Поиск

Серьезный разговор за Одессу

Назначение Михаила Саакашвили главой одесской областной администрации всех застало врасплох. Да до такой степени, что многие до сих пор так и не поняли, что он не мэр Одессы, а начальник повыше. И перед ним огромный фронт работы, в котором Одесса — это только часть его забот.

Россиянину, который черпает информацию из российских государственных телеканалов, понять смысл этого назначения непросто. Телевидение, вдруг разом забыв о привычных фашистах-бандеровцах и злобной Америке, немедленно заголосило о Саакашвили. Из пропагандной бомбардировки зрителей можно узнать, что глупый Порошенко, видимо, упившись горилки, на потеху миру назначил губернатором уголовника Саакашвили, который все провалил в Грузии и которого разыскивают за кровавые преступления. Сам же Саакашвили — это трусливый шут, не более. Шут, потому что галстук жевал, а трусливый, потому что упал на землю и прикрылся охранниками, когда раздались какие-то выстрелы на улице.

Ах, если бы все было так просто, как описывает все это российская телепропаганда, то не билась бы она сейчас в истерике, выдавая желаемое за действительное. А ведь искажение действительности тут на каждом шагу. Да, Саакашвили жевал галстук, но это было при настройке света в студии, поэтому какие тут претензии. Каждый готовится к съемке как хочет — видели бы вы, какие глупости вытворяют перед интервью при настройке света наши чиновники. Только их видео не сливают в Интернет. Пока. А падение на землю и прикрытие охраной — это уж, извините, охрана президента просто обязана так поступать, это мы видим в каждом западном детективе. Да-да, валить президента на землю и прикрывать его своими телами — это долг президентской охраны.

Однако думается, что если бы Саакашвили был святее матери Терезы, телеящик нашел бы, за что его пинать, раз есть такое задание. А задание получено немедленно, потому что Саакашвили на Украине на высоком посту — это крайне неприятная новость для Москвы. И даже, скажем прямо, опасность. Почему? Да потому, что это назначение разбивает множество мифов. И прежде всего общеполитических, на которых стоит Россия.

Ну, к примеру, что руководить могут только свои.

Выясняется, что нет, что этот мафиозный принцип можно отбросить и приглашать на высокие министерские посты иностранцев. И действительно, если ты видишь иностранца, у которого получились необходимые тебе реформы, то почему бы его не пригласить? Порошенко пошел именно по такому пути. Вначале была опасность, что киевские элиты взбунтуются, но ничего подобного — прибалты и грузины в украинском руководстве воспринимаются вполне дружелюбно. У иностранцев на Украине нет «своих», они не включены в коррупционные схемы. Если учесть, что это люди на контракте, то давить на них бесполезно — при нарушении любой договоренности с президентом или премьером они громко заявляют, что работать не могут, и покидают свои места, за которые любой местный держался бы до последнего. Пара человек, кстати, так поступили — и мир не рухнул.

Второй миф: Саакашвили — «сбитый летчик». Да нет, Украина в нем увидела талантливого менеджера, за плечами которого годы успешных грузинских реформ. Такое «разновидение» объяснимо: Москве нужен Саакашвили-изгой, чтобы не вспоминать про «революцию роз». Киеву же нужен опытный менеджер, который может вдохнуть жизнь в такой непростой регион, как Одесская область.

Итак, что же встречает Михаила Саакашвили на его новом месте?

Да ничего радостного.

Нынешнее положение Одессы странное. Город как будто застыл между прошлым и будущим. Чтобы быть промышленным центром — не хватает промышленности, а та, что есть, — еле дышит. Чтобы быть курортом — не хватает курортной инфраструктуры. Чтобы быть туристическим центром — не хватает, в широком смысле, аттракционов, ради которых сюда рванут сотни тысяч туристов. Но вспомним: Саакашвили уже имел дело с таким городом — он называется Батуми. И тот, кто был там, понимает, каким был этот город и каким стал. А кто не был — может посмотреть фотки. Таким образом, Саакашвили знает, как из приморского города сделать конфету. Да и из области тоже. И это может у него получиться, если…

А вот теперь переходим к грустному — опасностям и противодействиям. А их будет множество.

Во-первых, у Саакашвили там не будет привычной команды. Он не сможет массово пригласить своих соратников, потому что местные не поймут, почему ими руководят грузины. А значит, в короткие сроки придется искать инициативных местных. Во-вторых, не секрет, что до этого момента город фактически был в руках олигарха Коломойского, который через своего мэра рулил всем, чем возможно. Так что в лице Коломойского Саакашвили получает реального врага, который будет действовать против него через старые одесские элиты. Олигарх уже заявил, что «Саакашвили сдаст Одессу русским» — странная фраза, демонстрирующая, однако, крайнее раздражение.

В-третьих, Одесса и область — это наименее реформированный регион во всей Украине. Все как будто застыло во сне: после прихода в президентство Порошенко тут, в местную власть, не пришли новые люди, настроенные на реформы, — тут все как при Януковиче. Даже больше — все существующие кланы, привычные аферисты, знакомые рейдеры и классические бандиты — они как будто из бабелевских времен. Да только задача у них приятнее: пилятся деньги Одесского порта, а сладкая Одесская таможня облеплена «жучками», живущими на коррупции десятилетиями. Тут нет ничего удивительного — Одесса из жемчужины как-то незаметно превратилась в обычный провинциальный город, что не устраивает жителей, но вполне устраивает местную мафию, для которой чем тише, чем лучше.

Так вот, Саакашвили придется все это ломать, а это — третья опасность, и она проявит себя немедленно. Думается, что недруги Саакашвили попробуют привычный сценарий — демонстрации протеста по любому поводу, чтобы полиция применила силу. А тогда можно будет выставить Саакашвили чужаком, убивающим украинский народ, что, безусловно, понравится Москве. Параллельно будут идти челобитные к Порошенко с требованиями убрать чужака. Хватит ли у Саакашвили терпения, чтобы собрать новую элиту региона и противопоставить ее местной мафии? Ответа тут пока нет, жизнь покажет.

Еще одна проблема носит фамилию Яценюк. Уже сейчас идут разговоры, что Одесса — это для Саакашвили только трамплин, что он метит в премьеры. Как сложатся его отношения с нынешним влиятельным премьером — это тоже вопрос: все понимают, что Саакашвили получил широчайшие, невиданные досель полномочия, но понравится ли это Яценюку?

Также жизнь покажет самое главное: насколько крепок будет Порошенко в его безусловной поддержке Саакашвили. Но тут, как кажется, поддержка будет чрезвычайной, ибо Порошенко с помощью Саакашвили решает для себя как минимум три важные политические задачи.

Первая — красивая и эффектная. На Украине появится «витрина страны» — регион, реформированный по европейскому образцу. Это не просто красивый город, это целая область, с портами, нефтяными заводами и прозрачной крупнейшей таможней. Если получится, то это будет модель, которую можно мультиплицировать на всю Украину.

Вторая задача — рычаг давления. Не все заметили, что Украина, недовольная продолжающимися обстрелами с территорий, занятыми сепаратистами в Донецке и Луганске, отменила возможность транзита российских войск в Приднестровье и обратно. Таким образом, мятежное Приднестровье оказалось полностью блокировано между Украиной и Молдовой. И тут именно Саакашвили может создать силы, жестко контролирующие блокаду. Любви России это ему не прибавит, но он, как кажется, этим не морочится.

А вот третья задача, она, как видится, для Порошенко наиболее важная. Создав такой витринный регион, он смело может сказать Западу и Востоку: «Вы требовали децентрализации Украины? Так вот она!» То есть он противопоставит полностью самостоятельную, успешную русскоязычную Одессу нынешним ДНР и ЛНР, где ходят с оружием и стреляют. И это будет правдой, потому что децентрализация зависит не от изменения Конституции, а от доверия главы страны руководителю региона. А если регион возглавляет реформатор, заслуживающий такого доверия, то децентрализация вполне успешна и в рамках унитарного государства.

Итак, Саакашвили приступил к новой работе. К этому можно относиться по-разному. Можно, как Дмитрий Медведев, с издевкой назвать это «шапито». Но можно поступить по-другому: с симпатией наблюдать, как реформируется очередной регион постсоветской страны. Вторая позиция мне кажется более конструктивной.

Получится ли у Михаила Саакашвили осуществить задуманное?

Ответа нет, это зависит от множества факторов. Однако в неожиданном назначении кроется азарт гигантской задачи — победить коррупцию в одном из наиболее сложных регионов и построить «столицу Черного моря» — так определил свою цель Саакашвили.

И еще скажите, что Одесса-мама этого недостойна.

Московский комсомолец

Серьезный разговор за Одессу

Назначение Михаила Саакашвили главой одесской областной администрации всех застало врасплох. Да до такой степени, что многие до сих пор так и не поняли, что он не мэр Одессы, а начальник повыше. И перед ним огромный фронт работы, в котором Одесса — это только часть его забот.

Россиянину, который черпает информацию из российских государственных телеканалов, понять смысл этого назначения непросто. Телевидение, вдруг разом забыв о привычных фашистах-бандеровцах и злобной Америке, немедленно заголосило о Саакашвили. Из пропагандной бомбардировки зрителей можно узнать, что глупый Порошенко, видимо, упившись горилки, на потеху миру назначил губернатором уголовника Саакашвили, который все провалил в Грузии и которого разыскивают за кровавые преступления. Сам же Саакашвили — это трусливый шут, не более. Шут, потому что галстук жевал, а трусливый, потому что упал на землю и прикрылся охранниками, когда раздались какие-то выстрелы на улице.

Ах, если бы все было так просто, как описывает все это российская телепропаганда, то не билась бы она сейчас в истерике, выдавая желаемое за действительное. А ведь искажение действительности тут на каждом шагу. Да, Саакашвили жевал галстук, но это было при настройке света в студии, поэтому какие тут претензии. Каждый готовится к съемке как хочет — видели бы вы, какие глупости вытворяют перед интервью при настройке света наши чиновники. Только их видео не сливают в Интернет. Пока. А падение на землю и прикрытие охраной — это уж, извините, охрана президента просто обязана так поступать, это мы видим в каждом западном детективе. Да-да, валить президента на землю и прикрывать его своими телами — это долг президентской охраны.

Однако думается, что если бы Саакашвили был святее матери Терезы, телеящик нашел бы, за что его пинать, раз есть такое задание. А задание получено немедленно, потому что Саакашвили на Украине на высоком посту — это крайне неприятная новость для Москвы. И даже, скажем прямо, опасность. Почему? Да потому, что это назначение разбивает множество мифов. И прежде всего общеполитических, на которых стоит Россия.

Ну, к примеру, что руководить могут только свои.

Выясняется, что нет, что этот мафиозный принцип можно отбросить и приглашать на высокие министерские посты иностранцев. И действительно, если ты видишь иностранца, у которого получились необходимые тебе реформы, то почему бы его не пригласить? Порошенко пошел именно по такому пути. Вначале была опасность, что киевские элиты взбунтуются, но ничего подобного — прибалты и грузины в украинском руководстве воспринимаются вполне дружелюбно. У иностранцев на Украине нет «своих», они не включены в коррупционные схемы. Если учесть, что это люди на контракте, то давить на них бесполезно — при нарушении любой договоренности с президентом или премьером они громко заявляют, что работать не могут, и покидают свои места, за которые любой местный держался бы до последнего. Пара человек, кстати, так поступили — и мир не рухнул.

Второй миф: Саакашвили — «сбитый летчик». Да нет, Украина в нем увидела талантливого менеджера, за плечами которого годы успешных грузинских реформ. Такое «разновидение» объяснимо: Москве нужен Саакашвили-изгой, чтобы не вспоминать про «революцию роз». Киеву же нужен опытный менеджер, который может вдохнуть жизнь в такой непростой регион, как Одесская область.

Итак, что же встречает Михаила Саакашвили на его новом месте?

Да ничего радостного.

Нынешнее положение Одессы странное. Город как будто застыл между прошлым и будущим. Чтобы быть промышленным центром — не хватает промышленности, а та, что есть, — еле дышит. Чтобы быть курортом — не хватает курортной инфраструктуры. Чтобы быть туристическим центром — не хватает, в широком смысле, аттракционов, ради которых сюда рванут сотни тысяч туристов. Но вспомним: Саакашвили уже имел дело с таким городом — он называется Батуми. И тот, кто был там, понимает, каким был этот город и каким стал. А кто не был — может посмотреть фотки. Таким образом, Саакашвили знает, как из приморского города сделать конфету. Да и из области тоже. И это может у него получиться, если…

А вот теперь переходим к грустному — опасностям и противодействиям. А их будет множество.

Во-первых, у Саакашвили там не будет привычной команды. Он не сможет массово пригласить своих соратников, потому что местные не поймут, почему ими руководят грузины. А значит, в короткие сроки придется искать инициативных местных. Во-вторых, не секрет, что до этого момента город фактически был в руках олигарха Коломойского, который через своего мэра рулил всем, чем возможно. Так что в лице Коломойского Саакашвили получает реального врага, который будет действовать против него через старые одесские элиты. Олигарх уже заявил, что «Саакашвили сдаст Одессу русским» — странная фраза, демонстрирующая, однако, крайнее раздражение.

В-третьих, Одесса и область — это наименее реформированный регион во всей Украине. Все как будто застыло во сне: после прихода в президентство Порошенко тут, в местную власть, не пришли новые люди, настроенные на реформы, — тут все как при Януковиче. Даже больше — все существующие кланы, привычные аферисты, знакомые рейдеры и классические бандиты — они как будто из бабелевских времен. Да только задача у них приятнее: пилятся деньги Одесского порта, а сладкая Одесская таможня облеплена «жучками», живущими на коррупции десятилетиями. Тут нет ничего удивительного — Одесса из жемчужины как-то незаметно превратилась в обычный провинциальный город, что не устраивает жителей, но вполне устраивает местную мафию, для которой чем тише, чем лучше.

Так вот, Саакашвили придется все это ломать, а это — третья опасность, и она проявит себя немедленно. Думается, что недруги Саакашвили попробуют привычный сценарий — демонстрации протеста по любому поводу, чтобы полиция применила силу. А тогда можно будет выставить Саакашвили чужаком, убивающим украинский народ, что, безусловно, понравится Москве. Параллельно будут идти челобитные к Порошенко с требованиями убрать чужака. Хватит ли у Саакашвили терпения, чтобы собрать новую элиту региона и противопоставить ее местной мафии? Ответа тут пока нет, жизнь покажет.

Еще одна проблема носит фамилию Яценюк. Уже сейчас идут разговоры, что Одесса — это для Саакашвили только трамплин, что он метит в премьеры. Как сложатся его отношения с нынешним влиятельным премьером — это тоже вопрос: все понимают, что Саакашвили получил широчайшие, невиданные досель полномочия, но понравится ли это Яценюку?

Также жизнь покажет самое главное: насколько крепок будет Порошенко в его безусловной поддержке Саакашвили. Но тут, как кажется, поддержка будет чрезвычайной, ибо Порошенко с помощью Саакашвили решает для себя как минимум три важные политические задачи.

Первая — красивая и эффектная. На Украине появится «витрина страны» — регион, реформированный по европейскому образцу. Это не просто красивый город, это целая область, с портами, нефтяными заводами и прозрачной крупнейшей таможней. Если получится, то это будет модель, которую можно мультиплицировать на всю Украину.

Вторая задача — рычаг давления. Не все заметили, что Украина, недовольная продолжающимися обстрелами с территорий, занятыми сепаратистами в Донецке и Луганске, отменила возможность транзита российских войск в Приднестровье и обратно. Таким образом, мятежное Приднестровье оказалось полностью блокировано между Украиной и Молдовой. И тут именно Саакашвили может создать силы, жестко контролирующие блокаду. Любви России это ему не прибавит, но он, как кажется, этим не морочится.

А вот третья задача, она, как видится, для Порошенко наиболее важная. Создав такой витринный регион, он смело может сказать Западу и Востоку: «Вы требовали децентрализации Украины? Так вот она!» То есть он противопоставит полностью самостоятельную, успешную русскоязычную Одессу нынешним ДНР и ЛНР, где ходят с оружием и стреляют. И это будет правдой, потому что децентрализация зависит не от изменения Конституции, а от доверия главы страны руководителю региона. А если регион возглавляет реформатор, заслуживающий такого доверия, то децентрализация вполне успешна и в рамках унитарного государства.

Итак, Саакашвили приступил к новой работе. К этому можно относиться по-разному. Можно, как Дмитрий Медведев, с издевкой назвать это «шапито». Но можно поступить по-другому: с симпатией наблюдать, как реформируется очередной регион постсоветской страны. Вторая позиция мне кажется более конструктивной.

Получится ли у Михаила Саакашвили осуществить задуманное?

Ответа нет, это зависит от множества факторов. Однако в неожиданном назначении кроется азарт гигантской задачи — победить коррупцию в одном из наиболее сложных регионов и построить «столицу Черного моря» — так определил свою цель Саакашвили.

И еще скажите, что Одесса-мама этого недостойна.

Московский комсомолец