Поиск

Цены – вверх. Почему продукты дорожают, не смотря на принимаемые меры?

Слабый рубль

Главная причина нынешнего роста цен – конечно же, ослабление рубля. Первая волна падения национальной валюты была в конце прошлого – начале нынешнего года, сейчас пошла вторая волна... Мы имеем около 70 рублей за доллар, и это не конечный уровень.

Рубль будет продолжать падать, а значит, с ценами в ближайшее время нас не ждет ничего хорошего. Они будут расти. Причем не только на импорт­ные, но и на отечественные продукты. Почему? Мы всегда были сильно завязаны на импорт в сфере технологий, комплектующих и некоторых видов сырья. Возьмите кондитерские изделия: мука и яйца могут быть нашими, а кремы, вкусовые добавки и дрожжи – в основном импортные.

Не будем забывать и о том, что подорожали тарифы ЖКХ, которые влияют на общий ценник. Но причина не только в этом. Быстрый рост цен на импортную продукцию является ориентиром для отечественных бизнесменов. «Египетская картошка стоит 100 рублей, почему бы и нам не поднять цену?» – думают наши предприниматели и переписывают ценник.

Нет конкуренции

Только конкуренция может стать механизмом, сдерживающим рост цен. Если есть продавец, у которого товар дешевле, люди пойдут к нему. Но в нашей стране нет здоровой конкуренции. Крупные сетевые ритейлеры захватили рынок продажи продуктов. И никакие угрозы антимонопольной службы и рейды прокуратуры не приносят ощутимой пользы. Кстати, большая часть населения думает, что так и надо действовать: «Совсем распустились торговцы, их надо жестко контролировать!» На самом деле надо развивать конкуренцию, а не устраивать показательные выступления в виде рейдов.

На рост цен влияет и... замораживание цен на социально значимые продукты! Да, какой-то период цены не росли, но спустя месяц-два шум затихал, и они с еще большей скоростью взмывали вверх. Получается, все эти игры в заморозку цен оказывают только негативное влияние.

Перестраховка

Очень важный психологический фактор, влияющий на рост цен, – неуверенность в завт­рашнем дне и производителей, и продавцов. «Неизвест­но, что будет с курсом рубля, смогу ли я получить прибыль. Лучше я подстрахуюсь и подниму цену», – думают многие. Когда экономика стабильна, таких мыслей обычно не возникает. Сейчас же люди массово находятся в подвешенном состоянии, что негативно сказывается в целом на развитии экономики и серьезно влияет на рост цен.

Кривая экономика

Многие отечественные производители жалуются на то, что продают свой товар за 20 рублей, а в магазинах он реализуется уже по 200 рублей. Откуда накрутка в 10 раз? Пока продукт доходит до розницы, он несколько раз перепродается. Вот такая у нас кривая экономика получается.

Это структурная проблема, на которую мы обратили внимание еще в 2004 году, когда делали проект «Сколько стоит Россия?». Тогда мы обнаружили, что число оптовиков в нашей стране, занимающихся перепродажами, превосходит число предприятий розницы. Вы думаете, что-нибудь изменилось? Наоборот! Если в 2003 году перепродавцев было 308,9 тыс., что превышало число организаций розничной торговли в 2,2 раза (138,8 тыс.), то в 2013 году это соотношение увеличилось до 2,7 раза: 700 тыс. оптовиков по сравнению с 262,7 тыс. розничных магазинов. Перепродавцев за прошедшее десятилетие стало больше, и все они хотят хорошо заработать. Разве в такой ситуации цены будут падать?

Уничтожение продуктов

Во многом рост цен спровоцирован не только отсутствием грамотной экономической политики, но и откровенно неправильными решениями. Например, негативное влияние антисанкций уже признали и Минэкономразвития РФ, и Центробанк РФ, и Аналитический центр при Правительстве РФ. Расширение списка санкционных стран, сжигание сыров, планы по ограничению поголовья скота в домашних хозяйствах... Все эти решения приводят к уменьшению предложения на рынке продовольствия. Пусть у нас в стране экономика кривая и косая, но все-таки она рыночная! Чем меньше будет предложений, тем больше вырастут цены. Это закон. Если учесть, что в войне санкций и антисанкций мы действуем на опережение (для нас они действуют до февраля 2016 года, а мы продлили до августа 2016 года), рубль падает, а фундаментальные проблемы в торговле не решаются, – цены будут расти.

Конечно, не только в России сложная ситуация. Но, например, в Казахстане, где обвалился тенге, руководство страны тут же распорядилось принять меры для поддержки социально уязвимых слоев населения. Почему бы нашему правительству не последовать хорошему примеру? Можно поддержать банковские вклады, оказать адресную помощь... По Конституции у нас социальное государство, а в приоритете почему-то расходы на оборону. Государству надо помочь людям пережить этот период, а не усложнять их финансовое положение, урезая индексацию пенсий, отменяя льготы и вводя новые платежи в ЖКХ.

Аргументы и Факты

Цены – вверх. Почему продукты дорожают, не смотря на принимаемые меры?

Слабый рубль

Главная причина нынешнего роста цен – конечно же, ослабление рубля. Первая волна падения национальной валюты была в конце прошлого – начале нынешнего года, сейчас пошла вторая волна... Мы имеем около 70 рублей за доллар, и это не конечный уровень.

Рубль будет продолжать падать, а значит, с ценами в ближайшее время нас не ждет ничего хорошего. Они будут расти. Причем не только на импорт­ные, но и на отечественные продукты. Почему? Мы всегда были сильно завязаны на импорт в сфере технологий, комплектующих и некоторых видов сырья. Возьмите кондитерские изделия: мука и яйца могут быть нашими, а кремы, вкусовые добавки и дрожжи – в основном импортные.

Не будем забывать и о том, что подорожали тарифы ЖКХ, которые влияют на общий ценник. Но причина не только в этом. Быстрый рост цен на импортную продукцию является ориентиром для отечественных бизнесменов. «Египетская картошка стоит 100 рублей, почему бы и нам не поднять цену?» – думают наши предприниматели и переписывают ценник.

Нет конкуренции

Только конкуренция может стать механизмом, сдерживающим рост цен. Если есть продавец, у которого товар дешевле, люди пойдут к нему. Но в нашей стране нет здоровой конкуренции. Крупные сетевые ритейлеры захватили рынок продажи продуктов. И никакие угрозы антимонопольной службы и рейды прокуратуры не приносят ощутимой пользы. Кстати, большая часть населения думает, что так и надо действовать: «Совсем распустились торговцы, их надо жестко контролировать!» На самом деле надо развивать конкуренцию, а не устраивать показательные выступления в виде рейдов.

На рост цен влияет и... замораживание цен на социально значимые продукты! Да, какой-то период цены не росли, но спустя месяц-два шум затихал, и они с еще большей скоростью взмывали вверх. Получается, все эти игры в заморозку цен оказывают только негативное влияние.

Перестраховка

Очень важный психологический фактор, влияющий на рост цен, – неуверенность в завт­рашнем дне и производителей, и продавцов. «Неизвест­но, что будет с курсом рубля, смогу ли я получить прибыль. Лучше я подстрахуюсь и подниму цену», – думают многие. Когда экономика стабильна, таких мыслей обычно не возникает. Сейчас же люди массово находятся в подвешенном состоянии, что негативно сказывается в целом на развитии экономики и серьезно влияет на рост цен.

Кривая экономика

Многие отечественные производители жалуются на то, что продают свой товар за 20 рублей, а в магазинах он реализуется уже по 200 рублей. Откуда накрутка в 10 раз? Пока продукт доходит до розницы, он несколько раз перепродается. Вот такая у нас кривая экономика получается.

Это структурная проблема, на которую мы обратили внимание еще в 2004 году, когда делали проект «Сколько стоит Россия?». Тогда мы обнаружили, что число оптовиков в нашей стране, занимающихся перепродажами, превосходит число предприятий розницы. Вы думаете, что-нибудь изменилось? Наоборот! Если в 2003 году перепродавцев было 308,9 тыс., что превышало число организаций розничной торговли в 2,2 раза (138,8 тыс.), то в 2013 году это соотношение увеличилось до 2,7 раза: 700 тыс. оптовиков по сравнению с 262,7 тыс. розничных магазинов. Перепродавцев за прошедшее десятилетие стало больше, и все они хотят хорошо заработать. Разве в такой ситуации цены будут падать?

Уничтожение продуктов

Во многом рост цен спровоцирован не только отсутствием грамотной экономической политики, но и откровенно неправильными решениями. Например, негативное влияние антисанкций уже признали и Минэкономразвития РФ, и Центробанк РФ, и Аналитический центр при Правительстве РФ. Расширение списка санкционных стран, сжигание сыров, планы по ограничению поголовья скота в домашних хозяйствах... Все эти решения приводят к уменьшению предложения на рынке продовольствия. Пусть у нас в стране экономика кривая и косая, но все-таки она рыночная! Чем меньше будет предложений, тем больше вырастут цены. Это закон. Если учесть, что в войне санкций и антисанкций мы действуем на опережение (для нас они действуют до февраля 2016 года, а мы продлили до августа 2016 года), рубль падает, а фундаментальные проблемы в торговле не решаются, – цены будут расти.

Конечно, не только в России сложная ситуация. Но, например, в Казахстане, где обвалился тенге, руководство страны тут же распорядилось принять меры для поддержки социально уязвимых слоев населения. Почему бы нашему правительству не последовать хорошему примеру? Можно поддержать банковские вклады, оказать адресную помощь... По Конституции у нас социальное государство, а в приоритете почему-то расходы на оборону. Государству надо помочь людям пережить этот период, а не усложнять их финансовое положение, урезая индексацию пенсий, отменяя льготы и вводя новые платежи в ЖКХ.

Аргументы и Факты