Поиск

Ностальгия по летникам

Летом жизнь протекает быстрее, а также, как правило, ярче, интереснее. Дело не только в отпуске, который большинство людей старается взять именно в эти месяцы. Просто летом существенно расширяется территория обитания человека и, соответственно, диапазон его действий. Случайно встретив старого знакомого на улице зимой, мы перекинемся парой дежурных фраз, обменяемся номерами телефонов и бежим дальше, стараясь сократить до минимума променад по морозу. У аналогичной ситуации летом гораздо больше вариантов продолжения. Подчас очень увлекательных. Наиболее стандартное развитие событий – сесть в летнем кафе, чтобы под бокал пива, чашку кофе или другие напитки вспомнить былое, обсудить знакомых, наметить новую встречу и т.д.

Но проблема в том, что в Омске число летников, как часто называют сезонные точки общепита, в последнее время заметно сократилось. Большинство летних веранд привязано к стационарным ресторанам, кафе, реже – к торговым, развлекательным комплексам, кинотеатрам. В парках, зонах отдыха тоже можно перекусить и выпить что-нибудь прохладное на свежем воздухе. Пожалуй, все. Редко сейчас можно найти приличный летник, который сам по себе пустился бы в автономное плавание.

Хотя еще лет 10–15 назад город был раскрашен разноцветными шатрами летних кафе, которые открывались в парках, скверах, у фонтанов, театров, на площадях, улицах, на набережной, пляжах, на самой реке рядом с речным вокзалом и даже у консульства Казахстана в Омске. Многие помнят кольцо из летников вокруг фонтана с оленем, где теперь стоит Успенский собор, соседство с которым для уличных точек общепита считается недопустимым. Хотя в Европе к таким вещам относятся более спокойно.

Гонения на летники в Омске в начале нулевых не прошли даром. Как объясняют в управлении развития потребительского рынка горадминистрации, сейчас уже предприниматели не горят желанием заняться этим рисковым сезонным бизнесом. К слову, запреты на летний общепит тоже родились не на пустом месте. Жалобы омичей на шум, громкую музыку, скандалы, нарушения санитарных норм в летних кафе стали массовым явлением.

– Вспомните, что было лет 10 назад, когда летние кафе открывались на каждом углу. Шли постоянные жалобы жителей на пьянки, крики, отсутствие туалетов, водопровода и другие нарушения в основном санитарных норм, – пояснил начальник управления развития потребительского рынка и внешнеэкономической деятельности департамента городской экономической политики мэрии Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. – Тогда, наверное, и было принято негласное решение о сокращении таких точек. Заявки на размещение летних кафе даже не рассматривали. Предприниматели за это время, видимо, уже привыкли к сложившейся ситуации. Поэтому большого числа заявок на размещение летних кафе в Омске не поступает уже давно. Есть заявки на размещение кафе в парках, на территориях рядом с любимыми местами отдыха горожан, например на Иртышской набережной, набережной Тухачевского около лодочной станции, некоторых других точках. Открываются летние веранды при ресторанах, кафе, развлекательных комплексах. Отдельно стоящих летних кафе в Омске практически не осталось.

В летних верандах при ресторанах, как правило, неплохая кухня, хороший сервис, но и ценник соответствующий. Это уже не тот летник, где по приемлемым ценам в демократической обстановке можно было съесть шашлык, выпить бокал пива. Чиновники уверяют, что сейчас все негласные запреты на летние кафе сняты. Но бизнес не рвется в эту сферу. На то немало причин. Во-первых, за сезон – с середины мая по сентябрь – не всегда удается отбить вложенные средства, особенно сибирским летом, когда дождь и непогода отпугивают посетителей. Во-вторых, есть сложности с хранением ночью торгового оборудования, продуктов, если рядом нет склада, магазина, любого стационарного заведения, бывают проблемы с набором персонала. В-третьих, арендовать выгодное место для кафе очень непросто, потому что все они, как правило, давно заняты. К тому же поставить шатер в центре стоит недешево. Плюс жесткие санитарные требования, которые не ограничиваются только туалетом и водопроводом. Ну и, наконец, менталитет и невысокий уровень доходов омичей, предпочитающих купить бутылку пива в магазине, чем выпить тот же напиток в кафе, но дороже.

Дефицит летних кафе в какой-то степени компенсирует уличная сезонная торговля. Мороженое, квас, прохладительные напитки, сладкая вата, овощи, фрукты и другая пользующаяся летом повышенным спросом продукция будет максимально приближена к основным потокам людей, местам отдыха. Разработана схема размещения нестационарных торговых объектов. В администрациях округов на торгах определяют предпринимателей, которые получат эти места. По словам Михаила Щелконогова, к середине мая прошло уже 13 торгов, на которых разыграно 421 временное место. Раньше все было проще. Предприниматель пришел, написал заявку и получил место для летнего бизнеса. Теперь все через торги, борьба с коррупцией в разгаре. Кстати, торги обычно повышают стоимость места для летнего бизнеса. Нетрудно догадаться, на кого переложит эти дополнительные затраты предприниматель.

Выгодные места рядом с парками, в центре разлетелись как горячие пирожки. Причем цена на них доходила до 20 тысяч рублей при начальной цене, например, в тысячу рублей на ларь с мороженым. Такая же ситуация с биотуалетами, на которые цены за место в «горячих точках» поднимались в 10 и более раз. Это в определенной мере тоже отпугивает предпринимателей, которые при загнанной, порой искусственно, вверх цене не видят рентабельности своего летнего бизнеса. С другой стороны, на окраинах города те же летние услуги не пользуются спросом, и бизнес туда не идет. Эту диспропорцию местные власти пытаются решать. Не всегда это удается, но обычно предприниматели соглашаются «закрыть» и глухие для их бизнеса точки.

Вечерний Омск

Ностальгия по летникам

Летом жизнь протекает быстрее, а также, как правило, ярче, интереснее. Дело не только в отпуске, который большинство людей старается взять именно в эти месяцы. Просто летом существенно расширяется территория обитания человека и, соответственно, диапазон его действий. Случайно встретив старого знакомого на улице зимой, мы перекинемся парой дежурных фраз, обменяемся номерами телефонов и бежим дальше, стараясь сократить до минимума променад по морозу. У аналогичной ситуации летом гораздо больше вариантов продолжения. Подчас очень увлекательных. Наиболее стандартное развитие событий – сесть в летнем кафе, чтобы под бокал пива, чашку кофе или другие напитки вспомнить былое, обсудить знакомых, наметить новую встречу и т.д.

Но проблема в том, что в Омске число летников, как часто называют сезонные точки общепита, в последнее время заметно сократилось. Большинство летних веранд привязано к стационарным ресторанам, кафе, реже – к торговым, развлекательным комплексам, кинотеатрам. В парках, зонах отдыха тоже можно перекусить и выпить что-нибудь прохладное на свежем воздухе. Пожалуй, все. Редко сейчас можно найти приличный летник, который сам по себе пустился бы в автономное плавание.

Хотя еще лет 10–15 назад город был раскрашен разноцветными шатрами летних кафе, которые открывались в парках, скверах, у фонтанов, театров, на площадях, улицах, на набережной, пляжах, на самой реке рядом с речным вокзалом и даже у консульства Казахстана в Омске. Многие помнят кольцо из летников вокруг фонтана с оленем, где теперь стоит Успенский собор, соседство с которым для уличных точек общепита считается недопустимым. Хотя в Европе к таким вещам относятся более спокойно.

Гонения на летники в Омске в начале нулевых не прошли даром. Как объясняют в управлении развития потребительского рынка горадминистрации, сейчас уже предприниматели не горят желанием заняться этим рисковым сезонным бизнесом. К слову, запреты на летний общепит тоже родились не на пустом месте. Жалобы омичей на шум, громкую музыку, скандалы, нарушения санитарных норм в летних кафе стали массовым явлением.

– Вспомните, что было лет 10 назад, когда летние кафе открывались на каждом углу. Шли постоянные жалобы жителей на пьянки, крики, отсутствие туалетов, водопровода и другие нарушения в основном санитарных норм, – пояснил начальник управления развития потребительского рынка и внешнеэкономической деятельности департамента городской экономической политики мэрии Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. – Тогда, наверное, и было принято негласное решение о сокращении таких точек. Заявки на размещение летних кафе даже не рассматривали. Предприниматели за это время, видимо, уже привыкли к сложившейся ситуации. Поэтому большого числа заявок на размещение летних кафе в Омске не поступает уже давно. Есть заявки на размещение кафе в парках, на территориях рядом с любимыми местами отдыха горожан, например на Иртышской набережной, набережной Тухачевского около лодочной станции, некоторых других точках. Открываются летние веранды при ресторанах, кафе, развлекательных комплексах. Отдельно стоящих летних кафе в Омске практически не осталось.

В летних верандах при ресторанах, как правило, неплохая кухня, хороший сервис, но и ценник соответствующий. Это уже не тот летник, где по приемлемым ценам в демократической обстановке можно было съесть шашлык, выпить бокал пива. Чиновники уверяют, что сейчас все негласные запреты на летние кафе сняты. Но бизнес не рвется в эту сферу. На то немало причин. Во-первых, за сезон – с середины мая по сентябрь – не всегда удается отбить вложенные средства, особенно сибирским летом, когда дождь и непогода отпугивают посетителей. Во-вторых, есть сложности с хранением ночью торгового оборудования, продуктов, если рядом нет склада, магазина, любого стационарного заведения, бывают проблемы с набором персонала. В-третьих, арендовать выгодное место для кафе очень непросто, потому что все они, как правило, давно заняты. К тому же поставить шатер в центре стоит недешево. Плюс жесткие санитарные требования, которые не ограничиваются только туалетом и водопроводом. Ну и, наконец, менталитет и невысокий уровень доходов омичей, предпочитающих купить бутылку пива в магазине, чем выпить тот же напиток в кафе, но дороже.

Дефицит летних кафе в какой-то степени компенсирует уличная сезонная торговля. Мороженое, квас, прохладительные напитки, сладкая вата, овощи, фрукты и другая пользующаяся летом повышенным спросом продукция будет максимально приближена к основным потокам людей, местам отдыха. Разработана схема размещения нестационарных торговых объектов. В администрациях округов на торгах определяют предпринимателей, которые получат эти места. По словам Михаила Щелконогова, к середине мая прошло уже 13 торгов, на которых разыграно 421 временное место. Раньше все было проще. Предприниматель пришел, написал заявку и получил место для летнего бизнеса. Теперь все через торги, борьба с коррупцией в разгаре. Кстати, торги обычно повышают стоимость места для летнего бизнеса. Нетрудно догадаться, на кого переложит эти дополнительные затраты предприниматель.

Выгодные места рядом с парками, в центре разлетелись как горячие пирожки. Причем цена на них доходила до 20 тысяч рублей при начальной цене, например, в тысячу рублей на ларь с мороженым. Такая же ситуация с биотуалетами, на которые цены за место в «горячих точках» поднимались в 10 и более раз. Это в определенной мере тоже отпугивает предпринимателей, которые при загнанной, порой искусственно, вверх цене не видят рентабельности своего летнего бизнеса. С другой стороны, на окраинах города те же летние услуги не пользуются спросом, и бизнес туда не идет. Эту диспропорцию местные власти пытаются решать. Не всегда это удается, но обычно предприниматели соглашаются «закрыть» и глухие для их бизнеса точки.

Вечерний Омск