Поиск

Ермак с дружиною

Казачьи отряды Ер­мака Тимофеевича 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1581 г., в день памяти велико­мученика Димитрия Солунского, отслужив молебен, торжествен­но вступили в покину­тую татарами столицу Сибирского ханства Кашлык (Искер). В царствование импера­тора Александра III день, когда это произошло, был принят за отправную точ­ку присоединения Сибири к Российскому государству. В 1881 году в России отметили 300-летие присоединения сибирских земель к российским, после чего этот праздник отмечали еже­годно до 1920 года...

Инициатива учреждения праздника принадлежала видным деятелям сибирского областниче­ского движения Григорию По­танину и Николаю Ядринцеву. В декабре 1882 года в Тобольске прошли первые торжества по это­му случаю, а за праздником закре­пилось название «День Сибири». В последующие годы он отмечал­ся уже во многих сибирских го­родах. Повсеместно проходили крестные ходы и торжественные молебны в честь Ермака и его дру­жины, в память о первопроходцах Сибири и основателях сибирских острогов. В этот день проходили собрания интеллигенции. Говорили об уравнивании в правах Сибири и европей­ской части России, о необходимости отме­ны сибирской ссыл­ки.

День этот, следо­вавший вскоре после празднования По­крова Пресвятой Бо­городицы, совпадал с моментом, когда осенняя страда была уже позади, выпадал первый снег и начи­нался массовый забой скота, по­зволявший сибирякам устраивать «гулянки» с богато накрытыми столами, ломившимися от даров сибирской земли и традиционных блюд старожилов. На нём обязательно были рыбный пирог и пель­мени, саламат (жидкая каша) и гречишные блины, горошница и запечённый в тесте поросёнок, чай «затуран» (из накрошенно­го прессованного чая с добавлением молока, соли и иногда коровье­го масла) и кедровые орехи... Так сибиряки благодарили родной край за сытую благо­датную жизнь. Имен­но поэтому сибирский праздник имел и второе название — День благодарения Сибири.

Праздничные пожертвования

Сибирские купцы-благодетели и меценаты старались внести «праздничные» крупные суммы пожертвован ий на нужды при­ютов, больниц, школ. Каждый культурный сибиряк считал себя причастным к этому празднику, отмечал его от души в кругу се­мьи, друзей или в обществе зем­ляков (землячествах), которых было немало за пределами Сиби­ри в европейской части России и за её рубежами.

День Сибири носил характер почти национального праздника. Большинство сибиряков очень гордились тем, что у живущих в европейской России такого за­мечательного дня, подобного сибирскому, не было. Нет, они не пытались противопоставлять себя остальному российскому люду, но старались сохранить свою самобытность и радели за дальнейшее процветание сибир­ского края. Николай ЯДРИНЦЕВ писал: «Мы представляли нашу родину нарядной и богатой в бу­дущем; вместо несчастной, слы­шавшей только звон цепей и про­клятие ссыльных, мы рисовали себе её заселённой, свободной, жизнерадостной и ликующей. Мы мечтали о счастливой будущ­ности края, видя её в будущем ца­рицей Азии...»

И многое для этого делалось. Большинство из нововведений того времени, в отличие от обще­российских, проводились именно «снизу», инициативами самих си­биряков, за что император Алек­сандр III удостоил их похвалы. В своём Высочайшем послании к сибирякам в честь 300-летия вхождения Сибири в состав Рос­сийского государства он выразил надежду, что «...со временем, с Божьей милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край будет в состоянии нераздель­но с Россией пользоваться оди­наковыми правительственными учреждениями, благами просве­щения и усилением промыш­ленной деятельности на общую пользу во славу Отечества».

Традиция отмечать День Си­бири сохранялась в течение почти четырёх десятилетий. Но с окон­чательным установлением боль­шевистской власти эта традиция прервалась. И Колчак, и Ленин считали, что этот праздник не нужен.

Аргументы и Факты

Ермак с дружиною

Казачьи отряды Ер­мака Тимофеевича 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1581 г., в день памяти велико­мученика Димитрия Солунского, отслужив молебен, торжествен­но вступили в покину­тую татарами столицу Сибирского ханства Кашлык (Искер). В царствование импера­тора Александра III день, когда это произошло, был принят за отправную точ­ку присоединения Сибири к Российскому государству. В 1881 году в России отметили 300-летие присоединения сибирских земель к российским, после чего этот праздник отмечали еже­годно до 1920 года...

Инициатива учреждения праздника принадлежала видным деятелям сибирского областниче­ского движения Григорию По­танину и Николаю Ядринцеву. В декабре 1882 года в Тобольске прошли первые торжества по это­му случаю, а за праздником закре­пилось название «День Сибири». В последующие годы он отмечал­ся уже во многих сибирских го­родах. Повсеместно проходили крестные ходы и торжественные молебны в честь Ермака и его дру­жины, в память о первопроходцах Сибири и основателях сибирских острогов. В этот день проходили собрания интеллигенции. Говорили об уравнивании в правах Сибири и европей­ской части России, о необходимости отме­ны сибирской ссыл­ки.

День этот, следо­вавший вскоре после празднования По­крова Пресвятой Бо­городицы, совпадал с моментом, когда осенняя страда была уже позади, выпадал первый снег и начи­нался массовый забой скота, по­зволявший сибирякам устраивать «гулянки» с богато накрытыми столами, ломившимися от даров сибирской земли и традиционных блюд старожилов. На нём обязательно были рыбный пирог и пель­мени, саламат (жидкая каша) и гречишные блины, горошница и запечённый в тесте поросёнок, чай «затуран» (из накрошенно­го прессованного чая с добавлением молока, соли и иногда коровье­го масла) и кедровые орехи... Так сибиряки благодарили родной край за сытую благо­датную жизнь. Имен­но поэтому сибирский праздник имел и второе название — День благодарения Сибири.

Праздничные пожертвования

Сибирские купцы-благодетели и меценаты старались внести «праздничные» крупные суммы пожертвован ий на нужды при­ютов, больниц, школ. Каждый культурный сибиряк считал себя причастным к этому празднику, отмечал его от души в кругу се­мьи, друзей или в обществе зем­ляков (землячествах), которых было немало за пределами Сиби­ри в европейской части России и за её рубежами.

День Сибири носил характер почти национального праздника. Большинство сибиряков очень гордились тем, что у живущих в европейской России такого за­мечательного дня, подобного сибирскому, не было. Нет, они не пытались противопоставлять себя остальному российскому люду, но старались сохранить свою самобытность и радели за дальнейшее процветание сибир­ского края. Николай ЯДРИНЦЕВ писал: «Мы представляли нашу родину нарядной и богатой в бу­дущем; вместо несчастной, слы­шавшей только звон цепей и про­клятие ссыльных, мы рисовали себе её заселённой, свободной, жизнерадостной и ликующей. Мы мечтали о счастливой будущ­ности края, видя её в будущем ца­рицей Азии...»

И многое для этого делалось. Большинство из нововведений того времени, в отличие от обще­российских, проводились именно «снизу», инициативами самих си­биряков, за что император Алек­сандр III удостоил их похвалы. В своём Высочайшем послании к сибирякам в честь 300-летия вхождения Сибири в состав Рос­сийского государства он выразил надежду, что «...со временем, с Божьей милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край будет в состоянии нераздель­но с Россией пользоваться оди­наковыми правительственными учреждениями, благами просве­щения и усилением промыш­ленной деятельности на общую пользу во славу Отечества».

Традиция отмечать День Си­бири сохранялась в течение почти четырёх десятилетий. Но с окон­чательным установлением боль­шевистской власти эта традиция прервалась. И Колчак, и Ленин считали, что этот праздник не нужен.

Аргументы и Факты