Поиск

Новость о том, что с января будущего года в сфере региональных  пассажирских перевозок появится  дифференцированная система тарифообразования, вызвала у людей недопонимание. Кое-кто из старожилов даже припомнил эксперимент городских транспортников середины шестидесятых годов. Тогда проезд в автобусе стоил пять копеек, и за эти деньги пассажир мог беспрепятственно проехать через весь город, скажем, от нефтезавода до железнодорожного вокзала. И вот однажды кто-то решил, что такая система оплаты не является эффективной. Так в городе был внедрен новый механизм, в соответствии с которым за те же пять копеек пассажир мог доехать лишь до середины маршрута. Границей считалась река Омь. Чтобы ее пересечь по одному из мостов, нужно было доплачивать еще пять копеек. Правда, под натиском возмущенных горожан такая система оплаты просуществовала совсем недолго и вскоре была отменена.

Законный вопрос

И теперь, услышав о новой системе тарифообразования, граждане стали задаваться вопросами. Прежде всего омичей интересует то, как и каким образом обсуждаемый в Законодательном собрании области законопроект повлияет на сферу перевозок и стоит ли готовиться к очередному повышению платы за проезд?

У законопроекта довольно длинное название. И даже в сокращенном варианте звучит так: «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном и межмуниципальном сообщении». В основе этого законодательного акта лежит соответствующий федеральный закон.

Прокомментировать его основные положения мы попросили руководителя департамента транспорта, строительства транспортных объектов и гидротехнических сооружений регионального минпрома Александра Германа. 

По его словам, до настоящего времени не существовало законодательной нормы, которая бы регулировала взаимоотношения между заказчиком и перевозчиком. Возникни она как минимум пять лет назад, мы бы не получили то, что принято теперь называть системным кризисом транспортной отрасли, когда рынок пассажирских перевозок стал фактически неуправляемым.

Ни для кого не секрет, что помимо добросовестных перевозчиков здесь трудятся нелегалы.  Те, кто уходит от налогов, не страхует пассажиров, не следит за техническим состоянием транспортных средств и как следствие – не обеспечивает безопасность пассажирских перевозок. Новый закон должен коренным образом изменить ситуацию. С его принятием кардинально  меняются критерии конкурсного отбора перевозчиков. К примеру, одним из основных критериев станет количество дорожно-транспортных происшествий, участником и виновником  которых становились транспортные средства, принадлежащие тому или иному претенденту на победу в конкурсе. Важным условием для победы станет то, каким парком машин перевозчик обладает и насколько они соответствуют требованиям безопасности.

Рычаг воздействия

Однако строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения. Конкурсы по отбору перевозчиков проходят и сегодня, но вопреки этому на маршрутах продолжает трудиться большое количество нелегалов, и запретить им работать, как признают в контролирующих ведомствах, практически нет законных оснований.  К примеру,  на то, чтобы лишить недобросовестного предпринимателя лицензии, сегодня может уйти до года, а получить новую лицензию он сможет за несколько дней. Да и мизерные штрафы, налагаемые на таких перевозчиков, не пугают.  Теперь же, с принятием закона, у контролирующих органов появится мощный рычаг воздействия. И  не только  в виде значительно увеличивающихся сумм штрафных санкций.

Отныне, начиная с 11 января 2016 года, когда региональный закон должен вступить в силу, все перевозчики будут делиться на две категории:  работающие по регулируемым и нерегулируемым маршрутам. К первой относятся те, на чьих маршрутах  действует фиксированная стоимость поездки, определенная   установленным Региональной энергетической комиссией тарифом. Поясним, что себестоимость одной поездки на маршруте, условно говоря, составляет  50 рублей, а установленный РЭК тариф равен, скажем,  20 рублям, превысить который перевозчик не вправе. При этом возникшую в 30 рублей разницу ему компенсирует областной бюджет в виде субсидии. Что касается нерегулируемых маршрутов, иначе говоря коммерческих, то здесь стоимость проезда будет устанавливать сам перевозчик.

Ценовая политика

В связи с этим стоит ли пассажирам опасаться того, что на нерегулируемых маршрутах перевозчики могут «задрать» цены до невероятных пределов, и не получится ли так, что на каком-то определенном маршруте будут работать исключительно коммерческие автобусы?  В минпроме эти опасения не разделяют.

– Сейчас создается реестр маршрутов, который определяет базовую маршрутную сеть с регулируемыми тарифами и сеть с нерегулируемыми тарифами, – пояснил Александр Герман. При этом добавил, что на наиболее социально значимых направлениях  в районах Омской области будут работать регулируемые маршруты. Но не исключил и того, что параллельно с ними  останутся и коммерческие. И право пассажира – выбирать то, что ему более всего подходит. Что касается цен, то перевозчик  коммерческого маршрута вряд ли станет значительно поднимать стоимость проезда. Иначе потеряет своего  пассажира.

Также Александр Герман обратил внимание на то, что в соответствии с новым законом для всех без исключения перевозчиков и независимо от формы собственности наряду с системой ГЛОНАСС, позволяющей отслеживать передвижение на маршруте транспортных средств, для водителей  вводится обязательный предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль. Что, без сомнения, скажется на безопасности пассажиров. И это, помимо обеспечения доступности и регулярности перевозок, то главное, что следует ожидать от внедрения новой законодательной инициативы.

Омская правда

Новость о том, что с января будущего года в сфере региональных  пассажирских перевозок появится  дифференцированная система тарифообразования, вызвала у людей недопонимание. Кое-кто из старожилов даже припомнил эксперимент городских транспортников середины шестидесятых годов. Тогда проезд в автобусе стоил пять копеек, и за эти деньги пассажир мог беспрепятственно проехать через весь город, скажем, от нефтезавода до железнодорожного вокзала. И вот однажды кто-то решил, что такая система оплаты не является эффективной. Так в городе был внедрен новый механизм, в соответствии с которым за те же пять копеек пассажир мог доехать лишь до середины маршрута. Границей считалась река Омь. Чтобы ее пересечь по одному из мостов, нужно было доплачивать еще пять копеек. Правда, под натиском возмущенных горожан такая система оплаты просуществовала совсем недолго и вскоре была отменена.

Законный вопрос

И теперь, услышав о новой системе тарифообразования, граждане стали задаваться вопросами. Прежде всего омичей интересует то, как и каким образом обсуждаемый в Законодательном собрании области законопроект повлияет на сферу перевозок и стоит ли готовиться к очередному повышению платы за проезд?

У законопроекта довольно длинное название. И даже в сокращенном варианте звучит так: «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном и межмуниципальном сообщении». В основе этого законодательного акта лежит соответствующий федеральный закон.

Прокомментировать его основные положения мы попросили руководителя департамента транспорта, строительства транспортных объектов и гидротехнических сооружений регионального минпрома Александра Германа. 

По его словам, до настоящего времени не существовало законодательной нормы, которая бы регулировала взаимоотношения между заказчиком и перевозчиком. Возникни она как минимум пять лет назад, мы бы не получили то, что принято теперь называть системным кризисом транспортной отрасли, когда рынок пассажирских перевозок стал фактически неуправляемым.

Ни для кого не секрет, что помимо добросовестных перевозчиков здесь трудятся нелегалы.  Те, кто уходит от налогов, не страхует пассажиров, не следит за техническим состоянием транспортных средств и как следствие – не обеспечивает безопасность пассажирских перевозок. Новый закон должен коренным образом изменить ситуацию. С его принятием кардинально  меняются критерии конкурсного отбора перевозчиков. К примеру, одним из основных критериев станет количество дорожно-транспортных происшествий, участником и виновником  которых становились транспортные средства, принадлежащие тому или иному претенденту на победу в конкурсе. Важным условием для победы станет то, каким парком машин перевозчик обладает и насколько они соответствуют требованиям безопасности.

Рычаг воздействия

Однако строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения. Конкурсы по отбору перевозчиков проходят и сегодня, но вопреки этому на маршрутах продолжает трудиться большое количество нелегалов, и запретить им работать, как признают в контролирующих ведомствах, практически нет законных оснований.  К примеру,  на то, чтобы лишить недобросовестного предпринимателя лицензии, сегодня может уйти до года, а получить новую лицензию он сможет за несколько дней. Да и мизерные штрафы, налагаемые на таких перевозчиков, не пугают.  Теперь же, с принятием закона, у контролирующих органов появится мощный рычаг воздействия. И  не только  в виде значительно увеличивающихся сумм штрафных санкций.

Отныне, начиная с 11 января 2016 года, когда региональный закон должен вступить в силу, все перевозчики будут делиться на две категории:  работающие по регулируемым и нерегулируемым маршрутам. К первой относятся те, на чьих маршрутах  действует фиксированная стоимость поездки, определенная   установленным Региональной энергетической комиссией тарифом. Поясним, что себестоимость одной поездки на маршруте, условно говоря, составляет  50 рублей, а установленный РЭК тариф равен, скажем,  20 рублям, превысить который перевозчик не вправе. При этом возникшую в 30 рублей разницу ему компенсирует областной бюджет в виде субсидии. Что касается нерегулируемых маршрутов, иначе говоря коммерческих, то здесь стоимость проезда будет устанавливать сам перевозчик.

Ценовая политика

В связи с этим стоит ли пассажирам опасаться того, что на нерегулируемых маршрутах перевозчики могут «задрать» цены до невероятных пределов, и не получится ли так, что на каком-то определенном маршруте будут работать исключительно коммерческие автобусы?  В минпроме эти опасения не разделяют.

– Сейчас создается реестр маршрутов, который определяет базовую маршрутную сеть с регулируемыми тарифами и сеть с нерегулируемыми тарифами, – пояснил Александр Герман. При этом добавил, что на наиболее социально значимых направлениях  в районах Омской области будут работать регулируемые маршруты. Но не исключил и того, что параллельно с ними  останутся и коммерческие. И право пассажира – выбирать то, что ему более всего подходит. Что касается цен, то перевозчик  коммерческого маршрута вряд ли станет значительно поднимать стоимость проезда. Иначе потеряет своего  пассажира.

Также Александр Герман обратил внимание на то, что в соответствии с новым законом для всех без исключения перевозчиков и независимо от формы собственности наряду с системой ГЛОНАСС, позволяющей отслеживать передвижение на маршруте транспортных средств, для водителей  вводится обязательный предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль. Что, без сомнения, скажется на безопасности пассажиров. И это, помимо обеспечения доступности и регулярности перевозок, то главное, что следует ожидать от внедрения новой законодательной инициативы.

Омская правда