Поиск

Экс-директор ОАО «Омский аэропорт» считает, что новому руководству предприятия в первую очередь нужно заняться привлечением авиакомпаний, и расширением маршрутной сети.

Завершилась непрерывная череда скандалов, сотрясавших ОАО «Омский аэропорт» во время работы Виктора Титарева в должности генерального директора предприятия. О своем видении ситуации в Омском аэропорту, перспективах развития гражданской авиации в Омске в беседе с обозревателем РИА «Омск-Информ» рассказал Михаил Берман, в 2009–2013 годах работавший генеральным директором ОАО «Омский аэропорт».

– Михаил Львович, в начале нашего разговора прокомментируйте, пожалуйста, некую конспирологическую версию. Виктор Титарев в интервью одному омскому изданию назвал Вас в числе людей, проводивших работу по его смещению с должности. Что можно сказать по этому поводу?

– Да, я слышал эту душераздирающую историю про то, как человека подставили и обманули все, кто только мог, включая самого губернатора. Смешно все это. Что касается меня, то я не обладаю такими ресурсами, чтобы заставить подписать больше половины работников организации обращение к президенту страны с требованием уволить генерального директора. Люди сделали это сами. И при этом они не скрывались, не боялись «оргвыводов» со стороны начальства. Удивительно другое: как можно было за год работы во главе аэропорта так настроить против себя коллектив предприятия.

– В прессе министр имущественных отношений Омской области Виктор Соболев назвал Виктора Титарева «хорошим антикризисным менеджером». А как вы можете прокомментировать это заявление?

– Я не знаю, что министр имел в виду. В моем понимании, хороший «антикризисный менеджер» приходит на предприятие, когда оно находится в кризисе, и выводит его из этого состояния. На момент назначения Титарева в Омском аэропорту никакого кризиса не было. А вот на момент его ухода кризисные явления явственно стали проявляться. Сократилась маршрутная сеть, резко упали объемы перевозок.  Но самое главное, это падение морально-психологического климата в коллективе, практически приведшее к потере управляемости предприятием. А это уже просто опасно.

– Недавно было закрыто уголовное дело в отношении Вас по обвинению в нарушениях при покупке перронного автобуса.

– Да, это так. Уголовное дело против меня было возбуждено на основании заявления руководства аэропорта. Кто конкретно подписывал это заявление, говорить не буду. Правоохранительные органы провели расследование и пришли к выводу, что в моих действиях состав преступления отсутствует. Для меня это было очевидно с самого начала. Претензий к «органам» у меня нет, они просто выполнили свою работу.

– Михаил Львович, Вы как человек, руководивший Омским аэропортом и хорошо знающий это предприятие, как можете охарактеризовать ситуацию, которая сейчас сложилась в коллективе?

– На мой взгляд, напряжение в коллективе возникло из-за того, что люди из-за действий руководства просто стали опасаться за дальнейшую судьбу предприятия и, соответственно, за свою судьбу. Смещение непопулярного директора, конечно, несколько разрядило ситуацию. Однако этого недостаточно. Необходимо восстановить нормальные коммуникации между руководством и работниками, регулярно доводить необходимую информацию, разъяснять ситуацию, формировать понимание перспектив развития аэропорта. Люди должны знать, что их ждет завтра, и спокойно работать. От ауры постоянной борьбы и скандалов, какая в последние полтора года была вокруг Омского аэропорта, надо уходить.

– В каком направлении, на Ваш взгляд, необходимо работать новому менеджменту предприятия?

– Основное предназначение аэропорта – обслуживание воздушных перевозок. Вот работой по увеличению объемов этого обслуживания и необходимо заниматься в первую очередь. Иными словами, основные усилия необходимо сконцентрировать на работе по привлечению авиакомпаний, увеличению частоты полетов, расширению маршрутной сети. К сожалению, в последнее время, напротив, авиакомпании сокращали свое присутствие в Омске. Отчасти это было обусловлено кризисными явлениями, но во многом отсутствием должной работы. В результате ушли регулярные рейсы в Стамбул, Пекин, Ереван, Баку, Ташкент, Душанбе, Иркутск. А ведь в свое время мы достаточно долго формировали эти маршруты, выстраивали отношения с представителями соответствующих национальных диаспор в Омске, изучали востребованность этих направлений. Все это необходимо возвращать.

– А есть ли перспективы у региональных маршрутов из Омска в соседние города России? У нас постоянно открывают такие маршруты, но они, просуществовав немного времени, вскоре закрываются. И вообще, как появляются новые маршруты?

– Перспективы, конечно, есть. Тем более что в условиях сокращения международных программ авиакомпании просто вынуждены обращать внимание на внутренний рынок. Кстати, по данным Росавиации, в целом по стране, в текущем году перевозки пассажиров сократились лишь в дальнее зарубежье, внутри России они выросли на 10%, в страны СНГ – на 4%. Но открытию каждого нового рейса должна предшествовать серьезная маркетинговая работа.

В первую очередь необходимо определить потенциальную потребность в данном рейсе, то есть наличие сложившихся экономических, культурных, этнических связей, либо реальную возможность быстрого формирования таких связей. Иными словами, сколько бы мы ни пытались открыть рейс, скажем, в Сыктывкар или Череповец, вряд ли у нас что-нибудь получится. На этом этапе налаживаются контакты с представителями потенциальных пассажиров: бизнесменами, национальными диаспорами, туристическими агентствами и т. д. Затем готовится предложение для авиакомпаний, которое включает в себя прогноз по пассажиропотоку, ориентировочную стоимость билетов, желательную частоту, оптимальное время вылета, предлагаемые скидки, возможность господдержки и т. д. А дальше самое главное – нам надо найти авиакомпанию, которой наше предложение будет интересно, а после того, когда мы ее найдем, необходимо сделать все для того, чтобы этот интерес не пропал. Совместно «раскатывать» рейс, участвовать в рекламе, работать с группами потенциальных пассажиров, обеспечивать необходимое качество обслуживания, оперативно решать любые вопросы, короче, помогать во всем. Так что перспективы, конечно, есть, но все это требует времени и кропотливой работы.

– Правительство России выделяет некоторые средства на субсидирование региональных рейсов. Могут ли эти рейсы работать без господдержки или без нее никак?

– Лишней господдержка, конечно, не будет, особенно учитывая экономическое состояние наших авиакомпаний. По крайней мере, в первое время после открытия рейса, в период его «раскатки». Для этого и существуют государственные программы. Но рассчитывать только на господдержку, конечно, неправильно. Уверен, потенциал развития у региональных рейсов есть, главное, их хорошо подготовить. Кстати, здесь важна позиция региональной власти. Речь идет не о деньгах, достаточно просто проявления интереса к данному вопросу. У перевозчиков должно сложиться мнение, что они нужны не только аэропорту, но и правительство региона искренне заинтересовано в сотрудничестве с ними. Например, было бы интересно провести в Омске крупный авиационный форум.

– Недавно ушедший руководитель Омского аэропорта много говорил о развитии дополнительного, неавиационного направления бизнеса – это открытие кафе, «Леголенда» и прочие проекты. Как вы оцениваете перспективность этого направления бизнеса?

– Развитием неавиационных видов деятельности заниматься, безусловно, надо. Но не надо и забывать о том, что без достаточного количества пассажиров все это не имеет смысла. Для серьезного развития неавиационного бизнеса необходимо создать ситуацию, когда в аэровокзале находится большое количество пассажиров, закончивших прохождение предполетных процедур и располагающих свободным временем. Речь идет либо о трансфертных или транзитных пассажирах, либо о первоначальных пассажирах, приехавших в аэропорт с большим запасом времени.

Омск здесь имеет свою специфику. Трансфера и транзита у нас практически нет, а местные пассажиры, поскольку аэропорт расположен в черте города, с большим запасом времени не приезжают. Так что в первую очередь все-таки развитие перевозок, а торговый центр уже потом. Ну а об идеях сдачи в аренду аэродромной техники муниципалитету или о проекте «Леголенда» вообще говорить не хочу.

– А как обстоит в Омском аэропорту с кадрами? Насколько я помню, большинство скандалов за последний год происходило при попытке «оптимизировать» кадры, изменить должностные обязанности.

– Оптимизация ресурсов – неотъемлемая часть деятельности руководителя. Бывают ситуации, когда он вынужден принимать неприятные решения, в том числе по дополнительной нагрузке на работников или их сокращению. Мне тоже приходилось этим заниматься, и я знаю, как это тяжело. Но здесь важно понимать, что тем, кого ты сокращаешь, еще тяжелее. Поэтому, как в любом деле, здесь необходима грамотная подготовка и реализация.

Люди должны осознавать, что все происходящее не барская прихоть, а объективная необходимость, изменения действительно нужны, но при этом их интересы максимально учитываются. Возможна реализация специальных компенсационных программ в отношении отдельных категорий работников. Мы, например, в свое время проводили такую работу с пенсионерами. И большое количество людей уволилось без всякого скандала. Ну и, конечно, все документы должны быть оформлены безупречно. Насколько я знаю, мой сменщик не так много и людей сократил, а скандал был огромный.  

Что касается характеристики кадров в Омском аэропорту, то с уверенностью могу сказать, что в подавляющем большинстве это высокопрофессиональные, подготовленные и ответственные люди.

Беседовал Михаил Осколков

1370

Экс-директор ОАО «Омский аэропорт» считает, что новому руководству предприятия в первую очередь нужно заняться привлечением авиакомпаний, и расширением маршрутной сети.

Завершилась непрерывная череда скандалов, сотрясавших ОАО «Омский аэропорт» во время работы Виктора Титарева в должности генерального директора предприятия. О своем видении ситуации в Омском аэропорту, перспективах развития гражданской авиации в Омске в беседе с обозревателем РИА «Омск-Информ» рассказал Михаил Берман, в 2009–2013 годах работавший генеральным директором ОАО «Омский аэропорт».

– Михаил Львович, в начале нашего разговора прокомментируйте, пожалуйста, некую конспирологическую версию. Виктор Титарев в интервью одному омскому изданию назвал Вас в числе людей, проводивших работу по его смещению с должности. Что можно сказать по этому поводу?

– Да, я слышал эту душераздирающую историю про то, как человека подставили и обманули все, кто только мог, включая самого губернатора. Смешно все это. Что касается меня, то я не обладаю такими ресурсами, чтобы заставить подписать больше половины работников организации обращение к президенту страны с требованием уволить генерального директора. Люди сделали это сами. И при этом они не скрывались, не боялись «оргвыводов» со стороны начальства. Удивительно другое: как можно было за год работы во главе аэропорта так настроить против себя коллектив предприятия.

– В прессе министр имущественных отношений Омской области Виктор Соболев назвал Виктора Титарева «хорошим антикризисным менеджером». А как вы можете прокомментировать это заявление?

– Я не знаю, что министр имел в виду. В моем понимании, хороший «антикризисный менеджер» приходит на предприятие, когда оно находится в кризисе, и выводит его из этого состояния. На момент назначения Титарева в Омском аэропорту никакого кризиса не было. А вот на момент его ухода кризисные явления явственно стали проявляться. Сократилась маршрутная сеть, резко упали объемы перевозок.  Но самое главное, это падение морально-психологического климата в коллективе, практически приведшее к потере управляемости предприятием. А это уже просто опасно.

– Недавно было закрыто уголовное дело в отношении Вас по обвинению в нарушениях при покупке перронного автобуса.

– Да, это так. Уголовное дело против меня было возбуждено на основании заявления руководства аэропорта. Кто конкретно подписывал это заявление, говорить не буду. Правоохранительные органы провели расследование и пришли к выводу, что в моих действиях состав преступления отсутствует. Для меня это было очевидно с самого начала. Претензий к «органам» у меня нет, они просто выполнили свою работу.

– Михаил Львович, Вы как человек, руководивший Омским аэропортом и хорошо знающий это предприятие, как можете охарактеризовать ситуацию, которая сейчас сложилась в коллективе?

– На мой взгляд, напряжение в коллективе возникло из-за того, что люди из-за действий руководства просто стали опасаться за дальнейшую судьбу предприятия и, соответственно, за свою судьбу. Смещение непопулярного директора, конечно, несколько разрядило ситуацию. Однако этого недостаточно. Необходимо восстановить нормальные коммуникации между руководством и работниками, регулярно доводить необходимую информацию, разъяснять ситуацию, формировать понимание перспектив развития аэропорта. Люди должны знать, что их ждет завтра, и спокойно работать. От ауры постоянной борьбы и скандалов, какая в последние полтора года была вокруг Омского аэропорта, надо уходить.

– В каком направлении, на Ваш взгляд, необходимо работать новому менеджменту предприятия?

– Основное предназначение аэропорта – обслуживание воздушных перевозок. Вот работой по увеличению объемов этого обслуживания и необходимо заниматься в первую очередь. Иными словами, основные усилия необходимо сконцентрировать на работе по привлечению авиакомпаний, увеличению частоты полетов, расширению маршрутной сети. К сожалению, в последнее время, напротив, авиакомпании сокращали свое присутствие в Омске. Отчасти это было обусловлено кризисными явлениями, но во многом отсутствием должной работы. В результате ушли регулярные рейсы в Стамбул, Пекин, Ереван, Баку, Ташкент, Душанбе, Иркутск. А ведь в свое время мы достаточно долго формировали эти маршруты, выстраивали отношения с представителями соответствующих национальных диаспор в Омске, изучали востребованность этих направлений. Все это необходимо возвращать.

– А есть ли перспективы у региональных маршрутов из Омска в соседние города России? У нас постоянно открывают такие маршруты, но они, просуществовав немного времени, вскоре закрываются. И вообще, как появляются новые маршруты?

– Перспективы, конечно, есть. Тем более что в условиях сокращения международных программ авиакомпании просто вынуждены обращать внимание на внутренний рынок. Кстати, по данным Росавиации, в целом по стране, в текущем году перевозки пассажиров сократились лишь в дальнее зарубежье, внутри России они выросли на 10%, в страны СНГ – на 4%. Но открытию каждого нового рейса должна предшествовать серьезная маркетинговая работа.

В первую очередь необходимо определить потенциальную потребность в данном рейсе, то есть наличие сложившихся экономических, культурных, этнических связей, либо реальную возможность быстрого формирования таких связей. Иными словами, сколько бы мы ни пытались открыть рейс, скажем, в Сыктывкар или Череповец, вряд ли у нас что-нибудь получится. На этом этапе налаживаются контакты с представителями потенциальных пассажиров: бизнесменами, национальными диаспорами, туристическими агентствами и т. д. Затем готовится предложение для авиакомпаний, которое включает в себя прогноз по пассажиропотоку, ориентировочную стоимость билетов, желательную частоту, оптимальное время вылета, предлагаемые скидки, возможность господдержки и т. д. А дальше самое главное – нам надо найти авиакомпанию, которой наше предложение будет интересно, а после того, когда мы ее найдем, необходимо сделать все для того, чтобы этот интерес не пропал. Совместно «раскатывать» рейс, участвовать в рекламе, работать с группами потенциальных пассажиров, обеспечивать необходимое качество обслуживания, оперативно решать любые вопросы, короче, помогать во всем. Так что перспективы, конечно, есть, но все это требует времени и кропотливой работы.

– Правительство России выделяет некоторые средства на субсидирование региональных рейсов. Могут ли эти рейсы работать без господдержки или без нее никак?

– Лишней господдержка, конечно, не будет, особенно учитывая экономическое состояние наших авиакомпаний. По крайней мере, в первое время после открытия рейса, в период его «раскатки». Для этого и существуют государственные программы. Но рассчитывать только на господдержку, конечно, неправильно. Уверен, потенциал развития у региональных рейсов есть, главное, их хорошо подготовить. Кстати, здесь важна позиция региональной власти. Речь идет не о деньгах, достаточно просто проявления интереса к данному вопросу. У перевозчиков должно сложиться мнение, что они нужны не только аэропорту, но и правительство региона искренне заинтересовано в сотрудничестве с ними. Например, было бы интересно провести в Омске крупный авиационный форум.

– Недавно ушедший руководитель Омского аэропорта много говорил о развитии дополнительного, неавиационного направления бизнеса – это открытие кафе, «Леголенда» и прочие проекты. Как вы оцениваете перспективность этого направления бизнеса?

– Развитием неавиационных видов деятельности заниматься, безусловно, надо. Но не надо и забывать о том, что без достаточного количества пассажиров все это не имеет смысла. Для серьезного развития неавиационного бизнеса необходимо создать ситуацию, когда в аэровокзале находится большое количество пассажиров, закончивших прохождение предполетных процедур и располагающих свободным временем. Речь идет либо о трансфертных или транзитных пассажирах, либо о первоначальных пассажирах, приехавших в аэропорт с большим запасом времени.

Омск здесь имеет свою специфику. Трансфера и транзита у нас практически нет, а местные пассажиры, поскольку аэропорт расположен в черте города, с большим запасом времени не приезжают. Так что в первую очередь все-таки развитие перевозок, а торговый центр уже потом. Ну а об идеях сдачи в аренду аэродромной техники муниципалитету или о проекте «Леголенда» вообще говорить не хочу.

– А как обстоит в Омском аэропорту с кадрами? Насколько я помню, большинство скандалов за последний год происходило при попытке «оптимизировать» кадры, изменить должностные обязанности.

– Оптимизация ресурсов – неотъемлемая часть деятельности руководителя. Бывают ситуации, когда он вынужден принимать неприятные решения, в том числе по дополнительной нагрузке на работников или их сокращению. Мне тоже приходилось этим заниматься, и я знаю, как это тяжело. Но здесь важно понимать, что тем, кого ты сокращаешь, еще тяжелее. Поэтому, как в любом деле, здесь необходима грамотная подготовка и реализация.

Люди должны осознавать, что все происходящее не барская прихоть, а объективная необходимость, изменения действительно нужны, но при этом их интересы максимально учитываются. Возможна реализация специальных компенсационных программ в отношении отдельных категорий работников. Мы, например, в свое время проводили такую работу с пенсионерами. И большое количество людей уволилось без всякого скандала. Ну и, конечно, все документы должны быть оформлены безупречно. Насколько я знаю, мой сменщик не так много и людей сократил, а скандал был огромный.  

Что касается характеристики кадров в Омском аэропорту, то с уверенностью могу сказать, что в подавляющем большинстве это высокопрофессиональные, подготовленные и ответственные люди.

Беседовал Михаил Осколков

1370