Поиск

Ректор ОмГТУ рассказал корреспонденту РИА «Омск-Информ» о предстоящих глобальных изменениях в вузовской системе Омской области и страны.

– Анатолий Владимирович, есть информация, что ученый совет ОмГТУ принял решение о присоединении к политеху СибАДИ. Что это значит?

– Как поется в известной оперетте: «Так-то оно так, да трошечки не так». Министерство образования и науки Российской Федерации объявило конкурс на создание региональных опорных университетов, обязательным условием участия в котором является добровольное (на основе решения ученых советов) объединение не менее двух вузов, расположенных в одном регионе, путем присоединения одного вуза к другому. Кроме того, обязательным является согласие региональной власти на создание такого вуза.

Объединенный вуз должен получить серьезные преференции. Министерство образования Омской области запросило все омские вузы о готовности к участию в таком процессе. Наш ученый совет такое решение о готовности участия в этом конкурсе и присоединении к себе СибАДИ или любого другого технического вуза региона принял. Так что решение совета состоит не в присоединении, а в готовности присоединения других вузов. Мы не возражаем, а решать будет Министерство образования и науки РФ. Там, кстати, могут принять такое решение без какого-либо согласования с вузами и регионами.

– В чем суть реформы и преференций, о которых вы сказали?

– В декабре 2014 года было опубликовано Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2765-р от 29.12.2014 г. об утверждении Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. В программе есть два важных момента:

  1. «...Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества вузов в сторону их сокращения. Будет сокращено общее число вузов (до 40 процентов)» (стр.18).

  2. «..Будет осуществлена разработка и реализация в системе высшего образования новых моделей вузов (опорных вузов региональных экономических систем, вузов массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса и вузов прикладного и технического бакалавриата)» (стр. 33).

Это означает, что число вузов сократится через их слияние, а оставшиеся вузы будут расслоены по категориям. «Опорные вузы» – это более высокий сорт, а «вузы массовой подготовки» – более низкий. Первые вузы получат возможность реализовывать программы магистратуры и аспирантуры, а вторые – только бакалавриата. Распоряжение правительства подписано Д. А. Медведевым, и Министерство образования и науки обязано его выполнять. Оно и будет его выполнять, регулярно отчитываясь, сколько вузов было сокращено за отчетный период. В рамках реализации концепции и был объявлен вышеуказанный конкурс. Вузам, решившимся объединиться и разработавшим программу совместного развития, будет присвоен статус опорных вузов региональной экономики и в течение трех лет будет выделяться дополнительная субсидия до 200 млн рублей в год на выполнение программы развития. Это и есть преференции.

– Что будет с теми, кто не захочет объединяться?

– В конкурсной документации об этом ничего не говорится, но специалисты Министерства образования и науки на совещании с ректорами в присутствии всех ректоров ведущих омских вузов объяснили, что у министерства как у учредителя есть немало инструментов для реализации концепции.

– Какие, например?

– Сокращение контрольных цифр набора (числа бюджетных мест). Изменение критериев ежегодного мониторинга эффективности вузов, несоответствие которым ведет к реорганизации, то есть к принудительному закрытию или присоединению. Прекращение аккредитации по непрофильным образовательным программами и другие.

– А в ОмГТУ есть «непрофильные программы»?

– И у нас есть, и в СибАДИ, и в других университетах. Могут, например, сказать, что для политеха экономика – это не профильная образовательная программа, прислать из Рособрнадзора строгую комиссию, найти какое-нибудь нарушение и закрыть эту программу. А в автодоре могут сказать, что непрофильным является все, что не касается напрямую дорог и автомобилей, например, информатика. При этом само понятие профильности ни в одном документе не прописано. Это не закон, а «понятие». Прекращение же аккредитации означает запрет на образовательную деятельность, то есть невозможность набирать студентов даже на коммерческую форму обучения. Это достаточно сильный аргумент, подрывающий экономику вуза.

 – Но вдруг нарушений не найдут?

– Маловероятно. Если не найдут, то сильно попортят нервы и скоро снова проверят.

– То есть несогласных будут принуждать к согласию?

– Законными мерами.

– Ваше личное отношение к этому процессу?

– Честно говоря, объединяться не хочется. Объединение вызовет массу проблем организационного характера в первую очередь для руководства вуза. О спокойной жизни можно будет забыть. В принципе, любое изменение статуса вуза, в том числе присоединение к нему другого вуза, может привести к смене его руководителя. То есть вузы объединили, а ректора прислали из другого места. Такие прецеденты уже есть. Сейчас ведь ректоров не выбирают, а назначают. Все вузы, и СибАДИ тоже, кстати, приняли совершенно добровольное решение, внеся в свои уставы положение об отказе от выбора ректоров. Совершенно добровольное!

Однако еще больше не хочется, чтобы ОмГТУ стал вузом «массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса», то есть вузом четвертого сорта. Это и движет нами в стремлении найти партнеров для объединения.

– Четвертого сорта – этот как?

– Первый сорт – вузы «глобальной конкуренции»: МГУ, СпбГУ и те, кто пытаются войти в сотню лучших вузов в мире (пока это только МГУ). Второй сорт – федеральные и национальные исследовательские университеты. Третий сорт – опорные вузы региональной экономики. А четвертый – остальные. Причем в первую, вторую и третью категории войдет не более ста вузов страны. Финансирование разных категорий вузов будет совершенно определенным. Например, вузам «глобальной конкуренции» из программы «Пять – сто» (пять российских вузов, которые должны войти в рейтинг 100 лучших вузов мира) могут давать по миллиарду рублей в год на развитие, а вузам четвертой группы – по 10 миллионов, а то и вообще ничего.

– У ОмГТУ есть потенциал, чтобы стать «опорным вузом региональной экономики»?

– Де-факто, мы уже являемся таким вузом. Предприятия региона на 70-80% укомплектованы нашими выпускниками. Показатели, которые опорный вуз должен достичь к 2020 году, нам по плечу даже без объединения с кем-либо. Но без объединения не удастся стать опорным вузом, потому что это заложено в федеральной концепции. Программа спонсирования процесса объединения вузов рассчитана на 5 лет. Нам в министерстве прямо сказали: «Мы вас все равно объединим, но уже без денег и без титулов».

– В регионе может быть только один опорный вуз?

– Нет. Министерство разработало два положения об опорных вузах – техническом и гуманитарном. Значит, могут быть два опорных вуза. Один – Омский государственный технический университет, а другой – не знаю, какое название придумают инициаторы создания этого объединенного вуза.

– Почему именно «Технический университет», а не другой?

– А какой другой? «Транспортно-автомобильно-дорожно-технический» что ли? Все эти вузы являются техническими, и название будет «Технический».

– Если технический, то только ОмГТУ?

– Не обязательно. Может быть, ОмОГТУ – Омский опорный государственный технический университет.

– Вы сказали «Транспортный». Намекаете на ОмГУПС?

– Нет, ОмГУПС – ведомственный вуз. Теоретически участие ведомственных вузов в конкурсе разрешено, как и частных вузов, но требуется согласие учредителей. Вряд ли Минтранс даст такое разрешение. Как я уже сказал, мы не стремимся к объединению и гегемонизму. Мы хотим получить статус и средства на реализацию наших программ развития. Если это можно получить без насильственных объединений, то мы так и сделаем.

– А если нет?

– У нас есть партнеры-единомышленники. Называть не буду, чтобы не вызвать преждевременный ажиотаж, так как официальных решений пока нет. Они хотят развивать свой вуз и понимают, что на полученную субсидию можно немало сделать. Мы публично объявили, что в случае получения субсидии поделимся с партнерами по-братски. Вуз, решивший объединиться с нами, получит на душу населения больше денег, чем ОмГТУ. Суммарная субсидия может составить 600 миллионов рублей. Это неплохие деньги. Так что «ненасильственное» объединение весьма вероятно.

– В СибАДИ знают о решении вашего совета и ваших предложениях?

– Насчет всего СибАДИ не скажу, но руководство знает. Председатель совета омских ректоров, президент ОмГТУ Виктор Шалай публично огласил это на совете ректоров.

– И какой ответ?

– Совет СибАДИ принял решение не участвовать в конкурсе и ни с кем не объединяться.

– Ваша реакция?

– Для участия в конкурсе достаточно иметь одного партнера. К 2020 году объединенный вуз должен выйти на суммарную численность студентов в 10 тысяч человек и годовой бюджет в 2 миллиарда рублей. С уже имеющимся партнером мы этих цифр достигнем. Третий партнер заставит делить сумму не на два, а на три, так как размер субсидии не зависит от числа объединяемых вузов. Как говорится в мультике: «Теленок совсем маленький, на всех не хватит».

– Если в СибАДИ изменят свое решение – примете в консорциум?

– Примем. Если рассуждать по-государственному, то объединяться надо именно с СибАДИ. В этом случае эффект для государства будет наибольшим. Наши корпуса и кампусы располагаются рядом, большое число учебных дисциплин совпадает. И у нас, и у них численность преподавателей на многих кафедрах сокращается ниже критического уровня, кафедры приходится объединять. В случае же объединения можно создать сильные кафедры и улучшить процесс обучения. Уверен, что Министерство образования и науки РФ знает об этом и будет продавливать именно это решение. Кстати, изменение позиции руководства СибАДИ весьма вероятно. Срок полномочий ректора СибАДИ истекает в начале следующего года. Ректоров сейчас не избирают, а назначают. Что скажет министерство кандидату на пост ректора, который не хочет активно проводить линию министерства, можно только догадываться. Не удивлюсь, если ему «настоятельно посоветуют» прислушаться к позиции министерства.

В Омске уже был случай, на прошлом этапе объединения под эгидой ОмГУ, когда был заменен и. о. ректора одного из вузов, отказывающийся принять участие в объединении. Нам могут тоже «настоятельно посоветовать» отнестись к СибАДИ и к его руководству с максимальной любовью и не обижать вуз, стремящийся абсолютно добровольно объединиться с другим вузом.

– Каково мнение правительства Омской области по вопросу создания опорных вузов?

– Пока оно официально не выражено. Но если, допустим, найдутся вузы, которые захотят создать в регионе два опорных вуза – классический и технический, то в регион может поступить из федерального бюджета более миллиарда рублей. Какое руководство от этого откажется? А вопрос добровольности – это искусство политики.

– Выделяемых на объединение денег хватит только на «смену вывесок» или на что-то большее?

– «Вывески» и мы, и СибАДИ, и другие вузы меняли неоднократно. И каждый раз за свой счет. Названия вузов тоже меняли, меняют и будут менять и без объединений. Мы реализовали программу стратегического развития, под реализацию которой получали субсидию до 100 миллионов рублей в год в течение трех лет. Могу сказать, что это очень хорошие деньги даже для ОмГТУ. А для более мелкого вуза – еще лучше.

На начало реализации программы наш годовой бюджет составлял порядка 1,5 миллиарда рублей. Свободных инновационных денег в этом бюджете – не более 100 миллионов рублей. Остальные жестко расписаны: заработная плата, стипендия, налоги, коммунальные платежи и т. п. С этих денег развиваться не будешь. 100 миллионов – это удвоение или утроение для небольшого вуза бюджета инноваций и развития.

В свое время мы вложили деньги в создание ресурсных центров, производств, экономическое стимулирование сотрудников. И сразу почувствовали реальное движение вперед. Кто не был в ОмГТУ лет пять, удивляется, как вуз изменился за эти годы. Сейчас мы опять почувствовали, как тяжело жить только на одну субсидию на исполнение основной деятельности – ничего серьезного сделать нельзя. А многие вузы региона только на нее живут и дальше хотят жить. С моей точки зрения, ничего хорошего в плане развития им не светит. А если правительство еще включит пресс по превращению не желающих трансформироваться вузов в вузы «массовой подготовки», то им совсем придется туго.

Нам обидно смотреть, как во всевозможных конкурсах побеждают одни и те же университеты, например, томские. Но они попали в элиту, они на виду, и им дают средства. Мы тоже хотим стать заметными на российском уровне, чтобы мы тоже попадали в призеры и нам давались субсидии, чтобы Томск и Новосибирск не господствовали безраздельно на образовательном пространстве Сибири. Что в этом плохого для региона?

– Но эта субсидия через три года кончится...

– Субсидия кончится, а статус останется, и финансирование будет в соответствии с приобретенным статусом. Кроме того, оснащенный вуз будет иметь возможность больше зарабатывать, выполнять более дорогостоящие НИР и ОКР. Дайте нам деньги на удочки, а рыбу мы сами наловим! А там, глядишь, и новые конкурсы появятся, например, в национальные исследовательские университеты или что-то похожее.

– Каковы ваши действия на ближайшее время?

– Готовить программу. Правительство объявило, что в 2015 году будет профинансировано создание 15 опорных вузов. Уже выстроилась очередь, и вузы-победители почти известны. В 2016 году будет профинансировано около 50 опорных вузов, в 2017-м – столько же. То есть будет создано чуть более ста опорных вузов. До 15 декабря можно подавать документы.

Мы приняли решение ученого совета о том, что готовы участвовать. Но обязательно решение как минимум двух ученых советов вузов – тогда процесс пойдет. Если мы в течение двух недель решим юридические вопросы с потенциальными партнерами, а они есть, то будем пытаться попасть в первую волну участия уже в этом году. Если не сможем что-то решить с потенциальными партнерам, то ситуацию форсировать не будем и вопрос будем решать в следующем году.

Но, на наш взгляд, это обоюдовыгодное решение. Причем больше для второй стороны – чем меньше вуз, тем ему выгоднее, потому что он вправе требовать половину выделяемой суммы. Кроме того, для маленького вуза вливание в большой вуз – это появление новых возможностей, административных, профессиональных, научных. Можно будет начинать и отрабатывать гораздо большие проекты.

Мы готовы вбирать в себя все позитивное, что есть в Омске. Чтобы усиливать и развивать эти проекты и дать людям, которые хотят по-настоящему работать, возможность максимальной реализации. Я готов со всеми руководителями – ректорами, проректорами – продолжать работать после слияния. Мы никого не делим на ваших и наших и не собираемся никого выгонять. Те, кто хочет работать, найдут у нас достойное место.

3028

Ректор ОмГТУ рассказал корреспонденту РИА «Омск-Информ» о предстоящих глобальных изменениях в вузовской системе Омской области и страны.

– Анатолий Владимирович, есть информация, что ученый совет ОмГТУ принял решение о присоединении к политеху СибАДИ. Что это значит?

– Как поется в известной оперетте: «Так-то оно так, да трошечки не так». Министерство образования и науки Российской Федерации объявило конкурс на создание региональных опорных университетов, обязательным условием участия в котором является добровольное (на основе решения ученых советов) объединение не менее двух вузов, расположенных в одном регионе, путем присоединения одного вуза к другому. Кроме того, обязательным является согласие региональной власти на создание такого вуза.

Объединенный вуз должен получить серьезные преференции. Министерство образования Омской области запросило все омские вузы о готовности к участию в таком процессе. Наш ученый совет такое решение о готовности участия в этом конкурсе и присоединении к себе СибАДИ или любого другого технического вуза региона принял. Так что решение совета состоит не в присоединении, а в готовности присоединения других вузов. Мы не возражаем, а решать будет Министерство образования и науки РФ. Там, кстати, могут принять такое решение без какого-либо согласования с вузами и регионами.

– В чем суть реформы и преференций, о которых вы сказали?

– В декабре 2014 года было опубликовано Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2765-р от 29.12.2014 г. об утверждении Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. В программе есть два важных момента:

  1. «...Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества вузов в сторону их сокращения. Будет сокращено общее число вузов (до 40 процентов)» (стр.18).

  2. «..Будет осуществлена разработка и реализация в системе высшего образования новых моделей вузов (опорных вузов региональных экономических систем, вузов массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса и вузов прикладного и технического бакалавриата)» (стр. 33).

Это означает, что число вузов сократится через их слияние, а оставшиеся вузы будут расслоены по категориям. «Опорные вузы» – это более высокий сорт, а «вузы массовой подготовки» – более низкий. Первые вузы получат возможность реализовывать программы магистратуры и аспирантуры, а вторые – только бакалавриата. Распоряжение правительства подписано Д. А. Медведевым, и Министерство образования и науки обязано его выполнять. Оно и будет его выполнять, регулярно отчитываясь, сколько вузов было сокращено за отчетный период. В рамках реализации концепции и был объявлен вышеуказанный конкурс. Вузам, решившимся объединиться и разработавшим программу совместного развития, будет присвоен статус опорных вузов региональной экономики и в течение трех лет будет выделяться дополнительная субсидия до 200 млн рублей в год на выполнение программы развития. Это и есть преференции.

– Что будет с теми, кто не захочет объединяться?

– В конкурсной документации об этом ничего не говорится, но специалисты Министерства образования и науки на совещании с ректорами в присутствии всех ректоров ведущих омских вузов объяснили, что у министерства как у учредителя есть немало инструментов для реализации концепции.

– Какие, например?

– Сокращение контрольных цифр набора (числа бюджетных мест). Изменение критериев ежегодного мониторинга эффективности вузов, несоответствие которым ведет к реорганизации, то есть к принудительному закрытию или присоединению. Прекращение аккредитации по непрофильным образовательным программами и другие.

– А в ОмГТУ есть «непрофильные программы»?

– И у нас есть, и в СибАДИ, и в других университетах. Могут, например, сказать, что для политеха экономика – это не профильная образовательная программа, прислать из Рособрнадзора строгую комиссию, найти какое-нибудь нарушение и закрыть эту программу. А в автодоре могут сказать, что непрофильным является все, что не касается напрямую дорог и автомобилей, например, информатика. При этом само понятие профильности ни в одном документе не прописано. Это не закон, а «понятие». Прекращение же аккредитации означает запрет на образовательную деятельность, то есть невозможность набирать студентов даже на коммерческую форму обучения. Это достаточно сильный аргумент, подрывающий экономику вуза.

 – Но вдруг нарушений не найдут?

– Маловероятно. Если не найдут, то сильно попортят нервы и скоро снова проверят.

– То есть несогласных будут принуждать к согласию?

– Законными мерами.

– Ваше личное отношение к этому процессу?

– Честно говоря, объединяться не хочется. Объединение вызовет массу проблем организационного характера в первую очередь для руководства вуза. О спокойной жизни можно будет забыть. В принципе, любое изменение статуса вуза, в том числе присоединение к нему другого вуза, может привести к смене его руководителя. То есть вузы объединили, а ректора прислали из другого места. Такие прецеденты уже есть. Сейчас ведь ректоров не выбирают, а назначают. Все вузы, и СибАДИ тоже, кстати, приняли совершенно добровольное решение, внеся в свои уставы положение об отказе от выбора ректоров. Совершенно добровольное!

Однако еще больше не хочется, чтобы ОмГТУ стал вузом «массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса», то есть вузом четвертого сорта. Это и движет нами в стремлении найти партнеров для объединения.

– Четвертого сорта – этот как?

– Первый сорт – вузы «глобальной конкуренции»: МГУ, СпбГУ и те, кто пытаются войти в сотню лучших вузов в мире (пока это только МГУ). Второй сорт – федеральные и национальные исследовательские университеты. Третий сорт – опорные вузы региональной экономики. А четвертый – остальные. Причем в первую, вторую и третью категории войдет не более ста вузов страны. Финансирование разных категорий вузов будет совершенно определенным. Например, вузам «глобальной конкуренции» из программы «Пять – сто» (пять российских вузов, которые должны войти в рейтинг 100 лучших вузов мира) могут давать по миллиарду рублей в год на развитие, а вузам четвертой группы – по 10 миллионов, а то и вообще ничего.

– У ОмГТУ есть потенциал, чтобы стать «опорным вузом региональной экономики»?

– Де-факто, мы уже являемся таким вузом. Предприятия региона на 70-80% укомплектованы нашими выпускниками. Показатели, которые опорный вуз должен достичь к 2020 году, нам по плечу даже без объединения с кем-либо. Но без объединения не удастся стать опорным вузом, потому что это заложено в федеральной концепции. Программа спонсирования процесса объединения вузов рассчитана на 5 лет. Нам в министерстве прямо сказали: «Мы вас все равно объединим, но уже без денег и без титулов».

– В регионе может быть только один опорный вуз?

– Нет. Министерство разработало два положения об опорных вузах – техническом и гуманитарном. Значит, могут быть два опорных вуза. Один – Омский государственный технический университет, а другой – не знаю, какое название придумают инициаторы создания этого объединенного вуза.

– Почему именно «Технический университет», а не другой?

– А какой другой? «Транспортно-автомобильно-дорожно-технический» что ли? Все эти вузы являются техническими, и название будет «Технический».

– Если технический, то только ОмГТУ?

– Не обязательно. Может быть, ОмОГТУ – Омский опорный государственный технический университет.

– Вы сказали «Транспортный». Намекаете на ОмГУПС?

– Нет, ОмГУПС – ведомственный вуз. Теоретически участие ведомственных вузов в конкурсе разрешено, как и частных вузов, но требуется согласие учредителей. Вряд ли Минтранс даст такое разрешение. Как я уже сказал, мы не стремимся к объединению и гегемонизму. Мы хотим получить статус и средства на реализацию наших программ развития. Если это можно получить без насильственных объединений, то мы так и сделаем.

– А если нет?

– У нас есть партнеры-единомышленники. Называть не буду, чтобы не вызвать преждевременный ажиотаж, так как официальных решений пока нет. Они хотят развивать свой вуз и понимают, что на полученную субсидию можно немало сделать. Мы публично объявили, что в случае получения субсидии поделимся с партнерами по-братски. Вуз, решивший объединиться с нами, получит на душу населения больше денег, чем ОмГТУ. Суммарная субсидия может составить 600 миллионов рублей. Это неплохие деньги. Так что «ненасильственное» объединение весьма вероятно.

– В СибАДИ знают о решении вашего совета и ваших предложениях?

– Насчет всего СибАДИ не скажу, но руководство знает. Председатель совета омских ректоров, президент ОмГТУ Виктор Шалай публично огласил это на совете ректоров.

– И какой ответ?

– Совет СибАДИ принял решение не участвовать в конкурсе и ни с кем не объединяться.

– Ваша реакция?

– Для участия в конкурсе достаточно иметь одного партнера. К 2020 году объединенный вуз должен выйти на суммарную численность студентов в 10 тысяч человек и годовой бюджет в 2 миллиарда рублей. С уже имеющимся партнером мы этих цифр достигнем. Третий партнер заставит делить сумму не на два, а на три, так как размер субсидии не зависит от числа объединяемых вузов. Как говорится в мультике: «Теленок совсем маленький, на всех не хватит».

– Если в СибАДИ изменят свое решение – примете в консорциум?

– Примем. Если рассуждать по-государственному, то объединяться надо именно с СибАДИ. В этом случае эффект для государства будет наибольшим. Наши корпуса и кампусы располагаются рядом, большое число учебных дисциплин совпадает. И у нас, и у них численность преподавателей на многих кафедрах сокращается ниже критического уровня, кафедры приходится объединять. В случае же объединения можно создать сильные кафедры и улучшить процесс обучения. Уверен, что Министерство образования и науки РФ знает об этом и будет продавливать именно это решение. Кстати, изменение позиции руководства СибАДИ весьма вероятно. Срок полномочий ректора СибАДИ истекает в начале следующего года. Ректоров сейчас не избирают, а назначают. Что скажет министерство кандидату на пост ректора, который не хочет активно проводить линию министерства, можно только догадываться. Не удивлюсь, если ему «настоятельно посоветуют» прислушаться к позиции министерства.

В Омске уже был случай, на прошлом этапе объединения под эгидой ОмГУ, когда был заменен и. о. ректора одного из вузов, отказывающийся принять участие в объединении. Нам могут тоже «настоятельно посоветовать» отнестись к СибАДИ и к его руководству с максимальной любовью и не обижать вуз, стремящийся абсолютно добровольно объединиться с другим вузом.

– Каково мнение правительства Омской области по вопросу создания опорных вузов?

– Пока оно официально не выражено. Но если, допустим, найдутся вузы, которые захотят создать в регионе два опорных вуза – классический и технический, то в регион может поступить из федерального бюджета более миллиарда рублей. Какое руководство от этого откажется? А вопрос добровольности – это искусство политики.

– Выделяемых на объединение денег хватит только на «смену вывесок» или на что-то большее?

– «Вывески» и мы, и СибАДИ, и другие вузы меняли неоднократно. И каждый раз за свой счет. Названия вузов тоже меняли, меняют и будут менять и без объединений. Мы реализовали программу стратегического развития, под реализацию которой получали субсидию до 100 миллионов рублей в год в течение трех лет. Могу сказать, что это очень хорошие деньги даже для ОмГТУ. А для более мелкого вуза – еще лучше.

На начало реализации программы наш годовой бюджет составлял порядка 1,5 миллиарда рублей. Свободных инновационных денег в этом бюджете – не более 100 миллионов рублей. Остальные жестко расписаны: заработная плата, стипендия, налоги, коммунальные платежи и т. п. С этих денег развиваться не будешь. 100 миллионов – это удвоение или утроение для небольшого вуза бюджета инноваций и развития.

В свое время мы вложили деньги в создание ресурсных центров, производств, экономическое стимулирование сотрудников. И сразу почувствовали реальное движение вперед. Кто не был в ОмГТУ лет пять, удивляется, как вуз изменился за эти годы. Сейчас мы опять почувствовали, как тяжело жить только на одну субсидию на исполнение основной деятельности – ничего серьезного сделать нельзя. А многие вузы региона только на нее живут и дальше хотят жить. С моей точки зрения, ничего хорошего в плане развития им не светит. А если правительство еще включит пресс по превращению не желающих трансформироваться вузов в вузы «массовой подготовки», то им совсем придется туго.

Нам обидно смотреть, как во всевозможных конкурсах побеждают одни и те же университеты, например, томские. Но они попали в элиту, они на виду, и им дают средства. Мы тоже хотим стать заметными на российском уровне, чтобы мы тоже попадали в призеры и нам давались субсидии, чтобы Томск и Новосибирск не господствовали безраздельно на образовательном пространстве Сибири. Что в этом плохого для региона?

– Но эта субсидия через три года кончится...

– Субсидия кончится, а статус останется, и финансирование будет в соответствии с приобретенным статусом. Кроме того, оснащенный вуз будет иметь возможность больше зарабатывать, выполнять более дорогостоящие НИР и ОКР. Дайте нам деньги на удочки, а рыбу мы сами наловим! А там, глядишь, и новые конкурсы появятся, например, в национальные исследовательские университеты или что-то похожее.

– Каковы ваши действия на ближайшее время?

– Готовить программу. Правительство объявило, что в 2015 году будет профинансировано создание 15 опорных вузов. Уже выстроилась очередь, и вузы-победители почти известны. В 2016 году будет профинансировано около 50 опорных вузов, в 2017-м – столько же. То есть будет создано чуть более ста опорных вузов. До 15 декабря можно подавать документы.

Мы приняли решение ученого совета о том, что готовы участвовать. Но обязательно решение как минимум двух ученых советов вузов – тогда процесс пойдет. Если мы в течение двух недель решим юридические вопросы с потенциальными партнерами, а они есть, то будем пытаться попасть в первую волну участия уже в этом году. Если не сможем что-то решить с потенциальными партнерам, то ситуацию форсировать не будем и вопрос будем решать в следующем году.

Но, на наш взгляд, это обоюдовыгодное решение. Причем больше для второй стороны – чем меньше вуз, тем ему выгоднее, потому что он вправе требовать половину выделяемой суммы. Кроме того, для маленького вуза вливание в большой вуз – это появление новых возможностей, административных, профессиональных, научных. Можно будет начинать и отрабатывать гораздо большие проекты.

Мы готовы вбирать в себя все позитивное, что есть в Омске. Чтобы усиливать и развивать эти проекты и дать людям, которые хотят по-настоящему работать, возможность максимальной реализации. Я готов со всеми руководителями – ректорами, проректорами – продолжать работать после слияния. Мы никого не делим на ваших и наших и не собираемся никого выгонять. Те, кто хочет работать, найдут у нас достойное место.

3028