Поиск

За это они должны благодарить реформу РАО ЕЭС, РЭК и самих энергетиков. Похоже, что отрасли требуется новое серьезное реформирование.

Завершившаяся 1 января 2011 года реформа РАО «ЕЭС России» не только не дала положительных результатов отечественной экономике, но и внесла невероятную сумятицу в ряды потребителей, которые перестали понимать, кому и за что они платят. Дробление единой энергетической системы страны на генерирующую, распределительную и сбытовую отрасли, а тех, в свою очередь, на множество межрегиональных компаний с филиалами в каждом регионе привело к тому, что каждый из этих отростков РАО ЕЭС стал стремиться к получению максимальной собственной прибыли, ударяя, соответственно, по бюджету предприятий и карману населения.

Может, Анатолий Чубайс, беря на вооружение зарубежный опыт, прежде всего английский, и хотел как лучше, но получилось даже не «как всегда», а намного хуже. Рост тарифов на электроэнергию подстегнул инфляцию и снизил конкурентоспособность российских производителей, обернулся непосильным бременем для потребителей коммунальных услуг, в массовом порядке перестающих вообще за них платить.

Уздечкой для энергетиков, по идее, должны были служить региональные энергетические комиссии, но они свои функции выполняют далеко не идеально, потому что, во-первых, испытывают постоянное давление со стороны монополистов, а во-вторых, повязаны нормативными актами правительства. И в-третьих, даже в РЭК не всегда могут толком объяснить, на каком основании энергетики требуют включить в тариф те или иные затраты и насколько эти затраты обоснованны.

Особенно это касается сетевых компаний. Применительно к Омской области это филиал «МРСК Сибири» «Омскэнерго» и муниципальная «Омскэлектро». Если затраты производителей электроэнергии более-менее понятны – топливо, содержание и ремонт турбин и другого дорогого оборудования, то как накручивают свои расходы сетевики, покрыто туманом.

Существует, например, правительственное Постановление № 1178 от 29 декабря 2011 года объемом в 166 страниц. В нем прописано, что могут включать компании, оказывающие услуги по передаче электроэнергии, в так называемую «необходимую валовую выручку (НВВ)». По постановлению, получается, практически все. При этом расходы делятся на «подконтрольные» (в основном производственные и на зарплату) и «неподконтрольные». Последние зачастую гораздо больше и во многом малопонятны. И вот все мыслимые и немыслимые предполагаемые расходы закладываются в ту самую необходимую валовую выручку (НВВ) и, соответственно – в тариф.

В прошлом году «Омскэнерго», чтобы заработать НВВ, надо было транспортировать омским потребителям 864 МВт электроэнергии, а по факту передали только 715 МВт. При этом объем потребления примерно одинаков все последние годы. Ну не нужно омичам больше! А энергетикам деньги нужны, и они требуют компенсировать им то, что «недоплатили» жители и предприятия области за не поставленную им электроэнергию. Сумма – 51,5 млн рублей. И заплатить их должны омичи. Повторю – за то, что они не хотели получать и не получили. Это что, рыночная экономика?

На будущий год «Омскэлектро» – компании, которая доводит энергию от высоковольтных сетей до конкретного потребителя, утвердили НВВ в размере 1 млрд 358 млн рублей, а она требует эту сумму почти удвоить – увеличить на 1 млрд 160 млн рублей. Если утвердят, компании совершенно все равно, заработает она фактически эти деньги или нет – на следующий год они будут включены в тариф.

Есть еще такое понятие, как «покупка потерь». То есть то, что теряют энергетики в своих сетях, потребители обязаны у них купить. Например, та же «Омскэлектро» насчитала свои потери в размере 73,4 млн рублей. И их – в тариф. При этом еще собственников, будь то граждане или компании, заставляют на свои деньги покупать приборы учета, содержать их, ремонтировать и поверять в указанные сроки.

Когда реформировали РАО ЕЭС, россиянам усиленно втолковывали, как будет замечательно – электроэнергия со всех источников станет поступать на свободный рынок, и любой, кто захочет, будет ее там покупать по рыночным ценам. А цены эти всенепременно будут неуклонно снижаться по мере возрастания конкуренции производителей, желающих свой товар продать.

Свободный рынок действительно создали, но вот купить на нем электроэнергию могут только избранные единицы. В Омской области их четыре: «Омскэнергосбыт» и компании, покупающие электроэнергию для ОНПЗ, РЖД и «Транснефти». Остальных и близко к энергорынку не допустят, потому что объемы покупаемой ими энергии не такие большие, как у вышеперечисленных компаний. Они электроэнергию могут только у «Энергосбыта» купить.

Тарифы же диктует, как водится, продавец. Вот и стоит электроэнергия в Иркутске 92 копейки за киловатт-час, в Сургуте – 1 руб. 26 коп., в Омске – 3 руб. 32 коп., в Москве – 5 руб. 3 коп. А в Армении ее по 32 рубля продавали, и там из-за этого чуть государственный переворот не устроили. При этом продавец электроэнергии  во всех случаях один – «ИнтерРАО», компания со значительной долей государственного участия.

Откуда берутся такие ценники, если на энергорынке киловатт-час в среднем стоит 1,2-1,3 рубля, непонятно. По данным самих энергетиков, при перегоне электроэнергии по высоковольтным сетям в Омск теряется 7,77%, есть затраты на содержание самих сетей, ремонт, замену трансформаторов, опор, проводов (которая, кстати, требуется весьма редко), но ото всего этого тариф может возрасти раза в полтора, ну вдвое максимум. Откуда тройной «подъем»?

Нет, надо энергетику нашу еще раз реформировать. Так, чтобы ценообразование в ней было понятным потребителю, легко проверяемым и четко регулируемым РЭК и антимонопольщиками. И объемы чтобы определялись не от фонаря, а от того, сколько фонарь действительно «съел». На этом, кстати, и глава нашего государства настаивает. Так прямо и сказал: «Каждый россиянин должен знать, за что он платит деньги».

Аркадий Горелов

2624

За это они должны благодарить реформу РАО ЕЭС, РЭК и самих энергетиков. Похоже, что отрасли требуется новое серьезное реформирование.

Завершившаяся 1 января 2011 года реформа РАО «ЕЭС России» не только не дала положительных результатов отечественной экономике, но и внесла невероятную сумятицу в ряды потребителей, которые перестали понимать, кому и за что они платят. Дробление единой энергетической системы страны на генерирующую, распределительную и сбытовую отрасли, а тех, в свою очередь, на множество межрегиональных компаний с филиалами в каждом регионе привело к тому, что каждый из этих отростков РАО ЕЭС стал стремиться к получению максимальной собственной прибыли, ударяя, соответственно, по бюджету предприятий и карману населения.

Может, Анатолий Чубайс, беря на вооружение зарубежный опыт, прежде всего английский, и хотел как лучше, но получилось даже не «как всегда», а намного хуже. Рост тарифов на электроэнергию подстегнул инфляцию и снизил конкурентоспособность российских производителей, обернулся непосильным бременем для потребителей коммунальных услуг, в массовом порядке перестающих вообще за них платить.

Уздечкой для энергетиков, по идее, должны были служить региональные энергетические комиссии, но они свои функции выполняют далеко не идеально, потому что, во-первых, испытывают постоянное давление со стороны монополистов, а во-вторых, повязаны нормативными актами правительства. И в-третьих, даже в РЭК не всегда могут толком объяснить, на каком основании энергетики требуют включить в тариф те или иные затраты и насколько эти затраты обоснованны.

Особенно это касается сетевых компаний. Применительно к Омской области это филиал «МРСК Сибири» «Омскэнерго» и муниципальная «Омскэлектро». Если затраты производителей электроэнергии более-менее понятны – топливо, содержание и ремонт турбин и другого дорогого оборудования, то как накручивают свои расходы сетевики, покрыто туманом.

Существует, например, правительственное Постановление № 1178 от 29 декабря 2011 года объемом в 166 страниц. В нем прописано, что могут включать компании, оказывающие услуги по передаче электроэнергии, в так называемую «необходимую валовую выручку (НВВ)». По постановлению, получается, практически все. При этом расходы делятся на «подконтрольные» (в основном производственные и на зарплату) и «неподконтрольные». Последние зачастую гораздо больше и во многом малопонятны. И вот все мыслимые и немыслимые предполагаемые расходы закладываются в ту самую необходимую валовую выручку (НВВ) и, соответственно – в тариф.

В прошлом году «Омскэнерго», чтобы заработать НВВ, надо было транспортировать омским потребителям 864 МВт электроэнергии, а по факту передали только 715 МВт. При этом объем потребления примерно одинаков все последние годы. Ну не нужно омичам больше! А энергетикам деньги нужны, и они требуют компенсировать им то, что «недоплатили» жители и предприятия области за не поставленную им электроэнергию. Сумма – 51,5 млн рублей. И заплатить их должны омичи. Повторю – за то, что они не хотели получать и не получили. Это что, рыночная экономика?

На будущий год «Омскэлектро» – компании, которая доводит энергию от высоковольтных сетей до конкретного потребителя, утвердили НВВ в размере 1 млрд 358 млн рублей, а она требует эту сумму почти удвоить – увеличить на 1 млрд 160 млн рублей. Если утвердят, компании совершенно все равно, заработает она фактически эти деньги или нет – на следующий год они будут включены в тариф.

Есть еще такое понятие, как «покупка потерь». То есть то, что теряют энергетики в своих сетях, потребители обязаны у них купить. Например, та же «Омскэлектро» насчитала свои потери в размере 73,4 млн рублей. И их – в тариф. При этом еще собственников, будь то граждане или компании, заставляют на свои деньги покупать приборы учета, содержать их, ремонтировать и поверять в указанные сроки.

Когда реформировали РАО ЕЭС, россиянам усиленно втолковывали, как будет замечательно – электроэнергия со всех источников станет поступать на свободный рынок, и любой, кто захочет, будет ее там покупать по рыночным ценам. А цены эти всенепременно будут неуклонно снижаться по мере возрастания конкуренции производителей, желающих свой товар продать.

Свободный рынок действительно создали, но вот купить на нем электроэнергию могут только избранные единицы. В Омской области их четыре: «Омскэнергосбыт» и компании, покупающие электроэнергию для ОНПЗ, РЖД и «Транснефти». Остальных и близко к энергорынку не допустят, потому что объемы покупаемой ими энергии не такие большие, как у вышеперечисленных компаний. Они электроэнергию могут только у «Энергосбыта» купить.

Тарифы же диктует, как водится, продавец. Вот и стоит электроэнергия в Иркутске 92 копейки за киловатт-час, в Сургуте – 1 руб. 26 коп., в Омске – 3 руб. 32 коп., в Москве – 5 руб. 3 коп. А в Армении ее по 32 рубля продавали, и там из-за этого чуть государственный переворот не устроили. При этом продавец электроэнергии  во всех случаях один – «ИнтерРАО», компания со значительной долей государственного участия.

Откуда берутся такие ценники, если на энергорынке киловатт-час в среднем стоит 1,2-1,3 рубля, непонятно. По данным самих энергетиков, при перегоне электроэнергии по высоковольтным сетям в Омск теряется 7,77%, есть затраты на содержание самих сетей, ремонт, замену трансформаторов, опор, проводов (которая, кстати, требуется весьма редко), но ото всего этого тариф может возрасти раза в полтора, ну вдвое максимум. Откуда тройной «подъем»?

Нет, надо энергетику нашу еще раз реформировать. Так, чтобы ценообразование в ней было понятным потребителю, легко проверяемым и четко регулируемым РЭК и антимонопольщиками. И объемы чтобы определялись не от фонаря, а от того, сколько фонарь действительно «съел». На этом, кстати, и глава нашего государства настаивает. Так прямо и сказал: «Каждый россиянин должен знать, за что он платит деньги».

Аркадий Горелов

2624