Поиск

Исполняющий обязанности губернатора Кемеровской области Аман ТУЛЕЕВ рассказал, зачем и какой ценой область достигает успехов в экономике.

ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ ДОСТАНУТ

- Аман Еумирович, весь мир сейчас переживает тяжёлые времена: и в политике, и в экономике кризис. Легко ли живётся Кузбассу?

- Легко живётся на кокосовом побережье где-нибудь в тропиках. А Кузбасс - ото промышленный, урбанизированный регион с тремя миллионами жителей в центре самого большого континента планеты. Один климат чего стоит! А расстояния... У нас никогда не бывает легко. И все успехи - это результат ежедневного труда каждого моего земляка. Как известно, без труда не вытащить рыбку из пруда. А в Сибири большую часть года просто прийти утром на работу - уже победа над обстоятельствами.

- То есть жизнь в режиме выживания?

- Будь оно так, говорить сегодня было бы не о чем. Но все десятилетия своего существования Кузбасс демонстрирует постоянное поступательное развитие в самых тяжёлых, опасных, но необходимых стране отраслях - добыче ископа емого топлива, металлургии, большой химии.

За последние 15 лег в одну только угольную отрасль, которую в середине 1990-х почему-то называли бесперспективной, вложено 623 млрд рублей инвестиций. Причём не бюджетных - частных денег! Это были не вливания из государственной казны, а средства, выделенные под чистый коммерческий расчёт. На эти деньги построено 83 новых современных предприятия по добыче и переработке угля. Если в 1997 году мы дали стране 94 млн тонн угля, то в прошлом - 211 млн тонн. Наш уголь сейчас - база энергетической безопасности страны, основа российской тяжёлой индустрии.

- Но так ли важно гордиться добычей, когда что-то только достают из-под земли?

- Постойте-ка, 72% добытого угля обогащается и перерабатывается у нас же, в Кузбассе. Это современный высокотехнологичный процесс, который, кстати, динамично развивается. И я считаю, что мы должны перерабатывать весь добытый уголь - все 100%! А продавать только продукты переработки - обогащения и углехимии. Если оценивать нынешние тенденции, то могу сказать, что этого уровня достигнем уже в ближайшие несколько лет. 

Опыт показывает, что мировой экономике требуется всё меньше исходного сырья: гут сказывается, с одной стороны, кризис, с другой - тенденции энергосбережения. А вот спрос на готовые изделия и материалы из того же сырья, наоборот, постоянно растёт. Нам важно не упустить рынок, занять своё место и закрепиться. Делать это надо сейчас. Как сказал один политик: «Иначе нас сомнут». Ведь уголь можно добывать во многих местах, в той же Австралии себестоимость его добычи куда ниже.

Ну и, конечно, огромное значение имеет транспортировка кузбасской продукции. Мы, повторюсь, в центре огромной страны, гигантского континента. До любого моря - тысячи километров. А возить по железной дороге выгоднее товары небольшого объёма, но высокой цены.

ПРОДУКТЫ - СИБИРСКИЕ

- Выходит, область развивается, пусть и успешно, в одном только угольном направлении ?

- Ну что вы! Угледобыча привела нас к созданию новых отраслей. Объём топливного бака БелАЗа в зависимости от тоннажа - 1,5-2 тысячи литров. И не факт, что одной заправки хватит на день работы. А кроме карьерных самосвалов есть ещё и бульдозеры, экскаваторы, строительная техника. Потребности региона в ГСМ колоссальны - 4 млн тонн в год, из которых 3,5 млн тонн потребляет угольная отрасль. А есть ведь ещё и аграрный сектор. Поэтому мы в 2006 году приняли решение о создании с нуля областной нефтеперерабатывающей промышленности.

Сегодня в Кузбассе строятся сразу четыре нефтеперерабатывающих завода (НПЗ). Их общая плановая мощность - 9,5 млн тонн нефтепродуктов в год, В июле 2013 года запущена первая очередь Яйского НПЗ мощностью 3 млн тонн продукции в год.

Это позволяет нам уже сейчас обеспечивать собственным дизтопливом работу карьерной техники, тракторов и комбайнов в сельском хозяйстве, общественный транспорт.

Правилыюли мы поступаем? Чтобы ответить на этот вопрос, думаю, достаточно одного факта: в последние годы цена горючего в Кузбассе самая низкая по всей Сибири.

Ещё одна отрасль, напрямую произошедшая из угольной, добыча газа. Метан в угольных пластах - это потенциальный убийца шахтёров. Но, если его оттуда извлечь, он становится отличным топливом. И разрабатывать этот пласт безопаснее. Мы качаем метан из угольных месторождений уже несколько лет, начали ещё до того, как возникла вся эта шумиха вокруг сланцевого газа... Кроме того, развиваем аграрный сектор, о котором я уже упомянул, туризм.

- Подождите, промышленный регион как-то не очень ассоциируется с развитым сельским хозяйством, а тем более туризмом.

- Наверное, не ассоциируется у тех, кто в нём не живёт.

Но наши аграрии обеспечивают нас основными продуктами питания, справляясь с этой задачей на твёрдую пятёрку. Хотя в 1990-е мы покупали зерно в Канаде, и тогда трудно было поверить, что шахтёрский Кузбасс способен прокормить себя сам.

Кстати, инвестиции в сельхозпроизводство обеспечила всё та же родная угольная отрасль. Так что кузбасские угольщики умеют не только «доставать из-под земли», как вы сказали, но и вкладывать в неё с очевидной пользой. Да, регион находи тся в зоне рискованного земледелия, и природа диктует суровые условия нашим труженикам села, по зайдите в любой кузбасский супермаркет и посмотрите, какие продукты выбирают люди, а потом почитайте на упаковке, где эти продукты сделаны.

ИЗ ШЕРЕГЕША - НА ОЛИМПИАДУ

- А туризм? Насколько это серьёзно?

- Чрезвычайно серьёзно. Особенно если его развивать там, где прежде и в голову никому не приходило. Юг нашей области славен в истории как место событий Гражданской войны, с другой стороны, это часть системы печально знаменитого ГУЛАГа. Между тем здесь расположена Горная Шория - красивейший край с уникальным климатом и потрясающим разнообразием природных зон. Тут есть и горы с удобными для лыжных трасс склонами, и реки для спортивных сплавов, проложено множество маршрутов для пеших и конных походов. Плюс уникальные экзотические традиции местных жителей - шорцев.

Может быть, кто-то и не верил в успех, когда мы лет 15 назад решили развивать это направление. А сейчас кузбасский Шерегеш - самый популярный из российских горнолыжных курортов. В минувший сезон наши трассы посетили около миллиона человек! Нас называют «угольный Кузбасс», но мы по праву уже стали и «Кузбассом туристическим».

- А каков уровень инфраструктуры - отели, подъёмники, рестораны ?

- И отели, и подъемники, и рестораны - всё современного уровня. Вы же понимаете, что миллион туристов в гору ножками не пойдут и чем попало питаться не станут. Ну а качество трасс... Следили за победами российских спортсменов на зимней Олимпиаде в прошлом году? Так вот, почти все сноубордисты-чемпионы тренировались в Шерегеше. Многие лыжники - тоже.

Однако наша туристическая отрасль не сводится к одному Шерсгешу, хоть он и настоящая жемчужина. Есть ещё Горная Саланга на севере области, в Тисульском районе. Есть места уникальных археологических находок: недавно откопали пситтакозавра сибирского, жившего тут в эпоху динозавров.

Есть старинный Мариинск с замечательной архитектурой позапрошлого века. Томская Писаница - скалы на берегу реки с рисунками людей, живших несколько тысяч лет назад...

«ОАЗИС СОЦИАЛИЗМА»?

- По большому счёту все успехи в экономике нужны только для того, чтобы люди жили лучше. Как живут сейчас простые жители Кузбасса ?

- Не отвечу односложно, что хорошо живут, - приведу только факты. Ипоечные ссуды под 5,3% и даже иод. 0% годовых - как вам? Такого не то что в России, в мире, наверное, нет. И это не для каких-то особых категорий граждан - такие ссуды уже получили несколько тысяч простых кузбассовцев.

Я уже говорил о цепах на бензин, но не только он, но и хлеб, услуги ЖКХ у нас самые дешёвые в стране. Малоимущим многодетным семьям для подсобных хозяйств раздаём бесплатно кроликов, коров, кур. Некоторые уже целые фермы завели!

Перечислять наши социальные инициативы можно долго. Кузбасс иногда называют «островком социализма». Я считаю, что это принципиально - поддерживать людей, живущих на нашей земле, ведь тем самым мы сберегаем народ! Иначе сложно объяснить даже самому себе, зачем нужны все эти экономические показатели, если они не обеспечивают достойную жизнь моим землякам здесь и сейчас.

АиФ

Исполняющий обязанности губернатора Кемеровской области Аман ТУЛЕЕВ рассказал, зачем и какой ценой область достигает успехов в экономике.

ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ ДОСТАНУТ

- Аман Еумирович, весь мир сейчас переживает тяжёлые времена: и в политике, и в экономике кризис. Легко ли живётся Кузбассу?

- Легко живётся на кокосовом побережье где-нибудь в тропиках. А Кузбасс - ото промышленный, урбанизированный регион с тремя миллионами жителей в центре самого большого континента планеты. Один климат чего стоит! А расстояния... У нас никогда не бывает легко. И все успехи - это результат ежедневного труда каждого моего земляка. Как известно, без труда не вытащить рыбку из пруда. А в Сибири большую часть года просто прийти утром на работу - уже победа над обстоятельствами.

- То есть жизнь в режиме выживания?

- Будь оно так, говорить сегодня было бы не о чем. Но все десятилетия своего существования Кузбасс демонстрирует постоянное поступательное развитие в самых тяжёлых, опасных, но необходимых стране отраслях - добыче ископа емого топлива, металлургии, большой химии.

За последние 15 лег в одну только угольную отрасль, которую в середине 1990-х почему-то называли бесперспективной, вложено 623 млрд рублей инвестиций. Причём не бюджетных - частных денег! Это были не вливания из государственной казны, а средства, выделенные под чистый коммерческий расчёт. На эти деньги построено 83 новых современных предприятия по добыче и переработке угля. Если в 1997 году мы дали стране 94 млн тонн угля, то в прошлом - 211 млн тонн. Наш уголь сейчас - база энергетической безопасности страны, основа российской тяжёлой индустрии.

- Но так ли важно гордиться добычей, когда что-то только достают из-под земли?

- Постойте-ка, 72% добытого угля обогащается и перерабатывается у нас же, в Кузбассе. Это современный высокотехнологичный процесс, который, кстати, динамично развивается. И я считаю, что мы должны перерабатывать весь добытый уголь - все 100%! А продавать только продукты переработки - обогащения и углехимии. Если оценивать нынешние тенденции, то могу сказать, что этого уровня достигнем уже в ближайшие несколько лет. 

Опыт показывает, что мировой экономике требуется всё меньше исходного сырья: гут сказывается, с одной стороны, кризис, с другой - тенденции энергосбережения. А вот спрос на готовые изделия и материалы из того же сырья, наоборот, постоянно растёт. Нам важно не упустить рынок, занять своё место и закрепиться. Делать это надо сейчас. Как сказал один политик: «Иначе нас сомнут». Ведь уголь можно добывать во многих местах, в той же Австралии себестоимость его добычи куда ниже.

Ну и, конечно, огромное значение имеет транспортировка кузбасской продукции. Мы, повторюсь, в центре огромной страны, гигантского континента. До любого моря - тысячи километров. А возить по железной дороге выгоднее товары небольшого объёма, но высокой цены.

ПРОДУКТЫ - СИБИРСКИЕ

- Выходит, область развивается, пусть и успешно, в одном только угольном направлении ?

- Ну что вы! Угледобыча привела нас к созданию новых отраслей. Объём топливного бака БелАЗа в зависимости от тоннажа - 1,5-2 тысячи литров. И не факт, что одной заправки хватит на день работы. А кроме карьерных самосвалов есть ещё и бульдозеры, экскаваторы, строительная техника. Потребности региона в ГСМ колоссальны - 4 млн тонн в год, из которых 3,5 млн тонн потребляет угольная отрасль. А есть ведь ещё и аграрный сектор. Поэтому мы в 2006 году приняли решение о создании с нуля областной нефтеперерабатывающей промышленности.

Сегодня в Кузбассе строятся сразу четыре нефтеперерабатывающих завода (НПЗ). Их общая плановая мощность - 9,5 млн тонн нефтепродуктов в год, В июле 2013 года запущена первая очередь Яйского НПЗ мощностью 3 млн тонн продукции в год.

Это позволяет нам уже сейчас обеспечивать собственным дизтопливом работу карьерной техники, тракторов и комбайнов в сельском хозяйстве, общественный транспорт.

Правилыюли мы поступаем? Чтобы ответить на этот вопрос, думаю, достаточно одного факта: в последние годы цена горючего в Кузбассе самая низкая по всей Сибири.

Ещё одна отрасль, напрямую произошедшая из угольной, добыча газа. Метан в угольных пластах - это потенциальный убийца шахтёров. Но, если его оттуда извлечь, он становится отличным топливом. И разрабатывать этот пласт безопаснее. Мы качаем метан из угольных месторождений уже несколько лет, начали ещё до того, как возникла вся эта шумиха вокруг сланцевого газа... Кроме того, развиваем аграрный сектор, о котором я уже упомянул, туризм.

- Подождите, промышленный регион как-то не очень ассоциируется с развитым сельским хозяйством, а тем более туризмом.

- Наверное, не ассоциируется у тех, кто в нём не живёт.

Но наши аграрии обеспечивают нас основными продуктами питания, справляясь с этой задачей на твёрдую пятёрку. Хотя в 1990-е мы покупали зерно в Канаде, и тогда трудно было поверить, что шахтёрский Кузбасс способен прокормить себя сам.

Кстати, инвестиции в сельхозпроизводство обеспечила всё та же родная угольная отрасль. Так что кузбасские угольщики умеют не только «доставать из-под земли», как вы сказали, но и вкладывать в неё с очевидной пользой. Да, регион находи тся в зоне рискованного земледелия, и природа диктует суровые условия нашим труженикам села, по зайдите в любой кузбасский супермаркет и посмотрите, какие продукты выбирают люди, а потом почитайте на упаковке, где эти продукты сделаны.

ИЗ ШЕРЕГЕША - НА ОЛИМПИАДУ

- А туризм? Насколько это серьёзно?

- Чрезвычайно серьёзно. Особенно если его развивать там, где прежде и в голову никому не приходило. Юг нашей области славен в истории как место событий Гражданской войны, с другой стороны, это часть системы печально знаменитого ГУЛАГа. Между тем здесь расположена Горная Шория - красивейший край с уникальным климатом и потрясающим разнообразием природных зон. Тут есть и горы с удобными для лыжных трасс склонами, и реки для спортивных сплавов, проложено множество маршрутов для пеших и конных походов. Плюс уникальные экзотические традиции местных жителей - шорцев.

Может быть, кто-то и не верил в успех, когда мы лет 15 назад решили развивать это направление. А сейчас кузбасский Шерегеш - самый популярный из российских горнолыжных курортов. В минувший сезон наши трассы посетили около миллиона человек! Нас называют «угольный Кузбасс», но мы по праву уже стали и «Кузбассом туристическим».

- А каков уровень инфраструктуры - отели, подъёмники, рестораны ?

- И отели, и подъемники, и рестораны - всё современного уровня. Вы же понимаете, что миллион туристов в гору ножками не пойдут и чем попало питаться не станут. Ну а качество трасс... Следили за победами российских спортсменов на зимней Олимпиаде в прошлом году? Так вот, почти все сноубордисты-чемпионы тренировались в Шерегеше. Многие лыжники - тоже.

Однако наша туристическая отрасль не сводится к одному Шерсгешу, хоть он и настоящая жемчужина. Есть ещё Горная Саланга на севере области, в Тисульском районе. Есть места уникальных археологических находок: недавно откопали пситтакозавра сибирского, жившего тут в эпоху динозавров.

Есть старинный Мариинск с замечательной архитектурой позапрошлого века. Томская Писаница - скалы на берегу реки с рисунками людей, живших несколько тысяч лет назад...

«ОАЗИС СОЦИАЛИЗМА»?

- По большому счёту все успехи в экономике нужны только для того, чтобы люди жили лучше. Как живут сейчас простые жители Кузбасса ?

- Не отвечу односложно, что хорошо живут, - приведу только факты. Ипоечные ссуды под 5,3% и даже иод. 0% годовых - как вам? Такого не то что в России, в мире, наверное, нет. И это не для каких-то особых категорий граждан - такие ссуды уже получили несколько тысяч простых кузбассовцев.

Я уже говорил о цепах на бензин, но не только он, но и хлеб, услуги ЖКХ у нас самые дешёвые в стране. Малоимущим многодетным семьям для подсобных хозяйств раздаём бесплатно кроликов, коров, кур. Некоторые уже целые фермы завели!

Перечислять наши социальные инициативы можно долго. Кузбасс иногда называют «островком социализма». Я считаю, что это принципиально - поддерживать людей, живущих на нашей земле, ведь тем самым мы сберегаем народ! Иначе сложно объяснить даже самому себе, зачем нужны все эти экономические показатели, если они не обеспечивают достойную жизнь моим землякам здесь и сейчас.

АиФ