Поиск

За два с половиной года до официального запуска в эксплуатацию Омского НПЗ, в апреле 1953 года, первая группа выпускников Ленинградского химико-технологического и Газотопливного техникума прибыла в Омск. Молодые специалисты думали, что едут на действующий нефтезавод, но им предстояло стать основателями будущего гиганта отечественной нефтепереработки.

Послевоенное десятилетие было очень трудным для советского народа. На восстановление экономики, городов, промышленности, инфраструктуры страна бросила все силы. Причем не только в европейской части страны, но и за Уралом, в богатой недрами Сибири. Развитие нефтеперерабатывающей отрасли было в числе первоочередных задач. Без обеспечения в нужном количестве нефтепродуктами невозможно развитие тяжелой промышленности, энергетики, сельского хозяйства и социальной сферы.

Строительство в центре Западной Сибири завода по переработке Туймазинской девонской нефти мощностью 3 млн тонн в год было стратегически важным и необходимым делом. Место для строительства нефтеперерабатывающего предприятия было определено специальной комиссией, в 1949 году назначенной Приказом Министерства нефтяной промышленности. Возводить объект было решено на территории, находящейся к северу от Омска.

В конце 1952 года Дирекция Омского нефтеперерабатывающего завода располагалась в двух кособоких дощато-насыпных бараках с печным отоплением. Помещения, «отвоеванные» на правах заказчика у «Омскстроя», от пола до потолка были забиты папками с проектной документацией. Неподалеку – крытые склады базы оборудования с подъездными железнодорожными путями и сарай с теплушкой-диспетчерской, где располагался гараж.

Граница Омска тогда проходила по территории нынешнего городка Водников. Оттуда до деревни Захламино шла грунтовая дорога, да однопутная трамвайная колея, по которой ходил одинокий вагон-тяни-толкай с двумя кабинами. Ему не надо было разворачиваться. Для того, чтобы отправиться по обратному маршруту, вагоновожатый переходил из кабины в одном конце вагона в кабину на другом конце. За деревней простирались леса, болота, озера и непролазная грязь.

По словам пионеров стройки, первый директор Омского нефтезавода, Александр Моисеевич Малунцев, прибыл на объект одним из первых. Именно благодаря его лидерским качествам, все рабочие и специалисты поверили в успех, с оптимизмом смотрели на непочатый край работ.

Самым богатым на события стал 1954 год: развернуты работы по строительству всех технологических установок, очистных сооружений, прудов-накопителей, водозабора, коллектора, бетонных и асфальтовых дорог, других вспомогательных объектов и жилья. Стоит отметить, что ТЭЦ была построена и пущена в эксплуатацию всего за 20 месяцев – это небывалый случай в истории Министерства нефтяной промышленности СССР. После того, как 7 ноября 1954 года был поднят пар в котлах ТЭЦ, в Москву отстучали короткую телеграмму: «Задание выполнено!»

Несмотря на рекордные темпы строительства, к лету 1955 года завод все еще напоминал огромную стройплощадку. Люди работали, отправлялись на обучение десяткам профессий, а по возвращении опять с головой погружались в работу. Все делали сообща, прислушиваясь к советам друг друга. Тогда до выпуска Омским нефтезаводом первой партии бензина оставалось еще 10 лет самоотверженного труда, совместного решения тысяч вопросов и жизни с верой в светлое будущее.

Любопытно, что начало выпуска автомобильного топлива на ОНПЗ связано с тем, что в 1965 году в Омскую область поступили грузовые автомобили «ЗИЛ-130», работающие на бензине с октановым числом 76. По заказу государства нефтезавод приступил к подготовке производства такого топлива и, спустя короткое время, в том же 1965 году нефтяники отправили потребителям первую партию бензина А-72 с октановым числом 76.

За два с половиной года до официального запуска в эксплуатацию Омского НПЗ, в апреле 1953 года, первая группа выпускников Ленинградского химико-технологического и Газотопливного техникума прибыла в Омск. Молодые специалисты думали, что едут на действующий нефтезавод, но им предстояло стать основателями будущего гиганта отечественной нефтепереработки.

Послевоенное десятилетие было очень трудным для советского народа. На восстановление экономики, городов, промышленности, инфраструктуры страна бросила все силы. Причем не только в европейской части страны, но и за Уралом, в богатой недрами Сибири. Развитие нефтеперерабатывающей отрасли было в числе первоочередных задач. Без обеспечения в нужном количестве нефтепродуктами невозможно развитие тяжелой промышленности, энергетики, сельского хозяйства и социальной сферы.

Строительство в центре Западной Сибири завода по переработке Туймазинской девонской нефти мощностью 3 млн тонн в год было стратегически важным и необходимым делом. Место для строительства нефтеперерабатывающего предприятия было определено специальной комиссией, в 1949 году назначенной Приказом Министерства нефтяной промышленности. Возводить объект было решено на территории, находящейся к северу от Омска.

В конце 1952 года Дирекция Омского нефтеперерабатывающего завода располагалась в двух кособоких дощато-насыпных бараках с печным отоплением. Помещения, «отвоеванные» на правах заказчика у «Омскстроя», от пола до потолка были забиты папками с проектной документацией. Неподалеку – крытые склады базы оборудования с подъездными железнодорожными путями и сарай с теплушкой-диспетчерской, где располагался гараж.

Граница Омска тогда проходила по территории нынешнего городка Водников. Оттуда до деревни Захламино шла грунтовая дорога, да однопутная трамвайная колея, по которой ходил одинокий вагон-тяни-толкай с двумя кабинами. Ему не надо было разворачиваться. Для того, чтобы отправиться по обратному маршруту, вагоновожатый переходил из кабины в одном конце вагона в кабину на другом конце. За деревней простирались леса, болота, озера и непролазная грязь.

По словам пионеров стройки, первый директор Омского нефтезавода, Александр Моисеевич Малунцев, прибыл на объект одним из первых. Именно благодаря его лидерским качествам, все рабочие и специалисты поверили в успех, с оптимизмом смотрели на непочатый край работ.

Самым богатым на события стал 1954 год: развернуты работы по строительству всех технологических установок, очистных сооружений, прудов-накопителей, водозабора, коллектора, бетонных и асфальтовых дорог, других вспомогательных объектов и жилья. Стоит отметить, что ТЭЦ была построена и пущена в эксплуатацию всего за 20 месяцев – это небывалый случай в истории Министерства нефтяной промышленности СССР. После того, как 7 ноября 1954 года был поднят пар в котлах ТЭЦ, в Москву отстучали короткую телеграмму: «Задание выполнено!»

Несмотря на рекордные темпы строительства, к лету 1955 года завод все еще напоминал огромную стройплощадку. Люди работали, отправлялись на обучение десяткам профессий, а по возвращении опять с головой погружались в работу. Все делали сообща, прислушиваясь к советам друг друга. Тогда до выпуска Омским нефтезаводом первой партии бензина оставалось еще 10 лет самоотверженного труда, совместного решения тысяч вопросов и жизни с верой в светлое будущее.

Любопытно, что начало выпуска автомобильного топлива на ОНПЗ связано с тем, что в 1965 году в Омскую область поступили грузовые автомобили «ЗИЛ-130», работающие на бензине с октановым числом 76. По заказу государства нефтезавод приступил к подготовке производства такого топлива и, спустя короткое время, в том же 1965 году нефтяники отправили потребителям первую партию бензина А-72 с октановым числом 76.