Поиск

Вслед за студентами, молодыми людьми и бизнесменами из Омска в теплые края нестройными косяками потянулись старики. Куда они едут?

Выпускники – по специальности

Малоизвестный факт. В нулевые годы из Омска на работу в дальнее зарубежье уезжало выпускников вузов больше, чем из столичных университетов. То есть если из Москвы в дальние края подавались 2–3 процента, то, скажем, из ОмГУ после выпуска с факультета международного бизнеса (ФМБ) – порядка 20. Наблюдатели объясняли этот парадокс тем, что выпускники ФМБ оказывались для регионального бизнеса «слишком умными», непривычно независимыми и чересчур требовательными в плане уровня оплаты труда. Эти качества устраивали работодателей крупных зарубежных компаний, и выпускников разбирали как горячие пирожки в мороз.

За последние два года динамика несколько изменилась – за рубеж выезжают порядка 5–7 процентов выпускников. Но вместе с тем изменилась структура принятия решения о смене региона и страны для постоянного проживания. По информации руководителя лаборатории экономического анализа ФМБ Натальи Пузиной, со сменой системы высшего образования РФ многие студенты изначально ставят задачу выезжать за границу для получения дальнейшего образования.

Проще говоря, уезжая на третьем курсе бакалавриата по программе академической мобильности в Германию, в Чехию или по американско-австралийскому направлению, они практически определяют свой дальнейший образ жизни.

– Это дает им возможность посмотреть и сравнить уровень жизни населения, примерить свои силы на рынке трудоустройства той страны, где они учатся, – говорит Наталья Пузина, – и, как подсказывает практика, эти студенты, осознав свой вес как конкурентных специалистов на рынке, обратно уже не возвращаются.

Еще одним лидером по «поставкам» вчерашних студентов в компании с мировыми именами являются ОмГТУ и, как это ни странно, выпускники гуманитарных факультетов всех присутствующих в Омске вузов. Общая особенность этих ребят – владение не только разговорным, но и «деловым» языком намеченной для ПМЖ страны.

Несмотря на низкую самооценку многих омских студентов, их уровень регионального образования достаточно востребован. Те же выпускники ФМБ работают аналитиками в крупнейших компаниях Канады, Великобритании, Германии и США. Выпускников ОмГТУ приглашают в авиа- и автомобильные концерны. В частности, по некоторым данным, их сильно хотят в Чэнду (Китай), где существует высокотехнологичный индустриальный парк, где расположено авиационное производство и где расположен один из важнейших в стране центров автомобилестроения. В Испании пользуются спросом выпускники медакадемии.

Выпускники – лишь бы уехать

Однако вчерашние студенты не всегда едут работать по полученной специальности. По некоторым оценкам, до 20 процентов уезжают из Омска по принципу «лишь бы уехать». И если первые используют прямые связи или специфический ресурс по трудоустройству HeadHunter («Охотник за головами»), то вторые выходят на рекрутинговые агентства любого уровня, стараясь найти любую работу – лишь бы закрепиться в какой-либо приглянувшейся стране.

По признанию экспертов, самыми легкими на подъем в этом смысле являются участники студенческих программ типа Work and Travel. В отличие от тех студентов, кто, осознав свой вес как конкурентных специалистов на рынке, обратно уже не возвращается, они предпочитают даже неквалифицированную работу, лишь бы жить в странах с более высоким уровнем цивилизации.

По мнению декана факультета гуманитарного образования ОмГТУ Михаила Машкарина, происходит это вследствие общего депрессивного настроения молодежи в регионе.

– Я противник оттока образованной молодежи из Омска, – говорит он, – но, с другой стороны, наверное, трудно быть патриотом своего города, когда, получив диплом, из своих 18 тыс. рублей зарплаты 20 тратишь на съемную квартиру, проезд и скудное пропитание.

Кроме низкой зарплаты в регионе, ребят гонит с малой родины и неуверенность в завтрашнем дне.

– Случается так, – поясняет Машкарин, – наши предприятия ВПК набирают человек 300, дают приличную зарплату. А через год-два, когда федеральный заказ выполнен, молодежь снова оказывается на улице.

Куда уезжает молодежь, не сумевшая пристроиться за рубежом по специальности? Зачастую в те страны, где уже успела поработать по тем самым международным программам. Но это не всегда получается. Например, попасть обратно в США по рабочей визе – дело не из легких, и тогда бывшие студенты используют, как сами называют, «рекомендательные грамоты». По их словам, западный работодатель при увольнении сотрудника обязан выдать ему некий документ, в котором кроме профессиональных способностей указывается присущая (неприсущая) добросовестность и прочие качества, характеризующие отношение к работе. И эта «бумажка», кроме соответствующих результатов собеседования, тоже имеет немалый вес.

Кстати, молодые омичи, четко поставившие себе цель работать за рубежом, стремятся освоить «универсальные» специальности: водитель, парикмахер, бармен, администратор отеля. По словам их вчерашних вузовских преподавателей – многие поддерживают отношения, – эти специальности помогли «дожить» до получения более квалифицированной работы, которая уже ближе к полученному образованию в вузе.

Барменом, по информации молодежи, покинувшей Омск в 2011-2013 годах, можно перебиться в Испании и Германии – зарплата порядка 1200 евро. Омичка-парикмахер с исторического факультета ОмГУ получает в Италии 1300 евро. Водитель такси во Франции с дипломом преподавателя английского языка – 1400 евро. Воспитатель детей в Великобритании с филологическим образованием из омского педа – 700 фунтов стерлингов.

До 45 и бизнес

По данным омских рекрутинговых агентств, омичи «за 45», уезжающие работать за границу и не принадлежащие к прослойке предпринимателей, составляют статистическую погрешность. В основном это люди, получившие квалифицированные специальности при СССР – токари, слесари и пр., которых «выманили» к себе ранее покинувшие Омск дети. Находят работу по специальности выпускники омского Речного училища. Особенно те, кто успел переучиться на морские суда – как известно, российские моряки ходят на судах под флагами различных экзотических государств – но при этом наши по-прежнему считаются одними из лучших.

Но это если говорить о «работягах». Иную статистику показывают омские предприниматели. Начиная с 2010 года в Омск пришла мода так называемого «дистанционного» управления. Местные предприниматели, добившиеся определенного уровня прибыли, предпочитают жить за границей, наведываясь в регион для контроля за бизнесом или, скажем, для посещения заседаний Законодательного собрания.

Можно подумать, что омские предприниматели, ведущие такой образ жизни – мультимиллионеры. Но это не так. По данным Центра формирования кадрового потенциала РАНХиГС, большую часть этих людей составляют предприятия малого и среднего бизнеса. При этом недвижимость омскими «бизнес-середнячками» приобретается в курортных зонах типа Кипра, Болгарии и Греции в силу относительной дешевизны даже по отношению к квартирам города Омска. Но многие владельцы предприятий, которые, что называется, на слуху, предпочитают более «продвинутые» варианты. Сибирскую зиму, по сложившейся у них моде, они переживают в Германии и Испании.

Кстати, проживая большее время за рубежом, эти люди всеми силами стараются обеспечить свою старость именно там. Самое популярное занятие – скупка недвижимости, которую они сдают в аренду. И это тоже не означает наличия очень больших денег. По данным международных агентств недвижимости на том же Кипре, в Болгарии и Греции цены на равноценные жилье даже дешевле, чем в Омске на 30–40 процентов, несмотря на то что оно находится в шаговой доступности от моря.

Кроме этого, у «дистанционных» омских предпринимателей средней руки вслед за более успешными коллегами входит в моду давать образование своим детям за границей. И если им пока не по карману университеты США и Англии, то вузы Болгарии – вполне. На некоторых факультетах болгарских вузов, дающих, кстати, диплом европейского образца, стоимость годового обучения – 15–20 тыс. рублей.

Пенсионеры

В 2014 году за границу из Омска вновь потянулись пенсионеры. Если омское отделение ПФР в 2013 году выплачивало пенсии 13 400 омичам, проживающим за границей, то в 2015-м  эта цифра увеличилась до 13 595.

Кстати сказать, по сравнению с соседней Новосибирской областью по оттоку вроде бы «привычных ко всему» пенсионеров мы поставили фантастический рекорд. По данным на начало сентября текущего года, всего лишь 4871 новосибирский пенсионер живет за рубежом и получает российскую пенсию. По информации специалистов Омского отделения ПФР, основной костяк омских пенсионеров составляют люди, в свое время уехавшие в Германию, следом идут Израиль и США.

Но, по оценке экспертов, «новая волна» оттока пенсионеров из Омской области направлена и будет усиливаться в направлении стран, уже облюбованных вышеупомянутыми омскими бизнесменами средней руки. Мотивация – прожить остаток дней в теплых краях с качественной и доступной системой здравоохранения и небольшой, сравнительно, стоимостью жизни. Так, по данным экспертов агентства недвижимости «Сфера Групп», цены на продукты и услуги в этих странах на 15–30 процентов ниже, чем в России.

По информации РИА «Омск-Информ», на Кипре и в Болгарии (Бургас) уже существуют такие диаспоры омских пенсионеров, по численности каждая около сотни.

Владимир Преображенский

2913

Вслед за студентами, молодыми людьми и бизнесменами из Омска в теплые края нестройными косяками потянулись старики. Куда они едут?

Выпускники – по специальности

Малоизвестный факт. В нулевые годы из Омска на работу в дальнее зарубежье уезжало выпускников вузов больше, чем из столичных университетов. То есть если из Москвы в дальние края подавались 2–3 процента, то, скажем, из ОмГУ после выпуска с факультета международного бизнеса (ФМБ) – порядка 20. Наблюдатели объясняли этот парадокс тем, что выпускники ФМБ оказывались для регионального бизнеса «слишком умными», непривычно независимыми и чересчур требовательными в плане уровня оплаты труда. Эти качества устраивали работодателей крупных зарубежных компаний, и выпускников разбирали как горячие пирожки в мороз.

За последние два года динамика несколько изменилась – за рубеж выезжают порядка 5–7 процентов выпускников. Но вместе с тем изменилась структура принятия решения о смене региона и страны для постоянного проживания. По информации руководителя лаборатории экономического анализа ФМБ Натальи Пузиной, со сменой системы высшего образования РФ многие студенты изначально ставят задачу выезжать за границу для получения дальнейшего образования.

Проще говоря, уезжая на третьем курсе бакалавриата по программе академической мобильности в Германию, в Чехию или по американско-австралийскому направлению, они практически определяют свой дальнейший образ жизни.

– Это дает им возможность посмотреть и сравнить уровень жизни населения, примерить свои силы на рынке трудоустройства той страны, где они учатся, – говорит Наталья Пузина, – и, как подсказывает практика, эти студенты, осознав свой вес как конкурентных специалистов на рынке, обратно уже не возвращаются.

Еще одним лидером по «поставкам» вчерашних студентов в компании с мировыми именами являются ОмГТУ и, как это ни странно, выпускники гуманитарных факультетов всех присутствующих в Омске вузов. Общая особенность этих ребят – владение не только разговорным, но и «деловым» языком намеченной для ПМЖ страны.

Несмотря на низкую самооценку многих омских студентов, их уровень регионального образования достаточно востребован. Те же выпускники ФМБ работают аналитиками в крупнейших компаниях Канады, Великобритании, Германии и США. Выпускников ОмГТУ приглашают в авиа- и автомобильные концерны. В частности, по некоторым данным, их сильно хотят в Чэнду (Китай), где существует высокотехнологичный индустриальный парк, где расположено авиационное производство и где расположен один из важнейших в стране центров автомобилестроения. В Испании пользуются спросом выпускники медакадемии.

Выпускники – лишь бы уехать

Однако вчерашние студенты не всегда едут работать по полученной специальности. По некоторым оценкам, до 20 процентов уезжают из Омска по принципу «лишь бы уехать». И если первые используют прямые связи или специфический ресурс по трудоустройству HeadHunter («Охотник за головами»), то вторые выходят на рекрутинговые агентства любого уровня, стараясь найти любую работу – лишь бы закрепиться в какой-либо приглянувшейся стране.

По признанию экспертов, самыми легкими на подъем в этом смысле являются участники студенческих программ типа Work and Travel. В отличие от тех студентов, кто, осознав свой вес как конкурентных специалистов на рынке, обратно уже не возвращается, они предпочитают даже неквалифицированную работу, лишь бы жить в странах с более высоким уровнем цивилизации.

По мнению декана факультета гуманитарного образования ОмГТУ Михаила Машкарина, происходит это вследствие общего депрессивного настроения молодежи в регионе.

– Я противник оттока образованной молодежи из Омска, – говорит он, – но, с другой стороны, наверное, трудно быть патриотом своего города, когда, получив диплом, из своих 18 тыс. рублей зарплаты 20 тратишь на съемную квартиру, проезд и скудное пропитание.

Кроме низкой зарплаты в регионе, ребят гонит с малой родины и неуверенность в завтрашнем дне.

– Случается так, – поясняет Машкарин, – наши предприятия ВПК набирают человек 300, дают приличную зарплату. А через год-два, когда федеральный заказ выполнен, молодежь снова оказывается на улице.

Куда уезжает молодежь, не сумевшая пристроиться за рубежом по специальности? Зачастую в те страны, где уже успела поработать по тем самым международным программам. Но это не всегда получается. Например, попасть обратно в США по рабочей визе – дело не из легких, и тогда бывшие студенты используют, как сами называют, «рекомендательные грамоты». По их словам, западный работодатель при увольнении сотрудника обязан выдать ему некий документ, в котором кроме профессиональных способностей указывается присущая (неприсущая) добросовестность и прочие качества, характеризующие отношение к работе. И эта «бумажка», кроме соответствующих результатов собеседования, тоже имеет немалый вес.

Кстати, молодые омичи, четко поставившие себе цель работать за рубежом, стремятся освоить «универсальные» специальности: водитель, парикмахер, бармен, администратор отеля. По словам их вчерашних вузовских преподавателей – многие поддерживают отношения, – эти специальности помогли «дожить» до получения более квалифицированной работы, которая уже ближе к полученному образованию в вузе.

Барменом, по информации молодежи, покинувшей Омск в 2011-2013 годах, можно перебиться в Испании и Германии – зарплата порядка 1200 евро. Омичка-парикмахер с исторического факультета ОмГУ получает в Италии 1300 евро. Водитель такси во Франции с дипломом преподавателя английского языка – 1400 евро. Воспитатель детей в Великобритании с филологическим образованием из омского педа – 700 фунтов стерлингов.

До 45 и бизнес

По данным омских рекрутинговых агентств, омичи «за 45», уезжающие работать за границу и не принадлежащие к прослойке предпринимателей, составляют статистическую погрешность. В основном это люди, получившие квалифицированные специальности при СССР – токари, слесари и пр., которых «выманили» к себе ранее покинувшие Омск дети. Находят работу по специальности выпускники омского Речного училища. Особенно те, кто успел переучиться на морские суда – как известно, российские моряки ходят на судах под флагами различных экзотических государств – но при этом наши по-прежнему считаются одними из лучших.

Но это если говорить о «работягах». Иную статистику показывают омские предприниматели. Начиная с 2010 года в Омск пришла мода так называемого «дистанционного» управления. Местные предприниматели, добившиеся определенного уровня прибыли, предпочитают жить за границей, наведываясь в регион для контроля за бизнесом или, скажем, для посещения заседаний Законодательного собрания.

Можно подумать, что омские предприниматели, ведущие такой образ жизни – мультимиллионеры. Но это не так. По данным Центра формирования кадрового потенциала РАНХиГС, большую часть этих людей составляют предприятия малого и среднего бизнеса. При этом недвижимость омскими «бизнес-середнячками» приобретается в курортных зонах типа Кипра, Болгарии и Греции в силу относительной дешевизны даже по отношению к квартирам города Омска. Но многие владельцы предприятий, которые, что называется, на слуху, предпочитают более «продвинутые» варианты. Сибирскую зиму, по сложившейся у них моде, они переживают в Германии и Испании.

Кстати, проживая большее время за рубежом, эти люди всеми силами стараются обеспечить свою старость именно там. Самое популярное занятие – скупка недвижимости, которую они сдают в аренду. И это тоже не означает наличия очень больших денег. По данным международных агентств недвижимости на том же Кипре, в Болгарии и Греции цены на равноценные жилье даже дешевле, чем в Омске на 30–40 процентов, несмотря на то что оно находится в шаговой доступности от моря.

Кроме этого, у «дистанционных» омских предпринимателей средней руки вслед за более успешными коллегами входит в моду давать образование своим детям за границей. И если им пока не по карману университеты США и Англии, то вузы Болгарии – вполне. На некоторых факультетах болгарских вузов, дающих, кстати, диплом европейского образца, стоимость годового обучения – 15–20 тыс. рублей.

Пенсионеры

В 2014 году за границу из Омска вновь потянулись пенсионеры. Если омское отделение ПФР в 2013 году выплачивало пенсии 13 400 омичам, проживающим за границей, то в 2015-м  эта цифра увеличилась до 13 595.

Кстати сказать, по сравнению с соседней Новосибирской областью по оттоку вроде бы «привычных ко всему» пенсионеров мы поставили фантастический рекорд. По данным на начало сентября текущего года, всего лишь 4871 новосибирский пенсионер живет за рубежом и получает российскую пенсию. По информации специалистов Омского отделения ПФР, основной костяк омских пенсионеров составляют люди, в свое время уехавшие в Германию, следом идут Израиль и США.

Но, по оценке экспертов, «новая волна» оттока пенсионеров из Омской области направлена и будет усиливаться в направлении стран, уже облюбованных вышеупомянутыми омскими бизнесменами средней руки. Мотивация – прожить остаток дней в теплых краях с качественной и доступной системой здравоохранения и небольшой, сравнительно, стоимостью жизни. Так, по данным экспертов агентства недвижимости «Сфера Групп», цены на продукты и услуги в этих странах на 15–30 процентов ниже, чем в России.

По информации РИА «Омск-Информ», на Кипре и в Болгарии (Бургас) уже существуют такие диаспоры омских пенсионеров, по численности каждая около сотни.

Владимир Преображенский

2913