Поиск

Артисты театра «Белая столица» – мастера на все руки: и споют, и спляшут, и шашкой помашут. Мы побывали на репетиции этого уникального коллектива.

Идет репетиция «Вальса Людовика XV». Раз-два-три-раз: пары кружатся по залу, дополняя движение замысловатыми фигурами. Из-за того, что на танцорах джинсы и футболки, возникает двойственное ощущение слияния эпох – ты одновременно и здесь, и там.

Артист казачьего театра «Белая столица» Александр Новгородцев, кружась в танце, придерживается мнения о том, что с партнершей надо вести великосветскую беседу, дабы не заскучала. Немного перестарался – и девушка поймала смешинку, на десять минут выбыв из процесса, отдыхая на скамейке запасных.

– Любая реконструкция хореографии давних времен – процесс занимательный, – рассказывает Олег Томилов, худрук театра. – Никто из наших современников по понятным причинам этого танца не видел. Потому приходится опираться только на картины и музыку, которая осталась в нотных записях.

Хореография – лишь одно из многих направлений творчества «Белой столицы». Коллектив во многом уникален: в его состав вошли студии этнографического, стилизованного и исторического танца, а также вокальная и молодежная студии, участниками которых стали непрофессиональные артисты. Работают они сразу по трем эпохам – царской, Гражданской и Великой Отечественной войн. Сейчас театр вышел с каникул, которые устроил после поездки на столичный фестиваль «Удаль молодецкая», и начал активно готовиться к дальнейшим выступлениям.

Возможность поехать в Москву у омичей появилась неожиданно. Понятное дело, что денег на дорогу сами бы они не нашли, потому и на участие в мероприятии особенно не надеялись. Впрочем, не зря говорят, что многое случайное закономерно: Ольгу Мишину, руководителя оргкомитета фестиваля, бывшую в Омске проездом, удалось пригласить на показательное выступление «Белой столицы». Москвичку наш театр впечатлил, и она предложила оплатить дорогу на фестиваль десяти артистам.

– Ольга Федоровна рассказала, что ее трудно удивить владением шашкой, когда клинком машут крепкие кубанские парни. Но хрупкая девушка, которая сначала берет одну шашку, потом вторую, – это совсем другое дело! – отмечает Александр Новгородцев.

Впечатлила московскую гостью Александра Виссалай, которую в начале репетиции рассмешил Новгородцев. Мастерица на все руки – и танцует, и поет, и шашкой фланкирует. Неудивительно, что артисты «Белой столицы» производили фурор и на попутчиков по дороге на фестиваль: без песен, оказывается, путешествовать не умеют. А на перроне каждой крупной станции репетировали хореографические номера. Это были первые гастроли омского театра, и хотя продлился праздник всего три дня, впечатлений осталась масса.

Формат фестиваля удалось понять уже на месте. Как выяснилось, «Удаль молодецкая» очень похожа на наше «Солнцестояние» в Окунево, только камернее и душевнее.

– Место там тоже непростое – мы стояли рядом с подмосковной деревней Поповкой в десяти километрах от Бородинского поля, – вспоминает Александра Виссалай. – И, конечно, есть там местные легенды. Например, во времена, когда этими землями владел граф Уваров, здесь стояла мельница, в которой по преданию жил колдун. Нас сразу предупредили: если кикимору увидите – не пугайтесь и ее не пугайте. А если серьезно, то Москва-река в истоках шириной всего-то метров шесть, а глубиной – максимум полтора. И очень чистая – на середине видно дно, и везде растут кувшинки.

В отличие от окуневского фестиваля, выпивать на «Удали молодецкой» было запрещено категорически, за порядком следила полиция. Вечерние выступления переходили в неформальные ночные, а днем специалисты по ножевому и рукопашному бою, стрельбе из лука и метанию ножей проводили мастер-классы. Участие в фестивале приняли восемь коллективов со всей России составом от пяти до двадцати человек. И у каждого была своя изюминка.

– Кого-то до глубины души, кого-то до ужаса впечатлил лагерь варягов, – рассказал Александр Новгородцев. – Ребята с головой ушли в X век. В последний вечер они окончательно разогрелись и прыгали через костер в рост человека, предварительно поплескав водой на порты, чтобы не вспыхнуть. Отдельная история – боевые искусства. Но, к счастью, членовредительства не произошло. Лишь одна барышня в первый же вечер очень неловко прыгнула через костер и подвернула ногу. Но нет худа без добра: хоть и провела девушка весь фестиваль в лубках, два кавалера в прямом смысле носили ее на руках.

Пострадала и Александра Виссалай – омичка потянула плечевые связки, демонстрируя искусство фланкировки журналистам Первого канала, которые снимали на фестивале сюжет в программу «Доброе утро». Шашку Александра воспринимает не как придаток тела, а скорее как друга. При том, что собственного клинка у нее нет – девушка фланкирует оружием Олега Томилова.

– К шашке нельзя подходить просто так, – говорит Александра. – У казаков есть специальная молитва, без которой клинок в руки не берут. Я обычно кладу шашку на колени, закрываю глаза и какое-то время так сижу. Однажды я фланкировала чужой шашкой, а потом в другую руку взяла у Олега Петровича привычный клинок. И шашка не хотела работать – не иначе, приревновала!

До этого дальше «Березовой рощи» Александра не выезжала. Неудивительно, что фестиваль девушку впечатлил: чего только стоят хороводы у костра с двухэтажный дом, когда двести человек держатся за руки, глаза у всех горят и знакомые люди открываются с неожиданной стороны.

Глядя на саму девушку, сложно представить, что она учится... в авиационном колледже по специальности «Технологии аэрокосмического производства». В «Белой столице» она начала с танцев, потом занялась вокалом. А два года назад впервые попробовала сделать казачью крутку. Сегодня в интернете на всю страну кроме Александры Виссалай удалось найти только четырех девушек, которые фланкируют шашками обеими руками. А ведь дело это и для мужика непростое – добрый клинок, как топор, весит! Потому и к травмам Александра относится философски – куда без них с таким-то увлечением? А теперь девушка мечтает заняться и конным спортом – чтобы сочетать фланкировку с джигитовкой.

Где берут таких талантливых?

– Ребята появляются сами, – улыбается Олег Томилов. – То, что в театре нет сейчас количественного штата, только на руку: к нам может прийти каждый. С артистами занимаются очень хорошие молодые педагоги. Конечно, многие уходят, но лучшие чаще всего остаются. Мы планируем ехать на фестиваль и в следующем году, но отправим туда уже других ребят, чтобы опыта набирались.

Конечно, функционировать на общественных началах театру тяжело – любой вопрос строится на компромиссе. Взять одни только костюмы: разные эпохи требуют разных нарядов и оружия. А камзолы и мундиры, гимнастерки, треуголки, ППШ, винтовки Мосина, шашки – все это стоит больших денег. В меру возможностей помогает администрация, хотя суммы требуются огромные и полностью эти траты не субсидируются.

– Нам повезло с помещением – мы располагаем хорошим залом в «Современнике», – рассказал Олег Томилов. – Мы шутим: летом здесь прохладно, а зимой – тоже прохладно. Но если серьезно, то у многих других коллективов с этим большие проблемы, потому нам грех жаловаться.

В последний год на городских праздниках «Белая столица» выступает на главных сценах, коллектив уже не задвигают на окраины. Программа театра расписана плотно – выступления проходят почти каждые выходные. И это тоже показатель признания.

Анатолий Сергеев

1327

Артисты театра «Белая столица» – мастера на все руки: и споют, и спляшут, и шашкой помашут. Мы побывали на репетиции этого уникального коллектива.

Идет репетиция «Вальса Людовика XV». Раз-два-три-раз: пары кружатся по залу, дополняя движение замысловатыми фигурами. Из-за того, что на танцорах джинсы и футболки, возникает двойственное ощущение слияния эпох – ты одновременно и здесь, и там.

Артист казачьего театра «Белая столица» Александр Новгородцев, кружась в танце, придерживается мнения о том, что с партнершей надо вести великосветскую беседу, дабы не заскучала. Немного перестарался – и девушка поймала смешинку, на десять минут выбыв из процесса, отдыхая на скамейке запасных.

– Любая реконструкция хореографии давних времен – процесс занимательный, – рассказывает Олег Томилов, худрук театра. – Никто из наших современников по понятным причинам этого танца не видел. Потому приходится опираться только на картины и музыку, которая осталась в нотных записях.

Хореография – лишь одно из многих направлений творчества «Белой столицы». Коллектив во многом уникален: в его состав вошли студии этнографического, стилизованного и исторического танца, а также вокальная и молодежная студии, участниками которых стали непрофессиональные артисты. Работают они сразу по трем эпохам – царской, Гражданской и Великой Отечественной войн. Сейчас театр вышел с каникул, которые устроил после поездки на столичный фестиваль «Удаль молодецкая», и начал активно готовиться к дальнейшим выступлениям.

Возможность поехать в Москву у омичей появилась неожиданно. Понятное дело, что денег на дорогу сами бы они не нашли, потому и на участие в мероприятии особенно не надеялись. Впрочем, не зря говорят, что многое случайное закономерно: Ольгу Мишину, руководителя оргкомитета фестиваля, бывшую в Омске проездом, удалось пригласить на показательное выступление «Белой столицы». Москвичку наш театр впечатлил, и она предложила оплатить дорогу на фестиваль десяти артистам.

– Ольга Федоровна рассказала, что ее трудно удивить владением шашкой, когда клинком машут крепкие кубанские парни. Но хрупкая девушка, которая сначала берет одну шашку, потом вторую, – это совсем другое дело! – отмечает Александр Новгородцев.

Впечатлила московскую гостью Александра Виссалай, которую в начале репетиции рассмешил Новгородцев. Мастерица на все руки – и танцует, и поет, и шашкой фланкирует. Неудивительно, что артисты «Белой столицы» производили фурор и на попутчиков по дороге на фестиваль: без песен, оказывается, путешествовать не умеют. А на перроне каждой крупной станции репетировали хореографические номера. Это были первые гастроли омского театра, и хотя продлился праздник всего три дня, впечатлений осталась масса.

Формат фестиваля удалось понять уже на месте. Как выяснилось, «Удаль молодецкая» очень похожа на наше «Солнцестояние» в Окунево, только камернее и душевнее.

– Место там тоже непростое – мы стояли рядом с подмосковной деревней Поповкой в десяти километрах от Бородинского поля, – вспоминает Александра Виссалай. – И, конечно, есть там местные легенды. Например, во времена, когда этими землями владел граф Уваров, здесь стояла мельница, в которой по преданию жил колдун. Нас сразу предупредили: если кикимору увидите – не пугайтесь и ее не пугайте. А если серьезно, то Москва-река в истоках шириной всего-то метров шесть, а глубиной – максимум полтора. И очень чистая – на середине видно дно, и везде растут кувшинки.

В отличие от окуневского фестиваля, выпивать на «Удали молодецкой» было запрещено категорически, за порядком следила полиция. Вечерние выступления переходили в неформальные ночные, а днем специалисты по ножевому и рукопашному бою, стрельбе из лука и метанию ножей проводили мастер-классы. Участие в фестивале приняли восемь коллективов со всей России составом от пяти до двадцати человек. И у каждого была своя изюминка.

– Кого-то до глубины души, кого-то до ужаса впечатлил лагерь варягов, – рассказал Александр Новгородцев. – Ребята с головой ушли в X век. В последний вечер они окончательно разогрелись и прыгали через костер в рост человека, предварительно поплескав водой на порты, чтобы не вспыхнуть. Отдельная история – боевые искусства. Но, к счастью, членовредительства не произошло. Лишь одна барышня в первый же вечер очень неловко прыгнула через костер и подвернула ногу. Но нет худа без добра: хоть и провела девушка весь фестиваль в лубках, два кавалера в прямом смысле носили ее на руках.

Пострадала и Александра Виссалай – омичка потянула плечевые связки, демонстрируя искусство фланкировки журналистам Первого канала, которые снимали на фестивале сюжет в программу «Доброе утро». Шашку Александра воспринимает не как придаток тела, а скорее как друга. При том, что собственного клинка у нее нет – девушка фланкирует оружием Олега Томилова.

– К шашке нельзя подходить просто так, – говорит Александра. – У казаков есть специальная молитва, без которой клинок в руки не берут. Я обычно кладу шашку на колени, закрываю глаза и какое-то время так сижу. Однажды я фланкировала чужой шашкой, а потом в другую руку взяла у Олега Петровича привычный клинок. И шашка не хотела работать – не иначе, приревновала!

До этого дальше «Березовой рощи» Александра не выезжала. Неудивительно, что фестиваль девушку впечатлил: чего только стоят хороводы у костра с двухэтажный дом, когда двести человек держатся за руки, глаза у всех горят и знакомые люди открываются с неожиданной стороны.

Глядя на саму девушку, сложно представить, что она учится... в авиационном колледже по специальности «Технологии аэрокосмического производства». В «Белой столице» она начала с танцев, потом занялась вокалом. А два года назад впервые попробовала сделать казачью крутку. Сегодня в интернете на всю страну кроме Александры Виссалай удалось найти только четырех девушек, которые фланкируют шашками обеими руками. А ведь дело это и для мужика непростое – добрый клинок, как топор, весит! Потому и к травмам Александра относится философски – куда без них с таким-то увлечением? А теперь девушка мечтает заняться и конным спортом – чтобы сочетать фланкировку с джигитовкой.

Где берут таких талантливых?

– Ребята появляются сами, – улыбается Олег Томилов. – То, что в театре нет сейчас количественного штата, только на руку: к нам может прийти каждый. С артистами занимаются очень хорошие молодые педагоги. Конечно, многие уходят, но лучшие чаще всего остаются. Мы планируем ехать на фестиваль и в следующем году, но отправим туда уже других ребят, чтобы опыта набирались.

Конечно, функционировать на общественных началах театру тяжело – любой вопрос строится на компромиссе. Взять одни только костюмы: разные эпохи требуют разных нарядов и оружия. А камзолы и мундиры, гимнастерки, треуголки, ППШ, винтовки Мосина, шашки – все это стоит больших денег. В меру возможностей помогает администрация, хотя суммы требуются огромные и полностью эти траты не субсидируются.

– Нам повезло с помещением – мы располагаем хорошим залом в «Современнике», – рассказал Олег Томилов. – Мы шутим: летом здесь прохладно, а зимой – тоже прохладно. Но если серьезно, то у многих других коллективов с этим большие проблемы, потому нам грех жаловаться.

В последний год на городских праздниках «Белая столица» выступает на главных сценах, коллектив уже не задвигают на окраины. Программа театра расписана плотно – выступления проходят почти каждые выходные. И это тоже показатель признания.

Анатолий Сергеев

1327