Поиск

Депутат Государственной думы РФ Олег Смолин рассказал РИА «Омск-Информ», как сохранить систему высшего образования в Омской области от грядущей «модернизации».

– Олег Николаевич, как расценить информацию о том, что в Омске будет сокращено порядка 40% вузов и 80% филиалов вузов?

– В утвержденной Правительством России за подписью председателя правительства Дмитрия Медведева Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. действительно предполагается закрытие 40% российских вузов и 80% филиалов. Эта задача мне кажется абсурдной, поскольку во всем мире сейчас не закрывают, а открывают университеты. Например, Норвегия в качестве национальной идеи заявила об открытии университетов, хотя это страна с одним из лучших в мире показателей развития человеческого потенциала. В США общий показатель количества университетов в расчете на душу населения вдвое выше, чем в России. Но закрывать университеты там никто не собирается.

– Тогда откуда родилась такая идея?

– Безусловно, в России есть некоторое количество халтурных вузов, которые нужно закрывать, но я абсолютно убежден, что цифры 40% и 80% изобретены при помощи известной технологии: пол – потолок – палец. Российские власти кто-то убедил, что в больших вузах качество образования выше, чем в небольших. Я публично обсуждал эту тему с Дмитрием Медведевым в июле 2012 года на заседании «Открытого правительства». И приводил ему примеры иностранных вузов, которые являются средними по размерам, но считаются в мире элитными: Кембридж, Оксфорд, Массачусетский и Калифорнийский  технологические институты. Практически все элитные вузы не являются, по нашим меркам, особо крупными.   И наоборот, самые крупные вузы дают образование массовое, среднего качества. Поэтому укрупнение вузов в России во многих случаях, скорее, приведет к понижению качества образования, чем к его повышению.

– Какова ситуация с уровнем высшего образования в Омске?

– Результаты мониторинга омских вузов прошлых лет, по сравнению со многими городами, даже с Москвой, были значительно лучше. Во-первых, у нас подавляющее большинство вузов успешно проходили мониторинг. Если какие-то вузы признавались неэффективными, мы имели консолидированную позицию региональных властей и омских депутатов по поводу сохранения этих вузов в регионе. Год назад, когда Омская медакадемия и два тарских филиала педагогического и аграрного университетов были объявлены неэффективными, по заданию губернатора в Москву приехали два министра – Сергей Алексеев и Виталий Эрлих и два ректора – Олег Волох и Сергей Петуховский. И там мы совместными усилиями отстояли наши омские вузы. Удастся это сделать сейчас, не знаю. По крайней мере, я уже заявился на комиссию и рабочую группу по мониторингу эффективности  вузов.

– На сегодня хоть один омский вуз закрыт?

– В Омске знаю как минимум один негосударственный вуз, который был ликвидирован по собственной инициативе учредителя и ректора, поскольку оказался экономически нерентабельным. В Москве и Санкт-Петербурге, соответственно, 7 и 10 небольших негосударственных вузов приняли самостоятельное решение о слиянии, учитывая позицию Министерства образования и науки РФ.

– Если все-таки Минобрнауки решит проводить «модернизацию» системы высшего образования в Омской области, нам есть что предложить?

– На совете ректоров с моим участием обсуждалась концепция возможных реорганизаций вузов в Омске, если она потребуется. Ее суть: на добровольной основе некоторые филиалы не омских вузов могут присоединиться к омским вузам. Я знаю такие инициативы со стороны филиалов не омских вузов. Но, например, Плехановская академия приняла решение сохранить свой Омский филиал, и мы будем эту позицию поддерживать.

Второй момент – если все-таки дело придет к предварительной реорганизации омских вузов, то наиболее правильный – это кластерный подход. То есть технически более близкие по профилю вузы могут объединяться. При этом мы полагаем, что в образовании, как в жизни, то, что по любви и согласию, то хорошо; то, что по принуждению, то скверно. Кстати, такую же позицию мне озвучил губернатор Омской области Виктор Назаров. Надеюсь, она меняться не будет.

– Уже около года обсуждается вопрос о возможности приезда в Омский регион министра образования и науки Дмитрия Ливанова.

– Мы с ним эту тему обсуждали. У меня отношение к этому визиту сложное. Почти всегда, когда приезжает министр, он что-то привозит в регион. По крайней мере, обещания дополнительного финансирования. Пока Омская область едва ли не в наибольшей степени сохранила традиционную структуру вузов, которую, как мне кажется, нужно было бы сохранять и завтра. Не хотелось, чтобы визит министра стал спусковым крючком к запуску ломки системы образования в Омской области. С нашей точки зрения, от принудительного объединения вузов вреда было больше, чем пользы. Как минимум в первые 2–3 года в новом большом вузе люди не работают, а выясняют отношения, кто главный в ректорате, на факультете, на кафедре и т. п. Есть не очень афишируемые результаты исследования создания федеральных вузов, которые как раз говорят об этой тревожной ситуации. 

– Каковы их результаты?

– Я много раз общался с руководителями федеральных вузов, созданных путем принуждения. Очень часто слышал одно и то же: несколько старых вузов разрушили, а нового не создали. Не хотел, чтобы эта ситуация повторилась в моем родном городе. Мы обсуждали эту тему много раз с министром образования, с замом министра, отвечающим за высшее образование, Александром Климовым. Они говорили мне примерно одно и то же: мы не будем принудительно в Омске ломать структуру высшего образования. Но если вы сами проявите инициативу, мы это будем поддерживать и дадим под это деньги.

Не знаю, какие деньги дадут сейчас, учитывая секвестр бюджета, но пока мы готовы поддерживать инициативы по добровольному объединению омских вузов с некоторыми не омскими филиалами. Сохранение существующей модели высшей школы в Омской области зависит от консолидированных усилий власти, совета ректоров и депутатов ГД.

– Как в прошлом году проходило рассмотрение результатов мониторинга омских вузов в Минобрнауки?

– Не раскрою великую тайну, если скажу, что накануне в Москве был грандиозный скандал между Минобрнауки и московскими депутатами. На рабочей группе был объявлен неэффективным 21 государственный вуз Москвы. В том числе ведущие – Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) и  МАТИ, где готовят ракетчиков. После этого более чем уравновешенные депутаты – Николай Булаев из «ЕР», мой прямой начальник Вячеслав Никонов из «ЕР» вместе с представителями Москвы Леонидом Печатниковым и Исааком Калиной в знак протеста покинули зал заседаний.

На следующий день рассматривался вопрос о реорганизации вузов Омска. После прошедшего скандала нам пошли навстречу. Результат мониторинга омских вузов за 2014 год  оказался значительно более благополучным, чем московских.

– На недавней встрече в пресс-центре РИА «Омск-Информ» министр образования Омской области Сергей Канунников сказал, что уровень образования в нашем регионе достаточно высок. Вы согласны с ним?   

– Уровень образования, конечно, упал по всей стране. Мой друг и учитель профессор Худяков, декан с 40-летним стажем, говорит, что по уровню образования средний выпускник современного университета примерно равен хорошему выпускнику хорошей советской школы.

Но я уверен, что всякого рода образовательной халтуры в нашем регионе, как и в других сибирских регионах, значительно меньше, чем в целом ряде столичных вузов. У нас менее коммерциализирована образовательная система, а преподаватели все-таки считают свою работу не услугой, а служением. И успешная работа многих выпускников наших вузов в Москве и Питере говорит о том, что мы не худшие. Знаю много омичей, которые заняли достойное место в своих отраслях, в бизнесе в столицах. Недавно одного из наших профессоров назначили заместителем директора объединенного института Минобрнауки. Знаю нескольких омичей, которые сделали успешную карьеру в бизнесе. Думаю, что многие омские депутаты в Москве тоже далеко не последние.

– Что бы Вы пожелали выпускникам омских школ и вузов?

– Одной простой вещи, как ее когда-то сформулировал Евгений Евтушенко: «Дай Бог побольше разных стран, своей не потеряв однако». Или перефразируя Пушкина: «Какие б мы наук не ведали глубины, к вершинам или вдаль кто был бы принесен, все те же мы. Нам целый мир чужбина, Отечество нам Омск. Да будет Он». 

Буду делать все возможное, чтобы сохранить  нашу систему омского высшего образования.

– Успехов Вам.

– Спасибо.   

2257

Депутат Государственной думы РФ Олег Смолин рассказал РИА «Омск-Информ», как сохранить систему высшего образования в Омской области от грядущей «модернизации».

– Олег Николаевич, как расценить информацию о том, что в Омске будет сокращено порядка 40% вузов и 80% филиалов вузов?

– В утвержденной Правительством России за подписью председателя правительства Дмитрия Медведева Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. действительно предполагается закрытие 40% российских вузов и 80% филиалов. Эта задача мне кажется абсурдной, поскольку во всем мире сейчас не закрывают, а открывают университеты. Например, Норвегия в качестве национальной идеи заявила об открытии университетов, хотя это страна с одним из лучших в мире показателей развития человеческого потенциала. В США общий показатель количества университетов в расчете на душу населения вдвое выше, чем в России. Но закрывать университеты там никто не собирается.

– Тогда откуда родилась такая идея?

– Безусловно, в России есть некоторое количество халтурных вузов, которые нужно закрывать, но я абсолютно убежден, что цифры 40% и 80% изобретены при помощи известной технологии: пол – потолок – палец. Российские власти кто-то убедил, что в больших вузах качество образования выше, чем в небольших. Я публично обсуждал эту тему с Дмитрием Медведевым в июле 2012 года на заседании «Открытого правительства». И приводил ему примеры иностранных вузов, которые являются средними по размерам, но считаются в мире элитными: Кембридж, Оксфорд, Массачусетский и Калифорнийский  технологические институты. Практически все элитные вузы не являются, по нашим меркам, особо крупными.   И наоборот, самые крупные вузы дают образование массовое, среднего качества. Поэтому укрупнение вузов в России во многих случаях, скорее, приведет к понижению качества образования, чем к его повышению.

– Какова ситуация с уровнем высшего образования в Омске?

– Результаты мониторинга омских вузов прошлых лет, по сравнению со многими городами, даже с Москвой, были значительно лучше. Во-первых, у нас подавляющее большинство вузов успешно проходили мониторинг. Если какие-то вузы признавались неэффективными, мы имели консолидированную позицию региональных властей и омских депутатов по поводу сохранения этих вузов в регионе. Год назад, когда Омская медакадемия и два тарских филиала педагогического и аграрного университетов были объявлены неэффективными, по заданию губернатора в Москву приехали два министра – Сергей Алексеев и Виталий Эрлих и два ректора – Олег Волох и Сергей Петуховский. И там мы совместными усилиями отстояли наши омские вузы. Удастся это сделать сейчас, не знаю. По крайней мере, я уже заявился на комиссию и рабочую группу по мониторингу эффективности  вузов.

– На сегодня хоть один омский вуз закрыт?

– В Омске знаю как минимум один негосударственный вуз, который был ликвидирован по собственной инициативе учредителя и ректора, поскольку оказался экономически нерентабельным. В Москве и Санкт-Петербурге, соответственно, 7 и 10 небольших негосударственных вузов приняли самостоятельное решение о слиянии, учитывая позицию Министерства образования и науки РФ.

– Если все-таки Минобрнауки решит проводить «модернизацию» системы высшего образования в Омской области, нам есть что предложить?

– На совете ректоров с моим участием обсуждалась концепция возможных реорганизаций вузов в Омске, если она потребуется. Ее суть: на добровольной основе некоторые филиалы не омских вузов могут присоединиться к омским вузам. Я знаю такие инициативы со стороны филиалов не омских вузов. Но, например, Плехановская академия приняла решение сохранить свой Омский филиал, и мы будем эту позицию поддерживать.

Второй момент – если все-таки дело придет к предварительной реорганизации омских вузов, то наиболее правильный – это кластерный подход. То есть технически более близкие по профилю вузы могут объединяться. При этом мы полагаем, что в образовании, как в жизни, то, что по любви и согласию, то хорошо; то, что по принуждению, то скверно. Кстати, такую же позицию мне озвучил губернатор Омской области Виктор Назаров. Надеюсь, она меняться не будет.

– Уже около года обсуждается вопрос о возможности приезда в Омский регион министра образования и науки Дмитрия Ливанова.

– Мы с ним эту тему обсуждали. У меня отношение к этому визиту сложное. Почти всегда, когда приезжает министр, он что-то привозит в регион. По крайней мере, обещания дополнительного финансирования. Пока Омская область едва ли не в наибольшей степени сохранила традиционную структуру вузов, которую, как мне кажется, нужно было бы сохранять и завтра. Не хотелось, чтобы визит министра стал спусковым крючком к запуску ломки системы образования в Омской области. С нашей точки зрения, от принудительного объединения вузов вреда было больше, чем пользы. Как минимум в первые 2–3 года в новом большом вузе люди не работают, а выясняют отношения, кто главный в ректорате, на факультете, на кафедре и т. п. Есть не очень афишируемые результаты исследования создания федеральных вузов, которые как раз говорят об этой тревожной ситуации. 

– Каковы их результаты?

– Я много раз общался с руководителями федеральных вузов, созданных путем принуждения. Очень часто слышал одно и то же: несколько старых вузов разрушили, а нового не создали. Не хотел, чтобы эта ситуация повторилась в моем родном городе. Мы обсуждали эту тему много раз с министром образования, с замом министра, отвечающим за высшее образование, Александром Климовым. Они говорили мне примерно одно и то же: мы не будем принудительно в Омске ломать структуру высшего образования. Но если вы сами проявите инициативу, мы это будем поддерживать и дадим под это деньги.

Не знаю, какие деньги дадут сейчас, учитывая секвестр бюджета, но пока мы готовы поддерживать инициативы по добровольному объединению омских вузов с некоторыми не омскими филиалами. Сохранение существующей модели высшей школы в Омской области зависит от консолидированных усилий власти, совета ректоров и депутатов ГД.

– Как в прошлом году проходило рассмотрение результатов мониторинга омских вузов в Минобрнауки?

– Не раскрою великую тайну, если скажу, что накануне в Москве был грандиозный скандал между Минобрнауки и московскими депутатами. На рабочей группе был объявлен неэффективным 21 государственный вуз Москвы. В том числе ведущие – Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) и  МАТИ, где готовят ракетчиков. После этого более чем уравновешенные депутаты – Николай Булаев из «ЕР», мой прямой начальник Вячеслав Никонов из «ЕР» вместе с представителями Москвы Леонидом Печатниковым и Исааком Калиной в знак протеста покинули зал заседаний.

На следующий день рассматривался вопрос о реорганизации вузов Омска. После прошедшего скандала нам пошли навстречу. Результат мониторинга омских вузов за 2014 год  оказался значительно более благополучным, чем московских.

– На недавней встрече в пресс-центре РИА «Омск-Информ» министр образования Омской области Сергей Канунников сказал, что уровень образования в нашем регионе достаточно высок. Вы согласны с ним?   

– Уровень образования, конечно, упал по всей стране. Мой друг и учитель профессор Худяков, декан с 40-летним стажем, говорит, что по уровню образования средний выпускник современного университета примерно равен хорошему выпускнику хорошей советской школы.

Но я уверен, что всякого рода образовательной халтуры в нашем регионе, как и в других сибирских регионах, значительно меньше, чем в целом ряде столичных вузов. У нас менее коммерциализирована образовательная система, а преподаватели все-таки считают свою работу не услугой, а служением. И успешная работа многих выпускников наших вузов в Москве и Питере говорит о том, что мы не худшие. Знаю много омичей, которые заняли достойное место в своих отраслях, в бизнесе в столицах. Недавно одного из наших профессоров назначили заместителем директора объединенного института Минобрнауки. Знаю нескольких омичей, которые сделали успешную карьеру в бизнесе. Думаю, что многие омские депутаты в Москве тоже далеко не последние.

– Что бы Вы пожелали выпускникам омских школ и вузов?

– Одной простой вещи, как ее когда-то сформулировал Евгений Евтушенко: «Дай Бог побольше разных стран, своей не потеряв однако». Или перефразируя Пушкина: «Какие б мы наук не ведали глубины, к вершинам или вдаль кто был бы принесен, все те же мы. Нам целый мир чужбина, Отечество нам Омск. Да будет Он». 

Буду делать все возможное, чтобы сохранить  нашу систему омского высшего образования.

– Успехов Вам.

– Спасибо.   

2257