Поиск

В Москве эта компания полностью изменила рынок таксомоторных перевозок, подмяв под себя большинство служб такси и заставив их отказаться от собственных брендов.

В середине октября в Омске начал работать в тестовом режиме интернет-сервис «Яндекс.Такси», ранее запущенный в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах. По утверждениям некоторых экспертов, в городах своего присутствия «Яндекс.Такси» полностью изменил рынок таксомоторных перевозок, подмяв под себя большинство служб такси и заставив их отказаться от собственных брендов. По мнению других специалистов, приход «Яндекс.Такси» ничего кардинально не изменит, так как рынок такси в Омске небольшой, устоявшийся и среди клиентов много людей, не разбирающихся в интернет-сервисах.

Эволюция таксомоторного бизнеса

Для начала – как устроен и куда эволюционирует рынок такси в Омске. В начале девяностых, когда были приватизированы и растащены два действовавших в Омске государственных таксопарка, рынок услуг такси погрузился в дикое состояние. Основными игроками стали «бомбилы», таксовавшие на собственных машинах. В их число влились бывшие работники государственных таксопарков. Не секрет, что наиболее «хлебные» места стоянок такси «крышевались» бандитами. В середине девяностых тогдашний мэр Омска Валерий Рощупкин попытался создать муниципальное такси. Были закуплены желтые «Волги», которые, впрочем, через пару-тройку лет куда-то растворились.

В двухтысячные годы появление современных средств связи дало толчок укрупнению этого бизнеса. Если у каждого клиента и таксиста есть мобильный телефон, то имеет смысл создать диспетчерскую, которая будет принимать заказы и отправлять их водителям. Таксист будет отдавать некоторую сумму фирме-диспетчерской, но зато ему будут постоянно приходить заказы. Появились самые разные модели бизнеса – от фирм, владеющих реальным парком такси, до диспетчерских, у которых нет ничего, кроме телефона и компьютера. Были и странные формы бизнеса. Например, при слушании в суде дела бизнесмена Владимира Шаронова выяснилось, что работавшие в его фирме таксисты покупали в кредит автомобили якобы для себя, а на самом деле для фирмы Шаронова, который выступал также поручителем по этим кредитам.

Сколько в Омске такси? Вряд ли можно точно ответить на этот вопрос. По крайней мере, исследований на эту тему в открытом доступе мы не находили. Сервис «2ГИС», содержит информацию о примерно 60 службах заказа такси, работающих в Омске. У порядка десяти из них есть свои сайты разной сложности – от страничек в соцсетях и простых любительских сайтов до профессионально сделанных порталов, дающих возможность заказать такси онлайн. А ведь на рынке есть еще и «бомбилы» старого образца, ожидающие клиентов на улице или принимающие звонки от постоянной клиентуры. Не будем уже говорить о тех автомобилистах, кто таксуют время от времени или подбирают пассажиров.

Всему этому разнообразию на рынке с приходом «Яндекс.Такси» может наступить конец, если верить энтузиастам, верящим в возможности этого интернет-сервиса или, наоборот, боящимся прихода монополиста.

Интернет-сервис заказа такси против традиционных таксопарков

Развитие геолокационных систем GPS и ГЛОНАСС, дающих возможность отслеживать местонахождение автомобилей в реальном времени, привело к созданию интеллектуальных интернет-сервисов, которые обрабатывают заказ такси в автоматическом режиме. Автоматически находится свободное такси, находящееся ближе всего к месту заказа, и направляется к клиенту. Если к такой системе подключено много таксомоторов, то сокращается время ожидания такси клиентом и возрастает время полезной работы такси (а не простоя в ожидании заказа). А значит, появляется возможность демпинговать, снижать цены и манипулировать рынком. И если поначалу эти системы создавали независимые разработчики, то настал момент, когда открывшимися возможностями заинтересовался такой интернет-гигант, как компания «Яндекс».

Как «Яндекс.Такси» стал монополистом в Москве?

Сервис «Яндекс.Такси» начал работу в Москве в 2011 году. Для желающих глубоко изучить, как приход нового сервиса изменил столичный рынок таксомоторов, можем рекомендовать две интересные статьи: «Яндекс.Такси: становление монополии» и «Как «Яндекс» изменил рынок такси в Москве».

Комментарии там не менее интересные, чем сами материалы – заметно, что писали их сами таксисты и люди, имеющие отношение к этому бизнесу.

Краткое содержание: «Яндекс.Такси», заходя на рынок, установил низкие комиссионные на подачу заявок на заказ такси. Мелкие и средние таксомоторные компании подсели на низкие тарифы и стали снижать расходы на рекламу собственных брендов и маркетинг. Рекламные бюджеты не отбивались – гораздо проще и выгоднее было получать поток заказов от «Яндекс.Такси». А «Яндекс» увеличивал долю на рынке, используя свои огромные возможности в рекламе и продвижении.

И вот в один прекрасный момент «Яндекс» изменил правила игры: повысил комиссионные, установил единые тарифы для клиентов (раньше при заказе такси клиент мог выбрать таксопарки, сотрудничающие с «Яндекс.Такси» и предлагающие разные тарифы). Были введены требования к классу и техническому состоянию автомобилей, экзамены для водителей, устраивались проверки. На основе экзаменов, проверок, отзывов клиентов и уровня дисциплины при выполнения заказов каждому таксисту присваивается личный рейтинг. При снижении рейтинга до определенного значения таксисту перестают приходить заказы. И таксопарки, подсевшие на «Яндекс.Такси», вынуждены были подчиниться, ведь восстанавливать самостоятельность, возрождать собственный бренд уже смысла не было, так как это потребовало бы вложений, равных прибыли компаний за несколько лет.

Итог такой: большинство московских таксопарков стало придатком «Яндекс.Такси», получая от него основное количество заказов и не развивая собственные бренды. Мелкие диспетчерские или ушли с рынка, или превратились в фирмы-посредники для подключения «бомбил» к «Яндекс.Такси» (ведь сервис работает только с фирмами, а не с таксистами-индивидуалами). Самостоятельность сохраняют лишь последние могикане таксомоторного бизнеса, а конкуренцию «Яндекс.Такси» составляют лишь подобные сервисы интернет-такси, пришедшие из-за рубежа – американский Uber и израильский Gett.

«Яндекс.Такси» заходит в Омск

Что касается Омска, то у нас представителем «Яндекс.Такси» является некое ООО «Федеральная служба такси», исполнительным директором которого является Михаил Роденков. Как показал поиск, компания с таким названием существует в Санкт-Петербурге, она также подключена к системе «Яндекс.Такси». На самом же сайте «Яндекса» из всех реквизитов указан лишь номер мобильного телефона, который не отвечает. Если представители ООО «Федеральная служба такси» выйдут на связь и дадут комментарий РИА «Омск-Информ», то мы будет только рады.

Пока же известно, что парк «Яндекс.Такси» будет иметь 50 машин, а в следующем году увеличит их число до 300. Стоимость поездки начинается с 98 рублей, а далее – 10 рублей за каждый километр пути. Много это или мало? Чтобы не углубляться в детальное сравнение тарифов омских служб вызова такси, мы взяли один популярный маршрут «Железнодорожный вокзал – аэропорт» и посмотрели цену по тем интернет-сервисам, которые дают возможность рассчитать цену поездки на сайте.

У «Яндекс.Такси» цена поездки составила 190 рублей, у Rutaxi и Minitax – 220 рублей, у такси «Максим» – 205 рублей, у «Юнис-Лады» – 180 рублей (в последнем случае цена взята не с сайта, который не предоставляет такую возможность, а основывается на реальном заказе такси). Как мы видим, явного демпинга со стороны «Яндекс.Такси» нет: цена – чуть ниже средней.

Из обсуждения темы «Такси в Омске» на «Омском форуме» удалось узнать впечатления водителей (орфография и пунктуация сохранены):

«Да заехал я сегодня любопытства ради в этот Яндекс. Сразу видно только открылись ребята, мебели нет, кабинетик не обклеен, на двери скромно прилеплен листочек с надписью: «чето-там....» такси. Заказ с Яндекса по инету будет стоить 5% от суммы, заказ через телефон – 15%. Тариф 100 и 10. Программка интересная, там сразу яндекс карта встроена и видно где я нахожусь по ЖПС. Но меня туды не взяли из-за долбаного сломанного бампера!!! Типа это Московская контора и все должно быть ИДЕАЛЬНО )))».

А это уже интереснее: по информации пользователей форума, в Омске параллельно с «Федеральной службой такси» открыласть еще одна фирма, работающая от «Яндекс.Такси».

«На Омской 136/1 открылось еще одно Яндекс.Такси, там не смотрят пока машину, еще и денег на счет кидают на 50 первых заказов, – пишет еще один таксист. – Называется «Вежливое такси» (и здесь используют моду на «Вежливых людей»)».

Ждем в Омске Uber – американского конкурента «Яндекс.Такси».

А вот еще более интересное: некоторые игроки омского рынка такси задумались о своих перспективах после прихода «Яндекс.Такси». Помните, в Москве в такой же ситуации некоторые таксопарки в поисках спасения бизнеса стали переходить к конкурентам «Яндекс.Такси» с зарубежными корнями: Uber и Gettaxi (теперь – Gett). Так вот, крупный омский парк такси «Лидер» без огласки в СМИ начал набор водителей для работы в Uber.

Официальный сайт американской компании также подтверждает:

«Омск является восьмым по величине городом в России и претендует на то, чтобы войти в число тех, где компания Uber откроет свое присутствие на рынке такси. Мы полагаем что к 2016-2017 году Uber начнет свою работу в Омске. Мы внимательно изучаем деятельность компании Uber в России и полагаем, что Омск вскоре станет Uber-городом. Следите за новостями на нашем сайте».

Надо отметить, что в отличие от «Яндекс.Такси», который не работает с таксистами-частниками, Uber как раз заключает прямые договоры с таксистами. Так что это может быть конкурентным преимуществом в борьбе сервисов-гигантов. Уже понятно, что рынок таксомоторов в Омске пришел в движение и, скорее всего, он уже не будет прежним.

Мнение эксперта:

Николай Артемьев, председатель совета директоров «Ассоциации перевозчиков Западной Сибири»:

– Я думаю, ничего страшного на рынке такси в Омске не произойдет. «Яндекс.Такси» в Москве демпинговал, а потом вернул цены. Я, когда бываю в Москве, пользуюсь услугами таксиста, номер телефона которого мне дали по знакомству. И у него в два раза дешевле, чем в «Яндексе». Сначала будет демпинг, переток клиентов, а потом местный бизнес приспособится. Возникнут фирмы, которые будут являться коалициями физических лиц для того, чтобы сообща войти в систему «Яндекс.Такси».

Сохранятся и «бомбилы» – у них своя ниша. От демпинга пострадают водители – им придется больше работать и меньше зарабатывать.

Впрочем, у Омска своя специфика, которая помешает «Яндекс.Такси» стать монополистом. Рынок у нас небольшой, консервативный и немало клиентов такси у нас – люди в годах, плохо разбирающиеся в интернете.

16476

В Москве эта компания полностью изменила рынок таксомоторных перевозок, подмяв под себя большинство служб такси и заставив их отказаться от собственных брендов.

В середине октября в Омске начал работать в тестовом режиме интернет-сервис «Яндекс.Такси», ранее запущенный в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах. По утверждениям некоторых экспертов, в городах своего присутствия «Яндекс.Такси» полностью изменил рынок таксомоторных перевозок, подмяв под себя большинство служб такси и заставив их отказаться от собственных брендов. По мнению других специалистов, приход «Яндекс.Такси» ничего кардинально не изменит, так как рынок такси в Омске небольшой, устоявшийся и среди клиентов много людей, не разбирающихся в интернет-сервисах.

Эволюция таксомоторного бизнеса

Для начала – как устроен и куда эволюционирует рынок такси в Омске. В начале девяностых, когда были приватизированы и растащены два действовавших в Омске государственных таксопарка, рынок услуг такси погрузился в дикое состояние. Основными игроками стали «бомбилы», таксовавшие на собственных машинах. В их число влились бывшие работники государственных таксопарков. Не секрет, что наиболее «хлебные» места стоянок такси «крышевались» бандитами. В середине девяностых тогдашний мэр Омска Валерий Рощупкин попытался создать муниципальное такси. Были закуплены желтые «Волги», которые, впрочем, через пару-тройку лет куда-то растворились.

В двухтысячные годы появление современных средств связи дало толчок укрупнению этого бизнеса. Если у каждого клиента и таксиста есть мобильный телефон, то имеет смысл создать диспетчерскую, которая будет принимать заказы и отправлять их водителям. Таксист будет отдавать некоторую сумму фирме-диспетчерской, но зато ему будут постоянно приходить заказы. Появились самые разные модели бизнеса – от фирм, владеющих реальным парком такси, до диспетчерских, у которых нет ничего, кроме телефона и компьютера. Были и странные формы бизнеса. Например, при слушании в суде дела бизнесмена Владимира Шаронова выяснилось, что работавшие в его фирме таксисты покупали в кредит автомобили якобы для себя, а на самом деле для фирмы Шаронова, который выступал также поручителем по этим кредитам.

Сколько в Омске такси? Вряд ли можно точно ответить на этот вопрос. По крайней мере, исследований на эту тему в открытом доступе мы не находили. Сервис «2ГИС», содержит информацию о примерно 60 службах заказа такси, работающих в Омске. У порядка десяти из них есть свои сайты разной сложности – от страничек в соцсетях и простых любительских сайтов до профессионально сделанных порталов, дающих возможность заказать такси онлайн. А ведь на рынке есть еще и «бомбилы» старого образца, ожидающие клиентов на улице или принимающие звонки от постоянной клиентуры. Не будем уже говорить о тех автомобилистах, кто таксуют время от времени или подбирают пассажиров.

Всему этому разнообразию на рынке с приходом «Яндекс.Такси» может наступить конец, если верить энтузиастам, верящим в возможности этого интернет-сервиса или, наоборот, боящимся прихода монополиста.

Интернет-сервис заказа такси против традиционных таксопарков

Развитие геолокационных систем GPS и ГЛОНАСС, дающих возможность отслеживать местонахождение автомобилей в реальном времени, привело к созданию интеллектуальных интернет-сервисов, которые обрабатывают заказ такси в автоматическом режиме. Автоматически находится свободное такси, находящееся ближе всего к месту заказа, и направляется к клиенту. Если к такой системе подключено много таксомоторов, то сокращается время ожидания такси клиентом и возрастает время полезной работы такси (а не простоя в ожидании заказа). А значит, появляется возможность демпинговать, снижать цены и манипулировать рынком. И если поначалу эти системы создавали независимые разработчики, то настал момент, когда открывшимися возможностями заинтересовался такой интернет-гигант, как компания «Яндекс».

Как «Яндекс.Такси» стал монополистом в Москве?

Сервис «Яндекс.Такси» начал работу в Москве в 2011 году. Для желающих глубоко изучить, как приход нового сервиса изменил столичный рынок таксомоторов, можем рекомендовать две интересные статьи: «Яндекс.Такси: становление монополии» и «Как «Яндекс» изменил рынок такси в Москве».

Комментарии там не менее интересные, чем сами материалы – заметно, что писали их сами таксисты и люди, имеющие отношение к этому бизнесу.

Краткое содержание: «Яндекс.Такси», заходя на рынок, установил низкие комиссионные на подачу заявок на заказ такси. Мелкие и средние таксомоторные компании подсели на низкие тарифы и стали снижать расходы на рекламу собственных брендов и маркетинг. Рекламные бюджеты не отбивались – гораздо проще и выгоднее было получать поток заказов от «Яндекс.Такси». А «Яндекс» увеличивал долю на рынке, используя свои огромные возможности в рекламе и продвижении.

И вот в один прекрасный момент «Яндекс» изменил правила игры: повысил комиссионные, установил единые тарифы для клиентов (раньше при заказе такси клиент мог выбрать таксопарки, сотрудничающие с «Яндекс.Такси» и предлагающие разные тарифы). Были введены требования к классу и техническому состоянию автомобилей, экзамены для водителей, устраивались проверки. На основе экзаменов, проверок, отзывов клиентов и уровня дисциплины при выполнения заказов каждому таксисту присваивается личный рейтинг. При снижении рейтинга до определенного значения таксисту перестают приходить заказы. И таксопарки, подсевшие на «Яндекс.Такси», вынуждены были подчиниться, ведь восстанавливать самостоятельность, возрождать собственный бренд уже смысла не было, так как это потребовало бы вложений, равных прибыли компаний за несколько лет.

Итог такой: большинство московских таксопарков стало придатком «Яндекс.Такси», получая от него основное количество заказов и не развивая собственные бренды. Мелкие диспетчерские или ушли с рынка, или превратились в фирмы-посредники для подключения «бомбил» к «Яндекс.Такси» (ведь сервис работает только с фирмами, а не с таксистами-индивидуалами). Самостоятельность сохраняют лишь последние могикане таксомоторного бизнеса, а конкуренцию «Яндекс.Такси» составляют лишь подобные сервисы интернет-такси, пришедшие из-за рубежа – американский Uber и израильский Gett.

«Яндекс.Такси» заходит в Омск

Что касается Омска, то у нас представителем «Яндекс.Такси» является некое ООО «Федеральная служба такси», исполнительным директором которого является Михаил Роденков. Как показал поиск, компания с таким названием существует в Санкт-Петербурге, она также подключена к системе «Яндекс.Такси». На самом же сайте «Яндекса» из всех реквизитов указан лишь номер мобильного телефона, который не отвечает. Если представители ООО «Федеральная служба такси» выйдут на связь и дадут комментарий РИА «Омск-Информ», то мы будет только рады.

Пока же известно, что парк «Яндекс.Такси» будет иметь 50 машин, а в следующем году увеличит их число до 300. Стоимость поездки начинается с 98 рублей, а далее – 10 рублей за каждый километр пути. Много это или мало? Чтобы не углубляться в детальное сравнение тарифов омских служб вызова такси, мы взяли один популярный маршрут «Железнодорожный вокзал – аэропорт» и посмотрели цену по тем интернет-сервисам, которые дают возможность рассчитать цену поездки на сайте.

У «Яндекс.Такси» цена поездки составила 190 рублей, у Rutaxi и Minitax – 220 рублей, у такси «Максим» – 205 рублей, у «Юнис-Лады» – 180 рублей (в последнем случае цена взята не с сайта, который не предоставляет такую возможность, а основывается на реальном заказе такси). Как мы видим, явного демпинга со стороны «Яндекс.Такси» нет: цена – чуть ниже средней.

Из обсуждения темы «Такси в Омске» на «Омском форуме» удалось узнать впечатления водителей (орфография и пунктуация сохранены):

«Да заехал я сегодня любопытства ради в этот Яндекс. Сразу видно только открылись ребята, мебели нет, кабинетик не обклеен, на двери скромно прилеплен листочек с надписью: «чето-там....» такси. Заказ с Яндекса по инету будет стоить 5% от суммы, заказ через телефон – 15%. Тариф 100 и 10. Программка интересная, там сразу яндекс карта встроена и видно где я нахожусь по ЖПС. Но меня туды не взяли из-за долбаного сломанного бампера!!! Типа это Московская контора и все должно быть ИДЕАЛЬНО )))».

А это уже интереснее: по информации пользователей форума, в Омске параллельно с «Федеральной службой такси» открыласть еще одна фирма, работающая от «Яндекс.Такси».

«На Омской 136/1 открылось еще одно Яндекс.Такси, там не смотрят пока машину, еще и денег на счет кидают на 50 первых заказов, – пишет еще один таксист. – Называется «Вежливое такси» (и здесь используют моду на «Вежливых людей»)».

Ждем в Омске Uber – американского конкурента «Яндекс.Такси».

А вот еще более интересное: некоторые игроки омского рынка такси задумались о своих перспективах после прихода «Яндекс.Такси». Помните, в Москве в такой же ситуации некоторые таксопарки в поисках спасения бизнеса стали переходить к конкурентам «Яндекс.Такси» с зарубежными корнями: Uber и Gettaxi (теперь – Gett). Так вот, крупный омский парк такси «Лидер» без огласки в СМИ начал набор водителей для работы в Uber.

Официальный сайт американской компании также подтверждает:

«Омск является восьмым по величине городом в России и претендует на то, чтобы войти в число тех, где компания Uber откроет свое присутствие на рынке такси. Мы полагаем что к 2016-2017 году Uber начнет свою работу в Омске. Мы внимательно изучаем деятельность компании Uber в России и полагаем, что Омск вскоре станет Uber-городом. Следите за новостями на нашем сайте».

Надо отметить, что в отличие от «Яндекс.Такси», который не работает с таксистами-частниками, Uber как раз заключает прямые договоры с таксистами. Так что это может быть конкурентным преимуществом в борьбе сервисов-гигантов. Уже понятно, что рынок таксомоторов в Омске пришел в движение и, скорее всего, он уже не будет прежним.

Мнение эксперта:

Николай Артемьев, председатель совета директоров «Ассоциации перевозчиков Западной Сибири»:

– Я думаю, ничего страшного на рынке такси в Омске не произойдет. «Яндекс.Такси» в Москве демпинговал, а потом вернул цены. Я, когда бываю в Москве, пользуюсь услугами таксиста, номер телефона которого мне дали по знакомству. И у него в два раза дешевле, чем в «Яндексе». Сначала будет демпинг, переток клиентов, а потом местный бизнес приспособится. Возникнут фирмы, которые будут являться коалициями физических лиц для того, чтобы сообща войти в систему «Яндекс.Такси».

Сохранятся и «бомбилы» – у них своя ниша. От демпинга пострадают водители – им придется больше работать и меньше зарабатывать.

Впрочем, у Омска своя специфика, которая помешает «Яндекс.Такси» стать монополистом. Рынок у нас небольшой, консервативный и немало клиентов такси у нас – люди в годах, плохо разбирающиеся в интернете.

16476