которые сначала спровоцировали на нарушение, а потом сняли его на видео. И можно много таких примеров придумать – была бы фантазия...

По этому поводу я обратился к Антону Бондаренко (на фото слева), начальнику отдела пропаганды УГИБДД УМВД России по Омской области.

– Основная задача Госавтоинспекции – это обеспечение безопасного и бесперебойного движения, – прокомментировал представитель ГИБДД. – Пресечение фактов нарушения правил дорожного движения – одна из функций сотрудников ДПС, несущих службу на улицах и дорогах. В ходе ежедневного надзора за дорожным движением, а также в рамках спецмероприятий составлено более 200 тысяч протоколов и постановлений. За последние годы жалоб и обращений от граждан, о том, что сотрудники ГИБДД спровоцировали участника дорожного движения на нарушения и потом за это в отношении него возбудили административное дело, не поступало.

В свою очередь, продолжает активно обсуждаться и вопрос о том, законно ли скрытое патрулирование в принципе? Тут сомневающиеся могут не переживать – на сей момент сотрудник в форме на гражданской машине имеет полное право фиксировать обстановку на дороге.

Красноречивая статистика

Каждый вечер, добравшись домой с работы, я садился пересматривать наснятый материал и пересчитывать попавшие в камеру нарушения. Естественно, большинство – мелочи типа невключенного поворотника. Воистину со счета сбиться можно, сколько наснимал таких за неделю. Равно как и грязных номеров, которых насчитал под сотню. Справедливости ради – погода стояла такая, что мои собственные номера частенько были далеки от идеала. Может, и их тоже кто-то заснял. Попадалась рыба и посерьезнее – например, заезд за стоп-линию и непропуск пешехода на «зебре». Первых за неделю насчитал 23, вторых – 18. А еще – игнорирование разметки (которую тоже, по правде говоря, мало где было видно), подрезания... И одиннадцать проездов на «оранжевый» – когда водитель въезжал на перекресток под желтый свет, а покидал его на вовсю уже красный.

Чтобы быть совсем честным – несколько раз нарушил и сам. На моем персональном счету оказались два заезда за стоп-линию (пробки «помогли») и перестроение без поворотника, когда уходил от резко затормозившей спереди машины.

– Сегодня мы принимаем порядка 30-40 подобных заявлений в день от неравнодушных граждан, водителей такси или простых участников дорожного движения, – рассказал Антон Бондаренко. – Это серьезный поток информации, который требует значительного времени на его обработку. Для данной работы определяются отдельные сотрудники, которые проводят необходимые проверки по фактам обращений граждан и в случаях наличия составов административных правонарушений возбуждают дела. Привлечение водителей к профилактике дорожно-транспортных происшествий – это шаг в сторону улучшения порядка и культуры на дорогах.

P.S.

За неделю на дороге я стал свидетелем трех действительно опасных случаев, которые еще чуть-чуть и привели бы к серьезным авариям. И не по случайности, а по безалаберности – ну не разгонишься же по городу за сотню, не желая того! И в «пятнашки» машина тоже сама собой играть не начнет... Эти видеоматериалы передал в ГИБДД – чтобы «награды» нашли своих «героев». Жаль только, что права в нашем случае не отбирают – ведь неизвестно, кто в этот момент находился за рулем. Впрочем, лидерам моей видеохроники, тому же водителю Hyundai Solaris, например, штрафы тоже светят неслабые. И поделом.

Анатолий Сергеев

Фото пресс-службы УГИБДД по Омской области

2438