Поиск

Постой, паровоз…

Переезд, где я проходил стажировку, находится на станции Московка Западно-Сибирской железной дороги. Небольшой домик для персонала, пара шлагбаумов и несколько железнодорожных путей – с виду ничего необычного. Зато работу здесь скучной уж точно не назовёшь.

Вооружен до зубов

Сегодня весь день идет дождь. Погода как на заказ, то, что надо. Кому? Да мне же, конечно, чтобы я смог на собственной шкуре прочувствовать все тяжести и невзгоды, которые должен стойко переносить дежурный по переезду. Мы – как солдаты, хотя автоматы дежурным и не положены. Зато другое, не менее важное оружие новобранцев мне выдали. Это метла, и с нею наизготовку я обхожу вверенный мне участок.

– Основная задача дежурного – обеспечить безаварийную работу переездных устройств и пути, – объяснил мне во время утреннего инструктажа начальник Омского отдела инфраструктуры Западно-Сибирской железной дороги Василий Балацун. – Но он также должен поддерживать чистоту и порядок на 50 метров в обе стороны от переезда.

Правильные слова, но я и не спорю. Главное – это сделать все вовремя. Если руки моют перед едой, то переезд нужно вычистить до прохождения поезда. Дождь и слякоть – рассадники грязи, которую колеса автомобилей натащили сюда. Не дай бог, она попадет в блокираторы – металлические заградительные устройства у самых путей, напоминающие открытую пасть гигантского зверя. Грязь внутри заклинит их намертво. Точнее, эти железные челюсти просто-напросто не закроются, перекрыв машинам проезд. Допустить такое нельзя. Вот я и хожу, сметаю грязь на обочины и разгоняю лужи с дороги.

Вжик-вжик, вжик-вжик – ну наконец-то домел до железнодорожных путей. Теперь нужно прочистить желоба между рельсами и резиново-кордным настилом переезда, по которым пойдут колеса вагонов. Если эти желоба засорятся, состав может запросто сойти с рельсов.

Я так намахался метлой, что руки, казалось, отвалятся. Сейчас бы чайку, но передохнуть мне не дали. Только зашел в служебное помещение, как сыграли тревогу.

Секретная кнопка

Мозг разрывает едкая трель сработавшей сигнализации. Это значит, что к переезду мчится состав. Схватив свернутый желтый флажок, пулей выскакиваю из нашей избушки.

– Желтый – это чтоб его было видно издалека, – объяснила мне моя сегодняшняя напарница, дежурная по переезду Гузелия Бурганова, пока товарняк мчался мимо. – И свернут флажок не случайно.

Дело в том, что для каждого участка пути установлена своя скорость. Свернутый флажок в руках у дежурного – это сигнал машинисту, что впереди все в порядке и он может не притормаживать. Если же где-то дальше случается ЧП или, скажем, ремонт, то флажок развернут. В этом случае машинист начнет сбавлять скорость.

– А если ЧП на самом переезде, то нужно предупредить машиниста заранее, – продолжила мое обучение Гузелия Сулеймановна. – Чтобы остановить приближающийся состав, ты должен сорвать пломбу на щитке управления и нажать специальную кнопку. Сигнал тревоги поступит прямо в кабину локомотива, а на светофоре загорится предупреждающий красный свет.

К слову, именно так действовала дежурная по переезду на перегоне Карбышево-1 - Московка. Когда 14 августа на путях у многотонного МАЗа вдруг заглох двигатель, она не растерялась. Женщина успела нажать «секретную» кнопку и включить заградительную сигнализацию. В тот раз столкновения поезда с автомобилем удалось избежать.

Жаль, что так получается не всегда.

Иду на таран

Поезда на нашем участке проходят едва ли не каждые 10 минут. Только присел, пригубил чайку, как снова срабатывает светозвуковая сигнализация и надо бежать к переезду.

– Тормозной путь у состава около километра, – просветил меня дорожный мастер седьмого линейного участка Евгений Ефимов, пришедший узнать, как движется обучение новичка. – Примерно на этом же расстоянии до переезда находятся специальные изостыки.

Когда поезд проходит по ним, срабатывает аппаратура и сигнал поступает на переезд. На светофорной лампе возле него загорается красный свет, шлагбаум перекрывает шоссе, а из-под земли поднимаются блокираторы. И все это время бьет по ушам тревожная трель, сигналя о приближении поезда.

Казалось бы, не заметить подобное «шоу» практически невозможно, но для наших водителей нет ничего невозможного. К примеру, в октябре прошлого года «пятерка» остановилась у переезда на перегоне Стрела – Фадино. Тогда точно так же ревела сигнализация, горел красный свет, но мужчину, сидевшего за рулем «Жигулей», это не впечатлило. Дождавшись появления поезда, он дал по газам и врезался в 16-й вагон. Товарняк удар выдержал, а водитель «пятерки» погиб еще до приезда врачей.

Нет, такой хоккей нам не нужен. Где тут висит полосатая волшебная палочка и такой же волшебный свисток?

Последнее пике

Дежурные по переезду – не полицейские, но гаишные жезлы нам все же положены. Вон эта палочка-выручалочка, на стенке в избушке висит. Так сказать, на случай сюрпризов. Пробка, к примеру, возникла из-за внезапно заглохшей машины или ремонт на одной из полос – без жезла потоки автомобилей нам не разрулить. Свисток, кстати, тоже лишним не будет, особенно для общения с пешеходами. С теми, до которых слова не доходят.

– Стой, куда лезешь?! – кричу я парню лет двадцати, который с напором самоубийцы прет на мчащийся товарняк. – Оглох ты там, что ли?!

Я горло сорвал, а пешеход ноль внимания. Он музыку с плейера слушал, а не меня. Пришлось пустить в ход свисток. То ли безбашенный меломан все же услышал его, то ли заметил меня. Слава богу, остановился, пропустил поезд.

– Тут дачи неподалеку, – кивнула куда-то в сторону Гузелия Бурганова. – Вот и шастают всякие.

Дорога на остановку проходит как раз через наш переезд. Садоводы увидят автобус и мчатся к нему, не глядя по сторонам. Мамы с колясками, бабушки с сумками и такие вот меломаны, как этот, – чтобы сэкономить пару минут, торопыги рискуют собственной жизнью. А уж если сядут за руль…

К примеру, в сентябре 2008 года в Черлакском районе на переезде микроавтобус «Фольксваген-Каравелла» врезался в товарняк. Промчавшись на бешеной скорости, иномарка снесла заградительные конструкции и врезалась в один из вагонов. К тому времени голова поезда уже заезжала на мост через Иртыш. Об этом случае мне еще утром рассказал Василий Балацун. И он же добавил, что после тарана 23 вагона, груженных углем, рухнули в реку. Ущерб от аварии составил полмиллиарда (!) рублей, а водитель «Фольксвагена» скончался на месте.

А у нас снова сработала сигнализация. Мимо проносится очередной товарняк. Машинист в окне улыбается. Он знает, что на этом переезде все будет в порядке.

Вечерний Омск

Постой, паровоз…

Переезд, где я проходил стажировку, находится на станции Московка Западно-Сибирской железной дороги. Небольшой домик для персонала, пара шлагбаумов и несколько железнодорожных путей – с виду ничего необычного. Зато работу здесь скучной уж точно не назовёшь.

Вооружен до зубов

Сегодня весь день идет дождь. Погода как на заказ, то, что надо. Кому? Да мне же, конечно, чтобы я смог на собственной шкуре прочувствовать все тяжести и невзгоды, которые должен стойко переносить дежурный по переезду. Мы – как солдаты, хотя автоматы дежурным и не положены. Зато другое, не менее важное оружие новобранцев мне выдали. Это метла, и с нею наизготовку я обхожу вверенный мне участок.

– Основная задача дежурного – обеспечить безаварийную работу переездных устройств и пути, – объяснил мне во время утреннего инструктажа начальник Омского отдела инфраструктуры Западно-Сибирской железной дороги Василий Балацун. – Но он также должен поддерживать чистоту и порядок на 50 метров в обе стороны от переезда.

Правильные слова, но я и не спорю. Главное – это сделать все вовремя. Если руки моют перед едой, то переезд нужно вычистить до прохождения поезда. Дождь и слякоть – рассадники грязи, которую колеса автомобилей натащили сюда. Не дай бог, она попадет в блокираторы – металлические заградительные устройства у самых путей, напоминающие открытую пасть гигантского зверя. Грязь внутри заклинит их намертво. Точнее, эти железные челюсти просто-напросто не закроются, перекрыв машинам проезд. Допустить такое нельзя. Вот я и хожу, сметаю грязь на обочины и разгоняю лужи с дороги.

Вжик-вжик, вжик-вжик – ну наконец-то домел до железнодорожных путей. Теперь нужно прочистить желоба между рельсами и резиново-кордным настилом переезда, по которым пойдут колеса вагонов. Если эти желоба засорятся, состав может запросто сойти с рельсов.

Я так намахался метлой, что руки, казалось, отвалятся. Сейчас бы чайку, но передохнуть мне не дали. Только зашел в служебное помещение, как сыграли тревогу.

Секретная кнопка

Мозг разрывает едкая трель сработавшей сигнализации. Это значит, что к переезду мчится состав. Схватив свернутый желтый флажок, пулей выскакиваю из нашей избушки.

– Желтый – это чтоб его было видно издалека, – объяснила мне моя сегодняшняя напарница, дежурная по переезду Гузелия Бурганова, пока товарняк мчался мимо. – И свернут флажок не случайно.

Дело в том, что для каждого участка пути установлена своя скорость. Свернутый флажок в руках у дежурного – это сигнал машинисту, что впереди все в порядке и он может не притормаживать. Если же где-то дальше случается ЧП или, скажем, ремонт, то флажок развернут. В этом случае машинист начнет сбавлять скорость.

– А если ЧП на самом переезде, то нужно предупредить машиниста заранее, – продолжила мое обучение Гузелия Сулеймановна. – Чтобы остановить приближающийся состав, ты должен сорвать пломбу на щитке управления и нажать специальную кнопку. Сигнал тревоги поступит прямо в кабину локомотива, а на светофоре загорится предупреждающий красный свет.

К слову, именно так действовала дежурная по переезду на перегоне Карбышево-1 - Московка. Когда 14 августа на путях у многотонного МАЗа вдруг заглох двигатель, она не растерялась. Женщина успела нажать «секретную» кнопку и включить заградительную сигнализацию. В тот раз столкновения поезда с автомобилем удалось избежать.

Жаль, что так получается не всегда.

Иду на таран

Поезда на нашем участке проходят едва ли не каждые 10 минут. Только присел, пригубил чайку, как снова срабатывает светозвуковая сигнализация и надо бежать к переезду.

– Тормозной путь у состава около километра, – просветил меня дорожный мастер седьмого линейного участка Евгений Ефимов, пришедший узнать, как движется обучение новичка. – Примерно на этом же расстоянии до переезда находятся специальные изостыки.

Когда поезд проходит по ним, срабатывает аппаратура и сигнал поступает на переезд. На светофорной лампе возле него загорается красный свет, шлагбаум перекрывает шоссе, а из-под земли поднимаются блокираторы. И все это время бьет по ушам тревожная трель, сигналя о приближении поезда.

Казалось бы, не заметить подобное «шоу» практически невозможно, но для наших водителей нет ничего невозможного. К примеру, в октябре прошлого года «пятерка» остановилась у переезда на перегоне Стрела – Фадино. Тогда точно так же ревела сигнализация, горел красный свет, но мужчину, сидевшего за рулем «Жигулей», это не впечатлило. Дождавшись появления поезда, он дал по газам и врезался в 16-й вагон. Товарняк удар выдержал, а водитель «пятерки» погиб еще до приезда врачей.

Нет, такой хоккей нам не нужен. Где тут висит полосатая волшебная палочка и такой же волшебный свисток?

Последнее пике

Дежурные по переезду – не полицейские, но гаишные жезлы нам все же положены. Вон эта палочка-выручалочка, на стенке в избушке висит. Так сказать, на случай сюрпризов. Пробка, к примеру, возникла из-за внезапно заглохшей машины или ремонт на одной из полос – без жезла потоки автомобилей нам не разрулить. Свисток, кстати, тоже лишним не будет, особенно для общения с пешеходами. С теми, до которых слова не доходят.

– Стой, куда лезешь?! – кричу я парню лет двадцати, который с напором самоубийцы прет на мчащийся товарняк. – Оглох ты там, что ли?!

Я горло сорвал, а пешеход ноль внимания. Он музыку с плейера слушал, а не меня. Пришлось пустить в ход свисток. То ли безбашенный меломан все же услышал его, то ли заметил меня. Слава богу, остановился, пропустил поезд.

– Тут дачи неподалеку, – кивнула куда-то в сторону Гузелия Бурганова. – Вот и шастают всякие.

Дорога на остановку проходит как раз через наш переезд. Садоводы увидят автобус и мчатся к нему, не глядя по сторонам. Мамы с колясками, бабушки с сумками и такие вот меломаны, как этот, – чтобы сэкономить пару минут, торопыги рискуют собственной жизнью. А уж если сядут за руль…

К примеру, в сентябре 2008 года в Черлакском районе на переезде микроавтобус «Фольксваген-Каравелла» врезался в товарняк. Промчавшись на бешеной скорости, иномарка снесла заградительные конструкции и врезалась в один из вагонов. К тому времени голова поезда уже заезжала на мост через Иртыш. Об этом случае мне еще утром рассказал Василий Балацун. И он же добавил, что после тарана 23 вагона, груженных углем, рухнули в реку. Ущерб от аварии составил полмиллиарда (!) рублей, а водитель «Фольксвагена» скончался на месте.

А у нас снова сработала сигнализация. Мимо проносится очередной товарняк. Машинист в окне улыбается. Он знает, что на этом переезде все будет в порядке.

Вечерний Омск