Поиск

Как пациентам защитить собственные права в больницах и поликлиниках, выяснял обозреватель "Вечернего Омска" 

Талоны к «узким» врачам в кратчайшие сроки – это реальность. Как и бесплатные диагностические исследования, проведённые вовремя, или опять-таки вовремя выданные лекарства. А если медики нарушают ваши права, то они же вам и заплатят за свои прегрешения. Главное – следовать букве закона.

Знай и умей

Остеохондроз – страшная штука. Пенсионерку Анну Гуляеву так скрутило, что хоть волком вой. Боль – адская, скорей в поликлинику!

Терапевт женщину выслушал, но боли в спине – не его профиль. Врач направил Анну Григорьевну к невропатологу. Уж он-то ей непременно поможет.

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Гуляева пришла в поликлинику в пятницу, а талоны к узким специалистам там выдают лишь по средам. Пришлось, страдая от боли, ждать следующей среды. Однако и в этот день пенсионерке не помогли.

– Талончик мне выдали на конец месяца, – пожаловалась она. – И как теперь быть?

Подобная ситуация многим знакома до боли. Причем в самом прямом смысле этого слова. Как правило, омичи терпят и ждут, когда же доктор их все-таки примет. Они просто не знают, что имеют полное право потребовать от врачей соблюдения своих прав. Тех, что положены им по закону как пациентам.

По Закону о защите прав потребителей.

– Раньше этот закон распространялся лишь на платные медицинские услуги, – поясняетуправляющий Центром медицинского права, юрист медицинского права Алексей ПАНОВ. – Однако три года назад им вооружили и пациентов государственных медицинских учреждений, имеющих полис обязательного медицинского страхования. На этот счет даже вышло специальное постановление пленума Верховного суда РФ.

Но, к сожалению, многие омичи до сих пор ничего об этом не слышали. Например, та же Анна Гуляева. Если бы пенсионерка знала собственные права, то она давно бы уже получила необходимую помощь. Более того – женщине бы еще заплатили несколько тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

Не верите? Зря!

По известному адресу

Чем раньше пациент попадет в руки врачей, тем быстрее поправится. Об этом знают все медики, однако порой взять талон к доктору не так просто. Случай с Анной Гуляевой тому подтверждение. А между тем закон на ее стороне.

– Люди ошибочно думают, что им надо самим пробиваться к врачу на прием, – говорит Алексей Валентинович. – Однако в действующем законодательстве четко прописано, что направить пациента на консультацию к нужному специалисту – это проблема медучреждения, куда человек обратился за помощью.

Но омичей не просто должны послать по известному адресу, сделав об этом запись в медкарте. Нет, им обязаны обеспечить доступ в кабинет доктора, необходимого в данный момент. При этом срок ожидания на прием к узким специалистам и на отдельные диагностические процедуры для пациентов не может быть более 15 календарных дней. За это время медицинская организация должна предоставить талон, чтобы человек мог попасть к нужному врачу. Об этом, в частности, сказано в территориальной программе госгарантий, которая действует в Омской области.

Но – гладко было на бумаге, да забыли про овраги. На практике то нужный специалист заболеет, то талоны к нему имеются лишь на конец месяца, то еще какая беда в поликлинике приключится. Отговорок хватает, но ими не вылечишься.

И что в таком случае делать?

Идите вы в… суд

Если вовремя попасть к доктору не получится, выходов у вас несколько. Во-первых, можно сидеть и страдать, как Анна Григорьевна. Те, кого такой мазохизм не устраивает, выбирают второй вариант.

– Выждите 15 календарных дней, положенных по закону, – советует Алексей Валентинович. – Если за это время в медучреждении так и не предоставили вам возможности попасть на прием к узкому специалисту, то смело идите в любую частную поликлинику.

Оплатив консультацию доктора, получите необходимую медицинскую помощь. Далее в соответствии с Законом о защите прав потребителей предъявите претензию о возврате понесенных расходов к своей поликлинике. К той самой, где вас так и не обеспечили консультацией необходимого специалиста в установленный законодательством срок.

– Если там платить не желают, подавайте исковое заявление в суд, – продолжает юрист. – Шансы на выигрыш - сто процентов из ста.

В этом случае пациенту полагаются бонусы. Ему не только возместят затраты на платную консультацию, но и присудят несколько тысяч в качестве компенсации морального вреда. Плюс ко всему поликлиника выплатит штраф, который тоже пойдет в кошелек пациента. На круг набегает прилично.

Допустим, что консультация платного специалиста обошлась вам в полтысячи. Эти деньги вернут по суду и еще, например, тысячи две в качестве компенсации морального вреда. Выходит 2500 рублей. Далее поликлиника выплатит вам уже упомянутый штраф. Его размер составляет 50 процентов от вышеназванной суммы. То есть еще плюс 1250 рублей, которые вы положите в свой кошелек. Итого, затратив 500 рублей на платную консультацию, можно не только вернуть собственное здоровье, но и получить 3750 рублей.

Звучит слишком сладко, но это – закон, который нельзя нарушать даже врачам поликлиники.

Звонок другу

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Тех, кто знает собственные права, на мякине не проведешь.

К примеру, вам предлагают платную операцию. Большинство соглашается, умные же звонят в страховую компанию, выдавшую полис ОМС.

– Там вам ответят, действительно ли предлагаемая врачом операция является платной или ее должны сделать бесплатно, – поясняет Панов. – Также можно обратиться за советом в территориальный фонд медицинского страхования или в минздрав Омской области.

Если, к примеру, очередь на УЗИ растянулась на пару месяцев, то это тоже повод для «звонка другу». То есть в страховую компанию. Поинтересуйтесь у них: а что говорится в законе о таких долгих сроках постановки диагноза? Если закон против этого возражает, попросите страховщиков обеспечить вас обследованием в те сроки, которые установлены территориальной программой госгарантий.

– На сто процентов уверен, что после такого звонка вас обследуют намного быстрее, – говорит Алексей Валентинович. – Страховая компания сделает главврачу поликлиники предложение, от которого тот не сможет отказаться.

К слову, такое же предложение можете сделать и вы. Изложите свои претензии к поликлинике в письменном виде и направьте свой труд главврачу. С пациентами, которые хорошо знают собственные права, медики предпочитают не связываться. Им проще обеспечить людям все то, что положено по закону, чем потом безуспешно судиться.

Вечерний Омск

Как пациентам защитить собственные права в больницах и поликлиниках, выяснял обозреватель "Вечернего Омска" 

Талоны к «узким» врачам в кратчайшие сроки – это реальность. Как и бесплатные диагностические исследования, проведённые вовремя, или опять-таки вовремя выданные лекарства. А если медики нарушают ваши права, то они же вам и заплатят за свои прегрешения. Главное – следовать букве закона.

Знай и умей

Остеохондроз – страшная штука. Пенсионерку Анну Гуляеву так скрутило, что хоть волком вой. Боль – адская, скорей в поликлинику!

Терапевт женщину выслушал, но боли в спине – не его профиль. Врач направил Анну Григорьевну к невропатологу. Уж он-то ей непременно поможет.

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Гуляева пришла в поликлинику в пятницу, а талоны к узким специалистам там выдают лишь по средам. Пришлось, страдая от боли, ждать следующей среды. Однако и в этот день пенсионерке не помогли.

– Талончик мне выдали на конец месяца, – пожаловалась она. – И как теперь быть?

Подобная ситуация многим знакома до боли. Причем в самом прямом смысле этого слова. Как правило, омичи терпят и ждут, когда же доктор их все-таки примет. Они просто не знают, что имеют полное право потребовать от врачей соблюдения своих прав. Тех, что положены им по закону как пациентам.

По Закону о защите прав потребителей.

– Раньше этот закон распространялся лишь на платные медицинские услуги, – поясняетуправляющий Центром медицинского права, юрист медицинского права Алексей ПАНОВ. – Однако три года назад им вооружили и пациентов государственных медицинских учреждений, имеющих полис обязательного медицинского страхования. На этот счет даже вышло специальное постановление пленума Верховного суда РФ.

Но, к сожалению, многие омичи до сих пор ничего об этом не слышали. Например, та же Анна Гуляева. Если бы пенсионерка знала собственные права, то она давно бы уже получила необходимую помощь. Более того – женщине бы еще заплатили несколько тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

Не верите? Зря!

По известному адресу

Чем раньше пациент попадет в руки врачей, тем быстрее поправится. Об этом знают все медики, однако порой взять талон к доктору не так просто. Случай с Анной Гуляевой тому подтверждение. А между тем закон на ее стороне.

– Люди ошибочно думают, что им надо самим пробиваться к врачу на прием, – говорит Алексей Валентинович. – Однако в действующем законодательстве четко прописано, что направить пациента на консультацию к нужному специалисту – это проблема медучреждения, куда человек обратился за помощью.

Но омичей не просто должны послать по известному адресу, сделав об этом запись в медкарте. Нет, им обязаны обеспечить доступ в кабинет доктора, необходимого в данный момент. При этом срок ожидания на прием к узким специалистам и на отдельные диагностические процедуры для пациентов не может быть более 15 календарных дней. За это время медицинская организация должна предоставить талон, чтобы человек мог попасть к нужному врачу. Об этом, в частности, сказано в территориальной программе госгарантий, которая действует в Омской области.

Но – гладко было на бумаге, да забыли про овраги. На практике то нужный специалист заболеет, то талоны к нему имеются лишь на конец месяца, то еще какая беда в поликлинике приключится. Отговорок хватает, но ими не вылечишься.

И что в таком случае делать?

Идите вы в… суд

Если вовремя попасть к доктору не получится, выходов у вас несколько. Во-первых, можно сидеть и страдать, как Анна Григорьевна. Те, кого такой мазохизм не устраивает, выбирают второй вариант.

– Выждите 15 календарных дней, положенных по закону, – советует Алексей Валентинович. – Если за это время в медучреждении так и не предоставили вам возможности попасть на прием к узкому специалисту, то смело идите в любую частную поликлинику.

Оплатив консультацию доктора, получите необходимую медицинскую помощь. Далее в соответствии с Законом о защите прав потребителей предъявите претензию о возврате понесенных расходов к своей поликлинике. К той самой, где вас так и не обеспечили консультацией необходимого специалиста в установленный законодательством срок.

– Если там платить не желают, подавайте исковое заявление в суд, – продолжает юрист. – Шансы на выигрыш - сто процентов из ста.

В этом случае пациенту полагаются бонусы. Ему не только возместят затраты на платную консультацию, но и присудят несколько тысяч в качестве компенсации морального вреда. Плюс ко всему поликлиника выплатит штраф, который тоже пойдет в кошелек пациента. На круг набегает прилично.

Допустим, что консультация платного специалиста обошлась вам в полтысячи. Эти деньги вернут по суду и еще, например, тысячи две в качестве компенсации морального вреда. Выходит 2500 рублей. Далее поликлиника выплатит вам уже упомянутый штраф. Его размер составляет 50 процентов от вышеназванной суммы. То есть еще плюс 1250 рублей, которые вы положите в свой кошелек. Итого, затратив 500 рублей на платную консультацию, можно не только вернуть собственное здоровье, но и получить 3750 рублей.

Звучит слишком сладко, но это – закон, который нельзя нарушать даже врачам поликлиники.

Звонок другу

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Тех, кто знает собственные права, на мякине не проведешь.

К примеру, вам предлагают платную операцию. Большинство соглашается, умные же звонят в страховую компанию, выдавшую полис ОМС.

– Там вам ответят, действительно ли предлагаемая врачом операция является платной или ее должны сделать бесплатно, – поясняет Панов. – Также можно обратиться за советом в территориальный фонд медицинского страхования или в минздрав Омской области.

Если, к примеру, очередь на УЗИ растянулась на пару месяцев, то это тоже повод для «звонка другу». То есть в страховую компанию. Поинтересуйтесь у них: а что говорится в законе о таких долгих сроках постановки диагноза? Если закон против этого возражает, попросите страховщиков обеспечить вас обследованием в те сроки, которые установлены территориальной программой госгарантий.

– На сто процентов уверен, что после такого звонка вас обследуют намного быстрее, – говорит Алексей Валентинович. – Страховая компания сделает главврачу поликлиники предложение, от которого тот не сможет отказаться.

К слову, такое же предложение можете сделать и вы. Изложите свои претензии к поликлинике в письменном виде и направьте свой труд главврачу. С пациентами, которые хорошо знают собственные права, медики предпочитают не связываться. Им проще обеспечить людям все то, что положено по закону, чем потом безуспешно судиться.

Вечерний Омск