Поиск

Оформление аварий упростили на бумаге

В пору летних отпусков новации в автостраховании и оформлении ДТП не очень заметны. Однако уже с сентября многие автовладельцы могут столкнуться с неприятными последствиями пренебрежения новыми правилами. Поэтому есть смысл уже сейчас выучить новый порядок действий в случае, если вы попали в ДТП.

Разойтись по-европейски

Прежде всего речь идет о т.н. европротоколе. Внедряется он в нашу жизнь трудно, что вполне объяснимо. Ведь европротокол подразумевает, что водители сами, без участия ГИБДД, оформляют документы о ДТП, после чего каждый обращается с бумагами в собственную страховую компанию.

Идея прекрасная: это еще не пресловутый обмен визитками страховых агентов, но уже действительно серьезный шаг к цивилизованному решению проблем. Беда в том, что автолюбители здесь оказались между интересами страховщиков, которые боятся мошенников, и ГИБДД, которым в условиях сокращения сотрудников все меньше хочется заниматься оформлением бумаг.

Напомним, что европротокол применяется в случае, если в ДТП пострадало только два транспортных средства и нет пострадавших людей. Кроме того, водители должны быть согласны с картиной происшедшего, то есть фактически виновник аварии согласен со своей виной. Наконец, ущерб, понесенный каждым из водителей, должен не превышать 50 тыс. руб.

Уже по этим требованиям понятно, что случаи, когда можно воспользоваться европротоколом, довольно ограничены: это мелкое ДТП, где вина одного из водителей совершенно очевидна, и он это признает. Безусловно, именно такие ДТП больше всего досаждают участникам движения: из-за пары царапин машины стоят часами в ожидании ГИБДД, создавая пробки и вызывая новые мелкие ДТП. Однако далеко не каждый водитель в состоянии адекватно оценить ущерб, да и сама адекватность многих водителей, что уж греха таить, желает лучшего. К тому же заполнять европротокол нужно очень внимательно, что для участника аварии, при его стрессовом состоянии, не всегда возможно.

Между тем ГИБДД просто вынуждает воспользоваться европротоколом. Во-первых, с 1 июля водителей, которые оставляют машины после мелкого ДТП (а у ГИБДД свои понятия о мелкости) на проезжей части, штрафуют на 1000 руб. Во-вторых, уже к концу года ГИБДД намерена прекратить выдачу справки о ДТП по так называемой форме №154. А без такой справки страховая может принять только европротокол.

Есть и «пряники»: с октября для тех, кто оформил полисы ОСАГО не позже 1 октября 2014 года (в любом регионе), при ДТП в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях лимит выплат по европротоколу увеличивается до 400 тыс. руб. Хотя при нынешних темпах инфляции это уже не слишком серьезная авария. К тому же на такую выплату можно претендовать, только зафиксировав положение транспортных средств по навигатору, желательно ГЛОНАСС, а также если сам момент аварии зафиксирован видеорегистратором.

Число оформленных по европротоколу аварий хоть и растет, но не так уж быстро. По мнению главы Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, в европротокол укладывается до 80% ДТП, а между тем даже штрафы вынудили в Москве оформить по европротоколу в июле только 14,2% всех ДТП. Что, впрочем, в 2,4 раза больше, чем в предыдущем месяце. Если поговорить с автовладельцами, то становится понятно, что их консерватизм вызван прежде всего самими страховщиками.

«Я попал в ДТП практически сразу после введения штрафов, авария была небольшой, вина второго водителя очевидна: он въехал в меня сзади на выезде с трассы. Позвонили в ГИБДД, там сразу предложили оформить европроткол, пригрозив штрафом, если не уберем машины в ближайшее время. Да мы и сами понимали, что стоять на выезде из нашего микрорайона на трассу в час пик — это гарантированно создать жуткую пробку. В общем, оформили европротокол. А потом страховая мне все нервы вымотала, придираясь к описанию каждой царапины. Когда мне в сервисе сказали, что геометрия кузова все же нарушена, что стоит дороже первоначальных прикидок, страховая просто отказалась это оплачивать», — рассказывает знакомый автовладелец.

Страховщиков тоже можно понять: по данным РСА, только в 2014 году было пресечено более 200 случаев мошенничества на сумму свыше 15 млн руб. Понятно, что с европротоколом эти попытки вырастут кратно. А учитывая, что сами страховщики еще имеют небольшой опыт оформления по европротоколу, очевидно, что их менеджеры пытаются, простите за каламбур, перестраховаться.

Пока новая система утрясается, для автовладельцев, увы, хороших новостей нет: ГИБДД будет сгонять их с проезжей части, а страховщики — придираться к каждой запятой в европротоколе.

С чистого листа

Новации ожидают и тех, кто оформляет договор добровольного страхования — КАСКО и ОСАГО (увеличение лимита ответственности по автогражданке). С 1 августа РСА запускает работу новой единой автоматизированной информационной системы Бюро страховых историй (ЕАИС БСИ), в которой будет содержаться вся информация по таким договорам.

«С 1 августа все страховые компании, осуществляющие заключение договоров КАСКО и ОСАГО, обязаны предоставлять полную информацию по заключению, изменению и расторжению договоров страхования, а также по убыткам в рамках этих договоров в ЕАИС БСИ», — сообщил Юргенс.

Так как, в отличие от ОСАГО, в КАСКО не было единых для всех страховщиков правил страхования и перечня информации, который они обязаны были бы вести по каждому своему клиенту, формирование страховых историй начнется в единой системе с «чистого листа». Юргенс считает, что информация, позволяющая оценить аварийность водителя, будет собрана за 2–3 года.

К страховой истории будет доступ как у самого автовладельца, так и у страховщиков. Механизм получения этой информации потребителями сейчас прорабатывается. Третьим лицам эта информация будет недоступна.

Оценка аварийности водителя, в свою очередь, ляжет в основу нового тарифообразования для полисов: те, кто избежал аварий, будут платить меньше.

С одной стороны, это, конечно, более справедливо. С другой — важно, будет ли в оценке аварийности учитываться вина самого водителя. Автору этих строк страховщик как-то увеличил стоимость полиса КАСКО на следующий год после того, как машину трижды повредили на стоянках — во дворе и в торговом центре. Так как виновник не был установлен (вернее, в случае торгового центра его просто не захотели устанавливать по данным видеомониторинга ни охрана ТЦ, ни приехавшие инспекторы ГИБДД), платила за повреждения страховая.

Сейчас в таких случаях можно просто сменить страховую компанию. Но уже через год при смене страховщика новый наверняка запросит данные из Бюро страховых историй — и если там будет значиться авария, то просто увеличит стоимость полиса.

И тут, как и в случае с ОСАГО, получается, что для страховщиков новый порядок выгоден, а вот автовладельцам никто не гарантирует справедливости. Похоже, в треугольник «страховщик–автовладелец–ГИБДД» пора вмешаться и защитникам прав потребителей, и законодателям. Потому что сейчас автовладелец — явно самая слабая сторона.

А что же делать самим автовладельцам? Увы, подстраиваться под новые правила. Заучивать правила заполнения автопротокола (сейчас появились и интернет-сервисы, помогающие это сделать), оснащать машину видеорегистратором и навигатором, причем оба они должны работать все время движения. Сами инспекторы ГИБДД во избежание нанесения ущерба машине в отсутствие водителя во время стоянки рекомендуют поставить впереди и сзади дополнительно дешевые видеокамеры из тех, что ставят в комнатах с детьми: они могут работать на батарейках все то время, что машина стоит без присмотра. Тогда в случае чего можно заставить ГИБДД приступить к розыску виновника ущерба — правда, неизвестно, поможет ли это не испортить свою страховую историю.

Московский комсомолец

Оформление аварий упростили на бумаге

В пору летних отпусков новации в автостраховании и оформлении ДТП не очень заметны. Однако уже с сентября многие автовладельцы могут столкнуться с неприятными последствиями пренебрежения новыми правилами. Поэтому есть смысл уже сейчас выучить новый порядок действий в случае, если вы попали в ДТП.

Разойтись по-европейски

Прежде всего речь идет о т.н. европротоколе. Внедряется он в нашу жизнь трудно, что вполне объяснимо. Ведь европротокол подразумевает, что водители сами, без участия ГИБДД, оформляют документы о ДТП, после чего каждый обращается с бумагами в собственную страховую компанию.

Идея прекрасная: это еще не пресловутый обмен визитками страховых агентов, но уже действительно серьезный шаг к цивилизованному решению проблем. Беда в том, что автолюбители здесь оказались между интересами страховщиков, которые боятся мошенников, и ГИБДД, которым в условиях сокращения сотрудников все меньше хочется заниматься оформлением бумаг.

Напомним, что европротокол применяется в случае, если в ДТП пострадало только два транспортных средства и нет пострадавших людей. Кроме того, водители должны быть согласны с картиной происшедшего, то есть фактически виновник аварии согласен со своей виной. Наконец, ущерб, понесенный каждым из водителей, должен не превышать 50 тыс. руб.

Уже по этим требованиям понятно, что случаи, когда можно воспользоваться европротоколом, довольно ограничены: это мелкое ДТП, где вина одного из водителей совершенно очевидна, и он это признает. Безусловно, именно такие ДТП больше всего досаждают участникам движения: из-за пары царапин машины стоят часами в ожидании ГИБДД, создавая пробки и вызывая новые мелкие ДТП. Однако далеко не каждый водитель в состоянии адекватно оценить ущерб, да и сама адекватность многих водителей, что уж греха таить, желает лучшего. К тому же заполнять европротокол нужно очень внимательно, что для участника аварии, при его стрессовом состоянии, не всегда возможно.

Между тем ГИБДД просто вынуждает воспользоваться европротоколом. Во-первых, с 1 июля водителей, которые оставляют машины после мелкого ДТП (а у ГИБДД свои понятия о мелкости) на проезжей части, штрафуют на 1000 руб. Во-вторых, уже к концу года ГИБДД намерена прекратить выдачу справки о ДТП по так называемой форме №154. А без такой справки страховая может принять только европротокол.

Есть и «пряники»: с октября для тех, кто оформил полисы ОСАГО не позже 1 октября 2014 года (в любом регионе), при ДТП в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях лимит выплат по европротоколу увеличивается до 400 тыс. руб. Хотя при нынешних темпах инфляции это уже не слишком серьезная авария. К тому же на такую выплату можно претендовать, только зафиксировав положение транспортных средств по навигатору, желательно ГЛОНАСС, а также если сам момент аварии зафиксирован видеорегистратором.

Число оформленных по европротоколу аварий хоть и растет, но не так уж быстро. По мнению главы Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, в европротокол укладывается до 80% ДТП, а между тем даже штрафы вынудили в Москве оформить по европротоколу в июле только 14,2% всех ДТП. Что, впрочем, в 2,4 раза больше, чем в предыдущем месяце. Если поговорить с автовладельцами, то становится понятно, что их консерватизм вызван прежде всего самими страховщиками.

«Я попал в ДТП практически сразу после введения штрафов, авария была небольшой, вина второго водителя очевидна: он въехал в меня сзади на выезде с трассы. Позвонили в ГИБДД, там сразу предложили оформить европроткол, пригрозив штрафом, если не уберем машины в ближайшее время. Да мы и сами понимали, что стоять на выезде из нашего микрорайона на трассу в час пик — это гарантированно создать жуткую пробку. В общем, оформили европротокол. А потом страховая мне все нервы вымотала, придираясь к описанию каждой царапины. Когда мне в сервисе сказали, что геометрия кузова все же нарушена, что стоит дороже первоначальных прикидок, страховая просто отказалась это оплачивать», — рассказывает знакомый автовладелец.

Страховщиков тоже можно понять: по данным РСА, только в 2014 году было пресечено более 200 случаев мошенничества на сумму свыше 15 млн руб. Понятно, что с европротоколом эти попытки вырастут кратно. А учитывая, что сами страховщики еще имеют небольшой опыт оформления по европротоколу, очевидно, что их менеджеры пытаются, простите за каламбур, перестраховаться.

Пока новая система утрясается, для автовладельцев, увы, хороших новостей нет: ГИБДД будет сгонять их с проезжей части, а страховщики — придираться к каждой запятой в европротоколе.

С чистого листа

Новации ожидают и тех, кто оформляет договор добровольного страхования — КАСКО и ОСАГО (увеличение лимита ответственности по автогражданке). С 1 августа РСА запускает работу новой единой автоматизированной информационной системы Бюро страховых историй (ЕАИС БСИ), в которой будет содержаться вся информация по таким договорам.

«С 1 августа все страховые компании, осуществляющие заключение договоров КАСКО и ОСАГО, обязаны предоставлять полную информацию по заключению, изменению и расторжению договоров страхования, а также по убыткам в рамках этих договоров в ЕАИС БСИ», — сообщил Юргенс.

Так как, в отличие от ОСАГО, в КАСКО не было единых для всех страховщиков правил страхования и перечня информации, который они обязаны были бы вести по каждому своему клиенту, формирование страховых историй начнется в единой системе с «чистого листа». Юргенс считает, что информация, позволяющая оценить аварийность водителя, будет собрана за 2–3 года.

К страховой истории будет доступ как у самого автовладельца, так и у страховщиков. Механизм получения этой информации потребителями сейчас прорабатывается. Третьим лицам эта информация будет недоступна.

Оценка аварийности водителя, в свою очередь, ляжет в основу нового тарифообразования для полисов: те, кто избежал аварий, будут платить меньше.

С одной стороны, это, конечно, более справедливо. С другой — важно, будет ли в оценке аварийности учитываться вина самого водителя. Автору этих строк страховщик как-то увеличил стоимость полиса КАСКО на следующий год после того, как машину трижды повредили на стоянках — во дворе и в торговом центре. Так как виновник не был установлен (вернее, в случае торгового центра его просто не захотели устанавливать по данным видеомониторинга ни охрана ТЦ, ни приехавшие инспекторы ГИБДД), платила за повреждения страховая.

Сейчас в таких случаях можно просто сменить страховую компанию. Но уже через год при смене страховщика новый наверняка запросит данные из Бюро страховых историй — и если там будет значиться авария, то просто увеличит стоимость полиса.

И тут, как и в случае с ОСАГО, получается, что для страховщиков новый порядок выгоден, а вот автовладельцам никто не гарантирует справедливости. Похоже, в треугольник «страховщик–автовладелец–ГИБДД» пора вмешаться и защитникам прав потребителей, и законодателям. Потому что сейчас автовладелец — явно самая слабая сторона.

А что же делать самим автовладельцам? Увы, подстраиваться под новые правила. Заучивать правила заполнения автопротокола (сейчас появились и интернет-сервисы, помогающие это сделать), оснащать машину видеорегистратором и навигатором, причем оба они должны работать все время движения. Сами инспекторы ГИБДД во избежание нанесения ущерба машине в отсутствие водителя во время стоянки рекомендуют поставить впереди и сзади дополнительно дешевые видеокамеры из тех, что ставят в комнатах с детьми: они могут работать на батарейках все то время, что машина стоит без присмотра. Тогда в случае чего можно заставить ГИБДД приступить к розыску виновника ущерба — правда, неизвестно, поможет ли это не испортить свою страховую историю.

Московский комсомолец