Поиск

Целое десятилетие Владимира Якунина во главе РЖД так и не привело к серьезной реформе отрасли. Омичи скоро вообще забудут про поезда.

Одна из самых ожидаемых отставок за последнее время – уход со своего поста президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина – вот-вот произойдет. Главный железнодорожник страны подтвердил, что после выборов 13 сентября он станет сенатором от Калининградской области и оставит свое нынешнее место работы. Многие работники «железки» сегодня наверняка выпьют шампанского или чего покрепче – за десять лет Якунин настолько всем надоел, что его отставка воспринимается как облегчение.

И действительно, с 14 июня 2005 года, когда распоряжением Правительства РФ № 786-р он был назначен президентом ОАО «Российские железные дороги», отрасль пережила целую эпоху, но к ее серьезному реформированию толком так и не приступили. Чем запомнится Якунин? Скоростными «Сапсанами» «Москва – Петербург», которые пустили по устаревшей инфраструктуре, из-за чего пришлось отменять другие поезда, а электрички по часу стояли в сторонке, ожидая, пока мимо пролетит это чудо. Сотнями отмененных по всей стране электропоездов, на субсидирование которых в регионах не нашлось денег. Астрономическими тарифами, из-за которых груз проще и дешевле отправить автомобилем, а самому вместо поезда сесть на самолет. Еще была чудаковатая идея отказаться от плацкарты и «цивилизованно» ездить в купе. Или развеселая акция «Купи место на верхней полке в купе за полцены».

Ну а по факту мы получили существенное снижение пассажиропотока, чудовищные проблемы в сфере грузоперевозок (информаторы в транспортных компаниях в шоке от железнодорожных начальников), убитую инфраструктуру и несколько вагонных кризисов, последний из которых едва не парализовал всю экономику Кузбасса. Да чего там Сибирь, когда ночные поезда из Питера до Москвы (и обратно) зачастую напоминают деревенские сараи, а не современные средства передвижения. Но россиянам, особенно в период отпусков, майских праздников и новогодних каникул, приходится пользоваться ими и, как говорится, не роптать.

Никогда не забуду, как покупал билеты на Московском вокзале в Санкт-Петербурге. Когда я сказал кассиру, что мне нужен именно 26-й поезд (фирменный «Сибиряк», мы ехали через столицу), стоявшие в очереди люди готовы были убить меня на месте. Потому что до Ростова-на-Дону, Краснодара и Волгограда мест не было вообще: ни купе, ни СВ, ни плацкарты с общим вагоном. А еще при слове «РЖД» я вспоминаю, как одна из бывших коллег каждую неделю мучилась с их сайтом, чтобы купить билет до дома: то этот чудо-ресурс зависал, то деньги уходили в неизвестном направлении, то потом в сервис-центре был обед… И с тех пор изменились немногое. Не верите? Другой мой коллега этим летом простоял на омском ж/д вокзале два (!) часа, чтобы купить билеты до Тюмени. А туда езды около семи часов.

Я сам пользуюсь услугами РЖД (точнее, ОАО «Омск-пригород», 51% акций которого принадлежит монополии) каждый день и могу с уверенностью сказать: с 2006 года электропоезда стали гораздо менее востребованы у омичей. Ажиотаж в электричках наблюдается лишь по утрам – село едет в город, а также в пятницу вечером и в субботу в обед – в учебное время студенты из районов направляются домой. Плюс перед праздниками и по их окончании, когда омичи массово едут в гости. В остальное же время картина грустная – полупустые вагоны и ревизоры, как надсмотрщики, вынуждены по три раза проходить вагоны, чтобы выявить неучтенного пассажира и обилетить его по полной программе. Да, тарифы «Омск-пригорода» ниже, чем у газелистов или того же «Омскоблавтотранса». Но кто же будет сидеть и ждать до вечера, если уехать нужно часа в четыре?

Отдельная тема – уровень сервиса и так называемые дополнительные услуги. Про поезда дальнего следования я уже сказал. В электричках ситуация чуть лучше, но от понятия «комфортное передвижение» мы еще очень далеки. На дворе 2015 год, а омичи до сих ездят в вагонах с деревянными (!) сиденьями. Да, таких составов один-два, но за это позорище берут такие же деньги, как за вагоны с нормальными сиденьями.

Еще руководство «Омск-пригорода» гордится тематическими вагонами – «Комфорт», «Детский», «Спортивный». Но и здесь полно противоречий. Удачным опытом, на мой взгляд, оказались лишь «комфортные» вагоны, за которые люди, едущие на дальнее расстояние (например, до того же Исилькуля), готовы платить по 50 рублей дополнительно к стоимости билета. А вот в «спортивных» вагонах людям приходится ездить из-за того, что в других мест просто нет. «Детскими» же вагонами зачастую пользуются пассажиры без детей (тоже потому, что в других вагонах нет мест). А мамы и папы со своими чадами идут в «Спортивный» и платят, чтобы ехать сидя, а не стоять в тамбурах.

Я еще три года назад писал заявление на тогдашнего руководителя «Омск-пригорода», почетного, кстати, железнодорожника РФ, Равиля Бикбавова с просьбой пускать в пиковые дни простую 6-8-вагонную электричку, а не состав, где два «комфортных» вагона, «Детский» и «Спортивный», а народ вынужден стоять в тамбурах. Уважаемый депутат Заксобрания даже не соизволил ответить клиенту его компании. Его преемница Галина Мартыновская – человек гораздо более открытый и даже на хорошем счету у губернатора – недавно, если помните, они вместе открывали новую электричку «Московка – Драгунская». Но в пятницу вечером как ходили «Комфорт», «Детский» и «Спортивный», так и ходят, а бабушки, не нашедшие места в обычном вагоне, тихо ругаются с ревизорами, но платят по 30 рублей за право ехать в вагоне с телевизором, по которому летом показывают лыжные гонки.

Ну и не могу не сказать про такую фишку, как проверка билетов у приехавших (!) в Омск пассажиров на виадуке пригородного вокзала. Уже все «зайцы» в курсе про этот контроль и элементарно обходят его через подземный переход, а то и по путям. Зато остальной народ, идя с электрички, обязательно попадает в эту пробку, материт контролеров и их гениальное руководство, а также все РЖД вместе с Якуниным. Но они упорно продолжают  проверять билеты – авось кто-то выкинет заветный квиток, а мы его тут и сцапаем. Правда, ничто не мешает безбилетнику развернуться, спуститься с виадука и пройти под землей в главный вокзал. Зато столько людей делом занимаются!

Из реальных достижений якунинской эпохи мы, пожалуй, запомним электронные терминалы по продаже билетов как на электрички, так и на поезда дальнего следования. Это действительно классная и удобная вещь! В фирменных поездах появились кондиционеры, правда, пульты от них проводникам почему-то не выдали (работают автоматически). Еще пьяных дембелей и вахтовиков теперь днем с огнем не встретишь, а за пиво с рыбкой можно нарваться на серьезный штраф. Несуны с шалями, палантинами и различными камнями, правда, остались. Зато тетеньки с сомнительными пирожками и «орешками-кириешками» по вагонам больше не ходят, а цены у проводников не так уж и кусаются.

Короче, железная дорога потихоньку движется к цивилизации, но не со скоростью «Сапсана», а скорее как почтово-багажный «Владивосток – Москва»: медленно, со скрипом и большими потерями в пути. Отрасли явно нужен антикризисный менеджер, а не очередной друг «самого главного». Весь вопрос – кого поставят вместо Якунина и справится ли этот человек с такой махиной, которая едет по своим рельсам и никакие стрелки и семафоры ей нипочем?

Целое десятилетие Владимира Якунина во главе РЖД так и не привело к серьезной реформе отрасли. Омичи скоро вообще забудут про поезда.

Одна из самых ожидаемых отставок за последнее время – уход со своего поста президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина – вот-вот произойдет. Главный железнодорожник страны подтвердил, что после выборов 13 сентября он станет сенатором от Калининградской области и оставит свое нынешнее место работы. Многие работники «железки» сегодня наверняка выпьют шампанского или чего покрепче – за десять лет Якунин настолько всем надоел, что его отставка воспринимается как облегчение.

И действительно, с 14 июня 2005 года, когда распоряжением Правительства РФ № 786-р он был назначен президентом ОАО «Российские железные дороги», отрасль пережила целую эпоху, но к ее серьезному реформированию толком так и не приступили. Чем запомнится Якунин? Скоростными «Сапсанами» «Москва – Петербург», которые пустили по устаревшей инфраструктуре, из-за чего пришлось отменять другие поезда, а электрички по часу стояли в сторонке, ожидая, пока мимо пролетит это чудо. Сотнями отмененных по всей стране электропоездов, на субсидирование которых в регионах не нашлось денег. Астрономическими тарифами, из-за которых груз проще и дешевле отправить автомобилем, а самому вместо поезда сесть на самолет. Еще была чудаковатая идея отказаться от плацкарты и «цивилизованно» ездить в купе. Или развеселая акция «Купи место на верхней полке в купе за полцены».

Ну а по факту мы получили существенное снижение пассажиропотока, чудовищные проблемы в сфере грузоперевозок (информаторы в транспортных компаниях в шоке от железнодорожных начальников), убитую инфраструктуру и несколько вагонных кризисов, последний из которых едва не парализовал всю экономику Кузбасса. Да чего там Сибирь, когда ночные поезда из Питера до Москвы (и обратно) зачастую напоминают деревенские сараи, а не современные средства передвижения. Но россиянам, особенно в период отпусков, майских праздников и новогодних каникул, приходится пользоваться ими и, как говорится, не роптать.

Никогда не забуду, как покупал билеты на Московском вокзале в Санкт-Петербурге. Когда я сказал кассиру, что мне нужен именно 26-й поезд (фирменный «Сибиряк», мы ехали через столицу), стоявшие в очереди люди готовы были убить меня на месте. Потому что до Ростова-на-Дону, Краснодара и Волгограда мест не было вообще: ни купе, ни СВ, ни плацкарты с общим вагоном. А еще при слове «РЖД» я вспоминаю, как одна из бывших коллег каждую неделю мучилась с их сайтом, чтобы купить билет до дома: то этот чудо-ресурс зависал, то деньги уходили в неизвестном направлении, то потом в сервис-центре был обед… И с тех пор изменились немногое. Не верите? Другой мой коллега этим летом простоял на омском ж/д вокзале два (!) часа, чтобы купить билеты до Тюмени. А туда езды около семи часов.

Я сам пользуюсь услугами РЖД (точнее, ОАО «Омск-пригород», 51% акций которого принадлежит монополии) каждый день и могу с уверенностью сказать: с 2006 года электропоезда стали гораздо менее востребованы у омичей. Ажиотаж в электричках наблюдается лишь по утрам – село едет в город, а также в пятницу вечером и в субботу в обед – в учебное время студенты из районов направляются домой. Плюс перед праздниками и по их окончании, когда омичи массово едут в гости. В остальное же время картина грустная – полупустые вагоны и ревизоры, как надсмотрщики, вынуждены по три раза проходить вагоны, чтобы выявить неучтенного пассажира и обилетить его по полной программе. Да, тарифы «Омск-пригорода» ниже, чем у газелистов или того же «Омскоблавтотранса». Но кто же будет сидеть и ждать до вечера, если уехать нужно часа в четыре?

Отдельная тема – уровень сервиса и так называемые дополнительные услуги. Про поезда дальнего следования я уже сказал. В электричках ситуация чуть лучше, но от понятия «комфортное передвижение» мы еще очень далеки. На дворе 2015 год, а омичи до сих ездят в вагонах с деревянными (!) сиденьями. Да, таких составов один-два, но за это позорище берут такие же деньги, как за вагоны с нормальными сиденьями.

Еще руководство «Омск-пригорода» гордится тематическими вагонами – «Комфорт», «Детский», «Спортивный». Но и здесь полно противоречий. Удачным опытом, на мой взгляд, оказались лишь «комфортные» вагоны, за которые люди, едущие на дальнее расстояние (например, до того же Исилькуля), готовы платить по 50 рублей дополнительно к стоимости билета. А вот в «спортивных» вагонах людям приходится ездить из-за того, что в других мест просто нет. «Детскими» же вагонами зачастую пользуются пассажиры без детей (тоже потому, что в других вагонах нет мест). А мамы и папы со своими чадами идут в «Спортивный» и платят, чтобы ехать сидя, а не стоять в тамбурах.

Я еще три года назад писал заявление на тогдашнего руководителя «Омск-пригорода», почетного, кстати, железнодорожника РФ, Равиля Бикбавова с просьбой пускать в пиковые дни простую 6-8-вагонную электричку, а не состав, где два «комфортных» вагона, «Детский» и «Спортивный», а народ вынужден стоять в тамбурах. Уважаемый депутат Заксобрания даже не соизволил ответить клиенту его компании. Его преемница Галина Мартыновская – человек гораздо более открытый и даже на хорошем счету у губернатора – недавно, если помните, они вместе открывали новую электричку «Московка – Драгунская». Но в пятницу вечером как ходили «Комфорт», «Детский» и «Спортивный», так и ходят, а бабушки, не нашедшие места в обычном вагоне, тихо ругаются с ревизорами, но платят по 30 рублей за право ехать в вагоне с телевизором, по которому летом показывают лыжные гонки.

Ну и не могу не сказать про такую фишку, как проверка билетов у приехавших (!) в Омск пассажиров на виадуке пригородного вокзала. Уже все «зайцы» в курсе про этот контроль и элементарно обходят его через подземный переход, а то и по путям. Зато остальной народ, идя с электрички, обязательно попадает в эту пробку, материт контролеров и их гениальное руководство, а также все РЖД вместе с Якуниным. Но они упорно продолжают  проверять билеты – авось кто-то выкинет заветный квиток, а мы его тут и сцапаем. Правда, ничто не мешает безбилетнику развернуться, спуститься с виадука и пройти под землей в главный вокзал. Зато столько людей делом занимаются!

Из реальных достижений якунинской эпохи мы, пожалуй, запомним электронные терминалы по продаже билетов как на электрички, так и на поезда дальнего следования. Это действительно классная и удобная вещь! В фирменных поездах появились кондиционеры, правда, пульты от них проводникам почему-то не выдали (работают автоматически). Еще пьяных дембелей и вахтовиков теперь днем с огнем не встретишь, а за пиво с рыбкой можно нарваться на серьезный штраф. Несуны с шалями, палантинами и различными камнями, правда, остались. Зато тетеньки с сомнительными пирожками и «орешками-кириешками» по вагонам больше не ходят, а цены у проводников не так уж и кусаются.

Короче, железная дорога потихоньку движется к цивилизации, но не со скоростью «Сапсана», а скорее как почтово-багажный «Владивосток – Москва»: медленно, со скрипом и большими потерями в пути. Отрасли явно нужен антикризисный менеджер, а не очередной друг «самого главного». Весь вопрос – кого поставят вместо Якунина и справится ли этот человек с такой махиной, которая едет по своим рельсам и никакие стрелки и семафоры ей нипочем?