Поиск

История омички, которая за 1,5 миллиона купила «двушку» в Нефтяниках, а теперь осталась и без жилья, и денег. Такое может произойти с каждым. 

В редакцию РИА «Омск-Информ» обратилась омичка Елена Кожевникова и рассказала историю, в которую может попасть каждый. Они с мужем Сергеем Романовым решили купить двухкомнатную квартиру, но в итоге остались без денег, крыши над головой и уже больше года вынуждены жить на съемной квартире.

– В начале прошлого года мы продали свою однокомнатную квартиру, чтобы купить двухкомнатную, – рассказывает Елена Кожевникова. – Копили на нее уже давно – во всем себе отказывали, муж пахал на двух работах... На сайте Avito.ru я нашла объявление о продаже квартиры по адресу: проспект Культуры, 2, за 1 630 000 рублей. Продавец представился риелтором. Я тогда подумала: «Прекрасно, не нужно будет нанимать специалиста, чтобы проверять квартиру». Да, она оказалась «убитая», но мы были к этому готовы: мечтали жить у парка и Иртыша. Кроме того, Олег Михайлов, продавец, сам предложил снизить цену, которую в итоге удалось скостить на 130 тысяч. Он предоставил все необходимые документы, в том числе свидетельство о регистрации квартиры и справку об отсутствии ограничений и обременений, выданные Росреестром.

Елена Кожевникова с мужем квартиру купили. Но через две недели, когда они пришли в то же отделение Росреестра за документами, выяснилось, что новая жилплощадь оказалась «нечистой»: сбой произошел в начале цепочки, когда предыдущий владелец продал ее Олегу Михайлову по поддельному решению суда Советского округа Омска. Сотрудники Росреестра это выявили и отказались выдавать Кожевниковой свидетельство о регистрации. С тех пор они с мужем обивают пороги кабинетов, судятся, отдают юристам последние деньги, но воз и ныне там.

История квартиры в доме по проспекту Культуры, 2, вырисовывается следующим образом. В феврале прошлого года умер ее хозяин. Новым владельцем недвижимости стал неизвестный мошенник, который еще в конце 2013 года подделал решение суда о наследстве, став якобы племянником на тот момент еще живого хозяина квартиры.

– В полиции выяснилось, что есть некто Машуков – алкоголик, который потерял паспорт, – рассказала Елена Кожевникова. – Этим паспортом и воспользовался неизвестный мошенник при оформлении квартиры на себя.

Почти сразу он «толкнул» недвижимость Олегу Михайлову. Тот по всем правилам оформил квартиру в собственность и через месяц продал ее Сергею Романову, мужу Елены Кожевниковой. Только на этом этапе в Росреестре выяснили, что судебного решения о лженаследнике, с которого началась вся цепочка, не существует в природе.

Сразу напрашивается вопрос: как получилось, что Олегу Михайлову в Росреестре регистрационные документы все-таки выдали? Быть может, это недосмотр: сотрудники государственного органа не проверили, действительно ли существовало то судебное решение о правах наследника, или что-то другое?

– В Росреестре нам ответили: проверять решения судов – не в нашей компетенции, – говорит Кожевникова. – Получается, что я могу туда прийти с «документом», который за пять минут до этого самостоятельно набрала на компьютере, и этот «документ» примут?

Открываем Гражданский кодекс. В пятом пункте статьи 8.1 «Государственная регистрация прав на имущество» значится: «... орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации...». Есть и 13-я статья Федерального закона №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», где проверка документов регистрирующим органом тоже входит в перечень обязательных процедур и идет вторым пунктом в списке действий.

Получается, что проверять документы чиновники обязаны? В кулуарных беседах сотрудники Росреестра жалуются на постоянно увеличивающийся вал документов, который физически невозможно проверить полностью. Но, может быть, тогда увеличить штат?

Комментируя ситуацию, эксперты уверены, что подавать на Росреестр в суд почти нет резона – на всю страну было лишь несколько относительно похожих дел, в которых Росреестр проиграл. В нашем же случае ведомство пока не получило даже штраф.

Елена с мужем пытались добиться от сотрудников Росреестра ответа на вопрос: если функция ведомства так узка – регистрировать, но не проверять, то что они делают с документами две недели? В свою очередь, Олег Михайлов на вопрос управляющей отделения Росреестра, как он получил документы на квартиру, спокойно ответил: «Вы же и выдали мне это свидетельство о регистрации и справку об отсутствии ограничений и обременений!»

Конечно, семья Елены Кожевниковой подала в суд и на Михайлова, и на Росреестр, пытаясь вернуть квартиру. Но прямо на заседании выяснилась интересная деталь, поставившая точку в споре: оказалось, что у умершего хозяина квартиры в последний момент нашлась... реальная наследница – 22-летняя дочь. По словам Елены Кожевниковой, на суде наследница утверждала, что с отцом не общалась и о его смерти полиция сообщила ей в последний момент. Так или иначе, суд требования Сергея Романова и Елены Кожевниковой не удовлетворил. А наследница сразу же подала ответный иск, став законной хозяйкой квартиры.

Елена Кожевникова искала правду где только можно: обращалась в полицию, прокуратуру, Общероссийский народный фронт, к губернатору Виктору Назарову и уполномоченному по правам человека в регионе, в администрацию президента... Увы, по ее словам, реальных движений не предпринимается. Но и останавливаться семья не собирается.

Подавать в суд на Олега Михайлова они планируют только в крайнем случае. Только по данным открытой базы судебных приставов, на мужчине «висит» более 1,5 млн рублей долгов. Вернуть деньги, даже в судебном порядке, он будет не в состоянии. По предположениям экспертов, на Михайлове вряд ли числится хоть какая-то недвижимость и другое ценное имущество.

– В любом случае мы – добросовестные покупатели, – отмечает Елена Кожевникова. – Будем судиться с Росреестром, который вовремя не выявил поддельные документы. Они пусть сами разбираются с мошенниками. А Михайлов нам уже ничего не вернет, это очевидно. Претендовать будем не на квартиру, а на деньги, отданные ему.

Даже беглый взгляд экспертов по недвижимости на документы, оформленные Михайловым, подтверждают – скорее всего, никакой он не риелтор.

– Все открывается в мелочах. Хотя бы в тех, что специалист, который постоянно имеет дело с бумагами, не будет ставить подписи и расшифровки там, где они не нужны. Есть и другие «знаки», они подтверждают, что Михайлов – не профессиональный риелтор, – прокомментировал эксперт после изучения документов.

Что касается самой подделки решения суда, выполненной неизвестным мошенником, то, по словам риелторов, на омском рынке недвижимости фальсификациями документов такого уровня не занимались уже давно. Последний пик популярности пришелся на подделки решений 1994 года. Лихие девяностые возвращаются?

Пострадавшей семье очень не повезло с юристами. Сергей Романов с Еленой Кожевниковой отдали только за правовую поддержку около 160 тыс. рублей (которые планировали потратить на ремонт новой квартиры), но никакого результата это не принесло.

– Юристы с нас вытянули все до нитки, и ладно бы хоть толк был, – вздыхает Елена Кожевникова. – Мы в итоге не по своей воле прогуляли судебное заседание, на которое, по словам нашего тогдашнего представителя, было «приходить не обязательно». Потом наш юрист отказалась с нами сотрудничать, перестала ходить на судебные заседания. По совпадению, произошло это после его встречи с полковником полиции. Другой «специалист» нам в открытую заявлял, что деньги ему нужны на «откаты» чиновникам, чтобы «протолкнуть» дело, а потом подсовывал договор переуступки прав на квартиру вместо договора об оказании услуг. Что самое неприятное – у него до сих пор есть доверенность на три года, по которой он может действовать от нашего имени...

Что интересно, по словам Елены Кожевниковой, тот же Олег Михайлов сейчас продает другую квартиру: однокомнатную, по адресу: Менделеева, 8.

– Предыдущая хозяйка квартиры тоже умерла – погибла в пожаре, – говорит омичка. – У этой недвижимости тоже есть наследники – два сына, которые сейчас находятся в местах не столь отдаленных. И цена занижена – Михайлов продает ее за миллион двести тридцать тысяч. Чтобы отдать ее за миллион сто? Не получится ли тут, как со мной? Я уже написала заявление в полицию.

РИА «Омск-Информ» будет следить за развитием событий.

Как не попасться мошенникам в сфере недвижимости:

1. Если риелтор делает необоснованно большую скидку, стоит крепко призадуматься – не слишком ли все гладко складывается? Лишних денег не бывает, и у риелторов тоже.

2. По возможности лучше самостоятельно проверять документы, предоставляемые продавцом. Сведения о многих из них находятся в открытом доступе.

3. Риелторов нужно выбирать по рекомендации либо из числа тех фирм, которые постоянно на слуху. В Омске существует две саморегулируемые организации: «Профессиональные риелторы Омской области» и «Омский союз риелторов», в которые входит более сотни проверенных риелторских компаний.

4. По тому же принципу нужно выбирать и юристов. В Омске есть коллегия адвокатов. Не ограничивайтесь представителем в суде – только активно практикующий адвокат знает предпочтения каждого судьи и сможет максимально помочь в процессе.

Анатолий Сергеев

3835

История омички, которая за 1,5 миллиона купила «двушку» в Нефтяниках, а теперь осталась и без жилья, и денег. Такое может произойти с каждым. 

В редакцию РИА «Омск-Информ» обратилась омичка Елена Кожевникова и рассказала историю, в которую может попасть каждый. Они с мужем Сергеем Романовым решили купить двухкомнатную квартиру, но в итоге остались без денег, крыши над головой и уже больше года вынуждены жить на съемной квартире.

– В начале прошлого года мы продали свою однокомнатную квартиру, чтобы купить двухкомнатную, – рассказывает Елена Кожевникова. – Копили на нее уже давно – во всем себе отказывали, муж пахал на двух работах... На сайте Avito.ru я нашла объявление о продаже квартиры по адресу: проспект Культуры, 2, за 1 630 000 рублей. Продавец представился риелтором. Я тогда подумала: «Прекрасно, не нужно будет нанимать специалиста, чтобы проверять квартиру». Да, она оказалась «убитая», но мы были к этому готовы: мечтали жить у парка и Иртыша. Кроме того, Олег Михайлов, продавец, сам предложил снизить цену, которую в итоге удалось скостить на 130 тысяч. Он предоставил все необходимые документы, в том числе свидетельство о регистрации квартиры и справку об отсутствии ограничений и обременений, выданные Росреестром.

Елена Кожевникова с мужем квартиру купили. Но через две недели, когда они пришли в то же отделение Росреестра за документами, выяснилось, что новая жилплощадь оказалась «нечистой»: сбой произошел в начале цепочки, когда предыдущий владелец продал ее Олегу Михайлову по поддельному решению суда Советского округа Омска. Сотрудники Росреестра это выявили и отказались выдавать Кожевниковой свидетельство о регистрации. С тех пор они с мужем обивают пороги кабинетов, судятся, отдают юристам последние деньги, но воз и ныне там.

История квартиры в доме по проспекту Культуры, 2, вырисовывается следующим образом. В феврале прошлого года умер ее хозяин. Новым владельцем недвижимости стал неизвестный мошенник, который еще в конце 2013 года подделал решение суда о наследстве, став якобы племянником на тот момент еще живого хозяина квартиры.

– В полиции выяснилось, что есть некто Машуков – алкоголик, который потерял паспорт, – рассказала Елена Кожевникова. – Этим паспортом и воспользовался неизвестный мошенник при оформлении квартиры на себя.

Почти сразу он «толкнул» недвижимость Олегу Михайлову. Тот по всем правилам оформил квартиру в собственность и через месяц продал ее Сергею Романову, мужу Елены Кожевниковой. Только на этом этапе в Росреестре выяснили, что судебного решения о лженаследнике, с которого началась вся цепочка, не существует в природе.

Сразу напрашивается вопрос: как получилось, что Олегу Михайлову в Росреестре регистрационные документы все-таки выдали? Быть может, это недосмотр: сотрудники государственного органа не проверили, действительно ли существовало то судебное решение о правах наследника, или что-то другое?

– В Росреестре нам ответили: проверять решения судов – не в нашей компетенции, – говорит Кожевникова. – Получается, что я могу туда прийти с «документом», который за пять минут до этого самостоятельно набрала на компьютере, и этот «документ» примут?

Открываем Гражданский кодекс. В пятом пункте статьи 8.1 «Государственная регистрация прав на имущество» значится: «... орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации...». Есть и 13-я статья Федерального закона №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», где проверка документов регистрирующим органом тоже входит в перечень обязательных процедур и идет вторым пунктом в списке действий.

Получается, что проверять документы чиновники обязаны? В кулуарных беседах сотрудники Росреестра жалуются на постоянно увеличивающийся вал документов, который физически невозможно проверить полностью. Но, может быть, тогда увеличить штат?

Комментируя ситуацию, эксперты уверены, что подавать на Росреестр в суд почти нет резона – на всю страну было лишь несколько относительно похожих дел, в которых Росреестр проиграл. В нашем же случае ведомство пока не получило даже штраф.

Елена с мужем пытались добиться от сотрудников Росреестра ответа на вопрос: если функция ведомства так узка – регистрировать, но не проверять, то что они делают с документами две недели? В свою очередь, Олег Михайлов на вопрос управляющей отделения Росреестра, как он получил документы на квартиру, спокойно ответил: «Вы же и выдали мне это свидетельство о регистрации и справку об отсутствии ограничений и обременений!»

Конечно, семья Елены Кожевниковой подала в суд и на Михайлова, и на Росреестр, пытаясь вернуть квартиру. Но прямо на заседании выяснилась интересная деталь, поставившая точку в споре: оказалось, что у умершего хозяина квартиры в последний момент нашлась... реальная наследница – 22-летняя дочь. По словам Елены Кожевниковой, на суде наследница утверждала, что с отцом не общалась и о его смерти полиция сообщила ей в последний момент. Так или иначе, суд требования Сергея Романова и Елены Кожевниковой не удовлетворил. А наследница сразу же подала ответный иск, став законной хозяйкой квартиры.

Елена Кожевникова искала правду где только можно: обращалась в полицию, прокуратуру, Общероссийский народный фронт, к губернатору Виктору Назарову и уполномоченному по правам человека в регионе, в администрацию президента... Увы, по ее словам, реальных движений не предпринимается. Но и останавливаться семья не собирается.

Подавать в суд на Олега Михайлова они планируют только в крайнем случае. Только по данным открытой базы судебных приставов, на мужчине «висит» более 1,5 млн рублей долгов. Вернуть деньги, даже в судебном порядке, он будет не в состоянии. По предположениям экспертов, на Михайлове вряд ли числится хоть какая-то недвижимость и другое ценное имущество.

– В любом случае мы – добросовестные покупатели, – отмечает Елена Кожевникова. – Будем судиться с Росреестром, который вовремя не выявил поддельные документы. Они пусть сами разбираются с мошенниками. А Михайлов нам уже ничего не вернет, это очевидно. Претендовать будем не на квартиру, а на деньги, отданные ему.

Даже беглый взгляд экспертов по недвижимости на документы, оформленные Михайловым, подтверждают – скорее всего, никакой он не риелтор.

– Все открывается в мелочах. Хотя бы в тех, что специалист, который постоянно имеет дело с бумагами, не будет ставить подписи и расшифровки там, где они не нужны. Есть и другие «знаки», они подтверждают, что Михайлов – не профессиональный риелтор, – прокомментировал эксперт после изучения документов.

Что касается самой подделки решения суда, выполненной неизвестным мошенником, то, по словам риелторов, на омском рынке недвижимости фальсификациями документов такого уровня не занимались уже давно. Последний пик популярности пришелся на подделки решений 1994 года. Лихие девяностые возвращаются?

Пострадавшей семье очень не повезло с юристами. Сергей Романов с Еленой Кожевниковой отдали только за правовую поддержку около 160 тыс. рублей (которые планировали потратить на ремонт новой квартиры), но никакого результата это не принесло.

– Юристы с нас вытянули все до нитки, и ладно бы хоть толк был, – вздыхает Елена Кожевникова. – Мы в итоге не по своей воле прогуляли судебное заседание, на которое, по словам нашего тогдашнего представителя, было «приходить не обязательно». Потом наш юрист отказалась с нами сотрудничать, перестала ходить на судебные заседания. По совпадению, произошло это после его встречи с полковником полиции. Другой «специалист» нам в открытую заявлял, что деньги ему нужны на «откаты» чиновникам, чтобы «протолкнуть» дело, а потом подсовывал договор переуступки прав на квартиру вместо договора об оказании услуг. Что самое неприятное – у него до сих пор есть доверенность на три года, по которой он может действовать от нашего имени...

Что интересно, по словам Елены Кожевниковой, тот же Олег Михайлов сейчас продает другую квартиру: однокомнатную, по адресу: Менделеева, 8.

– Предыдущая хозяйка квартиры тоже умерла – погибла в пожаре, – говорит омичка. – У этой недвижимости тоже есть наследники – два сына, которые сейчас находятся в местах не столь отдаленных. И цена занижена – Михайлов продает ее за миллион двести тридцать тысяч. Чтобы отдать ее за миллион сто? Не получится ли тут, как со мной? Я уже написала заявление в полицию.

РИА «Омск-Информ» будет следить за развитием событий.

Как не попасться мошенникам в сфере недвижимости:

1. Если риелтор делает необоснованно большую скидку, стоит крепко призадуматься – не слишком ли все гладко складывается? Лишних денег не бывает, и у риелторов тоже.

2. По возможности лучше самостоятельно проверять документы, предоставляемые продавцом. Сведения о многих из них находятся в открытом доступе.

3. Риелторов нужно выбирать по рекомендации либо из числа тех фирм, которые постоянно на слуху. В Омске существует две саморегулируемые организации: «Профессиональные риелторы Омской области» и «Омский союз риелторов», в которые входит более сотни проверенных риелторских компаний.

4. По тому же принципу нужно выбирать и юристов. В Омске есть коллегия адвокатов. Не ограничивайтесь представителем в суде – только активно практикующий адвокат знает предпочтения каждого судьи и сможет максимально помочь в процессе.

Анатолий Сергеев

3835