Поиск

Ещё немного — и вся страна вслед за Владимиром Высоцким запоёт: «Париж открыт, но мне туда не надо...»

Но так ли новы подобные настроения? Нестыковки между Россией и Европой существовали и ранее. Они обусловлены не только различиями в нормах религиозной этики и морали, но и  разными уровнями развития гражданского общества и, в част­ности, уровнем терпимости.

«Еврозагогулины»

Но в СССР о «чуждых для морального облика советского человека» обстоятельствах говорить вслух было не принято. А ряд европейских нравственных «загогулин» вообще подпадали под статьи Уголовного кодекса. «Загогулины» встречались и у советского человека, но люди их тщательно скрывали. Что касается постсоветского периода, когда страхи стали исчезать, рты развязываться, а нравы раскрепощаться, то в условиях разрядки, сближения с Западом и провозглашённого ЮНЕСКО принципа «взаимного проникновения культур» новые российские власти на сложные изгибы европейской морали предпочитали внимания не обращать. Даже о. Всеволод Чаплинпомалкивал. Кремль активно поддерживал моду на «единое европейское пространство».

Сегодня ситуация заметно изменилась. И не только потому, что Россия принялась активно отстаивать своё место в мире и свою идентичность. Европа сама подталкивает Россию к отчуждению. В только что озвученной новой внешнеполитической доктрине Великобритании Лондон прямо объявляет Россию своим противником. Неудивительно, что и российские власти взялись за поиск соринок в европейском глазу. 

И пропагандистские усилия уже дают плоды. Недавнее исследование «Левада-центра» выявило нарастающее отчуждение россиян от европейского мира. На вопрос «В какой мере вы ощущаете себя человеком западной культуры?» 53% опрошенных ответили, что совершенно не ощущают этого. Лишь 2% россиян заявили, что воспринимают себя европейцами. 

Не до жиру

Историки культуры, ведя нескончаемые споры о том, чего в нас больше - европейского или азиатского, часто цитируют А. Блока:

«Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С раскосыми и жадными очами!»

Впрочем, на бытовом уровне большинство россиян не забивают себе голову вопросами идентичности: чего у них больше - европейского или азиат­ского. Большая часть населения озабочена совсем другим: изменят ли срок выхода на пенсию, не «приватизирует» ли власть пенсионные накопления, хватит ли денег на лекарства и на учёбу детей. Какой тут выбор межу Европой и Азией?  «Не до жиру, быть бы живу».

Если не взвешивать Европу исключительно на политических весах, то россияне не имеют ничего против европейского быта, зарплат и европейского социального обеспечения. Нет у них предвзятости и в отношении европейской культуры. Когда речь идёт, например,  о выборе кинофильмов при походе в кино, россияне (к большому неудовольствию наших органов культуры) предпочитают европейские ленты, а ещё больше американские.

Несколько иные оценки в сфере бытовой морали. Россиянам не нравится, как европейцы относятся к однополым бракам, наркотикам, людям с «многостаночной» сексуальной ориентацией, к тому, что к служению в церкви допускаются гомосексуалисты и женщины-священники. На бытовом уровне россияне пытаются оградить себя и свои семьи от того, что в России испокон веков считалось бесстыдством. «С жиру бесятся»,- говорят в таких случаях в народе.

Критически к западной морали сегодня относятся 45% россиян. Но вот что интересно: несмотря на нарастающую критику, в целом к образу жизни европейцев россияне относятся весьма положительно. Особенно отмечают такие  элементы европейского образа жизни, как хорошее медицинское обслуживание, пенсии,  защиту от произвола чиновников, предсказуемое будущее для детей, налаженность быта.  И, видимо, неслучайно за последнее десятилетие наблюдается стабильный рост числа россиян, желающих выехать в Европу на постоянное жительство.

Отношение россиян к Европе в известной мере обусловлено и недостаточным знанием реалий европейской жизни. Ведь, несмотря на открытые со времёнГорбачёва границы, большин­ство россиян (более 70%) так и не выезжали за рубеж. Ещё меньше русских  побывало в Европе. Суждения россиян о европейской политике, культуре и быте чаще всего формируются не личными впечатлениями, а телевидением. 

На отношение россиян к Европе в последнее время сильно повлияло чувство обиды: за однобокую реакцию на Крым, на события на Украине. «Они нас не понимают», «они нас не любят», «они попали под влияние США», «они высокомерны по отношению к нам» - так говорят сегодня в России. Отчуждение   возрастает и в силу того, что в условиях экономического кризиса у нас стали использоваться обиды и защитные реакции россиян для мобилизации населения. 

Наши и их обиды

Между тем россияне, регулярно бывающие в европейских странах, заметного всплеска  антироссийских настроений среди населения не отмечают. Такие настроения сильны среди части элиты, среди политиков, ориентированных на  США, а в восточноевропейских странах (особенно в Прибалтике) в тех кругах, которые считают себя пострадавшими от «советской оккупации». Проблема в том, что именно они контролируют сегодня общественное мнение и задают тональность в европейских СМИ.

Да, нам, конечно, обидно. Но, обижаясь  и противодейст­вуя антироссийской риторике, полезно думать и о будущем. Ведь многие из нынешних европейских установок в отношении России являются конъюнктурными. Часть из них обусловлена тем, что Европа оказалась неготовой к тому, что Россия так решительно обозначит свои исторические права и очертит зоны влияния. Часть связана с тем, что после ухода СССР из Восточной Европы там резко возросло политическое и информационное влияние США. Некоторые из восточноевропейских политиков прямо говорят о «выворачивании рук». К тому же в условиях нашествия мигрантов на Европу сама Европа, сталкиваясь с проблемами  единства и идентичности, сильно занервничала и ищет виновных.

России  не следует нервничать. Прежде чем бить европейский фарфор и заколачивать окна, нужно прагматично взвесить, что нам дороже: наследие Петра I или наследие Александра III.

Аргументы и Факты

Ещё немного — и вся страна вслед за Владимиром Высоцким запоёт: «Париж открыт, но мне туда не надо...»

Но так ли новы подобные настроения? Нестыковки между Россией и Европой существовали и ранее. Они обусловлены не только различиями в нормах религиозной этики и морали, но и  разными уровнями развития гражданского общества и, в част­ности, уровнем терпимости.

«Еврозагогулины»

Но в СССР о «чуждых для морального облика советского человека» обстоятельствах говорить вслух было не принято. А ряд европейских нравственных «загогулин» вообще подпадали под статьи Уголовного кодекса. «Загогулины» встречались и у советского человека, но люди их тщательно скрывали. Что касается постсоветского периода, когда страхи стали исчезать, рты развязываться, а нравы раскрепощаться, то в условиях разрядки, сближения с Западом и провозглашённого ЮНЕСКО принципа «взаимного проникновения культур» новые российские власти на сложные изгибы европейской морали предпочитали внимания не обращать. Даже о. Всеволод Чаплинпомалкивал. Кремль активно поддерживал моду на «единое европейское пространство».

Сегодня ситуация заметно изменилась. И не только потому, что Россия принялась активно отстаивать своё место в мире и свою идентичность. Европа сама подталкивает Россию к отчуждению. В только что озвученной новой внешнеполитической доктрине Великобритании Лондон прямо объявляет Россию своим противником. Неудивительно, что и российские власти взялись за поиск соринок в европейском глазу. 

И пропагандистские усилия уже дают плоды. Недавнее исследование «Левада-центра» выявило нарастающее отчуждение россиян от европейского мира. На вопрос «В какой мере вы ощущаете себя человеком западной культуры?» 53% опрошенных ответили, что совершенно не ощущают этого. Лишь 2% россиян заявили, что воспринимают себя европейцами. 

Не до жиру

Историки культуры, ведя нескончаемые споры о том, чего в нас больше - европейского или азиатского, часто цитируют А. Блока:

«Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С раскосыми и жадными очами!»

Впрочем, на бытовом уровне большинство россиян не забивают себе голову вопросами идентичности: чего у них больше - европейского или азиат­ского. Большая часть населения озабочена совсем другим: изменят ли срок выхода на пенсию, не «приватизирует» ли власть пенсионные накопления, хватит ли денег на лекарства и на учёбу детей. Какой тут выбор межу Европой и Азией?  «Не до жиру, быть бы живу».

Если не взвешивать Европу исключительно на политических весах, то россияне не имеют ничего против европейского быта, зарплат и европейского социального обеспечения. Нет у них предвзятости и в отношении европейской культуры. Когда речь идёт, например,  о выборе кинофильмов при походе в кино, россияне (к большому неудовольствию наших органов культуры) предпочитают европейские ленты, а ещё больше американские.

Несколько иные оценки в сфере бытовой морали. Россиянам не нравится, как европейцы относятся к однополым бракам, наркотикам, людям с «многостаночной» сексуальной ориентацией, к тому, что к служению в церкви допускаются гомосексуалисты и женщины-священники. На бытовом уровне россияне пытаются оградить себя и свои семьи от того, что в России испокон веков считалось бесстыдством. «С жиру бесятся»,- говорят в таких случаях в народе.

Критически к западной морали сегодня относятся 45% россиян. Но вот что интересно: несмотря на нарастающую критику, в целом к образу жизни европейцев россияне относятся весьма положительно. Особенно отмечают такие  элементы европейского образа жизни, как хорошее медицинское обслуживание, пенсии,  защиту от произвола чиновников, предсказуемое будущее для детей, налаженность быта.  И, видимо, неслучайно за последнее десятилетие наблюдается стабильный рост числа россиян, желающих выехать в Европу на постоянное жительство.

Отношение россиян к Европе в известной мере обусловлено и недостаточным знанием реалий европейской жизни. Ведь, несмотря на открытые со времёнГорбачёва границы, большин­ство россиян (более 70%) так и не выезжали за рубеж. Ещё меньше русских  побывало в Европе. Суждения россиян о европейской политике, культуре и быте чаще всего формируются не личными впечатлениями, а телевидением. 

На отношение россиян к Европе в последнее время сильно повлияло чувство обиды: за однобокую реакцию на Крым, на события на Украине. «Они нас не понимают», «они нас не любят», «они попали под влияние США», «они высокомерны по отношению к нам» - так говорят сегодня в России. Отчуждение   возрастает и в силу того, что в условиях экономического кризиса у нас стали использоваться обиды и защитные реакции россиян для мобилизации населения. 

Наши и их обиды

Между тем россияне, регулярно бывающие в европейских странах, заметного всплеска  антироссийских настроений среди населения не отмечают. Такие настроения сильны среди части элиты, среди политиков, ориентированных на  США, а в восточноевропейских странах (особенно в Прибалтике) в тех кругах, которые считают себя пострадавшими от «советской оккупации». Проблема в том, что именно они контролируют сегодня общественное мнение и задают тональность в европейских СМИ.

Да, нам, конечно, обидно. Но, обижаясь  и противодейст­вуя антироссийской риторике, полезно думать и о будущем. Ведь многие из нынешних европейских установок в отношении России являются конъюнктурными. Часть из них обусловлена тем, что Европа оказалась неготовой к тому, что Россия так решительно обозначит свои исторические права и очертит зоны влияния. Часть связана с тем, что после ухода СССР из Восточной Европы там резко возросло политическое и информационное влияние США. Некоторые из восточноевропейских политиков прямо говорят о «выворачивании рук». К тому же в условиях нашествия мигрантов на Европу сама Европа, сталкиваясь с проблемами  единства и идентичности, сильно занервничала и ищет виновных.

России  не следует нервничать. Прежде чем бить европейский фарфор и заколачивать окна, нужно прагматично взвесить, что нам дороже: наследие Петра I или наследие Александра III.

Аргументы и Факты