Поиск

Первый заместитель председателя Омского городского Совета рассказал обозревателю РИА «Омск-информ» о том, почему застраивают парковые зоны, почему будут забирать земли у нерадивых застройщиков и почему депутаты не могут повлиять на незаконное строительство.

– Василий Васильевич, существовала порочная система, когда предприниматели приходили просить земельные участки и получали их по элементарной заявке. После этого нередко возникали скандалы. Пример – земли под кафе в парке имени 30-летия ВЛКСМ. Как сегодня построена система одобрения тех или иных муниципальных территорий под застройку?

– То время, когда земли оформляли по так называемым актам выбора, к сожалению, еще не прошло. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации акты выбора, которые были выданы до 2014 года, даже до 1 марта 2015 года – действующие. То есть если человек до 1 марта получил это право выбора, то до 1 марта 2018 года он может реализовать свою заявку. С выходом нового закона подобные ситуации регулируются, но тем не менее и там можно найти 86 причин, по которым решением губернатора застройщики могут получить земли безвозмездно.

– Можете назвать пример?

– Допустим, в случае комплексной застройки какого-то микрорайона. То есть когда застройщик берет на себя участок с предоставлением мест для школы, для садика, для поликлиники. Есть еще ряд позиций, по которым землю по-прежнему могут отдавать по акту выбора.

– То есть муниципальные земли раздаются без ведома депутатов горсовета, и они не имеют даже совещательного голоса?

– На самом деле этот процесс, думаю, будет еще регулироваться, но каких-то документов ни Законодательное собрание, ни мэрия пока не выпускали. Безусловно, какая-то информация по передаче земель к нам должна приходить. Есть так называемые зоны использования, и часто получается так, что необходимо соблюдать этажность или понимать, где проходит дорога. Каждому застройщику нужно корректировать подобные положения, и он в любом случае должен будет обратиться в администрацию города. То есть в комиссию по землепользованию, а там теперь половина депутатов горсовета. И там уже будет решаться вопрос, разрешить или не разрешить. Контроль как бы остается.

– Тем не менее, если судить по скандалам в СМИ, кто-то все равно оказывается «над законом».

– И с этим со стороны депутатов горсовета идет постоянная борьба. Я предложил внести зонирование исторического центра. Существуют зоны, которые защищены. Но лишь формально. Это все понимают и продолжают совершенно спокойно их застраивать. Например, ресторан «Колчак» построили без разрешения, пытались построить на улице Гагарина около моста, на Бударина. Мне некоторые товарищи говорят: мол, не лезьте, у нас все урегулировано. Я отвечаю, что не возражаю – но при этом у ваших семи нянек дитя без глазу. Ладно, один-два объекта «недоглядели», но у нас 79 объектов в городе, которые построены без разрешения. Все это есть. Поэтому я и предложил в историческом центре всякое строительство начинать только после того, как будут проведены публичные слушания. Мы в городском Совете не будем обладать правом запрета, но прежде чем нас поставят перед фактом, мы должны знать, что делается в городе.

– Но ведь нельзя просто «просмотреть» целых 79 домов. Кто поставлен за этим следить?

– При администрации существует комиссия, которая рассматривает эти вопросы. Я тоже был удивлен слишком уж большим числом домов, построенных без разрешительной документации. Но мне ответили, что многие застройщики начинают работы еще в процессе рассмотрения заявки. Спрашивал: это норма у вас, что люди сначала строят, а потом эти документы делают? Вразумительного ответа не получил. А ведь потом возникает ситуация – даже если он построил без разрешительных документов, не сносить же его – там люди живут. И хотя уже есть 37 решений суда по сносу незаконно построенных зданий, снесли, если не ошибаюсь, только одно – по улице Бударина. Может, планируют и остальные «урегулировать».

– Во многих городах распространена практика, когда предприниматель берет земли, скажем, под строительство детской площадки, а затем отстраивает там многоэтажку. Вы часто с этим сталкиваетесь?

– Комиссия по землепользованию, которую я практически сейчас возглавляю, кроме прочего, следит за тем, чтобы земли были использованы по назначению. Да, иногда предприниматели приходят к нам и просят изменить назначение земли. Мы рассматриваем возможности, советуемся со специалистами. Но, бывает, заявляются и ставят нас перед фактом. Дом построен, будьте любезны, согласуйте под него назначение земли. Извините, ребята, с какого перепугу? В таких случаях большинство депутатов не поддерживают застройщика. Случалось, нас просили перевести под жилищную застройку парковые зоны – отказывали однозначно.

– А бывали случаи давления со стороны высоких покровителей таких застройщиков?

– Лично я с этим не сталкивался. Попросить могут, но просить, уговаривать и убеждать придется десятки человек. Процедура изменения зоны застройки достаточно длительная. Люди подают документы в департамент архитектуры, затем выходят к нам на комиссию, комиссия изучает все обстоятельства, принимает решение. Затем проект выносится на публичные слушания. На них приходят жители города, и окончательное решение принимают депутаты городского Совета. Пропусти одну из процедур – и возникнут большие вопросы.

– У меня всегда возникали сомнения по поводу публичных слушаний и общественных экспертиз. Вам не кажется, что костяк «общественников», которые как бы олицетворяют народ, на деле – просто люди, которым скучно, у которых много свободного времени и которые своими выступлениями только запутывают дело?

– По регламенту городского Совета не только у нас, а во всей России любой гражданин может написать заявление о присутствии на заседании городского Совета, любой может попросить слова. Если ты хочешь выступить по конкретному вопросу, то за это должны проголосовать депутаты – дать слово или нет. Отвечая на ваши сомнения – мы прекрасно знаем людей, которые приходят сюда выступать. Прекрасно знаем, кто идет с дельными предложениями, а кто – элементарно сорвать работу и попиариться. Эти выступления мы стараемся отсекать. Предлагаем выступить на рабочей группе, в комитетах, где более глубоко рассматриваются те или иные вопросы. Хотя из всех выступлений здравое зерно процентах в 2-3 есть. Смысл остальных сводится к тому, что, грубо говоря, все нужно взять и поделить поровну.

– О вечной болезни дефицита бюджета. Продажа и аренда муниципальных земель – не самая последняя статья его наполнения. Но, насколько я знаю, не все они даже внесены в кадастр. Что мешает?

– От продаж в этом году мы будем иметь только 80 миллионов. От аренды мы запланировали 1 миллиард 38 миллионов рублей, и уже 906 миллионов получено. Но вопрос не в том, продавать или не продавать землю – вопрос в том, что всю землю нужно поставить на кадастр, чтобы город получал реальные налоги. А у нас многие многоэтажные дома еще не поставлены на кадастр. Даже земли некоторых муниципальных предприятий, которые уже акционировались, до сих пор не поставлены на кадастр. К тому же необходимо провести новую кадастровую оценку. При сегодняшнем положении бюджет города теряет почти 1 миллиард рублей. У нас самый низкий налог на землю в Сибири.

– И все же что нужно сделать, чтобы использовать муниципальную собственность более эффективно? Продажа или аренда?

– Мы почему-то перестали запрашивать, у кого что в аренде и как эта арендная плата соотносится с ценой объекта. Если аренда такова, что цена объекта за 3-5 лет отбивается, то все хорошо. Если цена аренды такова, что будет отбиваться 25 лет, то лучше участок продать. У нас были предприниматели, которые на улице Ленина имели объект и платили за него 9 рублей за квадратный метр. Договор был заключен на 99 лет. Конечно же, такие объекты надо продавать. За хорошую цену. Мало того, что бюджет получает сущие копейки, на этом фоне были возможны махинации.

Например, до прошлого года в департаменте имущественных отношений существовала комиссия, которая без торгов могла передавать земли, полученные по акту выбора, под строительство. То есть заполучил кто-то землю для строительства и не использует – он мог написать в эту комиссию, что у него возникли какие-то финансовые проблемы, что землю, мол, прошу передать моему товарищу или там какой-то фирме. И комиссия имела право передавать земли тому, на кого указали. Но ведь этот товарищ с другого товарища получил крупную сумму, а бюджет ничего не получил. Мы два года с этим боролись. Ликвидировали. Но не факт, что не появилась какая-либо другая подобная схема. Нам об этом не сообщается.

– Если не ошибаюсь, не так давно вы предлагали достаточно радикальные меры против тех застройщиков, кто устраивает долгострои и, по сути, владея землей, платит в казну сущие копейки?

– В законе сейчас прописано, что неиспользуемый земельный участок в целях достроя может оставаться в течение трех лет, но при нарушении графика освоения территории это является основанием для расторжения договора аренды. Но некоторые обходят этот закон. Например, регистрируют недострой, забив, скажем, пару свай. И это уже его собственность. И ничего с этой собственностью сделать было нельзя. Сейчас закон дает власти полномочия по борьбе с этим долгостроем. Выезжает комиссия и оценивает, что там сделано. Предпринимателю платят деньги – и участок забирают. Сейчас у нас неиспользованными считаются порядка 70 участков. Причем преимущественно они находятся в центре города. Да, на комитет по градостроительству в эту сессию я вынес несколько вопросов по поводу неиспользованных участков. Комитет настоял, мэрия работу начала, и вот на Левом берегу уже три участка забрали по суду и выставили на торги. Еще два участка забрали в Амурском поселке, и работа продолжается.

– Насколько известно, некоторые из этих долгостроев как раз и задействованы в уже озвученной схеме по перепродаже земельных участков.

– Да, по поводу некоторых участков вопросы возникают. Например, задаю эти вопросы в департаменте имущественных отношений, а мне отвечают: мол, нас туда пока не подпускают. Будем выносить на комитет, дадим предложение администрации. Но если администрация работать не будет, направим информацию в Следственный комитет. У меня было предложение, что если за три года на арендованном участке ничего не сделано, нужно увеличивать стоимость аренды в три раза. Если человек реально собирается строить, он поспешит, а если собирается спекулировать – может и прогореть. Придется от земли отказываться и возвращать.

– Не особо верится, что эти схемы, ведущие к легкому и почти законному обогащению, так легко разрушить.

– Борьба нешуточная. Был случай, когда одна дама, уже 10 лет издевающаяся над горожанами видами своего долгостроя, в конце концов, что называется, ускользнула от ответственности. На ее долгострой мы подали заявление в прокуратуру, прокуратура – в суд. На суд приглашаются администрация, техническая инспекция, ответчик. Но на суд никто не приходит, и дело не рассматривается. Мы поднимаем вопрос снова. А в это время потихоньку оформляются документы. Появляются договор аренды, разрешение на строительство... И когда дело вновь доходит до суда, судья говорит – а у нее все есть, все документы в порядке.

– Разве это возможно без участия департаментов архитектуры и имущественных отношений?

– Да, у департамента архитектуры и департамента имущества была такая игра. Один департамент заключает договор аренды, другой дает разрешение на строительство. Аренда дается на три года, она, допустим, заканчивается 30 октября, но существует разрешение на строительство, которое дается тоже на три года, но действует до 30 декабря. Аренда заканчивается, а департамент говорит, что разрешение на строительство еще действует. И продлевают аренду еще на три года. Заканчивается аренда, и по той же схеме еще на три года продлевается разрешение на строительство. Так вот эти «качели» существовали до прошлого года. Сейчас мы их остановили, настояв, чтобы договоры аренды и разрешение на строительство заключались день в день.

– Существование этих «качелей» может говорить о признаках коррупции?

– Застройщикам, безусловно, эта система была выгодна. Это работало много лет.

– Злободневен вопрос о раздаче «хороших» земель, что называется, «нужным людям». Вы работаете над этим?

– У нас, когда объявляется любой конкурс на землю – на аренду, на продажу, – информация публикуется в газете «Третья столица». В городе более миллиона жителей, а газета выходит тиражом 600 экземпляров. Причем разносится она по администрациям, в киосках ее нет, купить ее нельзя. Я говорил – увеличивайте тираж, выкладывайте информацию о конкурсах в интернете, чтобы это было публично. Но, даже увидев информацию на официальном сайте горадминистрации, порой невозможно разобрать, где находится участок. Специально это делается или нет – другой вопрос. И мы над этим еще будем работать.

Владимир Преображенский

Первый заместитель председателя Омского городского Совета рассказал обозревателю РИА «Омск-информ» о том, почему застраивают парковые зоны, почему будут забирать земли у нерадивых застройщиков и почему депутаты не могут повлиять на незаконное строительство.

– Василий Васильевич, существовала порочная система, когда предприниматели приходили просить земельные участки и получали их по элементарной заявке. После этого нередко возникали скандалы. Пример – земли под кафе в парке имени 30-летия ВЛКСМ. Как сегодня построена система одобрения тех или иных муниципальных территорий под застройку?

– То время, когда земли оформляли по так называемым актам выбора, к сожалению, еще не прошло. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации акты выбора, которые были выданы до 2014 года, даже до 1 марта 2015 года – действующие. То есть если человек до 1 марта получил это право выбора, то до 1 марта 2018 года он может реализовать свою заявку. С выходом нового закона подобные ситуации регулируются, но тем не менее и там можно найти 86 причин, по которым решением губернатора застройщики могут получить земли безвозмездно.

– Можете назвать пример?

– Допустим, в случае комплексной застройки какого-то микрорайона. То есть когда застройщик берет на себя участок с предоставлением мест для школы, для садика, для поликлиники. Есть еще ряд позиций, по которым землю по-прежнему могут отдавать по акту выбора.

– То есть муниципальные земли раздаются без ведома депутатов горсовета, и они не имеют даже совещательного голоса?

– На самом деле этот процесс, думаю, будет еще регулироваться, но каких-то документов ни Законодательное собрание, ни мэрия пока не выпускали. Безусловно, какая-то информация по передаче земель к нам должна приходить. Есть так называемые зоны использования, и часто получается так, что необходимо соблюдать этажность или понимать, где проходит дорога. Каждому застройщику нужно корректировать подобные положения, и он в любом случае должен будет обратиться в администрацию города. То есть в комиссию по землепользованию, а там теперь половина депутатов горсовета. И там уже будет решаться вопрос, разрешить или не разрешить. Контроль как бы остается.

– Тем не менее, если судить по скандалам в СМИ, кто-то все равно оказывается «над законом».

– И с этим со стороны депутатов горсовета идет постоянная борьба. Я предложил внести зонирование исторического центра. Существуют зоны, которые защищены. Но лишь формально. Это все понимают и продолжают совершенно спокойно их застраивать. Например, ресторан «Колчак» построили без разрешения, пытались построить на улице Гагарина около моста, на Бударина. Мне некоторые товарищи говорят: мол, не лезьте, у нас все урегулировано. Я отвечаю, что не возражаю – но при этом у ваших семи нянек дитя без глазу. Ладно, один-два объекта «недоглядели», но у нас 79 объектов в городе, которые построены без разрешения. Все это есть. Поэтому я и предложил в историческом центре всякое строительство начинать только после того, как будут проведены публичные слушания. Мы в городском Совете не будем обладать правом запрета, но прежде чем нас поставят перед фактом, мы должны знать, что делается в городе.

– Но ведь нельзя просто «просмотреть» целых 79 домов. Кто поставлен за этим следить?

– При администрации существует комиссия, которая рассматривает эти вопросы. Я тоже был удивлен слишком уж большим числом домов, построенных без разрешительной документации. Но мне ответили, что многие застройщики начинают работы еще в процессе рассмотрения заявки. Спрашивал: это норма у вас, что люди сначала строят, а потом эти документы делают? Вразумительного ответа не получил. А ведь потом возникает ситуация – даже если он построил без разрешительных документов, не сносить же его – там люди живут. И хотя уже есть 37 решений суда по сносу незаконно построенных зданий, снесли, если не ошибаюсь, только одно – по улице Бударина. Может, планируют и остальные «урегулировать».

– Во многих городах распространена практика, когда предприниматель берет земли, скажем, под строительство детской площадки, а затем отстраивает там многоэтажку. Вы часто с этим сталкиваетесь?

– Комиссия по землепользованию, которую я практически сейчас возглавляю, кроме прочего, следит за тем, чтобы земли были использованы по назначению. Да, иногда предприниматели приходят к нам и просят изменить назначение земли. Мы рассматриваем возможности, советуемся со специалистами. Но, бывает, заявляются и ставят нас перед фактом. Дом построен, будьте любезны, согласуйте под него назначение земли. Извините, ребята, с какого перепугу? В таких случаях большинство депутатов не поддерживают застройщика. Случалось, нас просили перевести под жилищную застройку парковые зоны – отказывали однозначно.

– А бывали случаи давления со стороны высоких покровителей таких застройщиков?

– Лично я с этим не сталкивался. Попросить могут, но просить, уговаривать и убеждать придется десятки человек. Процедура изменения зоны застройки достаточно длительная. Люди подают документы в департамент архитектуры, затем выходят к нам на комиссию, комиссия изучает все обстоятельства, принимает решение. Затем проект выносится на публичные слушания. На них приходят жители города, и окончательное решение принимают депутаты городского Совета. Пропусти одну из процедур – и возникнут большие вопросы.

– У меня всегда возникали сомнения по поводу публичных слушаний и общественных экспертиз. Вам не кажется, что костяк «общественников», которые как бы олицетворяют народ, на деле – просто люди, которым скучно, у которых много свободного времени и которые своими выступлениями только запутывают дело?

– По регламенту городского Совета не только у нас, а во всей России любой гражданин может написать заявление о присутствии на заседании городского Совета, любой может попросить слова. Если ты хочешь выступить по конкретному вопросу, то за это должны проголосовать депутаты – дать слово или нет. Отвечая на ваши сомнения – мы прекрасно знаем людей, которые приходят сюда выступать. Прекрасно знаем, кто идет с дельными предложениями, а кто – элементарно сорвать работу и попиариться. Эти выступления мы стараемся отсекать. Предлагаем выступить на рабочей группе, в комитетах, где более глубоко рассматриваются те или иные вопросы. Хотя из всех выступлений здравое зерно процентах в 2-3 есть. Смысл остальных сводится к тому, что, грубо говоря, все нужно взять и поделить поровну.

– О вечной болезни дефицита бюджета. Продажа и аренда муниципальных земель – не самая последняя статья его наполнения. Но, насколько я знаю, не все они даже внесены в кадастр. Что мешает?

– От продаж в этом году мы будем иметь только 80 миллионов. От аренды мы запланировали 1 миллиард 38 миллионов рублей, и уже 906 миллионов получено. Но вопрос не в том, продавать или не продавать землю – вопрос в том, что всю землю нужно поставить на кадастр, чтобы город получал реальные налоги. А у нас многие многоэтажные дома еще не поставлены на кадастр. Даже земли некоторых муниципальных предприятий, которые уже акционировались, до сих пор не поставлены на кадастр. К тому же необходимо провести новую кадастровую оценку. При сегодняшнем положении бюджет города теряет почти 1 миллиард рублей. У нас самый низкий налог на землю в Сибири.

– И все же что нужно сделать, чтобы использовать муниципальную собственность более эффективно? Продажа или аренда?

– Мы почему-то перестали запрашивать, у кого что в аренде и как эта арендная плата соотносится с ценой объекта. Если аренда такова, что цена объекта за 3-5 лет отбивается, то все хорошо. Если цена аренды такова, что будет отбиваться 25 лет, то лучше участок продать. У нас были предприниматели, которые на улице Ленина имели объект и платили за него 9 рублей за квадратный метр. Договор был заключен на 99 лет. Конечно же, такие объекты надо продавать. За хорошую цену. Мало того, что бюджет получает сущие копейки, на этом фоне были возможны махинации.

Например, до прошлого года в департаменте имущественных отношений существовала комиссия, которая без торгов могла передавать земли, полученные по акту выбора, под строительство. То есть заполучил кто-то землю для строительства и не использует – он мог написать в эту комиссию, что у него возникли какие-то финансовые проблемы, что землю, мол, прошу передать моему товарищу или там какой-то фирме. И комиссия имела право передавать земли тому, на кого указали. Но ведь этот товарищ с другого товарища получил крупную сумму, а бюджет ничего не получил. Мы два года с этим боролись. Ликвидировали. Но не факт, что не появилась какая-либо другая подобная схема. Нам об этом не сообщается.

– Если не ошибаюсь, не так давно вы предлагали достаточно радикальные меры против тех застройщиков, кто устраивает долгострои и, по сути, владея землей, платит в казну сущие копейки?

– В законе сейчас прописано, что неиспользуемый земельный участок в целях достроя может оставаться в течение трех лет, но при нарушении графика освоения территории это является основанием для расторжения договора аренды. Но некоторые обходят этот закон. Например, регистрируют недострой, забив, скажем, пару свай. И это уже его собственность. И ничего с этой собственностью сделать было нельзя. Сейчас закон дает власти полномочия по борьбе с этим долгостроем. Выезжает комиссия и оценивает, что там сделано. Предпринимателю платят деньги – и участок забирают. Сейчас у нас неиспользованными считаются порядка 70 участков. Причем преимущественно они находятся в центре города. Да, на комитет по градостроительству в эту сессию я вынес несколько вопросов по поводу неиспользованных участков. Комитет настоял, мэрия работу начала, и вот на Левом берегу уже три участка забрали по суду и выставили на торги. Еще два участка забрали в Амурском поселке, и работа продолжается.

– Насколько известно, некоторые из этих долгостроев как раз и задействованы в уже озвученной схеме по перепродаже земельных участков.

– Да, по поводу некоторых участков вопросы возникают. Например, задаю эти вопросы в департаменте имущественных отношений, а мне отвечают: мол, нас туда пока не подпускают. Будем выносить на комитет, дадим предложение администрации. Но если администрация работать не будет, направим информацию в Следственный комитет. У меня было предложение, что если за три года на арендованном участке ничего не сделано, нужно увеличивать стоимость аренды в три раза. Если человек реально собирается строить, он поспешит, а если собирается спекулировать – может и прогореть. Придется от земли отказываться и возвращать.

– Не особо верится, что эти схемы, ведущие к легкому и почти законному обогащению, так легко разрушить.

– Борьба нешуточная. Был случай, когда одна дама, уже 10 лет издевающаяся над горожанами видами своего долгостроя, в конце концов, что называется, ускользнула от ответственности. На ее долгострой мы подали заявление в прокуратуру, прокуратура – в суд. На суд приглашаются администрация, техническая инспекция, ответчик. Но на суд никто не приходит, и дело не рассматривается. Мы поднимаем вопрос снова. А в это время потихоньку оформляются документы. Появляются договор аренды, разрешение на строительство... И когда дело вновь доходит до суда, судья говорит – а у нее все есть, все документы в порядке.

– Разве это возможно без участия департаментов архитектуры и имущественных отношений?

– Да, у департамента архитектуры и департамента имущества была такая игра. Один департамент заключает договор аренды, другой дает разрешение на строительство. Аренда дается на три года, она, допустим, заканчивается 30 октября, но существует разрешение на строительство, которое дается тоже на три года, но действует до 30 декабря. Аренда заканчивается, а департамент говорит, что разрешение на строительство еще действует. И продлевают аренду еще на три года. Заканчивается аренда, и по той же схеме еще на три года продлевается разрешение на строительство. Так вот эти «качели» существовали до прошлого года. Сейчас мы их остановили, настояв, чтобы договоры аренды и разрешение на строительство заключались день в день.

– Существование этих «качелей» может говорить о признаках коррупции?

– Застройщикам, безусловно, эта система была выгодна. Это работало много лет.

– Злободневен вопрос о раздаче «хороших» земель, что называется, «нужным людям». Вы работаете над этим?

– У нас, когда объявляется любой конкурс на землю – на аренду, на продажу, – информация публикуется в газете «Третья столица». В городе более миллиона жителей, а газета выходит тиражом 600 экземпляров. Причем разносится она по администрациям, в киосках ее нет, купить ее нельзя. Я говорил – увеличивайте тираж, выкладывайте информацию о конкурсах в интернете, чтобы это было публично. Но, даже увидев информацию на официальном сайте горадминистрации, порой невозможно разобрать, где находится участок. Специально это делается или нет – другой вопрос. И мы над этим еще будем работать.

Владимир Преображенский