Поиск

Авторынок подвел предварительные итоги кризисного года: продажи легковых машин упали до 40%, цены выросли на четверть. Многие мировые бренды уходят с отечественного рынка, а те, кто остается, сокращают модельную линейку. Автопроизводители и дилеры делают ставку на так называемые хиты продаж. Россиянам пока есть из чего выбирать, но выбор скудеет с каждым месяцем.

Цены вверх

Автомобили начали массово дорожать год назад. В сентябре 2014 года курс доллара подскочил с 37 до 40 рублей, вынудив автопроизводителей заняться корректировкой цен. В декабре курс «зеленого» пробил отметку в 62 рубля, из-за чего ценник снова вырос. Подорожание коснулось всех марок и моделей, представленных на рынке.

После этого стоимость автомобилей менялась неравномерно. Наибольший рост в среднем почти на 8% случился в январе 2015 года. Затем в феврале и апреле машины увеличивались в цене по 4,3%, а с мая по август наблюдалась стабилизация. В сентябре цены вновь выросли на 5%. Осенью опять неизбежно подорожание, поскольку производители начали повышать отпускные цены. Первыми об этом уведомили «АвтоВАЗ» и один известный французский концерн.

Таким образом, если год назад средняя стоимость продаваемого в России автомобиля составляла чуть меньше 1 млн рублей, то сейчас 1,1–1,2 млн.

При этом максимальный рост стоимости наблюдался у тех, кто не имеет в России собственного производства и не в состоянии экономить за счет локализации. Поэтому некоторые были вынуждены вообще покинуть рынок или из-за снижения спроса изменить условия поставок под заказ конкретного клиента, что фактически означает уход.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году на российском рынке официально продавалось 388 моделей 56 брендов. В 2015 году количество марок сократилось до 49, а число моделей снизилось до 300 с небольшим.

Аналитики отмечают, что в основном перестали поставляться машины, которые не пользуются у потребителей спросом.

Теперь автопроизводители упор делают на продвижение так называемых хитов продаж. Ведь на 15 наиболее продаваемых моделей приходится половина отечественного авторынка.

Вместе с тем предпочтения россиян за год, несмотря на существенное подорожание автомобилей, изменились не очень значительно. Так, в список самых востребованных моделей, согласно отчету АЕБ, вошло только шесть новых моделей. И далеко не всегда речь идет о более доступных автомобилях. Например, в линейку наиболее популярных вошел классический рамный внедорожник от известного японского производителя.

По словам директора специализированного агентства «Автостат» Сергея Целикова, процесс оптимизации модельных рядов для российского рынка только начался и будет активно продолжаться. Он связан не только с сокращением емкости рынка, но и с риском девальвации рубля. Многие модели поставлять в Россию становится просто невыгодно. По оценке эксперта, в следующем году на нашем рынке официально будет продаваться не более 300 моделей. Вывод напрашивается сам собой: россиянам пока есть из чего выбирать, но выбор скудеет с каждым месяцем.

Продажи вниз

Теперь обратимся к динамике продаж. За первые три квартала продано 1,2 млн автомобилей. «На самом деле наш рынок падает с марта 2013 года за исключением нескольких всплесков: в декабре 2013-го и марте 2014-го, а еще в ноябре-декабре 2014 года, — говорит вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев. — В 2013 году было продано 2,78 млн, в 2014-м — около 2,5 млн автомобилей: из них 1,9 млн произведено в России и 600 тыс. импортировано. В этом году мы реализуем в общей сложности, дай бог, около 1,55 млн машин. Отечественное производство упадет до 1,2 млн, импорт — до 300 тыс. По сути, мы вернулись к уровню 2009 года».

Суммарная емкость отечественного рынка легковых автомобилей в 2015 году составит 1,7–1,8 трлн рублей, это примерно на четверть меньше прошлогодней (2,34 трлн рублей).

«Рынок августа продемонстрировал нетипичное для этого месяца оживление, — продолжает представитель РОАД. — Мы это связываем с курсовой нестабильностью и стимулирующей спрос информацией о возможном подорожании автомобилей. Потребители стремились избавиться от рублей, вкладывая наличные средства в покупку автомобилей. Многие дилеры отметили, что в августе процент кредитных продаж снизился, что только подтверждает данный вывод».

В сентябре 2015 года было реализовано 140 867 новых автомобилей, что в любом случае на 28,6% меньше, чем в сентябре 2014 года. Впрочем, в октябре и ноябре этого года ситуация на рынке может ухудшиться. Такой вывод можно сделать на основании текущего уровня контрактования в дилерских центрах.

По данным портала «Автостат», если говорить по классам, то меньше других снизились продажи в сегменте В. Его лидеры — недорогие корейские марки — даже увеличили сбыт. Доля кроссоверов в общем объеме продаж тоже велика, но здесь преобладают дешевые модели. Напротив, почти совсем прекратились продажи совсем маленьких автомобилей А-класса и пикапов. Особняком стоит рынок автомобилей премиум-сегмента. Здесь и объемы небольшие, ну и спад продаж, соответственно, такой же.

Дилерские центры, естественно, испытывают финансовые проблемы. Однако существенного их сокращения не произошло: в 2014 году из более 4 тыс. обанкротилось 311, а вновь создано 290. В этом году будут примерно такие же показатели. Некоторые банкротятся, не имея возможности расплатиться с кредиторами, иные сворачивают деятельность по собственному желанию, третьи продаются и сливаются с более сильными отраслевыми игроками.

В конце прошлого года некоторые эксперты предсказывали, что около трети отечественных автодилеров, а это более 1 тыс. компаний по всей стране, закроются или окажутся на грани банкротства. Значит, коллапса удалось избежать.

«Валютная нестабильность остается одной из серьезных опасностей для российских автодилеров, — считают в РОАД. — Автомобили, заказываемые в валюте, напрямую с завода, могут оказаться просто недоступными для потребителей. Таким образом, целые марки просто тихо уйдут с нашего рынка».

Не забудем, что рынок страхования тоже против автодилеров. Например, с начала года каско подорожало на 30–50%. В ЦБ не исключают дальнейшего роста тарифов. По информации мегарегулятора, в первом полугодии количество заключенных договоров ОСАГО сократилось на 7%, каско — на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий объем сборов по автострахованию упал на 14%, до 90 млрд рублей.

Сейчас для автомобиля стоимостью 1–1,2 млн рублей полис каско в среднем стоит около 60 тыс. рублей. С франшизой, с телематикой несколько дешевле.

Ставки по кредитам вверх-вниз

Как бы то ни было, продажи худо-бедно стабилизировались. Дела могли бы обстоять хуже, если бы не два ключевых фактора. Первый — снижение ключевой ставки ЦБ до 11%, и второй — стимулирование покупательского спроса благодаря действию трех правительственных программ: обновление автопарка (утилизация и trade-in действует с 1 января), а также субсидирование ставок по кредитам и льготный лизинг, которые заработали в апреле-мае.

В 2014 году 37%, или порядка 1 млн, автомобилей продавались в России в кредит. Однако после поднятия ЦБ ключевой ставки до 17% все коммерческие банки резко повысили тарифы, а некоторые, включая госбанки, вообще остановили такие программы. А автоссуды по ставке 23–29% в Москве и за 30% в регионах никому не нужны.

Сейчас ставки по кредитам, если не брать в расчет специальные предложения, снова опустились до уровня 13–16%. Эксперты говорят, что до уровня прошлого года продажи в кредит, конечно, не дотянут, но примерно четверть машин может быть реализована таким образом.

Кроме того, на рынке появились интересные предложения по отдельным маркам. Например, можно получить нулевую ставку по автокредиту при покупке вместе с французской машиной, произведенной в России, фирменного полиса каско и продленной гарантии.

Если говорить о программах господдержки, то, по данным Минпромторга на середину сентября, более 368 тыс. машин реализовано с помощью этих мер. Получается, каждый третий автомобиль.

Плановый годовой показатель равен 372 тыс. Лимит выбран, и до конца года Минпромторг сначала обещал выделить дополнительно 7 млрд рублей, из которых 5 млрд пошли бы на программу «обновления». Затем эту сумму снизили до 4 млрд рублей. Но денег нет до сих пор. Возможно, из-за мер жесткой экономии уже и не будет. Всего в этом году кабмин должен был предоставить автоиндустрии 20 млрд рублей. По крайней мере такая цифра заложена в антикризисном плане.

Меньше двух месяцев назад ассоциация дилеров направила премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо с просьбой расширить в 2016 году поддержку автопрома. В частности, предлагается внести изменения в программу субсидирования (в размере 2/3 ключевой ставки ЦБ) автокредитов. Сейчас программа распространяется на продукцию, собранную в России, стоимостью не более 1 млн рублей при условии, что человек внес 20% предоплаты. В ассоциации хотят увеличить этот порог до 1,5 млн рублей.

После 1 ноября правительство обещало представить свои предложения.

Московский комсомолец

Авторынок подвел предварительные итоги кризисного года: продажи легковых машин упали до 40%, цены выросли на четверть. Многие мировые бренды уходят с отечественного рынка, а те, кто остается, сокращают модельную линейку. Автопроизводители и дилеры делают ставку на так называемые хиты продаж. Россиянам пока есть из чего выбирать, но выбор скудеет с каждым месяцем.

Цены вверх

Автомобили начали массово дорожать год назад. В сентябре 2014 года курс доллара подскочил с 37 до 40 рублей, вынудив автопроизводителей заняться корректировкой цен. В декабре курс «зеленого» пробил отметку в 62 рубля, из-за чего ценник снова вырос. Подорожание коснулось всех марок и моделей, представленных на рынке.

После этого стоимость автомобилей менялась неравномерно. Наибольший рост в среднем почти на 8% случился в январе 2015 года. Затем в феврале и апреле машины увеличивались в цене по 4,3%, а с мая по август наблюдалась стабилизация. В сентябре цены вновь выросли на 5%. Осенью опять неизбежно подорожание, поскольку производители начали повышать отпускные цены. Первыми об этом уведомили «АвтоВАЗ» и один известный французский концерн.

Таким образом, если год назад средняя стоимость продаваемого в России автомобиля составляла чуть меньше 1 млн рублей, то сейчас 1,1–1,2 млн.

При этом максимальный рост стоимости наблюдался у тех, кто не имеет в России собственного производства и не в состоянии экономить за счет локализации. Поэтому некоторые были вынуждены вообще покинуть рынок или из-за снижения спроса изменить условия поставок под заказ конкретного клиента, что фактически означает уход.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году на российском рынке официально продавалось 388 моделей 56 брендов. В 2015 году количество марок сократилось до 49, а число моделей снизилось до 300 с небольшим.

Аналитики отмечают, что в основном перестали поставляться машины, которые не пользуются у потребителей спросом.

Теперь автопроизводители упор делают на продвижение так называемых хитов продаж. Ведь на 15 наиболее продаваемых моделей приходится половина отечественного авторынка.

Вместе с тем предпочтения россиян за год, несмотря на существенное подорожание автомобилей, изменились не очень значительно. Так, в список самых востребованных моделей, согласно отчету АЕБ, вошло только шесть новых моделей. И далеко не всегда речь идет о более доступных автомобилях. Например, в линейку наиболее популярных вошел классический рамный внедорожник от известного японского производителя.

По словам директора специализированного агентства «Автостат» Сергея Целикова, процесс оптимизации модельных рядов для российского рынка только начался и будет активно продолжаться. Он связан не только с сокращением емкости рынка, но и с риском девальвации рубля. Многие модели поставлять в Россию становится просто невыгодно. По оценке эксперта, в следующем году на нашем рынке официально будет продаваться не более 300 моделей. Вывод напрашивается сам собой: россиянам пока есть из чего выбирать, но выбор скудеет с каждым месяцем.

Продажи вниз

Теперь обратимся к динамике продаж. За первые три квартала продано 1,2 млн автомобилей. «На самом деле наш рынок падает с марта 2013 года за исключением нескольких всплесков: в декабре 2013-го и марте 2014-го, а еще в ноябре-декабре 2014 года, — говорит вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев. — В 2013 году было продано 2,78 млн, в 2014-м — около 2,5 млн автомобилей: из них 1,9 млн произведено в России и 600 тыс. импортировано. В этом году мы реализуем в общей сложности, дай бог, около 1,55 млн машин. Отечественное производство упадет до 1,2 млн, импорт — до 300 тыс. По сути, мы вернулись к уровню 2009 года».

Суммарная емкость отечественного рынка легковых автомобилей в 2015 году составит 1,7–1,8 трлн рублей, это примерно на четверть меньше прошлогодней (2,34 трлн рублей).

«Рынок августа продемонстрировал нетипичное для этого месяца оживление, — продолжает представитель РОАД. — Мы это связываем с курсовой нестабильностью и стимулирующей спрос информацией о возможном подорожании автомобилей. Потребители стремились избавиться от рублей, вкладывая наличные средства в покупку автомобилей. Многие дилеры отметили, что в августе процент кредитных продаж снизился, что только подтверждает данный вывод».

В сентябре 2015 года было реализовано 140 867 новых автомобилей, что в любом случае на 28,6% меньше, чем в сентябре 2014 года. Впрочем, в октябре и ноябре этого года ситуация на рынке может ухудшиться. Такой вывод можно сделать на основании текущего уровня контрактования в дилерских центрах.

По данным портала «Автостат», если говорить по классам, то меньше других снизились продажи в сегменте В. Его лидеры — недорогие корейские марки — даже увеличили сбыт. Доля кроссоверов в общем объеме продаж тоже велика, но здесь преобладают дешевые модели. Напротив, почти совсем прекратились продажи совсем маленьких автомобилей А-класса и пикапов. Особняком стоит рынок автомобилей премиум-сегмента. Здесь и объемы небольшие, ну и спад продаж, соответственно, такой же.

Дилерские центры, естественно, испытывают финансовые проблемы. Однако существенного их сокращения не произошло: в 2014 году из более 4 тыс. обанкротилось 311, а вновь создано 290. В этом году будут примерно такие же показатели. Некоторые банкротятся, не имея возможности расплатиться с кредиторами, иные сворачивают деятельность по собственному желанию, третьи продаются и сливаются с более сильными отраслевыми игроками.

В конце прошлого года некоторые эксперты предсказывали, что около трети отечественных автодилеров, а это более 1 тыс. компаний по всей стране, закроются или окажутся на грани банкротства. Значит, коллапса удалось избежать.

«Валютная нестабильность остается одной из серьезных опасностей для российских автодилеров, — считают в РОАД. — Автомобили, заказываемые в валюте, напрямую с завода, могут оказаться просто недоступными для потребителей. Таким образом, целые марки просто тихо уйдут с нашего рынка».

Не забудем, что рынок страхования тоже против автодилеров. Например, с начала года каско подорожало на 30–50%. В ЦБ не исключают дальнейшего роста тарифов. По информации мегарегулятора, в первом полугодии количество заключенных договоров ОСАГО сократилось на 7%, каско — на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий объем сборов по автострахованию упал на 14%, до 90 млрд рублей.

Сейчас для автомобиля стоимостью 1–1,2 млн рублей полис каско в среднем стоит около 60 тыс. рублей. С франшизой, с телематикой несколько дешевле.

Ставки по кредитам вверх-вниз

Как бы то ни было, продажи худо-бедно стабилизировались. Дела могли бы обстоять хуже, если бы не два ключевых фактора. Первый — снижение ключевой ставки ЦБ до 11%, и второй — стимулирование покупательского спроса благодаря действию трех правительственных программ: обновление автопарка (утилизация и trade-in действует с 1 января), а также субсидирование ставок по кредитам и льготный лизинг, которые заработали в апреле-мае.

В 2014 году 37%, или порядка 1 млн, автомобилей продавались в России в кредит. Однако после поднятия ЦБ ключевой ставки до 17% все коммерческие банки резко повысили тарифы, а некоторые, включая госбанки, вообще остановили такие программы. А автоссуды по ставке 23–29% в Москве и за 30% в регионах никому не нужны.

Сейчас ставки по кредитам, если не брать в расчет специальные предложения, снова опустились до уровня 13–16%. Эксперты говорят, что до уровня прошлого года продажи в кредит, конечно, не дотянут, но примерно четверть машин может быть реализована таким образом.

Кроме того, на рынке появились интересные предложения по отдельным маркам. Например, можно получить нулевую ставку по автокредиту при покупке вместе с французской машиной, произведенной в России, фирменного полиса каско и продленной гарантии.

Если говорить о программах господдержки, то, по данным Минпромторга на середину сентября, более 368 тыс. машин реализовано с помощью этих мер. Получается, каждый третий автомобиль.

Плановый годовой показатель равен 372 тыс. Лимит выбран, и до конца года Минпромторг сначала обещал выделить дополнительно 7 млрд рублей, из которых 5 млрд пошли бы на программу «обновления». Затем эту сумму снизили до 4 млрд рублей. Но денег нет до сих пор. Возможно, из-за мер жесткой экономии уже и не будет. Всего в этом году кабмин должен был предоставить автоиндустрии 20 млрд рублей. По крайней мере такая цифра заложена в антикризисном плане.

Меньше двух месяцев назад ассоциация дилеров направила премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо с просьбой расширить в 2016 году поддержку автопрома. В частности, предлагается внести изменения в программу субсидирования (в размере 2/3 ключевой ставки ЦБ) автокредитов. Сейчас программа распространяется на продукцию, собранную в России, стоимостью не более 1 млн рублей при условии, что человек внес 20% предоплаты. В ассоциации хотят увеличить этот порог до 1,5 млн рублей.

После 1 ноября правительство обещало представить свои предложения.

Московский комсомолец