Поиск

Многое из того, что реализовано в олимпийской столице, могли бы перенять омские власти – даже не рассчитывая на серьезное финансирование.

Уходящим летом мне удалось побывать в Сочи, ставшем образцово-показательным городом после Олимпийских игр-2014. Описанием его многочисленных курортно-туристических достопримечательностей заниматься мне не хотелось бы, тем более что некоторые омичи их уже видели или увидят воочию. Хотелось бы обратить внимание на другое – городскую инфраструктуру и организацию жизни отдыхающих и горожан. Здесь есть чему поучиться и омским властям.

Конечно, скептики сразу скажут: как можно сравнивать хотя бы в чем-то Омск и Сочи? То же самое, что сравнивать Лондон и Катманду. Однако на самом деле это не совсем так. И речь не только в финансах, которых Сочи перед Олимпиадой получил столько, сколько омский бюджет не получит никогда. Есть вещи, которые не требуют грандиозного финансирования – нужно только «голову приложить».

Чтобы проследить за чистотой – много денег не нужно

Первое, что бросается в глаза при прилете из Омска в Сочи, – чистота и порядок на городских улицах. Нигде, даже после сильного ливня, нет луж и грязи, чего в Омске в избытке. Городские улицы ежедневно моют коммунальщики, поэтому ни на обочинах, ни на остановках нет пыли и грязи. Выбросить даже самый обычный  мусор в неположенном месте просто рука не поднимется – везде, даже в самых отдаленных микрорайонах, на тротуарах  в 30–100 метрах друг от друга установлены урны, которые ежедневно очищаются. В Омске же иногда даже в центре днем с огнем не сыщешь урн либо они переполнены, поэтому мусор приходится постоянно носить с собой. Ну, или как делают некоторые горожане, тут же выбрасывать.

В Сочи умеют поддерживать порядок... 

Урны – не столь затратная статья городских расходов.  Почему бы и в Омске не закупить их в количестве 1000–1500 штук и оборудовать ими основные улицы города? Некоторые из «мусорок» в Омске, как говорится, «старее поповской собаки» и в канун 300-летия только портят впечатление гостей от города. То же касается и организации работы омских коммунальщиков, которые в лучшем случае раз в год – весной – очищают прибордюрную часть дороги от пыли и грязи, особенно на остановках. Усугубляют положение дел в Омске ветхие бордюры (либо их отсутствие) и плохое состояние дорог.

Сочинские маршрутки: Ашот довезет с ветерком и анекдотом в любой конец города

Транспорт – еще одна сфера, где у сочинцев есть чему поучиться. Понятно, что перед Олимпиадой весь городской подвижной состав был обновлен, поэтому старых и разваливающихся автобусов в городе давно нет. Нет в Сочи и привычных обычному омичу «газелей» – в городе работают только автобусы средней и большой вместимости, к чему Омск придет в лучшем случае к 2020 году. Муниципальный транспорт Сочи – это ЛиАЗы, оснащенные кондиционерами и работающие без кондукторов. При этом необходимость заходить только через переднюю дверь недовольства у пассажиров не вызывает – сочинские водители справляются как со своими обязанностями, так и с обязанностями кондукторов.

Проезд по городу стоит 19 рублей – на рубль больше, чем в Омске. Но эти деньги действительно не жалко отдать за проезд в комфортабельном автобусе, а не в старом «корыте». Почему бы и в Омске хотя бы на 60–70% маршрутов не отказаться от услуг кондукторов и не пустить эти средства на развитие транспорта? Идею с установкой турникетов в автобусах, которая возникла несколько лет назад, местные власти, видимо, похоронили. Высвободившихся средств хватило бы и на повышение зарплат водителям и покупку новых автобусов.

В Сочи едут отдыхать даже из прифронтового Луганска

Что касается частных маршруток, то они в Сочи принадлежат нескольким компаниям (наподобие омской «Автосилы-55»), а не ИП. На 90% сочинские маршрутки – это 24-местные «хендаи», а местные маршрутчики – это почему-то в основном представители армянской национальности.  В отличие от хмурых омских «газелистов» они обладают хорошим чувством юмора, прекрасно знают город и в основном соблюдают правила дорожного движения. Все маршрутки оборудованы камерами видеонаблюдения и тахографами.

Есть, конечно, и казусы. Например, на ряде маршрутов из Адлера в Сочи проезд оплачивается на выходе. Однако штраф за отсутствие билета составляет 200–300 рублей. Каким образом в таком случае можно наложить на «зайца» штраф – загадка.

Сочи – рай для велосипедистов…. если они не боятся задавить пешеходов

Сочи – один из немногих российских городов, по которому теоретически можно с ветерком прокатиться на велосипеде, не встречая у себя на пути неудобных лестниц и бордюров и не боясь попасть под автомобиль. Перед Олимпиадой в городе было построено несколько десятков километров велодорожек, и теперь там можно взять напрокат велосипед на любой вкус и цвет за приемлемую плату – от 100 рублей в час.

Единственное препятствие, которое встречают любители велоезды в Сочи – это туристы, которые используют велодорожки в качестве тротуаров. Поэтому проехать по ним на велосипеде вечером практически невозможно – можно легко сбить как 70-летнюю бабушку, так и 7-летнего ребенка. Впрочем, по велодорожкам гуляют люди всех возрастов, а просьба освободить проезжую часть почему-то вызывает у них недоумение и может закончиться потасовкой.

Тем не менее катание по городу на велосипеде даже при всех вышеназванных нюансах вызывает настоящее удовольствие, в том числе за счет хороших дорог и тротуаров. Конечно, теперь они  в Сочи такие, о которых не только омичи, но и большинство россиян могут только помечтать. Местные жители шутят, что для того, чтобы обустроить Россию, нужно в каждом городе провести Олимпиаду. Тогда там будут и обновленные коммуникации, и хорошие дороги, и комфортный общественный транспорт. Коренные сочинцы, с одной стороны, рады, что в их городе прошла Олимпиада и он преобразился, с другой стороны, сетуют на то, что можно было бы сделать еще больше, если бы выделенные средства не расхищались в таких количествах. Так, вопреки первоначальным планам в городе так и не были капитально отремонтированы все ветхие многоэтажки, хотя даже без капремонта они выглядят намного лучше омских.

Даже без капремонта сочинские 50-летние многоэтажки выглядят добротно

В завершение еще раз хотелось бы добавить, что идея сравнить Омск и Сочи, может быть, плохая по своей сути, но и не обратить внимание на те очевидные вещи и проблемы, от которых стало  больно по возвращении в Омск, сложно. Может быть, омские чиновники, которые в Сочи на отдых не ездят, когда-нибудь обратят внимание на опыт по организации жизни в этом городе?

Многое из того, что реализовано в олимпийской столице, могли бы перенять омские власти – даже не рассчитывая на серьезное финансирование.

Уходящим летом мне удалось побывать в Сочи, ставшем образцово-показательным городом после Олимпийских игр-2014. Описанием его многочисленных курортно-туристических достопримечательностей заниматься мне не хотелось бы, тем более что некоторые омичи их уже видели или увидят воочию. Хотелось бы обратить внимание на другое – городскую инфраструктуру и организацию жизни отдыхающих и горожан. Здесь есть чему поучиться и омским властям.

Конечно, скептики сразу скажут: как можно сравнивать хотя бы в чем-то Омск и Сочи? То же самое, что сравнивать Лондон и Катманду. Однако на самом деле это не совсем так. И речь не только в финансах, которых Сочи перед Олимпиадой получил столько, сколько омский бюджет не получит никогда. Есть вещи, которые не требуют грандиозного финансирования – нужно только «голову приложить».

Чтобы проследить за чистотой – много денег не нужно

Первое, что бросается в глаза при прилете из Омска в Сочи, – чистота и порядок на городских улицах. Нигде, даже после сильного ливня, нет луж и грязи, чего в Омске в избытке. Городские улицы ежедневно моют коммунальщики, поэтому ни на обочинах, ни на остановках нет пыли и грязи. Выбросить даже самый обычный  мусор в неположенном месте просто рука не поднимется – везде, даже в самых отдаленных микрорайонах, на тротуарах  в 30–100 метрах друг от друга установлены урны, которые ежедневно очищаются. В Омске же иногда даже в центре днем с огнем не сыщешь урн либо они переполнены, поэтому мусор приходится постоянно носить с собой. Ну, или как делают некоторые горожане, тут же выбрасывать.

В Сочи умеют поддерживать порядок... 

Урны – не столь затратная статья городских расходов.  Почему бы и в Омске не закупить их в количестве 1000–1500 штук и оборудовать ими основные улицы города? Некоторые из «мусорок» в Омске, как говорится, «старее поповской собаки» и в канун 300-летия только портят впечатление гостей от города. То же касается и организации работы омских коммунальщиков, которые в лучшем случае раз в год – весной – очищают прибордюрную часть дороги от пыли и грязи, особенно на остановках. Усугубляют положение дел в Омске ветхие бордюры (либо их отсутствие) и плохое состояние дорог.

Сочинские маршрутки: Ашот довезет с ветерком и анекдотом в любой конец города

Транспорт – еще одна сфера, где у сочинцев есть чему поучиться. Понятно, что перед Олимпиадой весь городской подвижной состав был обновлен, поэтому старых и разваливающихся автобусов в городе давно нет. Нет в Сочи и привычных обычному омичу «газелей» – в городе работают только автобусы средней и большой вместимости, к чему Омск придет в лучшем случае к 2020 году. Муниципальный транспорт Сочи – это ЛиАЗы, оснащенные кондиционерами и работающие без кондукторов. При этом необходимость заходить только через переднюю дверь недовольства у пассажиров не вызывает – сочинские водители справляются как со своими обязанностями, так и с обязанностями кондукторов.

Проезд по городу стоит 19 рублей – на рубль больше, чем в Омске. Но эти деньги действительно не жалко отдать за проезд в комфортабельном автобусе, а не в старом «корыте». Почему бы и в Омске хотя бы на 60–70% маршрутов не отказаться от услуг кондукторов и не пустить эти средства на развитие транспорта? Идею с установкой турникетов в автобусах, которая возникла несколько лет назад, местные власти, видимо, похоронили. Высвободившихся средств хватило бы и на повышение зарплат водителям и покупку новых автобусов.

В Сочи едут отдыхать даже из прифронтового Луганска

Что касается частных маршруток, то они в Сочи принадлежат нескольким компаниям (наподобие омской «Автосилы-55»), а не ИП. На 90% сочинские маршрутки – это 24-местные «хендаи», а местные маршрутчики – это почему-то в основном представители армянской национальности.  В отличие от хмурых омских «газелистов» они обладают хорошим чувством юмора, прекрасно знают город и в основном соблюдают правила дорожного движения. Все маршрутки оборудованы камерами видеонаблюдения и тахографами.

Есть, конечно, и казусы. Например, на ряде маршрутов из Адлера в Сочи проезд оплачивается на выходе. Однако штраф за отсутствие билета составляет 200–300 рублей. Каким образом в таком случае можно наложить на «зайца» штраф – загадка.

Сочи – рай для велосипедистов…. если они не боятся задавить пешеходов

Сочи – один из немногих российских городов, по которому теоретически можно с ветерком прокатиться на велосипеде, не встречая у себя на пути неудобных лестниц и бордюров и не боясь попасть под автомобиль. Перед Олимпиадой в городе было построено несколько десятков километров велодорожек, и теперь там можно взять напрокат велосипед на любой вкус и цвет за приемлемую плату – от 100 рублей в час.

Единственное препятствие, которое встречают любители велоезды в Сочи – это туристы, которые используют велодорожки в качестве тротуаров. Поэтому проехать по ним на велосипеде вечером практически невозможно – можно легко сбить как 70-летнюю бабушку, так и 7-летнего ребенка. Впрочем, по велодорожкам гуляют люди всех возрастов, а просьба освободить проезжую часть почему-то вызывает у них недоумение и может закончиться потасовкой.

Тем не менее катание по городу на велосипеде даже при всех вышеназванных нюансах вызывает настоящее удовольствие, в том числе за счет хороших дорог и тротуаров. Конечно, теперь они  в Сочи такие, о которых не только омичи, но и большинство россиян могут только помечтать. Местные жители шутят, что для того, чтобы обустроить Россию, нужно в каждом городе провести Олимпиаду. Тогда там будут и обновленные коммуникации, и хорошие дороги, и комфортный общественный транспорт. Коренные сочинцы, с одной стороны, рады, что в их городе прошла Олимпиада и он преобразился, с другой стороны, сетуют на то, что можно было бы сделать еще больше, если бы выделенные средства не расхищались в таких количествах. Так, вопреки первоначальным планам в городе так и не были капитально отремонтированы все ветхие многоэтажки, хотя даже без капремонта они выглядят намного лучше омских.

Даже без капремонта сочинские 50-летние многоэтажки выглядят добротно

В завершение еще раз хотелось бы добавить, что идея сравнить Омск и Сочи, может быть, плохая по своей сути, но и не обратить внимание на те очевидные вещи и проблемы, от которых стало  больно по возвращении в Омск, сложно. Может быть, омские чиновники, которые в Сочи на отдых не ездят, когда-нибудь обратят внимание на опыт по организации жизни в этом городе?